Трансформация бизнеса АЗС

Commercial Property №4 (152) апрель 2016

АКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ СЕТЯМИ АЗС НЕ СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НЕФТЕПРОДУКТОВ БИЗНЕСОВ ПРИВЕДЕТ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ИХ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БОЛЕЕ ТОГО – ПРОДАЖА ТОПЛИВА МОЖЕТ СТАТЬ ВТОРИЧНОЙ УСЛУГОЙ.

Текст: Яна Писарева


 

Сеть WOG предоставляет возможность выпить кофе и перекусить на 350 из 476 своих станций по всей Украине 

ФОТО: WOG 

Рынок автозаправочных станций переживает новую волну трансформации. Такие объекты уже давно перестали следовать только одному виду деятельности – продаже топлива и товаров для автомобилей – и активно развивают направления розничной продажи продовольственных товаров и общественного питания. Изменение бизнеса автозаправочных станций обусловлено рядом факторов, среди которых – требования и ожидания клиентов, а также развитие автомобильной промышленности в целом. По прогнозам экспертов, в течение следующих лет эти трансформации только усилятся, что приведет к видоизменению бизнеса АЗС, для которых продажа топлива может стать сопутствующей услугой. 

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ 

Основная тенденция, которая наблюдается сегодня на рынке АЗС как в мире, так и Украине, – расширение дополнительного предложения за счет размещения в структуре заправочных комплексов прилавков с продовольственными товарами или отдельных магазинов, а также заведений питания – кафе или ресторанов. Так, в настоящее время почти половина всех АЗС в Украине, которых, согласно данным Госкомстата, по состоянию на начало 2016 года насчитывалось около 6660 объектов, оборудована точками питания. 

В частности сеть WOG предоставляет возможность выпить кофе и перекусить на 350 из 476 своих станций по всей Украине, в которых расположены кафе WOG Cafe и/или рестораны Restorio. Как сообщил Виталий Ткаченко, директор по маркетингу компании WOG, в ходе мероприятия «МОЙ МАГАЗИН: 2016» от MY TRADE GROUP, два года назад компания продавала три миллиона чашек кофе в год, сегодня этот показатель составляет 15 миллионов чашек. По его словам, на данный момент основная стратегия компании нацелена на развитие общественного питания. «Мы хотим, чтобы люди изначально приезжали к нам выпить кофе и поесть, и лишь потом – чтобы заправить автомобиль», – отметил Виталий Ткаченко. 

Другая компания – «Концерн Галнафтогаз», владеющая сетью комплексов «ОККО», оборудовала практически все свои объекты фирменными Hot cafe и магазинами: из 396 объектов лишь две заправки не имеют в своем составе кафе и только четыре не имеют магазинов. Кроме того, в АЗС этой сети открыто более 40 ресторанов под тремя различными вывесками. 

Рестораны и магазины также присутствуют на заправках «КЛО» (рестораны «Борщ» и магазины «Подорожник»), Socar (рестораны Buta Cafe), др. 

 

«Концерн Галнафтогаз», владеющий сетью комплексов «ОККО», оборудовал практически все АЗС фирменными кафе, магазинами и ресторанами (на фото: ресторан MEIWEI на АЗК «ОККО» в Киеве) 

ФОТО: IS 

КАЧЕСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

На сегодняшний день доля сопутствующих бизнесов в структуре продаж автозаправочных станций пока еще незначительна и составляет около 5-10% выручки (для сравнения: на сопутствующие услуги в современных автозаправочных комплексах в США приходится более 50% их выручки). Однако последние несколько лет отрасль придорожного сервиса в Украине продолжает интенсивно развиваться, и некоторые компании активно увеличивают представленность на АЗС не связанных с продажей нефтепродуктов бизнесов. Их стремление вполне объяснимо, поскольку непрофильные виды заработков предоставляют возможность диверсифицировать деятельность и частично нивелировать потери от снижения объемов продаж топлива. 

