Ударим по кризису аутлетом!

На развитых рынках, и в частности европейском, аутлет-формат получил широкое распространение и представлен многочисленными подвидами. Существуют различные термины для обозначения стоковых магазинов, в которых представлены коллекции известных брэндов со значительным дисконтом. Для упрощения сведем возможные названия и трактовки к трем основным подвидам и унифицируем их в соответствии с классической интерпретацией данных понятий на европейском рынке: – outlet store – аутлет-магазин, стоковый магазин, в котором реализуются коллекции прошлого сезона с дисконтом 30-70%; – outlet center или designer outlet village – масштабный аутлет-центр под открытым небом, в котором представлены многочисленные брэнды, продаются товары прошлого сезона и пробные коллекции с дисконтом 30-70%; – factory outlet – магазины, расположенные рядом с фабрикой или в специализированном торговом центре, товары с дисконтом поступают непосредственно от производителя. Формат розничной торговли outlet retailing находится сегодня на пике популярности в Европе (на фото – Designer Outlet Salzburg сети McArthurGlen, Австрия) фото: MCARTHURGLEN GROUP Особую популярность на европейском рынке, как для покупателей, так и для ритейлеров, обрели аутлет-центры. Это произошло в том числе благодаря успешной концепции наиболее крупного и яркого представителя данного формата в Европе – сети аутлет-центров McArthurGlen. Аутлет-центры располагаются, как правило, за чертой крупных городов, иногда на значительном удалении от них (до 100 километров). Классический аутлет-центр представляет собой комплекс, состоящий в основном из 1-, 2-этажных строений, каждое из которых зачастую имеет индивидуальный дизайн. Магазины объединены между собой сетью улиц, что делает аутлет-центры похожими на небольшие деревни. Этим и объясняется второе употребляемое название данного формата – Designer Outlet Village. Площади магазинов сдаются девелопером ритейл-операторам в аренду. Средняя площадь магазина – около 200 м2, при этом нет ярко выраженных «якорей». Товарные группы – одежда и обувь, аксессуары, товары для дома. В магазинах представлены как дизайнерские марки, так и high-street fashion, массовые брэнды. Для удобства посетителей в аутлет-центрах предусмотрены разнообразные службы и услуги, среди которых информационный пункт, выставочные площадки, сервис для людей с ограниченными возможностями, кафе и рестораны, детская игровая площадка, комнаты для мам с грудными детьми и, конечно, просторная парковка. Также может присутствовать развлекательная зона, к примеру, в виде кинотеатра. Удобная широкая аллея вдоль рядов магазинов позволяет свободно прогуливаться, делая равно доступными все бутики и магазины. Таким образом в подобных проектах создаются все условия для интересного времяпрепровождения в течение всего дня, что должно оправдывать их значительную удаленность от городов. Концепция подобного формата бутикового центра проста и эффективна: продажа престижных брэндов с большой скидкой (от 30% до 70%). Благодаря огромному выбору всех видов товара – от модной одежды до игрушек, книг и электроники – формат аутлет-центров предоставляет ритейлерам возможность продажи всего ассортимента посредством брэндовых магазинов. При этом права марки защищены, а ее доля на рынке и узнаваемость повышаются. Как уже было сказано выше, McArthurGlen является самой крупной сетью аутлет-центров в Европе, а ее собственник, компания McArthurGlen Group, – ведущим девелопером, владельцем и управляющим аутлет-центров (Designer Outlet Villages) на европейском рынке. Для объектов торговой недвижимости особое значение имеет уникальность общей концепции и ее оригинальное воплощение. Сделать объект ярким и неповторимым, обеспечить ему длительный интерес со стороны покупателей – задача сложная и требующая определенной доли творчества. Компания McArthurGlen из Великобритании превратила востребованный сегмент модной брэндовой торговой зоны в интересный и своеобразный формат – Designer Outlet Villages, – соединив в одном проекте высокую моду и низкие цены. Успешность такого подхода подтверждена растущим количеством проектов компании не только в Великобритании, но