Транспортная инфраструктура Киева: уверенными шагами к коллапсу

Commercial Property №2 (126) февраль 2014

В СВЕТЕ КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ УКРАИНЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ КИЕВА, ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС, КАКУЮ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ПРИМЕТ НОВЫЙ ГЛАВА КГГА И ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ЕМУ ОРГАНЫ. ДО НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КИЕВА К РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОСТАВЛЯЛО ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО, В СВЯЗИ С ЧЕМ В ЭТОЙ СФЕРЕ НАКОПИЛОСЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОБЛЕМ.

Текст: Оксана Бабенко

ФОТО: IS 

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что транспортно-инфраструктурная сфера Киева нуждается в коренных изменениях как на уровне структуры ответственных органов, так и на уровне непосредственно подхода к планированию. Проблемами столицы являются отсутствие комплексной и последовательной политики городских властей в вопросах развития транспортно-инфраструктурной сферы с учетом стремительного роста численности жителей и динамичного наполнения Киева автомобилями, отсутствие преемственности в реализации инфраструктурных проектов при смене муниципальных властей, а также отсутствие системного финансирования.

На данный момент Киев является наиболее успешным в коммерческом плане городом Украины, соответственно, он наделен большими финансовыми возможностями для развития капиталоемких сфер, к которым относится и транспортно-инфраструктурная сфера. Почему же в таком случае столица имеет колоссальные проблемы в данном сегменте, которые со временем только усугубляются? Налицо – перегруженность улично-дорожной сети, давно не отвечающей реальным потребностям города; разбитые участки дорог (при том, что, по официальным данным, Киев и Киевская область относятся к регионам с наивысшими оценками качества дорог в Украине); нехватка необходимых мостовых переходов через Днепр и перегруженность имеющихся мостов; существенные различия в транспортном обеспечении между лево- и правобережными частями города; нехватка паркингов, особенно в центральной части города; недостаточно развитая кольцевая структура автомобильных дорог вокруг Киева и многое другое. 

ОТСУТСТВИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ

Реализация практически каждого инфраструктурного проекта в Киеве сопровождается возникновением большого числа структур – компаний-подрядчиков, в которых проект далеко не всегда нуждается. Перенасыщение участниками дестабилизирует контроль над реализацией проекта, а структура «заказчик – исполнитель» становится размытой. В результате страдает качество проекта. К этой проблеме добавляется отсутствие комплексности в реализации инфраструктурных проектов. В результате на выходе мы получаем проект, не интегрированный в имеющуюся инфраструктуру, соответственно, возникает необходимость реализовать еще один проект, который помог бы «увязать» его в систему. 

Решение данных проблем муниципальные власти видят в создании новых ответственных структур, в то время как выходом из ситуации может стать реструктуризация имеющихся ответственных органов и налаживание эффективного взаимодействия между ними. 

Так, в январе 2014 года Киевская городская государственная администрация (КГГА) инициировала создание централизованной функции заказчика строительных работ транспортной инфраструктуры ввиду неудачной реализации проекта – строительства станции метро «Теремки». «Отсутствие комплексного подхода привело к тому, что во время строительства станции метро «Теремки» была возведена лишь станция метрополитена, при этом не решены вопросы удобной пересадки на другие виды транспорта. Также не выполнено перепланирование троллейбусных маршрутов, не решены вопросы благоустройства территории, объектов торговли в удобном для жителей Киева виде. Не решен вопрос парковочных мест, др.», – отметил Михаил Костюк, экс-первый заместитель главы КГГА. На строительство станции метро «Теремки» было потрачено более 1 миллиарда гривен. По мнению экспертов, при комплексном подходе решения транспортной проблемы издержки составили бы практически такую же сумму.

ПО ДАННЫМ ИНСТИТУТА «КИЕВДОРМОСТПРОЕКТ», ПО УРОВНЮ НАСЫЩЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ КИЕВ СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БОЛЬШИНСТВА ЕВРОПЕЙСКИХ СТОЛИЦ И БОЛЬШИХ ГОРОДОВ МИРА. ПЛОТНОСТЬ МАГИСТРАЛЬНОЙ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В КИЕВЕ СОСТАВЛЯЕТ 2,13 КМ/КМ2. ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: В МОСКВЕ – 4,4 КМ/КМ2, ЛОНДОНЕ – 9,3 КМ/КМ2, ПАРИЖЕ – 15 КМ/КМ2

ИНВЕСТИЦИИ

Транспортно-инфраструктурные проекты являются чрезвычайно капиталоемкими. Основными финансовыми источниками для реализации проектов в Киеве являются средства городского и государственного бюджетов. 

