Украинский ритейл на MAPIC 2006




Украину на MAPIC 2006 представляли 6 компаний-экспонентов и 28 компаний-участниц
фото: NAI Pickard

В целом, на Международной выставке торговой недвижимости MAPIC 2006 были представлены компании из 62 стран мира. Украину представляли 6 экспонентов, а также 28 компаний-участниц, в числе которых – «Три О», «Аладдин», «Амстор», «Авангард-Виларти», Castle Development, «Концерн АВЭК и Кo», First Realty Brokerage, «УкринвестСтрой», «Ритейл Групп», Investore Group, MD GROUP, Prizma Betta, Tiko Construction, «Торгинвест», Ukrainian Development Partners, «Украинская Торговая Гильдия», VOK Development, «XXI Век» и др.
В качестве экспонентов в MAPIC 2006 приняли участие 6 украинских компаний: «ДОПАС» («Днепропетровское областное предприятие автобусных станций»), группа «АДС», NAI Pickard, «НЕСТ» «СириусПроект Львов», а также Colliers International (Украина).


ГРУППА «АДС»
Компания принимает участие в выставке MAPIC в качестве экспонента во второй раз. По словам представителей группы «АДС», «впервые выставку MAPIC компания посетила в 2004 году. Тогда цель поездки была следующей – показать лидерам рынка свои проекты и возможности, а также заинтересовать потенциальных инвесторов и привлечь арендаторов для участия в новых проектах. С такими же намерениями компания посещала выставку MAPIC 2006. В этом году на выставке были представлены два проекта группы «АДС» – ТРЦ «Терминал» в Броварах и столичный РЦ «Ультрамарин».
Прежде всего, компания заинтересована в привлечении инвесторов и сотрудничестве с европейскими ритейлерами. В ходе выставки было проведено много встреч с потенциальными партнерами, которые заинтересовались проектами группы. Предварительных договоренностей подписано не было, однако компании удалось завязать необходимые знакомства. Мы надеемся, что данные знакомства найдут свое продолжение в дальнейшем сотрудничестве.
Нам удалось обойти практически все стенды и пообщаться с огромным количеством участников. Выяснилось, что многие зарубежные ритейлеры интересуются Украиной, но не все спешат с выходом на этот рынок».


ПРЕДПРИЯТИЕ «ДОПАС»
Рассказывает Игорь Слюнков, председатель наблюдательного совета ОАО «ДОПАС»: «Предприятие «ДОПАС» («Днепропетровское областное предприятие автобусных станций») включает в себя 33 автобусных станции в Днепропетровской области. Данные объекты были построены еще в социалистические времена, когда никто не думал о коммерческой целесообразности и эффективности, экономии энергоресурсов и пр. Все эти станции морально устарели. Поэтому было принято решение о постепенной реконструкции этих объектов с учетом достижений развитых европейских стран. Учитывая недостаточность нашего опыта в реализации объектов такого масштаба и сложности, мы решили принять участие в выставке MAPIC 2006 и найти партнеров, обладающих необходимыми знаниями в области реализации многофункциональных коммерческих центров, составной частью которых является автовокзал.
На выставке MAPIC 2006 мы презентовали самые интересные и актуальные, на наш взгляд, проекты. Первый – концепция проекта реконструкции центрального автовокзала в Днепропетровске. В состав многофункционального комплекса площадью 105 тысяч м2 войдет автовокзал с двумя отдельными терминалами (междугородных и городских сообщений), многоуровневый паркинг, а также торгово-развлекательный и бизнес-центры. Помимо этого, мы представляли проекты многофункциональных комплексов на основе реконструкции автовокзалов в Кривом Роге, Днепродзержинске и Павлограде. Во время выставки было проведено более 20 переговоров с инвестиционными и девелоперскими компаниями, архитекторами и консультантами. До конца 2006 года мы планируем провести дополнительные встречи и подвести итоги, чтобы уже в первом квартале 2007 продолжить работу по нашим проектам вместе с выбранными партнерами.
В целом, результаты выставки превзошли наши ожидания. Мы надеемся, что в результате нашей поездки выиграют все – и «ДОПАС», и западные партнеры, и наши пассажиры».


NAI PICKARD
«На протяжении трех выставочных дней, – рассказывает Терри Пиккард, управляющий NAI Pickard, – нам удалось пообщаться со всеми крупнейшими девелоперами, операторами и франчайзи. Сейчас уже можно говорить о первых результатах участия в выставке.
Так, в настоящее время мы представляем западную инвестиционную компанию и занимаемся сделкой по приобретению крупного киевского торгового центра. На днях нами было подписано письмо о намерении приобретения этого ТЦ, который, кстати, был представлен на MAPIC 2006».


