Торговая недвижимость: ставка на развивающиеся страны

По данным Cushman & Wakefield, хорошими предпосылками для развития рынка торговой недвижимости является улучшение мировых макроэкономических показателей и повышение степени доверия со стороны потребителей. Так, в 2014 году прирост мирового ВВП ожидается на уровне 3,4%, что станет самым высоким показателем с 2011 года. Ожидается, что рост ВВП произойдет за счет увеличения расходов домохозяйств, особенно в США, Еврозоне и Китае. Несмотря на снижение темпов роста экономики, в Китае ожидается самый высокий в мире пророст расходов домохозяйств – на 4,5% в 2014 году и дальнейший рост на 5,1% в 2015 году. «Ситуация на рынке торговой недвижимости чутко реагирует на изменение общеэкономической ситуации. Рост объемов строительства объектов торговой недвижимости обычно является результатом перехода экономики из стадии восстановления в стадию роста», – рассказал Матт Винн, глобальный исполнительный директор по торговой недвижимости и руководитель направления торговой недвижимости в Северной и Южной Америке, Cushman & Wakefield. Несмотря на снижение темпов роста в Южной Америке, такие страны как Бразилия, Колумбия, Перу и Чили увидят значительный прирост предложения новых торговых центров в ближайшие несколько лет. Даже в США, где показатель обеспеченности торговыми площадями самый высокий в мире, на сегодняшний день ведется строительство торговых центров с площадью более 100 000 м2. По данным Cushman & Wakefield, в настоящий момент в мире открыто почти 47 000 торговых центров общей торговой площадью 924,5 миллиона м2. При этом США остается самым крупным рынком – на него приходится 67% существующего предложения или 618,3 миллиона м2, на втором месте находится Европа с 153,8 миллиона м2, Азия с 83,9 миллиона м2 занимает третье место.
Новые торговые центры, построенные в период 2012-2013 годов в мире
  GLA (млн. м2)* Количество новых ТЦ
Америка 29,2 1006
США 23,2 819
Канада 0,7 19
Латинская Америка 5,3 168
Европа 11,6 350
Азия 23,1 303
Китай 20,4 230
Другие страны 2,7 73
Всего 63,9 1659
*ТЦ площадью более 5000 м2 Источник: Cushman & Wakefield
В 2012 и 2013 годах в мире было построено более чем 1650 новых торговых центров общей торговой площадью 63,9 миллиона м2. Основной прирост нового предложения пришелся на США, Россию, Бразилию, Мексику, Индию и Китай. Эти страны сохранят лидерство по объему нового строительства до 2016 года. К концу 2014 года ожидается ввод 1134 торговых центров общей торговой площадью 38,3 миллиона м2. В текущем году наибольший ввод площадей ожидается в Азии, где будет построено 22 миллиона м2 новых торговых центров. Всего в ближайшие три года в мире будет построено более 1800 новых торговых центров общей торговой площадью 79,5 миллиона м2. Эксперты отмечают, что из 46 846 торговых центров, проанализированных в отчете «Торговая недвижимость мира», большинство относится либо к малым торговым центрам площадью от 5000 м2 до 20 000 м2, либо к средним – от 20 до 40 тысяч м2. «Гигантомания» присуща развивающимся рынкам: так, в Китае представлены самые крупные торговые центры – в этой стране средний размер существующих центров приближается к 85 000 м2. В развитых рынках средний размер торгового центра равен 21 400 м2 в Европе и 17 700 м2 – в США. Россия входит в десятку стран с самыми крупными торговыми центрами – средний размер ТЦ в России составляет 30 000 м2.
Новые торговые центры, строительство которых заявлено на 2014-2016 годы в мире
  GLA (млн. м2)* Количество новых ТЦ
Америка 16,5 915
США 11,2 758
Канада 1,5 42
Латинская Америка 3,8 115
Европа 9,7 306
Азия 53,2 610
Китай 49,2 504
Другие страны 4 106
Всего 79,4 1831
*ТЦ площадью более 5000 м2 Источник: Cushman & Wakefield В ближайшие три года в регионе Азии будет построено более чем 53,3 миллиона м2, что в пять раз больше, чем запланировано на втором по величине рынке США. «Страны Азии остаются самым важным мировым рынком для ритейлеров. Там представлены как развитые рынки Японии и Австралии и самые крупные развивающиеся рынки Китая, Индии, Индонезии и Вьетнама», – отметил Джеймс Хоуки, руководитель направления торговой недвижимости в Азии и Тихоокеанском регионе.
Торговые центры Европы, заявленные ко вводу в эксплуатациюв 2014-2015 годах (млн. м2)*
*ТЦ площадью более 5000 м2 Источник: Cushman & Wakefield
Объем торговых площадей (м2) в Европе в расчете на 1000 человек*
*ТЦ площадью более 5000 м2 Источник: Cushman & Wakefield Инвестиции в торговую недвижимость мира находились на достаточно высоком уровне в 2013 году, и 2014 год начался очень активно. Так, в I квартале 2014 года объем инвестиций в торговую недвижимость составил $37,9 миллиарда, что на 42% больше аналогичного показателя прошлого года. Рост произошел за счет сделок в США, Индии и Мехико. *В отчете проанализирован сегмент торговой недвижимости 51 страны мира