Одним из перспективных направлений финансирования проектов, по мнению экспертов, является привлечение частных инвесторов и компаний. Однако до сих пор механизмы и инструменты их привлечения до конца не освоены. Причина – привлечение частных инвесторов в транспортно-инфраструктурный сектор сдерживает ряд барьеров, в частности регуляторного характера. 

Для реализации крупных инфраструктурных проектов (как правило, национального значения) привлекаются кредиты ЕБРР и Европейского инвестиционного банка под государственные гарантии. 

В частности, в 2010 году ЕБРР выделил «Укравтодору» колоссальный кредит в объеме 450 миллионов евро для финансирования капитального ремонта и реконструкции дорог на подходах к Киеву, которые являются частью европейских и национальных транспортных коридоров на территории Украины. В целом, история сотрудничества «Укравтодора» и ЕБРР «оценивается» в более чем 1,5 миллиарда евро.

Ежегодно количество автомашин в Киеве увеличивается ориентировочно на 60 тысяч единиц. ФОТО: IS 

Однако, когда кредитные средства получены, возникает проблема с их целевым и своевременным освоением. Отсутствие системности и преемственности в программах муниципальных властей приводит к тому, что реализация проектов замораживается или переходит в разряд вялотекущих, что впоследствии удорожает реализацию ранее начатых проектов. Так происходит, например, с проектом строительства Подольского мостового перехода. Проект реализуется уже более 10 лет. На момент старта он был революционным для Украины как по качественным характеристикам дорожного покрытия, так и конструкционным особенностям. Изначально озвученный объем финансирования – 5,06 миллиарда гривен – неподъемная для столичного бюджета сумма. Под реализацию данного проекта каждый мэр Киева считал своим долгом найти и привлечь финансирование. Так, Александр Попов, глава КГГА, пытался привлечь средства из Государственного бюджета и получить кредит от финансового института Китая. Изначально завершение проекта Подольского мостового перехода было заявлено на 2011 год, однако по состоянию на 2014 год проект не завершен. 

Длительный период реализации проекта из-за отсутствия финансирования имеет такое негативное последствие как моральное устаревание. Проекты, в которых город нуждается сегодня, на момент своего завершения в более поздние сроки в той или иной степени не соответствуют актуальным потребностям столицы, а технологии, примененные при их реализации, постепенно устаревают. 

Девелоперская помощь 

При реализации каждого нового проекта жилой и коммерческой недвижимости актуальными становятся вопросы организации транспортных заездов, развязок, дорог и паркингов. Решение данного вопроса в больших или меньших масштабах берут на себя некоторые девелоперы. Так, при работе над проектом ТРЦ на Лукьяновке компания Arricano выступила инвестором разработки Концепции организации территории вокруг станции метрополитена «Лукьяновская», в непосредственной близости от которого размешен торгово-развлекательный центр. Разработка была осуществлена по заказу Департамента градостроительства и архитектуры Киева, с привлечением официального представителя немецкой компании PTV Group – A+C, лидера мирового рынка транспортных моделей.

Ежегодно на ямочный ремонт в Киеве уходит более 100 миллионов гривен бюджетных средств. ФОТО: IS 

Утвержденная концепция предусматривает реконструкцию и развитие уличной сети, системы пассажирского транспорта и пешеходных путей на территории, прилегающей к станции метрополитена «Лукьяновская». Компания «Будхол» выступает привлеченным инвестором в разработанной Концепции организации территории вокруг станции метрополитена «Лукьяновская», берет на себя обязательства по финансированию разработки проектно-сметных работ, а также дальнейшей реализации пунктов Концепции.

ПРОБКИ

В рабочие дни уровень пробок на улицах Киева зашкаливает. В числе причин возникновения заторов – дисбаланс в функциональном зонировании Киева, высокие темпы прироста количества автомобилей и низкая пропускная способность дорог. 

Ежегодно количество автомашин в Киеве увеличивается ориентировочно на 60 тысяч единиц. При этом общее количество транспортных средств в Киеве давно превысило показатель в 1,5 миллиона. 

По данным КГГА, средняя скорость движения по столице составляет 20 км/час, в то врем как в Варшаве, где машин больше ориентировочно на 43%, данный показатель находится на уровне 43 км/час. 

Развитые страны решают вопрос заторов посредством строительства новых дорог, тоннелей, многоуровневых транспортных развязок, др. Примеров многоярусных развязок в Киеве пока немного. Это – развязки в районах станций метро «Днепр» и «Дорогожичи», развязка на Почтовой площади, развязка в районе Московской площади, др. Строительство новых развязок происходит в Киеве, как правило, тогда, когда загруженность площадей достигает критической отметки. Так, на момент начала реконструкции Московской площади интенсивность движения транспорта более чем в 1,5 раза превышала пропускную способность узла.

