Украинский рынок лифтового оборудования: тенденции и объемы


ОБЪЕМЫ УКРАИНСКОГО РЫНКА ЛИФТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ФОНЕ МИРОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ


фото: «ОТИС»

Потребность в лифтах и, соответственно, объемы отечественного рынка лифтового оборудования в Украине растут с каждым годом. Объясняется это не только активным развитием рынка недвижимости, но и износом действующего лифтового парка. Так, по данным компании ЗАО «ОТИС» (Украина), только в Киеве работает приблизительно 20 000 лифтов, из них 25% (5000) отработали свой нормативный срок, нуждаются в дальнейшей модернизации или замене. Замена одного пассажирского лифта в стандартном жилом шестнадцатиэтажном доме в среднем обходится в 300 000 гривен. Поэтому без серьезной поддержки со стороны государства и городских властей произвести замену устаревшего лифтового парка в различных городах Украины невозможно. В этом плане, по словам Михаила Пономаренко, генерального директора компании «Отис», «Киеву как столице повезло больше. Так, на 2006 год городом разработан и принят план замены и модернизации устаревших лифтов. В частности, только нашей компанией будет произведено работ на сумму в 40 миллионов гривен».
Анализ консалтинговой компанией WBTC Group отечественного рынка лифтового оборудования показал, что в 2004 году лифтовой парк в нашей стране увеличился на 1340 лифтов, из которых 560 (42% от общего количества) было произведено в Украине, а остальные 780 лифтов (58%) – импортированы. В 2005 эта цифра уже составляла приблизительно 1660. Как отмечает Михаил Гаркавцев, директор компании WBTC Group, «учитывая ежегодный прирост годового объема в 300-340 лифтов, в 2006 году объем украинского рынка лифтов может увеличиться на 1900-1950 единиц. Однако необходимо учитывать, что это число приблизительное, поскольку более точные сведения можно получить по окончанию работ первого полугодия на основании данных Государственного комитета статистики, а также Государственного департамента промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора при МЧС Украины.
К тому же, на погрешность в прогнозах влияет разница между статистикой непосредственно смонтированных и испытанных лифтов, на которые выдан паспорт, и статистикой подписанных компаниями контрактов. В последнем варианте контракт означает еще неустановленный лифт, так как его подписание может состояться в этом году, а установка лифта – перенестись на следующий. Поэтому цифры в данных вариантах могут существенно отличаться».
По данным компании «Отис», объем прироста отечественного рынка в 2006 году может составить 2000 лифтов. Однако, такой объем является недостаточным для нашей страны. «В европейских странах, территория которых сопоставима с Украиной, объем рынка во много раз превышает отечественные показатели. Так, например, объем рынка Франции составляет 14 000, а Испании – 37 000 лифтов в год. Что же касается нашего северного соседа, то в России эта цифра закрепилась на отметке 25 000», – говорит Михаил Пономаренко.


Источник: компания «Отис»
графика: СР

С 1998 года позиции наиболее крупного и перспективного рынка для компаний-производителей и поставщиков лифтовых систем стабильно удерживает Китай. Как отмечает Михаил Пономаренко, «в Китае на сегодняшний день показатели годового прироста лифтового оборудования шагнули к отметке в 160 000 лифтов в год, и это притом, что данный показатель достигается всего лишь за счет нескольких провинций. Китайский рынок намного стабильней, чем наш, что позволяет показывать высокие темпы роста. Политическая нестабильность всегда негативно сказывается на любом рынке, отпугивая его потенциальных инвесторов. Так, еще до распада Советского Союза объем украинского рынка составлял 5000-6000 лифтов в год, тогда как в 1994 году эта цифра упала до показателя в 200 лифтов».
В целом, по данным компании «Отис», на сегодняшний день в Украине установлено и работает около 110 000 лифтов, в то время как, например, во Франции их около 770 000. «За рубежом трехэтажные и выше дома в обязательном порядке должны иметь лифты, а дома, где живут инвалиды, – еще и специальные устройства для спуска. В Париже и в других столицах мира станции метро оборудованы специальными лифтами для инвалидов, тогда как инвалиды, живущие в Киеве, об этом только мечтают», – говорит Михаил Пономаренко.


УЧАСТНИКИ УКРАИНСКОГО РЫНКА
На мировом рынке лифтового оборудования лидером вот уже многие годы является американская компания Otis Elevator. За ней следуют Schindler, KONE, ThyssenKrupp и Mitsubishi. Как отмечает Татьяна Галаган, руководитель отдела маркетинга и связей с общественностью компании «ТиссенКрупп Элевейтор Украина», «мировой рынок лифтов является олигополией с характерным для нее постоянным количеством крупных операторов-лидеров и незначительной частью аутсайдеров локального масштаба. Лидеры, обладая мощными научно-исследовательскими центрами, являются мировыми основателями стандартов и гарантами качества».