и за ее пределами. McArthurGlen Group презентовавала в Европе розничную торговлю формата аутлет-центр в 1995 году. На данный момент портфолио компании насчитывает 17 «поселков», расположенных в территориально удобных дислокациях в Великобритании и континентальной Европе. Объекты сети общей торговой площадью около 400 000 м2 насчитывают более чем 1800 магазинов, в них представлено свыше 750 известных брэндов. Уровень продаж сети за 2008 год составил более 2 миллиардов евро. Аутлет-центры McArthurGlen ежегодно посещают около 70 миллионов покупателей. До конца 2011 года группа планирует открытие новых центров общей торговой площадью 170 000 м2. McArthurGlen – крупнейшая в Европе сеть аутлет-центров (на фото – Serravalle Designer Outlet, Италия) фото: MCARTHURGLEN GROUP По словам Генрика Мэдсена (Henrik Madsen), управляющего директора McArthurGlen в Великобритании и странах Северной Европы, формат розничной торговли outlet retailing находится сегодня на пике популярности в Европе. Это подтверждает возрастающее количество покупателей, посещающих центры McArthurGlen Group, как раз с момента начала кризиса. Генрик Мэдсен отметил, что сложный экономический климат побуждает людей более вдумчиво относиться к трате средств: «Ввиду того, что количество посещаемости за последние три месяца (весна 2009 года – ред.) возросло на 4,4%, скидки на товары до 60% в наших семи центрах (в Великобритании – ред.), похоже, привлекают все больше покупателей». Также, по его словам, «покупатели, ранее не посещавшие дизайнерские аутлеты, могут поразиться размаху и качеству представленных брэндов. В наших центрах можно обнаружить дизайнерские фэшн-брэнды Mulberry, Armani Collections, Aquascutum и Hugo Boss наряду с развивающимися All Saints, Warehouse и Ted Baker. Также мы предлагаем широкий выбор товаров для дома, спортивные брэнды, косметику, электротовары – и все это по сниженным ценам». АУТЛЕТ-ФОРМАТЫ НА РЫНКЕ КИЕВА В киевском торговом центре «Альта Центр» в первой половине 2009 фото: VK DEVELOPMENT На столичном рынке аутлет-формат представлен пока только аутлет-магазинами розничных операторов. В Украине стоковая торговля как таковая появилась достаточно давно, в конце 90-х прошлого века. Большие магазины товаров с дисконтом (площадью около 1000 м2) крупных ритейл-операторов, как монобрэндовые, так и мультибрэндовые, начали открываться в столице в первые годы 21-го столетия. Так, в 2003 году в ТРЦ «Магелан» начал функционировать магазин Discount Center, на смену которому в 2007 году пришел Grand Fashion Outlet. В течение нескольких лет стоковые магазины появились у многих крупных сетевых операторов. Столичные аутлет-магазины расположены как в торгово-развлекательных центрах (Grandi Firme Outlet в ТЦ «Глобус», Backstage ритейл-оператора Helen Mar-len Group в «Альта Центре», ELMA в ТЦ «Олимпийский», дисконт-центр Adidas в ТЦ «Макрос» и др., так и в отдельно стоящих помещениях в нецентральных районах (стоковый магазин сети Argo по ул. Мельникова, 3, стоковый магазин Adidas по ул. Борщаговской, 173/187 и др.). Также на столичном рынке есть торговые центры, которые позиционируются в формате аутлет. Так, к примеру, ТЦ «Макрос» через некоторое время после открытия стал продвигать себя как стоковый ТЦ. Затем открылся торговый центр «Плазма» с несколькими стоковыми спортивными магазинами. С приходом кризиса, когда продажи у многих ритейлеров упали, и появились большие остатки от коллекций, практически у всех операторов назрела необходимость в открытии стоковых магазинов – открылось несколько стоковых магазинов в ТЦ «Альта Центр». Актуальность открытия магазинов в аутлет-формате на площадях «Альта Центра» Наталья Соколова, руководитель отдела аренды компании VK Development, прокомментировала следующим образом: «Мы отслеживаем динамику спроса и покупательной способности и предлагаем посетителям то, что им действительно необходимо. Сейчас люди по-прежнему хотят одеваться в качественную модную одежду известных марок, но более внимательно следят за своими расходами. Учитывая это, мы обновили концепцию «Альта Центра» и начали активно развивать направление luxury аутлет». К осени планируется открытие еще