ТРЦ Riviera Shopping City: новый центр притяжения Одесского региона




ПРОЕКТ: dtz

CP: Когда была создана компания Argo Real Estate Opportunities Fund и как давно она работает на украинском рынке?
Роберт Провайн: Компания Argo Real Estate Opportunities Fund (Argo), котирующаяся на Лондонской фондовой бирже, основана в августе 2006 года с целью развития крупномасштабных проектов торговой недвижимости в Румынии, Молдавии и Украине. Якорными арендаторами всех наших ТЦ/ТРЦ выступают ведущие международные операторы, такие как Carrefour и Real, а также OBI и bauMax.
Сегмент торговой недвижимости является приоритетным для Argo. На сегодняшний день компания завершила строительство двух крупных торговых центров в Румынии, в городах Сибиу (Sibiu) и Суцеава (Suceava). Общая арендуемая площадь ТЦ составляет более 100 000 м2, дополнительные 30 000 м2 планируется ввести в эксплуатацию до конца 2008 года.
CP: Проект ТРЦ Riviera Shopping City является первым проектом Argo в Украине?
Р.П.: Да, это наш первый проект в Украине. Дефицит качественных крупномасштабных проектов торговой недвижимости с международными операторами в роли «якорей» стал причиной выхода компании на украинский рынок.
CP: Почему компания выбрала Одессу в качестве площадки для развития проекта?
Р.П.: Мы выбрали Одессу по целому ряду причин, среди которых, в частности, активная торговая среда города, высокий уровень спроса на качественные торговые помещения со стороны международных операторов.
CP: Проводились ли маркетинговые исследования, предшествующие реализации проекта ТРЦ?
Р.П.: Мы провели ряд исследований одесского рынка с помощью специализированных компаний, а также DTZ.
Результаты исследования показали широкую зону охвата, а также дефицит качественных торговых площадей в исследуемом районе, являющемся наиболее быстро развивающимся в городе за счет строительства многоэтажных домов, отдельных частных домовладений и коттеджных поселков.


Роберт Провайн, управляющий директор компании Argo Real Estate Opportunities Fund
фото: Argo Real Estate Opportunities Fund

CP: Расскажите об участниках проекта.
Р.П.: Разработка дизайна и проджект-менеджмент осуществляются сотрудниками компании Argo при поддержке таких ведущих международных компаний как архитектурное бюро Chapman Taylor (Великобритания) и Bovis Lend Lease. На данный момент мы проводим выбор международной компании, которая будет управлять строительством.
Процесс выбора якорных арендаторов координируем самостоятельно, компания DTZ, в свою очередь, работает над поиском и подписанием договоров аренды со средними арендаторами, более 100 операторами магазинов галереи и зоны развлечений.
По всем проектам в Украине, включая ТРЦ Riviera Shopping City, Argo сотрудничает с локальным партнером, компанией DGL Land, представленной офисами в США, Украине и Румынии.
CP: На каком этапе компания DTZ вошла в проект ТРЦ Riviera Shopping City?
Татьяна Куделова: Компания DTZ вошла в проект ТРЦ Riviera Shopping City в августе 2007 года.
Нашими сотрудниками была разработана концепция, проведены исследования заинтересованности операторов в аренде площадей ТРЦ. Помимо этого, компания DTZ выступает маркетинговым агентом проекта.
На сегодняшний день наша основная задача заключается в сдаче площадей центра в аренду и в создании грамотного tenant mix.
CP: Где располагается ТРЦ Riviera Shopping City?
Р.П.: ТРЦ, позиционирующийся в формате Regional Center, расположится в районе Коминтерново, недалеко от поселка Котовского, а также города Фонтанка, который называют «Одесской Ривьерой». Площадь земельного участка составляет 18,5 гектара.
CP: Расскажите более подробно о концепции и особенностях проекта торгово-развлекательного центра.
Р.П.: Изначально перед нами стояло задание разработать профессиональную концепцию торгового центра в Одессе, объединяющего международных и качественных локальных операторов.
Т.К.: Торгово-развлекательный центр общей площадью 110 000 м2 имеет три отдельных входа. На первом этаже расположатся продуктовый гипермаркет Real (12 500 м2), молл (25 000 м2), включающий мини-якорного оператора электроники (4000 м2), магазины спортивных товаров (3500 м2), а также бутики одежды и обуви, молодежной моды, аксессуаров, ювелирных изделий.
Помимо этого, предполагается строительство отдельно стоящего гипермаркета строительных материалов OBI (14 000 м2), имеющего отдельный вход.
На втором этаже разместится развлекательная зона, представленная боулингом на 10 дорожек (1000-1200 м2), кинотеатром (3500-4000 м2), детской развлекательной площадкой (500-600 м2) и т.д.
Первый и второй этажи будут соединены двумя эскалаторными группами. После завершения строительства второй очереди ТРЦ приобретет форму буквы L.
На втором этаже будет расположена офисная часть, в которой разместится команда управления объектом.
CP: Почему в качестве оператора продуктового гипермаркета выбрана компания Real?
Т.К.: Оператор Real является профессионалом на рынке продуктового ритейла. Помимо этого, девелопер проекта предпочел в качестве продуктового гипермаркета пригласить известную международную торговую сеть.


