«Украинский Мельбурн»?

Commercial Property №2 (2) октябрь 2003

Власти Одессы вынесли на обсуждение жителей города проект нового генерального плана его развития. Прежний документ был разработан еще в 1980-х годах и сразу же утратил свое значение, мешая развитию современной структуры города. Проект концептуально нового документа по заявке властей Одессы разработали сотрудники киевского НИИ «Гипроград». Он впервые был представлен городской общественности 12-13 сентября на международном научно-практическом семинаре «Проблемы градостроительного развития крупных городов Украины». К реализации генерального плана власти Одессы планируют приступить уже в 2004 году.

Текст: Наталия Атанасова


В рамках семинара обсуждалась концепция развития города Одессы как первый этап разработки нового генерального плана города. Вместе с представителями научных кругов и местных органов власти предлагаемые нововведения в градостроительной среде Одессы изучали ученые из России, Беларуси, Польши, а также специалисты приморских городов. Присутствовали на обсуждении будущего генплана Одессы и представители строительной отрасли, но пока только местные инвесторы и подрядчики.

«Необходимость разработки нового генерального плана, – утверждает главный архитектор Одессы Владимир Глазырин, – обусловлена целым рядом политических, экономических и социально-культурных условий. Старый генеральный план был принят в 1989 году и рассчитан до 2005 года. В основу этого концептуального документа был положен принцип планового развития социалистического общества. Но строй, как известно, изменился.

Более того, по старому генплану, к 2005 году в Одессе должно было проживать миллион триста человек. Такое количество жителей вряд ли будет зафиксировано через год, учитывая сложности демографических процессов в Украине вообще и в Одессе в частности». Авторы концепции заявляют, что учли в документе все насущные проблемы города.

В Одессе, даже с учетом прогнозных показателей ухудшения демографической ситуации, в экстренном порядке нужно решать вопрос квартирной очереди. Однако обеспечить все 36 тысяч семей, находящихся на квартирном учете, вряд ли удастся. По заключению авторов проекта, потенциальными зонами застройки могут стать приграничные участки города, но самым мощным ресурсом названы поля фильтрации, занимающие довольно большой земельный участок между старой частью Одессы и поселком Котовского. Новостройки можно возводить на месте старых и аварийных зданий. А таких, как известно, в Одессе довольно много. Взять хотя бы известную далеко за пределами города Молдаванку, 70% зданий которой экстренно нуждаются в кардинальных изменениях. «Лучше всего их развалить и на месте нынешних трущоб построить новые дома», – так считает заместитель городского головы (в недалеком прошлом главный архитектор Одесской области – авт.) Маркоз Мурманов. «Это, в принципе, уже осуществляется в микрорайоне «Молдаванка-2». Разработан также проект, предусматривающий снос аварийных домов на Молдаванке, «Сахалинчике» (район железнодорожного вокзала – авт.) и на Адмиральском проспекте». По мнению представителей городской власти, жильцы этих домов смогут получить новые квартиры в других районах Одессы, либо подождать некоторое время в общежитии для «отселенцев», пока не получат жилье в привычном для них районе.

фото: Наталия Атанасова

Городские власти планируют заняться и проблемой «хрущевок», которые строились когда-то как «временное жилье». Однако в очередной раз эти типовые здания стали ярчайшим подтверждением высказывания о том, что нет ничего более постоянного, чем временное. Поскольку бюджет Одессы не потянет снос наиболее ветхих пятиэтажек, их планируют перестроить и укрепить. В обновленном виде «хрущевки» представляются местным архитекторам как высотные дома до 7-9 этажей. Для этого и отселять никого не придется, разве что территория вокруг дома некоторое время будет не слишком презентабельной. Данный проект предусматривает некоторое расширение малометражных квартир в «хрущевках». Кстати, в районе «Черемушек» уже осуществляется реконструкция одной такой пятиэтажки. Решено полностью снести дома, а вернее, трущобы на улице Пантелеймоновской, в самом центре города. Потенциальным инвесторам этого проекта руководство города предлагает выгодные условия.

Вообще сохранению целостности ансамблей исторического центра Одессы в новом генеральном плане отведено особое место. Будут четко определены границы исторической части города. Планируется осуществить обследование каждого дома в центре и тщательную инвентаризацию архитектурных памятников. По мнению Маркоза Мурманова, многие дома в центре Одессы, на которых установлена табличка «памятник архитектуры», не соответствуют нормам, предъявляемым данному типу сооружений, поэтому их лучше снести и на этом месте возвести новые строения в стиле дореволюционной Одессы. Один из таких домов строится сегодня в районе Пале-Рояль, возле знаменитого оперного театра. Раньше на этом месте стоял дом, построенный еще в сороковые годы прошлого столетия, который после войны не стали восстанавливать. Новый проект – это модернизированная копия старого дома. К тому же, строители обязались отдать 200 квадратных метров нового здания под нужды оперного театра. Сейчас строительство приостановлено, поскольку есть подозрения, что здесь собираются нарушить правило общего стиля и возвести большее количество этажей, чем указано в проекте.

