Украинский рынок

Commercial Property №2 (150) февраль 2016

ОГРАНИЧЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ БЕЗ АУКЦИОНА

 

Из Земельного кодекса Украины исключен ряд положений, которые позволяют передавать в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности без проведения торгов 

ФОТО: IS

18 февраля Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов» №2279.

Законом устанавливается, что земельные торги проводятся в соответствии с договором между организатором земельных торгов и их исполнителем. Финансирование организации и проведения земельных торгов осуществляется организатором земельных торгов или их исполнителем в соответствии с договором, заключенным между ними, в том числе за счет регистрационных взносов участников земельных торгов. Расходы, осуществленные организатором или исполнителем земельных торгов на их проведение, возмещаются ему победителем аукциона.

Из Земельного кодекса исключен ряд положений, которые позволяют передавать в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности без проведения земельных торгов (аукционов). При этом Закон содержит норму, согласно которой физические и юридические лица, которые до дня вступления в силу этого Закона получили в установленном порядке разрешение на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков или технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) для передачи в собственность или пользование земельных участков государственной и коммунальной собственности, имеют право на получение земельных участков без проведения торгов в случаях, определенных положениями ч. 2 ст. 134 Земельного кодекса.


ТАТЬЯНА РОМАНОВСКАЯ ВОЗГЛАВИЛА МА «ЛЬВОВ»

Кабинет Министров Украины назначил Татьяну Романовскую генеральным директором Международного аэропорта «Львов» имени Даниила Галицкого. Ранее она управляла аэровокзалом этого аэропорта.

Комитет Министерства экономического развития после проведенного в конце 2015 года конкурса на замещение должности генерального директора аэропорта «Львов» рекомендовал назначить на эту должность Татьяну Романовскую. Всего Министерство инфраструктуры провело три кадровых конкурса на данную должность.

С апреля 2015 года должность исполняющего обязанности генерального директора аэропорта «Львов» занимал Дмитрий Шинкарчук.

Международный аэропорт «Львов» им. Даниила Галицкого расположен в шести километрах от центра города. Он является крупнейшим аэропортом в Западной Украине по пассажиропотоку. Его маршрутная сеть состоит из 32 направлений, из них 30 – международные и два – внутренние.

В апреле 2012 года в аэропорту был введен в эксплуатацию новый терминал. Аэровокзал общей площадью 48 000 м2 начали строить в сентябре 2009 года в рамках подготовки к футбольному чемпионату Евро-2012. Общая стоимость работ по сооружению объекта составила 1,8 миллиарда гривен.

Терминал имеет 9 выходов на посадку, из них 4 теле-прапа, 28 стоек регистрации, два киоска саморегистрации, 18 пунктов прохождения паспортного контроля и 12 пунктов прохождения на авиационную безопасность. Кроме того, в нем предусмотрены VIP-ложа для пассажиров внутренних и международных рейсов и зона Duty Free. Пропускная способность аэропорта составляет 2000 пассажиров/час.

На прилегающей к аэровокзалу территории размещено два паркинга, которые рассчитаны на 25 автобусов и 1100 мест для автомобилей.


ОБЪЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА СОКРАТИЛИСЬ НА 11,4%

По данным Госкомстата Украины, в январе текущего года предприятиями страны выполнено строительных работ на сумму 2,4 миллиарда гривен. Индекс строительной продукции в этом месяце по сравнению с аналогичным показателем 2015 года составил 88,6%.

Новое строительство, реконструкция и техническое переоснащение составили 84,5% общего объема выполненных строительных работ, капитальный и текущий ремонты – 6,9% и 8,6% соответственно.

В январе 2016 года самый высокий рост объемов выполненных строительных работ был зафиксирован в Николаевской (на 280,5% до 127,7 миллиона гривен), Ровенской (на 168,1% до 36,3 миллиона гривен), Киевской (на 143,3% до 140 миллионов гривен), Винницкой (на 130,5% до 61,1 миллиона гривен), Херсонской (на 124,1% до 21,7 миллиона гривен) областях. В Луганской и Донецкой областях индекс строительной продукции составил 53,1% (10,5 миллиона гривен) и 64,9% (106,3 миллиона гривен) соответственно. В Киеве объем выполненных строительных работ снизился на 20,7% до 551 миллиона гривен.


УКРАИНА СОЗДАСТ ФОНД ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минрегион) при поддержке правительства Германии и Европейского Союза разработало финансовую модель Фонда энергоэффективности. Его наполнение будет осуществляться со стороны государства, которое предусмотрело для этих целей в 2016 году 800 миллионов гривен, и международных финансовых доноров, с которыми составлены предварительные договоренности.