ПАРКИНГИ

Перехватывающий паркинг по проспекту Академика Глушкова, 5 в Киеве. ФОТО: IS 

Одним из наиболее болезненных вопросов центральной части Киева является отсутствие парковок. Автомобилисты вынуждены использовать в качестве паркомест практически все свободное от движения автомобилей пространство, в том числе тротуары. 

Для того, чтобы решить вопрос с парковоч-ными местами, КГГА периодически предпринимает реализацию проектов строительства паркингов в черте, а также на подъездах к городу – так называемых перехватывающих паркингов. Так, одним из пунктов Генплана развития Киева до 2025 года является выделение площадей для строительства паркингов, в частности, перехватывающих наземно-подземных паркингов. Строительство перехватывающих паркингов планируется на всех направлениях основных въездов в Киев, таким образом водители, живущие за чертой города, смогут оставлять свои авто и пересаживаться на общественный транспорт. В частности, под строительство перехватывающих паркингов исследуются земельные участки возле станций метро «Красный хутор», «Сырец», «Гидропарк», «Выдубичи», «Героев Днепра» и др. 13 августа прошлого года в Киеве состоялось открытие первого в городе перехватывающего паркинга. Он расположен возле станции метро «Ипподром» по проспекту Академика Глушкова, 5. Вместимость паркинга составляет 205 машиномест. Паркинг оснащен автоматизированной системой парковки, которая включает в себя, среди прочего, информационное табло для указания количества свободных мест на площадке и въездную стойку для выдачи талонов. 

В начале 2014 года КГГА объявила конкурс на привлечение инвестора для строительства семи открытых паркингов в Киеве. На территории паркингов предусматривается строительство объектов транспортной инфраструктуры, которые включают помещения для охраны, автомобильные мойки, станции техобслуживания и другие объекты дорожного сервиса. Ориентировочная стоимость строительства объектов составляет 3,57 миллиона гривен (без учета НДС).

РЕМОНТ ДОРОГ

Качество имеющегося дорожного покрытия в Киеве оставляет желать лучшего, некоторые участки находятся в аварийном состоянии. Периодически «Киеватодор» выполняет ямочный ремонт, который способен лишь временно решить вопрос пригодности дорог к эксплуатации. Ежегодно на ямочный ремонт в Киеве уходит более 100 миллионов гривен бюджетных средств.

Одной из полезных инициатив Александра Попова, экс-главы КГГА, стал онлайн-сервис по контролю за ремонтом дорог www.remcontrol.com.ua. Ресурс обслуживается КП «Киевавтодор». Данный сервис представляет собой интерактивную карту Киева, где пользователи могут узнать о ремонте киевских дорог в целом, а также о конкретных участках, влиять на процесс ремонта дорог Киева посредством персонального обращения, узнать время завершения ремонтных работ возле дома, офиса, в районе, др. К сожалению, на данный момент ресурс заморожен. Актуальность информации на сайте датируется летом 2013 года.

ПРОЕКТЫ

В 2014 году в Киеве планируется продолжение строительства Подольского мостового перехода. ФОТО: IS 

Генеральным планом развития Киева на период до 2025 года предусмотрена реализация ряда проектов в транспортно-инфраструктурной системе столицы. В их числе – строительство тоннелей, железнодорожного сообщения с МА «Борисполь» и др.

Тоннели 

В проекте Генерального плана развития Киева на период до 2025 года предусматривается строительство семи тоннелей. На первую очередь намечено строительство Тоннельного перехода через Днепр от площади Победы до Броварского проспекта. Его строительство уменьшит нагрузку на мост Метро и транзитное движение автотранспорта через центральную часть. Тоннель под Ботаническим садом НАН Украины от Надднепрянского шоссе до ул. Саперно-Слободской необходим для строительства правобережного автомобильного подхода до железно-дорожно-мостового перехода через Днепр. Также планируется строительство тоннеля от ул. Фрунзе до ул. Черновола – правобережный подход к Подольскому мостовому переходу. 

До 2025 года намечается строительство Северного и Южного тоннельных переходов через Днепр (для выбора типа транспортного перехода через Днепр – эстакадный переход или переход в тоннеле). Данный тоннель необходим для продления правобережного внешнего автомобильного кольца на Левый берег и развития левобережного автомобильного обхода. 

«Городская кольцевая автомобильная дорога» 

 Проект «Городская кольцевая автомобильная дорога», также как и «Воздушный экспресс», возведен в ранг национальных проектов. 

Проектом предусмотрено строительство нового участка кольцевой дороги вокруг Киева, который соединяет существующую часть городской кольцевой дороги на Правом берегу Днепра и шоссе М03 «Киев-Харьков-Довжанский» на Левом берегу Днепра на участке возле аэропорта «Борисполь». 