Источник: данные экспертов
графика: СР

Все вышеперечисленные мировые лидеры, за исключением компании Mitsubishi, представлены и на украинском рынке. Комментируя данную ситуацию, в представительстве Mitsubishi Corporation отметили, что Украина еще не демонстрирует активного роста объемов рынка и платежеспособности заказчиков, поэтому, пока эти показатели не претерпят существенной корректировки, речь об активном развитии деятельности Mitsubishi на украинском рынке вести тяжело.
Наиболее крупным производителем в нашей стране является ЗАО «ОТИС» – украинское подразделение американской компании Otis Elevator, организовавшее в Киеве практически полный производственный цикл как по изготовлению комплектующих систем для лифтового оборудования, так и по сборке готовой продукции. Сегодня доля ЗАО «ОТИС» на отечественном рынке составляет 40%, среди которых, по данным компании, 75% занимает сегмент жилой недвижимости, 10% – коммерческой, 10% – гостиницы и 5% – другие объекты.
Несмотря на американские корни, компанию «Отис», по словам Михаила Пономаренко, следует считать украинской, поскольку 70% комплектующих к ее продукции, потребляемой в Украине, производится именно в нашей стране. Что же касается систем безопасности и управления лифтами, то эти компоненты пока закупаются за рубежом, поскольку их отечественное производство не отвечает необходимым требованиям. Так, системы безопасности закупаются в Италии, а системы управления – в Германии.
Помимо компании «Отис», на украинском рынке лифтов и лифтового оборудования представлен ряд отечественных производителей, в частности, ООО «ПИГ «Столица» с заводом в Броварах, ООО «Карат-Лифткомплект» (Вышгород), ОАО ПТК «Укрлифтсервис» (Киев), завод в Кременчуке, а также несколько цехов, занимающихся сборкой лифтов на базе комплектующих из России и Беларуси. По словам специалистов, доля данных производителей на рынке невелика, и серьезной конкуренции отечественному лидеру они составить пока не могут.
В секторе жилищного строительства также представлены производители из бывших союзных республик, поставляющие свою продукцию на украинский рынок: ОАО «Могилевский лифтостроительный завод» (Беларусь), ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (Россия), ОАО «Карачаровский механический завод» (Россия). По данным компании WBTC Group, в целом доля этих компаний на украинском рынке составляет приблизительно 30%.
По мнению Татьяны Галаган, лидирующие позиции в секторе жилищного строительства Украины отечественные производители лифтов и лифтового оборудования занимают, в первую очередь, благодаря таким факторам, как цена, простота обслуживания и свободный доступ к комплектующим деталям производителя.
В секторе элитной недвижимости, а также административных зданий, гостиниц, офисных и торговых центров конкуренцию отечественному лидеру составляют импортеры всемирно известных торговых марок – Schindler, KONE и ThyssenKrupp Elevator, которые, по мнению специалистов, за последнее время заметно усилили свое присутствие на украинском рынке.
По данным WBTC Group, в целом доля компаний Schindler, KONE и ThyssenKrupp на украинском рынке составляет приблизительно 10%.
Как отмечает Татьяна Галаган, «в сегменте элитной недвижимости заказчиков интересует оборудование повышенной комфортности, улучшенного дизайна и высоких эксплуатационных возможностей. Здесь и ведется жесткая конкуренция между мировыми лидерами и остальными производителями ближнего зарубежья и Китая.
В принципе, дешевая китайская продукция относится к элитному сегменту только благодаря своим «заморским» корням и улучшенному дизайну. По всем остальным параметрам оборудование «made in Сhina» оставляет желать лучшего».
По мнению экспертов, доминирующие позиции Otis в Украине, а также сравнительно медленное вхождение других участников мирового рынка связано с несколькими факторами. Во-первых, Otis имеет на территории Украины свою достаточно развитую инфраструктуру, в том числе собственный завод, что в свое время позволило компании уверенно закрепиться на отечественном рынке. Как следствие, компания способна предоставить полный комплекс работ – проектирование, изготовление оборудования, его дальнейший монтаж и техническое обслуживание, тем самым добавляя порой решающий бал в свою пользу при выборе заказчиком поставщика этих услуг.
Во-вторых, компания Otis – первая из мировых лидеров пришла в Украину, обеспечив себе немаловажный для завоевания нового рынка временной лаг.
В ближайшее время наибольшего успеха в борьбе за украинского потребителя, по мнению Михаила Гаркавцева, может достичь компания Schindler, которая наиболее активно из всех ныне присутствующих в нашей стране мировых брэндов продвигает свою продукцию.
По данным экспертов, помимо крупнейших мировых компаний, а также украинских производителей лифтового оборудования на отечественном рынке представлена продукция компаний из Италии, Болгарии, Греции, Турции, Польши и Словакии.
Конкуренция среди лифтовых компаний основана на цене, качестве, продолжительности срока эксплуатации, доступе к запасным частям, наличии качественного сервисного обслуживания, технических возможностях, дизайне и доверии к продавцу.