По словам Геннадия Зубко, вице-премьер-министра – министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, привлеченные инвестиции и технологии в рамках функционирования такого Фонда позволят экономить 45% энергоресурсов страны. К настоящему времени объем рынка энергоэффективности Украины оценивается в около $40 миллиардов, годовой объем инвестиций – в $1,5 миллиарда.


ГАСИ ПОДВЕЛА ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2015 ГОД

 

В 2015 году Госархстройинспекция Украины зарегистрировала 47 000 сообщений и почти 54 000 деклараций о начале выполнения строительных работ

ФОТО: «CP»

В 2015 году Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (ГАСИ) провела 21 400 проверок объектов строительства, из которых 1700 плановых и 19 700 – внеплановых. По их результатам было обнаружено 7100 нарушений градостроительного законодательства Украины, что составляет 33% от общего количества проверок. Больше всего нарушений выявлено в Одесской и Киевской областях. Сумма наложенных штрафов в 2015 году составила около 120 миллионов гривен.

В прошлом году ГАСИ обработала 218 000 документов разрешительного характера. В частности, было зарегистрировано 47 000 сообщений и почти 54 000 деклараций о начале выполнения строительных работ. Более 61 000 объектов введены в эксплуатацию согласно декларативному принципу. Больше всего декларативных разрешительных документов на строительство было зарегистрировано жителями Киевской и Львовской областей.

В рамках реализации положений о строительной амнистии ГАСИ зарегистрировала около 23 000 деклараций.

Кроме того, в 2015 году Госархстройинспекцией было выдано более 600 разрешений на строительство объектов IV-V категорий сложности. Сертификаты о готовности к эксплуатации получили более 500 таких объектов.


В УКРАИНЕ ВВЕДЕНО 11,04 МИЛЛИОНА М2 ЖИЛЬЯ

По данным Госкомстата Украины, в 2015 году в стране было принято в эксплуатацию 11,04 миллиона м2 жилья, что на 13,4% больше по сравнению с 2014 годом.

Наибольший прирост введенного в эксплуатацию жилья в 2015 году зафиксирован в Кировоградской (205,8%), Тернопольской (200,7%), Житомирской (180,3%) областях. Существенное сокращение введенного в эксплуатацию жилья отмечено в Донецкой (22,8%) и Луганской (40,4%) областях.

В Киеве и Киевской области в эксплуатацию было введено 1,36 миллиона м2 (94,7% по отношению к 2014 году) и 1,86 миллиона м2 (107,9%) жилья соответственно.


УКРАИНА ПОЛУЧИЛА $560 МИЛЛИОНОВ НА РАЗВИТИЕ ДОРОГ

11 февраля текущего года вступило в силу Соглашение Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о предоставлении Украине кредита в объеме $560 миллионов на развитие дорожной сети. 

«Украинская сторона полностью выполнила все необходимые условия для получения займа на развитие дорожной сети страны, поэтому соглашение вступило в силу на неделю раньше, чем мы ожидали. Кроме того, по заключению Министерства юстиции, соглашение не требует ратификации, поскольку заем уже учтен в законе о госбюджете на этот год», – отметила Лилия Горбатюк, начальник отдела международного сотрудничества и инвестиций Государственного агентства автомобильных дорог Украины.

Согласно условиям Соглашения Европейского банка реконструкции и развития, средства будут направлены на модернизацию участка дороги М-03 «Киев – Харьков – Довжанский», улучшение безопасности движения на основных транспортных магистралях страны и внедрение проекта эксплуатационного содержания по конечному результату на участках автомобильных дорог М-03 «Киев – Харьков – Довжанский», М-06 «Киев – Чоп» и М-07 «Киев – Ковель – Ягодин».

Кроме того, за эти средства предусмотрено приобретение консультационных услуг по проектированию автоматической системы взвешивания грузового транспорта и начисления платы перевозчикам за проезд автомобильными дорогами Украины.


НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ БУДУТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ?

По информации ИА «Интерфакс-Украина», Министерство инфраструктуры Украины предлагает привлекать независимых экспертов к контролю качества выполнения дорожных работ. С этой целью ведомство разработало проект постановления Кабинета Министров «Об утверждении требований к проведению контроля качества работ по строительству, реконструкции, ремонтов и содержания автомобильных дорог общего пользования».

Документом предусматривается обязать заказчиков работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог привлекать независимого инженера-консультанта для постоянного технического надзора. Кроме того, независимый эксперт будет разрабатывать требования и рекомендации по совершенствованию подходов к выполнению дорожных работ, если он зафиксирует нарушение технологии или организации процессов.

Новшества будут касаться работ, выполняемых на дорогах общего пользования.