Общая протяженность участка составляет 18-22 километра. Длинна мостового перехода – 0,7 километра, количество полос движения – 6 (8 – на перспективу), общая ширина проезжей части составит 35,6 метра, количество развязок – 4. Проект планируется реализовать на условиях концессии. Плановый срок реализации проекта составляет 4 года (2015-2018 годы). Реализация проекта оценивается в 5,412 миллиарда гривен. В середине 2013 года Кабмин утвердил преТЭО проекта, однако на данный момент актуальные данные по реализации проекта отсутствуют. 

«Воздушный экспресс»

«Воздушный экспресс» – проект создания железнодорожного пассажирского сообщения Киев – МА «Борисполь» и строительства других инфраструктурных объектов киевского региона. Благодаря железнодорожному сообщению, расстояние от станции «Киев-Пассажирский» до международного аэропорта «Борисполь» можно будет преодолеть за 35 минут. 

Официальные сроки реализации проекта – 2012-2014 годы. По состоянию на 2013 год был начат основной массив проектных работ. 

Объем инвестиций – $372 313 500. Инвестором проекта выступит «Эксимбанк Китая» (Export-Import Bank of China), с которым заключено соглашение о начале финансирования. 

Проблемным вопросом в проекте является отвод земельных участков по пути прокладки железнодорожной колеи, а также решение вопроса касательно норм пересечения магистральных газопроводов железнодорожной колеей.

ПРОЕКТЫ 2014 ГОДА

По данным КГГА, в 2014 году планируется продолжение сооружения Подольского мостового перехода и реконструкции дорог и транспортных развязок. В частности, речь идет о завершении (при условии финансовой поддержки государства) реконструкции транспортной развязки на Почтовой площади, продолжение реконструкции проспекта Победы и завершение первого этапа подготовительных работ на Жулянском путепроводе (перекладка инженерных сетей). Помимо этого, за счет средств субвенции из Госбюджета планируется начать строительство подъездной дороги и внешне-инженерных сетей к инновационному парку Bionic Hill.

Развязка на Почтовой площади

Реконструкция Почтовой площади – крупный проект, предусматривающий не только строительство новой транспортной развязки с эстакадой и транспортным тоннелем, но и практически полное обновление (перенос существующих, прокладывание новых) инженерных сетей в районе площади. 

В 2013 году состоялось открытие движения автотранспорта по второй половине тоннеля на Почтовой площади. В полной мере функционируют эстакада с Владимирского спуска на ул. Набережно-Крещатицкую и первая половина тоннеля для автотранспорта, который движется в направлении Оболонь-Столичное шоссе. Открытая часть тоннеля позволяет развести потоки – одним тоннелем машины движутся в сторону Оболони, вторым – к мосту Метро.

 

Общая стоимость реконструкции проспекта Победы оценивается в 400 миллионов гривен. ФОТО: IS

Реконструкция проспекта Победы

Одним из проектов, реализация которых намечена на 2014 год, является реконструкция одной из наиболее интенсивных магистралей Киева – проспекта Победы. Как рассказал Георгий Глинский, генеральный директор коммунальной корпорации «Киевавтодор», в настоящее время проект реконструкции находится на экспертизе. «На сегодняшний день рассматривается возможность финансирования проекта реконструкции дороги, ведь с 1980 года магистраль ни разу капитально не реконструировалась», – комментирует Георгий Глинский. Проектом реконструкции планируется замена покрытия и барьерного ограждения, а также решение проблемы путепроводов, которые находятся возле станций метро «Нивки» и «Святошин», др.

Общая стоимость реконструкции проспекта Победы оценивается в 400 миллионов гривен.

ВЫВОДЫ 

Транспортная развязка на Почтовой площади. ФОТО: IS 

Проблема низкого качества транспортной инфраструктуры присуща не только Киеву, но и всем региональным центрам Украины. На уровне страны ситуация осложняется недостаточным взаимодействием между различными отраслями транспортного сектора, низким притоком инвестиций, устаревшей системой регулирования и высокой степенью износа основных фондов.

Большой скачок в развитии дорожно-транспортной системы сделал Киев в рамках подготовки к Евро-2012. По словам экспертов, если бы Украина не выиграла право на проведение Чемпионата Европы по футболу в 2012 году, реализация Комплексной схемы развития транспорта в Киеве до 2020 года, которой предусмотрено строительство и реконструкция дорожной инфраструктуры столицы, была бы отложена на долгие годы. Хотелось бы, чтобы комплексные программы в сфере транспорта и инфраструктуры реализовались не только в связи с подготовкой к международным мероприятиям, но стали традиционными и обязательными к выполнению.