ПРОБЛЕМЫ РЫНКА
Сегодня рынок лифтового оборудования в Украине переживает временное затишье. Основной причиной этого, по мнению экспертов, является напряженная политическая ситуация, отразившаяся на приостановлении реализации многих проектов в сфере жилой и коммерческой недвижимости. Как отмечает Михаил Гаркавцев, «сегодня компании находятся в состоянии ожидания. Так, например, в Киеве «заморожено» несколько десятков строительных участков, что, безусловно, отражается и на рынке лифтового оборудования, который является неотъемлемой частью рынка недвижимости».
Среди основных проблем отечественного рынка лифтов эксперты называют желание многих застройщиков сэкономить на качестве и, соответственно, стоимости лифтового оборудования, в результате чего в некоторых проектах жилой и коммерческой недвижимости присутствует несоответствие заявленного класса объекта и уровня его инженерного оснащения. По словам Михаила Гаркавцева, «лифт – это визитка дома и, на мой взгляд, он должен соответствовать статусу объекта. Что же касается позиции строительной компании, то она очень проста, поскольку, купив более дешевый лифт, они больше прибыли положат себе в карман.
Помимо этого, в нашей стране по-прежнему строят квадратные метры, а не жилье для людей. Новоселы после сдачи дома еще на протяжении нескольких лет делают ремонт в своих квартирах, изменяя планировку и выравнивая кривые стены. За этот период приходит в негодность внутренняя часть лифта, так как жильцами активно завозится строительный материал и вывозится строительный мусор. В такой ситуации можно прибегнуть к использованию так называемых технологических кабин, которые устанавливаются в доме на первое время, потом снимаются и ставятся на другой объект».
В связи с ростом цен на землю в Киеве вверх растут не только цены на жилье, но и дома. Уже сегодня строятся экспериментальные объекты по 34-36 этажей и, скорее всего, эта тенденция, следуя практике крупных городов мира, будет развиваться и в дальнейшем. Однако следует отметить, что отечественная пожарная техника и нормативная база не отвечают такому росту, поскольку рассчитаны на дома не выше 25 этажей.
«В высотных домах, помимо пассажирского и грузового лифтов, должен стоять еще и противопожарный лифт с кислородным баллоном на случай пожара для эвакуации жильцов и доступа пожарных. Однако данные нормы, как правило, не выполняются, так как для строительной компании это дополнительные затраты. Один такой лифт по стоимости равен грузовому, а то и дороже. При отсутствии в доме таких лифтов, а также возможностей отечественных пожарных своими силами эвакуировать людей из зданий выше 24 этажей, МЧС не может гарантировать спасения жильцов», – говорит Михаил Гаркавцев.


По словам экспертов, монтаж и техническое обслуживание лифтового оборудования должно осуществляться одной компанией
фото: «ТиссенКрупп Элевейтор Украина»

Как отмечает Михаил Пономаренко, «к сожалению, в Украине еще нет заказчика в полном понимании этого слова. Поэтому выбор лифта во многих случаях зависит от чиновника либо строительной компании, которые имеют совершенно другие интересы, чем безопасность или забота о будущих пользователях.
Так, в сегменте рынка, финансируемого за счет бюджета, на первом месте стоит дешевизна, тогда как в развитых странах мира – стоят качество и безопасность, и только потом цена. Результатом являются инциденты, аналогичные тому, который произошел в Министерстве транспорта, где оборвался лифт, произведенный одной из словацких фирм».
«Бывает, инвестор задумывается о долговечности лифта только после совершения покупки некачественного оборудования. Важно, чтобы монтаж и техническое обслуживание оборудования производилось одной компанией, которая имеет опыт работы и знание технических особенностей именно этих лифтов. Будучи официальным представителем заводов-изготовителей, компания всегда имеет возможность в кратчайшие сроки обеспечить клиента необходимыми запасными деталями», – говорит Татьяна Галаган.
В отдельную группу стоит выделить ряд проблем, которые создают сами пользователи – как правило, жильцы домов, не соблюдающие правила безопасности и эксплуатации лифтов. Неоднократно имели место летальные исходы среди детей и подростков, катающихся на крыше или под днищем лифта.
Разбитые плафоны и лампы, искореженные двери и стены, исписанные ненормативной лексикой, развороченные и разграбленные машинные отделения, сожженные кнопки этажей и вызова аварийной службы – таков среднестатистический вид пассажирского лифта в любом спальном районе города. Известны случаи, когда лифты попросту сжигались.