«На сегодня контроль качества выполнения дорожных работ, финансируемых из государственного бюджета, осуществляют структурные подразделения «Укравтодора». Таким образом, в сфере дорожного хозяйства существует система, по которой сочетается заказчик и подрядчик, что негативно отражается на качестве выполнения дорожных работ», – отмечает министерство. Для устранения этой ситуации Мин-инфраструктуры изучило опыт ведущих стран, в том числе Евросоюза. В них взаимоотношения между заказчиком и исполнителем работ основаны на условиях контрактов FIDIC, что позволяет обеспечить высокое качество в ходе дорожных работ.

В дальнейшем, после одобрения Верховной Радой вышеуказанного законопроекта, министерство дополнительно разработает нормативно-правовые акты, внедрение которых даст возможность полностью имплементировать в национальное законодательство принципы контрактов FIDIC.


УКРАИНСКИЕ АЭРОПОРТЫ БУДУТ СООТВЕТСТВОВАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

Государственная целевая программа развития аэропортов на период до 2023 года предусматривает приведение инфраструктуры авиационного транспорта в соответствие с международными стандартами 

ФОТО: МА «БОРИСПОЛЬ»

Кабинет Министров Украины постановлением от 24 февраля 2016 года №126 утвердил Государственную целевую программу развития аэропортов на период до 2023 года, в которую вошли 17 аэропортов страны. 

Программа предусматривает приведение инфраструктуры авиационного транспорта в соответствие с международными стандартами, обеспечение приобретения Украиной статуса транзитного государства, повышение эффективности управления государственным имуществом.

В частности, программой предусматривается обеспечение строительства, реконструкции и модернизации аэродромов и аэродромных объектов (взлетно-посадочные полосы, объекты обслуживания воздушного движения, средства связи, навигации, др.), объектов инфраструктуры аэропортов (пассажирские и грузовые терминалы, др.), объектов неавиационной деятельности, а также объектов наземной инфраструктуры, принадлежащих украинским авиаперевозчикам (ангарные комплексы, авиационно-технические базы, др.); обеспечение доступности инфраструктуры аэропортов для маломобильных групп населения; создание и развитие единой государственной сети аэродромов в результате их объединения и передачи аэродромов государственной и коммунальной форм собственности в сферу управления Министерства инфраструктуры. Программой также определено сохранение в государственной собственности аэродромов международных аэропортов «Борисполь» и «Львов» им. Даниила Галицкого, возвращение в государственную собственность аэродромов международных аэропортов «Днепропетровск», «Киев» (Жуляны), «Харьков», «Одесса», др.; передача из коммунальной в государственную собственность аэродромов, строительство и реконструкция которых осуществлены за счет государственных средств (или кредитных средств, привлеченных под государственные гарантии) в рамках выполнения Государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части Чемпионата Европы 2012 года по футболу, др.

В результате выполнения Программы ожидается увеличение общего пассажиропотока до 24,3 миллиона пассажиров до 2023 года (более чем вдвое сравнительно с 2015 годом); увеличение пропускной способности аэропортов вдвое, а также приведение уровня предоставления услуг в аэропортах в соответствие с международными стандартами; активизация государственно-частного партнерства по содержанию и эксплуатации аэропортов и создание благоприятного инвестиционного климата для развития авиационной отрасли; развитие неавиационной деятельности аэропортов до 40% общих доходов аэропортов; увеличение части авиационных low-cost перевозчиков до 30% общего рынка авиационных перевозок, др.

Финансирование реализации Программы предусматривается за счет средств предприятий, в собственности которых находятся аэродромы, аэродромные объекты и аэропорты, а также привлеченных ими кредитных средств, в том числе под государственные гарантии, государственных средств, средств частных инвесторов, а также других не запрещенных законодательством источников. Общая потребность в привлечении средств для обеспечения развития аэропортов до 2023 года составляет более чем 8,6 миллиарда гривен, из них 5 миллиардов гривен – за счет других источников, в том числе привлеченных под государственные гарантии, и около 1,2 миллиарда гривен – за счет средств частных инвесторов.


ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ СНИЗИЛСЯ НА 1,4%

По данным Госкомстата Украины, в январе текущего года оборот розничной торговли составил 81,5 миллиарда гривен (без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и Севастополя, а также части зоны проведения АТО), что в сопоставимых ценах составляет 98,6% от оборота розничной торговли за аналогичный период 2015 года.

Максимальный рост розничного товарооборота в январе текущего года был зафиксирован в Луганской области (на 82% до 779 миллиарда гривен). Положительную динамику также продемонстрировали Полтавская (на 13,5% до 2,75 миллиарда гривен), Киевская (на 6,7% до 4,05 миллиарда гривен), Ивано-Франковская (на 6,3% до 2,78 миллиарда гривен), Волынская (на 5,1% до 1,98 миллиарда гривен) области, Киев (на 4,3% до 128,43 миллиарда гривен), др. 