Спад на украинском топливном рынке не является единственной причиной, стимулирующей операторов АЗС заниматься интенсивным развитием точек питания. Дело в том, что этот рынок стоит на грани качественных преобразований: в ближайшие несколько десятилетий большинство бензиновых и газовых заправочных станций закроются в связи с эволюцией двигателей автомобилей, в результате которой на смену бензиновым и газовым авто придут электромобили. Согласно исследованию рынка зарядной инфраструктуры для электротранспорта, проведенного компанией IHS Inc., к 2020 году в мире будет насчитываться более 12,7 миллиона заправочных станций для электромобилей, в то время как в 2014 году их количество составляло 1 миллион. На сегодняшний день в Украине насчитывается более 160 таких заправок, при этом первая из них была открыта в 2012 году на АЗК «ОККО» в Киеве. 

Таким образом развитие других видов бизнеса дает «классическим» АЗС возможность создания площадки для работы в будущем. Исходя из этого, можно предположить, что большинство операторов по продаже топлива сделают питание приоритетным направлением развития, а сотни АЗС в течение нескольких десятилетий превратятся в точки общественного питания, расположенные вдоль трасс по всей территории Украины. Уже сейчас кафе или рестораны при АЗС являются более устойчивыми бизнесами, пользующимися спросом у потребителей. «Кроме того, они имеют очень удобное и выгодное расположение у проезжей части. АЗС владеют землей, имеют необходимые коммуникации, следовательно, строительство на их месте кафе или ресторана является менее затратным проектом. Учитывая, что топливные компании имеют большие финансовые возможности, они без особых усилий могут диверсифицировать бизнес», – объясняет Ольга Насонова, директор компании «Ресторанный Консалтинг». 

По словам Ольги Насоновой, в настоящее время в Украине, в отличие от европейских стран, наблюдается одновременный прогресс сразу в нескольких направлениях общественного питания при автозаправках, а именно – развитие уже ставшего привычным экспресс-формата, когда кафе расположены в помещении АЗС, и открытие в их структуре или в отдельно стоящем здании на территории АЗС полноценных заведений питания с отдельным входом и названием. «В Европе при автозаправках отсутствуют рестораны или кафе с полным меню и обслуживанием официантами. Однако в Украине уже есть автозаправочные сети, предлагающие такой сервис», – рассказывает Ольга Насонова. Речь идет, в частности, о сети «ОККО», которая открыла 41 ресторан при АЗС – восемь ресторанов Pasta Mia, 32 заведения A la minute и один ресторан MEIWEI. Помимо полноценного обслуживания автомобилистов, компания также предоставляет услугу предварительного заказа комплексных обедов для крупных групп туристов. 

 

Первое кафе компании «ВОГ РИТЕЙЛ», работающее отдельно от заправочной станции WOG, было открыто в 2015 году в Киеве 

ФОТО: IS 

В ответ на появление новых тенденций развития рынка АЗС, ведущие сети начали диверсифицировать свой бизнес. Наиболее ярким примером такого направления является открытие в конце 2015 года компанией «ВОГ РИТЕЙЛ» первого кафе под вывеской WOG Cafe, которое расположено в Киеве и работает отдельно от заправочной станции. Как сообщил Сергей Корецкий, генеральный директор «ВОГ РИТЕЙЛ», компания планирует открыть в 2016 году более 30 WOG Cafe в городах-миллионниках и областных центрах, а в течение 3-4 лет – создать в Украине сеть из около 200 заведений. 

В то же время, как показывает зарубежный опыт, отдельно стоящие точки питания, принадлежащие топливным компаниям, являются пока что единичными примерами. В прошлом году в Вильнюсе (Литва) оператор Statoil Fuel & Retail открыл кафе Statoil вне автозаправочной станции, которое стало первым подобным проектом компании в Европе. Таким образом украинские операторы АЗС одними из первых в Европе развивают новое направление, трансформируя автозаправочный рынок.