нескольких магазинов в рамках новой концепции в «Альта Центре». ПЕРСПЕКТИВЫ АУТЛЕТ-ЦЕНТРОВ (DESIGNER OUTLET VILLAGES) В УКРАИНЕ Особую популярность на европейском рынке, как для покупателей, так и для ритейлеров, обрели аутлет-центры. Это произошло в том числе благодаря успешной концепции сети аутлет-центров McArthurGlen (на фото – Designer Outlet Salzburg, Австрия) фото: MCARTHURGLEN GROUP Формат аутлет-центра обычно активно развивается на рынке, насыщенном классическими торговыми центрами, а также при наличии потребности в крупноформатных аутлет-магазинах у существующих fashion-операторов, чего на украинском рынке пока не наблюдается. По словам Натальи Кравец, директора департамента торговой недвижимости компании Colliers International (Украина), «начиная с 2006 года, когда стартовал рост рынка торговой недвижимости, в нашу компанию обращались несколько иностранных девелоперов с идеей создания outlet village в непосредственной близости от Киева». Как отмечает Наталья Кравец, для таких начинаний на тот момент существовали две основные проблемы: – Высокие цены на земельные участки, что при традиционно более низких ставках аренды для площадей в аутлет-центрах по сравнению с классическими ТРЦ не позволяло стать проекту экономически привлекательным. – Недостаточное количество арендаторов – присутствующие в Украине ритейлеры не в силах заполнить классический аутлет-центр, который обычно по площади составляет от 20 до 50 тысяч м2. Поэтому девелоперы, планировавшие развитие данного формата, параллельно намеревались привлечь новых ритейл-операторов из Италии, Великобритании, Франции либо же договориться с фабриками/брэндами напрямую и самостоятельно выступать операторами на украинском рынке. При этом, по словам эксперта, в начале 2008 года один из девелоперов даже был близок к покупке участка для outlet village, но кризис не позволил проекту осуществиться из-за недостатка финансирования. Стоит отметить еще несколько причин, которые на данном этапе развития украинского рынка торговой недвижимости усложняют распространение здесь формата аутлет-центров. Как было сказано выше, данные торговые объекты располагаются обычно около больших городов, и, как правило, на крупной автомагистрали. Оживленное транспортное сообщение между европейскими городами (по своему уровню несравнимое с украинскими реалиями) обеспечивает аутлет-центрам постоянный дополнительный поток покупателей со стороны туристов и путешественников. Кроме того, для создания крупных торговых центров в удалении от городов необходима эффективная система логистики, причем на национальном уровне. На украинском рынке фактически отсутствует производство брэндовой одежды, что также тормозит развитие масштабных стоковых объектов ввиду отсутствия большого количества товарных запасов и остатков у ритейлеров и производителей. И, конечно, одним из главных факторов, препятствующих развитию классических в европейском понимании аутлет-центров в Украине, а тем более целой сети в национальном масштабе, является отсутствие большого количества населения с достаточным уровнем доходов для приобретения фирменных товаров, даже со значительными скидками. Аутлет-центры располагаются, как правило, за чертой крупных городов, иногда на значительном удалении от них (на фото – Berlin Designer Outlet, Германия) фото: MCARTHURGLEN GROUP Перспективы аутлет-центров на украинском рынке комментирует Мария Шкарпетина, аналитик отдела экономических и стратегических исследований Jones Lang LaSalle Украина: «Основным ограничивающим фактором создания данного формата в Украине является отсутствие опыта развития такого формата в странах СНГ (в частности, на более развитом торговом рынке Москвы) для понимания его особенностей и оценки доходности. К тому же международные операторы не настолько распространились на украинском рынке, чтобы привлечь широкую аудиторию для поездки за город с целью приобретения одежды. Помимо этого, себестоимость строительства таких форматов, хотя и ниже строительства торговых центров в черте города, однако все еще высока в связи с существующими бюрократическими сложностями при выделении земельного участка и получении разрешений на строительство».