«НЕСТ»
По словам Александра Лебедева, заместителя председателя правления ЗАО «НЕСТ-Ханнер», «на выставке MAPIC 2006 компания «НЕСТ» представляла проект ТРЦ «Троицкий» по ул. Большой Васильковской, 53-55 и многофункциональный комплекс с торговым центром по ул. Златоустовской, 11-13. Оба эти проекта уже не первый год выставляются на MAPIC и традиционно пользуются большим интересом у посетителей.
Целей, которые мы преследовали, участвуя в выставке, было несколько. Во-первых, представить компанию «НЕСТ» как комплексного девелопера (специально для выставки был разработан и создан презентационный пакет). Во-вторых, повысить узнаваемость торговых проектов нашей компании для потенциальных стратегических инвесторов/будущих покупателей, информировать их о прогрессе в продвижении проектов. Второстепенные цели были следующие: представление торговых проектов потенциальным арендаторам, которые еще не зашли на украинский рынок; сбор информации о подобных компаниях, их требованиях, форматах и пр.
Кроме того, мы были нацелены на поиск западных архитектурных бюро, имеющих опыт работы с успешными проектами многофункциональных комплексов, а также занимающихся проектированием в Восточной Европе и СНГ.
Основная часть встреч пришлась на западных, восточноевропейских и российских девелоперов, которые намерены выйти на украинский рынок в ближайшем будущем и видят компанию «НЕСТ» в качестве своего партнера для совместного развития бизнеса в Украине. Ряд встреч был проведен с архитектурными бюро (в основном из Англии и Франции) и некоторыми торговыми операторами. К нам поступило много предложений о совместных проектах и бизнесе, которые сейчас анализируются и оцениваются».


«СИРИУСПРОЕКТ ЛЬВОВ»
Компания «СириусПроект Львов» является совместным предприятием итальянской компании King Cross Group и львовской «Комфорт-Инвест», которые презентовали на выставке проект ТРЦ King Cross Leopolis (более подробную информацию об этом проекте читайте в рубрике «Регионы», стр. 64-66).


COLLIERS INTERNATIONAL (УКРАИНА)
О масштабах выставки и результатах проведенных встреч рассказала Галина Малиборская, директор департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина): «На выставке MAPIC 2006 компания Colliers International была представлена двумя стендами, расположенными друг напротив друга и выполненными в одном стиле. Первый стенд представлял офисы Colliers International в Украине и России, второй – все остальные европейские офисы компании.
На MAPIC 2006 мы презентовали два проекта – ТРЦ на Петровке (Киев) и ТРЦ «Леополис» (Львов). Интерес к обоим проектам был очень большим. Так, выведение ТРЦ на Петровке запланировано на 2009 год, поэтому об участии в этом проекте задумываются даже те ритейлеры, которые пока не объявляют о выходе на украинский рынок. ТРЦ «Леополис» станет первым торгово-развлекательным центром во Львове, которым уже сейчас активно интересуются как украинские, так и международные ритейлеры (более подробную информацию об этом проекте читайте в «СР» №10(38).
На выставке MAPIC 2006 присутствовали все крупнейшие игроки европейского рынка торговой недвижимости, благодаря чему участие в этом мероприятии оказывается особенно полезным для развивающихся рынков. За три дня работы украинский офис компании Colliers International провел огромное количество встреч. Могу отметить, что интерес к украинскому рынку торговой недвижимости растет как со стороны ритейлеров, так и со стороны инвесторов – частных, пенсионных фондов, институциональных инвесторов, готовых рассматривать разнообразные схемы выхода на рынок.
Кроме того, мы проводили переговоры с небольшими и крупными торговыми операторами, которые рассматривают возможность вывода на украинский рынок своих материнских компаний (на сегодняшний день отечественный рынок ритейла на 95% работает по франчайзинговым схемам).
Так, например, решение о выходе на украинский рынок в качестве материнской компании рассматривает крупный оператор – испанская группа Inditex (торговые марки Zara, Pull and Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и др.)».
Говоря об отличительных особенностях MAPIC 2006 в сравнении с выставками предыдущих лет, Галина Малиборская отметила, что «количество участников от Украины значительно увеличилось. Это свидетельствует о серьезном подходе к бизнесу – украинские компании начинают понимать, что без профессионального роста они не смогут сделать качественный продукт и, самое главное, не смогут продать его впоследствии».
Не менее продуктивной была выставка и для тех компаний, которые не имели своих стендов. О результатах поездки делегации компании «XXI Век» рассказывает Александр Овчар, директор департамента торговой недвижимости компании «XXI Век»: «С целью продвижения проектов были проведены переговоры с представителями консалтинговых компаний Jones Lang Lasalle, Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, CB Richard Ellis/Noble Gibbons, архитектурных бюро – Chapman Taylor, Laguarda.Low, RTKL. Успешно прошли переговоры с такими торговыми операторами, как Carrefour, Group Casino, OBI, IKEA, Bata. В ходе переговоров рассматривались как вопросы развития сетей на рынке торговой недвижимости Украины, так и перспективы совместного сотрудничества в проектах компании «XXI Век».
Следует отметить, что в рамках международной выставки MAPIC 2006 консалтинговая компания «Украинская Торговая Гильдия» была принята в состав Европейского совета торговых центров, который является профессиональной организацией девелоперов, архитекторов, специалистов по маркетингу, управляющих, владельцев торговых центров и операторов розничной сети, общепита и услуг.