Что же касается строительства в исторической части города, то оно успешно проводится. Только в районе Греческой площади в настоящее время возводится сразу несколько торгово-выставочных зданий. Так, знаменитый «круглый дом» на Греческой площади, который будет сдан в эксплуатацию 2 сентября 2004 года, предусматривает наличие довольно обширного многоэтажного подземного паркинга. Таким образом, сама Греческая площадь освободится от транспорта. Сейчас рассматривается и вариант переноса с площади и конечных остановок многих маршрутов городского транспорта.

«Греческая площадь станет для одесситов тем же, чем был ранее Городской сад – местом общения», – надеется заместитель городского головы Маркоз Мурманов.

В недалекой перспективе поменяет свое месторасположение и Одесский зоопарк. А находится он в одном из исторических мест Одессы – на территории бывшего первого христианского кладбища, на котором захоронены выдающиеся люди, творившие историю города. Наконец-то власти пришли к пониманию того, что кладбище – не место для зверинца. Зоопарк, скорее всего, переедет на поля фильтрации, где будет организовано нечто среднее между зоопарком и Диснейлендом. Сколько понадобится средств на обустройство зоопарка на новом месте, пока неизвестно.

И еще один интересный аспект. В действующем генплане Одесса провозглашена курортным городом. В этой связи планируется перенести все крупные промышленные предприятия за городскую черту, что на сегодняшний день является нереальным. Впервые в Украине новый генеральный план предусматривает определение в границах города земель водного фонда, то есть прибрежной защитной полосы, территорий оздоровительного и рекреационного назначения, зон развития туристического комплекса. Об этих довольно проблемных вопросах говорил в ходе семинара заместитель председателя Госстроя Украины Василий Присяжнюк.

Хотя многие законодательные акты категорически запрещают всякую строительную деятельность в двухкилометровой прибрежной защитной зоне, еще в советские времена на берегу моря были построены санаторно-курортные комплексы. Многие из них оказались в настоящее время в плачевном состоянии по причине нерентабельности своей деятельности. Две трети из них необходимо перепрофилировать, считают руководители города. Пока неизвестно, что получится из бывших санаториев – гостиницы, либо жилые дома. Стоимость квадратного метра элитного жилья будет очень высокой, что поможет решить бюджетную проблему для строительства домов гражданам среднего достатка и малоимущим. На одной из сессий городского совета уже решено начать инвентаризацию санаторно-курортных комплексов.

Главный архитектор Одессы Владимир Глазырин рассказал о проектах застройки прибрежной зоны гостиничными комплексами, жилыми зданиями и объектами культурно-массового назначения. Так, уже в ближайшее время в Лузановке появится современная европейская гостиница. Этим проектом серьезно заинтересовались турецкие инвесторы. Вообще же, городские власти планируют разработать единый план развития всей пляжной зоны Одессы. Пока что локальные планы имеются только в Аркадии и Лузановке, где в настоящее время идет активное строительство. Временные строения будут демонтированы. В Аркадии, к примеру, уже снесено 5 ресторанов и кафе. Маленькие магазинчики и павильоны также преобразятся. Следует отметить, что по замыслу городских властей, «морской фасад» Одессы должен быть существенно изменен. По примеру многих приморских городов планируется вынести наиболее красивые здания на кромку суши, таким образом увеличить презентабельность вида Одессы со стороны моря. В основе, как рассказал главный архитектор города Владимир Глазырин, лежит Приморский бульвар как целостный архитектурный ансамбль. «Именно с Приморского бульвара начиналась Одесса, именно Приморский бульвар должен стать главной архитектурной осью города», – полагает зодчий.

фото: Наталия Атанасова

Само понятие «Генеральный план Одессы» включает в себя не только решение проблем функционирования зданий. Большое внимание уделяется и нормализации уличного движения. Во избежание пробок в некоторых районах появятся тоннели и даже двухуровневые дороги. Хотя, как показывает практика, данные сложные конфигурации необходимо было возводить еще лет 10-20 назад. Чтобы освободить исторический центр Одессы от грузового транспорта, продолжится строительство эстакады, которая соединит морской порт с Ленинградским шоссе. Несколько неожиданный вариант решения проблемы транспортных заторов предложил одесситам американский архитектор Альберто Фойо. Он посоветовал горожанам воспользоваться опытом Амстердама, где даже мэр ездит на работу не в служебном авто, а на велосипеде. Не менее сенсационным оказалось и заявление главного инженера проекта, Эдуарда Шаповала. Он предложил построить в Одессе метро. Напомним, что вопрос строительства в Одессе подземки поднимался еще в советские времена, тогда под этот экзотический для города транспорт даже были выделены деньги.

Впрочем, авторы концепции не скрывают, что генеральный план – не единственный документ, по которому предстоит развиваться Одессе в ближайшие несколько десятилетий. Параллельно город должен получить конкретные схемы развития транспорта, инженерных систем и рекреационной зоны.

26 сентября на сессии городского совета Одессы в рамках разработки генерального плана были приняты «Правила застройки города». Этот документ предусматривает значительное упрощение порядка сбора необходимых для начала строительства документов, а также сокращает период подготовительной работы. «Наконец Одесса получила Правила застройки», – комментирует это решение депутат Одесского горсовета, председатель наблюдательного совета строительного предприятия «Ремерцентр» Руслан Тарпан. «Наличие этого документа значительно поднимает авторитет города в глазах потенциальных инвесторов. По личному опыту знаю, что пока соберешь необходимые для начала строительства документы, пропадает всякое желание работать, что называется, «с душой».