Татьяна Куделова, заместитель директора, руководитель отдела торговой недвижимости компании DTZ
фото: DTZ

CP: Какие операторы претендовали на роль якорного арендатора продуктового гипермаркета?
Т.К.: Велись переговоры с компанией Auchan, а также с украинскими сетевыми операторами. Однако выбор был остановлен на международной компании Real как опытном игроке, формат которого соответствует общей концепции ТРЦ Riviera Shopping City.
CP: Расскажите об условиях заключения договоров аренды и арендных ставках для операторов торговых площадей и развлекательной зоны.
Т.К.: Арендные ставки в развлекательной зоне находятся в диапазоне ?8,5-11 евро/м2/в месяц (без учета НДС), в торговой – ?20-50 евро/м2/в месяц (без учета НДС).
Договора аренды с якорными арендаторами подписываются сроком на 15 лет, с мини-якорными, занимающими площадь 1500-4000 м2, – на 7-10, для операторов, занимающих площадь 500-1500 м2, – на 5-10, для операторов галереи (до 500 м2) – на 5 лет.
Помимо арендных ставок, в ТРЦ предусмотрена оплата в виде процента от товарооборота: ежемесячно арендаторы предоставляют арендодателю информацию об объемах продаж и выплачивают оговоренную компенсацию.
CP: С какими компаниями уже подписаны договора аренды?
Т.К.: На сегодняшний день определено около 50% арендаторов. Предварительные договора подписаны с компаниями Real, OBI.
Сейчас ведутся переговоры с брэндами New Yorker (1500 м2), Marks & Spencer (1200 м2), «Спортмастер» (1300 м2), Empik (550 м2), Cropptown (450 м2), Adidas (400 м2), BROCARD (550 м2), Monton (450 м2) и др.
CP: Какое количество машиномест запланировано в проекте ТРЦ?
Р.П.: Первая очередь ТРЦ предполагает создание наземного паркинга на 2400 машиномест, во второй очереди запланирован подземный паркинг.
CP: За счет каких средств реализуется проект?
Р.П.: Проект финансируется за счет собственных активов, а также кредитов украинских и зарубежных банков. Общий объем инвестиций в его реализацию составит около 80 миллионов евро.
CP: На какой стадии проект находится сегодня?
Р.П.: Проект находится на стадии строительства и будет вводиться в эксплуатацию поэтапно. Первая очередь (GLA – 65 000 м2) откроется в конце IV квартала 2008 года, вторая – в I квартале 2009 года.
CP: Кто будет управлять функционирующим ТРЦ?
Р.П.: Мы рассматриваем предложения ряда международных компаний, управляющих недвижимостью, в том числе и нашего партнера по сдаче помещений в аренду – компании DTZ.
CP: Какие еще проекты коммерческой недвижимости Argo Real Estate Opportunities Fund реализует в Украине?
Р.П.: В портфеле компании имеется несколько проектов в Украине. Один из них – масштабный проект торговой недвижимости, строительство которого начнется в сентябре 2008 года. Работа над двумя другими, информацию о которых мы пока не разглашаем, начнется в 2009 году.


ТРЦ RIVIERA SHOPPING CITY В ОДЕССЕ
Формат: Regional Center
Месторасположение: Старониколаевская магистраль, Одесса
Девелопер: Argo Real Estate Opportunities Fund
Собственник: Argo Real Estate Opportunities Fund
Архитектор: Chapman Taylor
Проджект-менеджер: TBD
Агент по сдаче площадей в аренду: компания DTZ
Площадь земельного участка: 18,5 гектара
Общая площадь ТРЦ: 110 000 м2
GLA: 85 000 м2
Торговая площадь: 70 000 м2
Общая площадь развлекательной зоны: 15 000 м2
Якорные арендаторы: OBI (14 500 м2), Real (12 500 м2), супермаркет Media Galaxy Electronics (4000 м2), магазин спортивных товаров (3500 м2), магазин мебели (5000 м2)
Паркинг: I очередь – наземный на 2400 машиномест, II очередь – подземный
Начало строительных работ: январь 2008 года
Дата ввода объекта в эксплуатацию: I очередь – IV квартал 2008 года, II очередь – I квартал 2009 года
Общий объем инвестиций: 80 миллионов евро.