АМКУ ПРИНЯЛ НОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ШТРАФАМ

16 февраля Антимонопольный комитет Украины утвердил новые Рекомендательные разъяснения относительно подходов к определению размера штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, в том числе нарушений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

В частности, был изменен порядок определения базового размера штрафа за нарушения информационного характера, к которым относятся непредоставление субъектом хозяйствования, предоставление в неполном объеме или предоставление недостоверной информации по требованию АМКУ или его территориального отделения. Теперь АМКУ рекомендует определять базовый размер штрафа за такие нарушения независимо от того, привели они к негативным последствиям или нет. Минимальная сумма штрафа, который может быть применен АМКУ за совершенные информационные нарушения, теперь составляет 27 200 гривен (ранее – 13 600 гривен), а территориальным отделением АМКУ – 13 600 гривен (ранее – 6800 гривен).

Введен порядок определения базового размера штрафа за нарушения в виде антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, которое касается искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров. Теперь базовый размер штрафа за указанные нарушения конкурентного законодательства определяется на уровне самой высокой цены предложения участников антиконкурентных согласованных действий. 

Антимонопольный комитет Украины уточнил порядок определения базового размера штрафа за осуществление концентрации без получения соответствующего разрешения органов АМКУ, которое привело к монополизации или существенному ограничению конкуренции на товарных рынках Украины, а также порядок определения базового размера штрафа за нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, согласно которому базовый размер штрафа за указанные нарушения определяется на уровне 30% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), которая состоялась с нарушением законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

Рекомендательными разъяснениями АМКУ устанавливается, что доказательства факта повторного совершения субъектом хозяйствования информационного нарушения не считается отягчающим обстоятельством, и базовый размер штрафа в этом случае не подлежит увеличению.


АССОЦИАЦИЯ ГОРОДОВ УКРАИНЫ ПРОТИВ ОТМЕНЫ ПАЕВОГО УЧАСТИЯ ЗАСТРОЙЩИКОВ

Согласно информации Ассоциации городов Украины, отмена паевых взносов застройщиков может привести к снижению инвестиционной привлекательности населенных пунктов

ФОТО: IS

Ассоциация городов Украины выступает против принятия Верховной Радой Украины законопроекта №3610 «О внесении изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Согласно информации на сайте Ассоциации, отмена паевых взносов застройщиков может иметь ряд негативных последствий, в частности, уменьшение инвестиционной привлекательности населенных пунктов, снижение темпов развития социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, а также возможное повышение размера оплаты за пользование земельными участками для компенсации потерь местных бюджетов.

«Реализация положений законопроекта приведет к уменьшению поступлений в местные бюджеты. В то же время к законопроекту не предоставлено финансово-экономического обоснования предлагаемых изменений и не определены источники компенсации потерь местных бюджетов», – отмечается в сообщении Ассоциации городов Украины.

По данным Ассоциации, средства от оплаты застройщиками паевого участия могут использоваться исключительно для создания и развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов и формируют значительную часть их бюджетов развития. В частности, для Киева на 2016 год поступления от паевых взносов застройщиков запланированы в объеме 281,5 миллиона гривен, что составит 95% средств в бюджете развития города, для Одессы – 32 миллиона гривен (42% средств фонда развития города), для Запорожья – 15 миллионов гривен (70%), для Винницы – 5 миллионов гривен (99%).


ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН О ПЕРЕХОДЕ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСЗАКУПКИ

19 февраля вступил в силу Закон Украины «О публичных закупках» №922. Законом предусматривается введение электронной системы закупок для всех государственных закупок товаров и услуг, стоимость которых равна или превышает 200 000 гривен, и для работ, стоимость которых равна или превышает 1,5 миллиона гривен (для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, стоимость товаров и услуг равна или превышает 1 миллион гривен и для работ – равна или превышает 5 миллионов гривен).

Законом также предусматривается введение электронной системы обжалования. Закон обеспечивает внедрение системы электронных закупок в течение 2016 года в два этапа: с 1 апреля 2016 года закон вводится в действие для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, а с 1 августа 2016 года – для остальных заказчиков. 

Документом предлагается осуществление государственных закупок с применением двух конкурентных процедур регулирования: открытые торги и конкурентный диалог, а также одной неконкурентной – переговорной процедуры закупки.

Открытые торги осуществляются с обязательным проведением аукциона по низкой цене и с учетом неценовых критериев. Процедура конкурентного диалога применяется в случае, если заказчик не может определить необходимые технические, качественные характеристики товаров и работ или определить вид услуг. Для принятия оптимального решения о закупке необходимо провести переговоры с участниками. Переговорная процедура закупки будет осуществляться без предварительной публикации.

Ожидается, что перевод процедур закупки в электронный формат обеспечит быстрый обмен документами и информацией, раскрытие всех предложений участников после завершения аукциона в открытых торгах, создаст модель электронных закупок с участием государства и частного бизнеса.