СТОИМОСТЬ
По словам Михайла Пономаренко, «стоимость лифтового оборудования зависит от многих факторов, характеристик, опций и т.д. Если взять за основу лифт грузоподъемностью 400 кг, скоростью 1 м/с и высотой подъема 10 этажей, то его стоимость составит примерно 96 400 гривен с НДС. Тот же лифт, но изготовленный из нержавеющей стали, имеющий системы частотного регулирования скорости, инфракрасного контроля проема двери и др. может иметь цену примерно 173 400 гривен с НДС. Очевидно, что каждый дополнительный этаж, каждая дополнительная опция удорожают продукт. Цена на лифт, как и на автомобиль, во многом зависит от качества, безопасности, надежности, а это, в свою очередь, зависит от солидности фирмы и ее возможностей инвестировать в улучшение всех этих параметров».
По мнению специалистов, на стоимость лифтового оборудования влияет политическая ситуация в стране и конкуренция на рынке. Также просматривается определенная зависимость стоимости лифта от поведения цен на те материалы, которые применяются в его изготовлении, например, от цены на металл. «На данный момент в мире, и мы не исключение, происходит подорожание металла, что, в свою очередь, не может не сказаться на стоимости лифта, поскольку в нем активно используется сталь, в особенности нержавеющая. По нашим прогнозам, с ростом цены на газ и нефть, цена на лифты и лифтовое оборудование будет расти и дальше», – говорит Михаил Гаркавцев.


НОВИНКИ ОТ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ
В 2000 году компания Otis выпустила на рынок лифтовую систему Gen2™. «Это первая в мире лифтовая система, использующая для подъема кабины вместо стальных тяговых канатов плоский полиуретановый ремень, армированный тонкими стальными проволоками, и малогабаритную энергосберегающую безредукторную лебедку, позволяющую устанавливать лифт без устройства отдельного машинного помещения. Это, в свою очередь, позволяет снизить себестоимость строительства, обеспечить бесшумность движения и комфорт, а также экономить до 50% электроэнергии.
Уже сегодня таких лифтов только в Европе устанавливается более 80%, однако в Украине применение этой технологии запланировано компанией «Отис» только через два года, поскольку отечественный рынок еще не в полной мере готов к такому переходу», – говорит Михаил Пономаренко.


Стоимость лифтового оборудования зависит от его качества, безопасности и надежности
фото: «ОТИС»

По словам Татьяны Галаган, «недавно компания ThyssenKrupp Elevator, первая из производителей лифтов, вывела на рынок революционное решение – систему TWIN®. Интеллектуальная система управления и четырехступенчатая концепция безопасности позволяет эксплуатировать две кабины независимо друг от друга в одной шахте. Это решение можно применять как при оснащении новых зданий, так и при модернизации существующих строений. Оно позволяет повысить эффективность работы лифтов в группе, тем самым увеличить объемы площадей, сдаваемых в аренду. Такая инновация применима в основном в высотках с большим пассажиропотоком. В Украине эта система еще не установлена.
В скором времени в Украине будет применена технология управления лифтовой группой системы DSC (Destination Selection Control). Она будет использована в башнях масштабного многофункционального проекта «МОСТ – Сити Центр» в Днепропетровске. Дисплеи с сенсорным экраном DSC вне кабины информируют пользователя, какой из лифтов наиболее быстро доставит его на нужный этаж.
В данный момент мы наблюдаем повышение интереса инвесторов к подобным инновациям. Условием использования новинок является желание и наличие у инвестора денежных средств, а также техническая возможность воплощения любых требований».
В 2004 году компания KONE объявила о введении радикально новой технологической платформы KONE MaxiSpace™, устраняющей необходимость применения противовеса в лифтовом оборудовании. Это позволяет устанавливать кабины на треть больших размеров, чем в традиционных лифтах с противовесом (при одинаковых габаритах шахты). Теперь компания может предложить 6-или даже 8-местный лифт там, где раньше могла быть установлена кабина лишь для 4-х пассажиров. Данная технология дает возможность размещения лифтовой шахты в уже существующих лестничных проемах.