Торговая недвижимость Москвы: рост рынка


СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Анализ сегмента торговых центров экспертами компании «Noble Gibbons в ассоциации с CB Richard Ellis (Россия)» показывает стабильный рост объема инвестиций в развитие новых проектов. В течение последних нескольких лет отмечается тенденция перехода от развития единичных проектов современных торговых центров к формированию постепенно ужесточающейся конкурентной среды. Каждый новый заявленный торговый центр или проект стремится превзойти конкурентов по оригинальности концепции и масштабу.
По данным «Colliers International Россия», в 2005 году в Москве было открыто 12 торговых центров общей площадью около 540 тысяч м2 (торговая площадь (GLA) – 280 тысяч м2). При этом общую площадь высококачественных торговых центров на конец 2005 года аналитики компании «Jones Lang LaSalle Россия» оценивают на уровне 1 202 800 м2. Несмотря на двукратное увеличение общего количества высококлассных торговый площадей с 2003 года, в Москве по-прежнему сохраняется ощутимый дефицит качественных площадей, диктующийся значительным спросом со стороны российских и зарубежных операторов. На сегодняшний день процент незанятых площадей в ТЦ Москвы остается крайне низким – не более 1%.


    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    

Таблица 1. Торговые центры Москвы, открытые в 2005 году
НазваниеАдресОбщая площадь, м2Торговая площадь, м2Якорные арендаторыВремя открытия
«Аркадия»Большой Овчинниковский пер., 1675005500Супермаркет «Рамстор», шестизальный мультиплекс сети «Пять Звезд»Январь
«Варшавский»Варшавское шоссе, 87-б30 00015 000Супермаркет «Цезарь-парк», пятизальный кинотеатр «Бумеранг»Февраль
«Ладья»Ул. Дубравная, 34/2925 10013 400Супермаркет «Перекресток», «Детский мир», шестизальный кинотеатр «Люксор»Апрель
«Европарк»Рублевское шоссе, 6286 50039 200Гипермаркет «Рамстор», магазин бытовой техники «Техносила», пятизальный кинотеатр «Формула Кино»Май
XL IIIЯрославское шоссе, 1-й километр55 00025 000Супермаркет «Перекресток», магазин бытовой техники «Эльдорадо», Banana-Mama, шестизальный кинотеатр сети «Роскино»Май
«РИО»Ул. Б. Черемушкинская, 192 00035 100Гипермаркет «Наш гипермаркет», шестизальный мультиплекс сети «Пять Звезд», магазин бытовой техники «М.видео», детский развлекательный центр «Риоленд»Июнь
«Рамстор» – Севастопольский проспектСевастопольский пр-т, 753 30026 400Гипермаркет «Рамстор», шестизальный кинотеатр «Формула Кино»Октябрь
«Молл Гэллери» – БратеевоЗадонский проезд, 535 00029 000Гипермаркет «РЕАЛ», магазин бытовой техники «М.видео», «Фабрика обуви»Октябрь
«Фестиваль»Мичуринский пр-т, Олимпийская деревня, 1, 356 40027 700Супермаркет «Седьмой континент», магазин бытовой техники «М.видео», магазин спортивных товаров «Спортмастер», Marks&SpencerНоябрь
«Молл Гэллери – Отрадное»Сигнальный проезд, 3725 00021 000Гипермаркет «Реал», магазин детских товаров Hobby CentreДекабрь
«Retail Парк»Ул. Дорожная, 147 50024 500OBI, магазин бытовой техники «М.видео», магазин изделий из меха и кожи «Снежная королева»Декабрь
«Ашан-Алтуфьево»МКАД, 84-й километр18 000Гипермаркет «Ашан»Декабрь

Источник: «Colliers International Россия»


АРЕНДНЫЕ СТАВКИ
По данным специалистов «Colliers International Россия», в целом по рынку наблюдается стабилизация ставок аренды; происходит сегментирование – в профессиональных объектах с хорошим местоположением наблюдается некоторое повышение ставок, в то время как в проектах с неудачной концепцией или местоположением можно наблюдать их падение.
Для арендаторов отдельных профилей можно отметить следующие тенденции: снижение ставок аренды для операторов, предлагающих мобильное и цифровое оборудование, операторов сектора «Подарки»; увеличение среднего размера магазинов сегмента «Одежда».
По данным специалистов компании «Noble Gibbons в ассоциации с CB Richard Ellis (Россия)», с ростом объема предложения площадей в современных торговых центрах постепенно ослабевает ажиотажный спрос операторов на площади формата street retail в торговых коридорах города. Несмотря на это, уровень арендных ставок в сегменте street retail в 2005 году оставался на стабильно высоком уровне. Лидером ценового предложения отдельных помещений под магазины в Москве стал центр «Арбат 1», заявив рекордную для площадей такого формата ставку – $3540/м2/год, не включая НДС. Средние значения арендных ставок для помещений площадью 100-200 м2 в основных торговых коридорах держатся в пределах $1000-$1900/м2/год. Объем свободных площадей не превышает 2-3%.
Как отмечают специалисты компании «Jones Lang LaSalle Россия», на рынок продолжают выходить новые сетевые торговые операторы. Во втором полугодии 2005 года Real открыл свои первые гипермаркеты в Москве. В конце 2005 дебютировал Mark&Spencer, Castroma и Decathlon планируют свой выход на 2006 год.


    


    
    
    


    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    

Таблица 2. Распределение ставок аренды по профилям в ТЦ Москвы
ПрофильДиапазон площадей, м2Ставка аренды,
$ за м2 в год
Якорные арендаторы
Гипермаркет7000-2000070-150
Супермаркет700-3000200-250
Электроника1200-3500250-350
Спорт и отдых350-3000150-450
Одежда600-2000200-900
Развлечения250-800050-250
Товары для дома400-700300-1000
Товары для детей500-2500150-400
Другие операторы
Одежда30-500400-2500
Обувь50-1000400-1600
Спорт и отдых50-300450-1200
Красота и здоровье40-300600-1600
Товары для домаТовары для дома800-1800
Товары для детей40-500400-1500
Мобильное и цифровое оборудование20-802000-4000
Аксессуары20-701500-3500
Сувениры-подарки20-1001000-3000
Общепит (фуд-корт)20-80700-1700
Услуги10-100300-1150

Источник: «Colliers International Россия»


ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
Среди основных тенденций, обозначенных в 2005 году, эксперты «Colliers International Россия» выделяют следующие:
– Западные игроки: выход/декларирование выхода на рынок компаний Castorama (Kingfisher), Saturn, Real, Decathlon.
– Развитие тенденции перехода от фиксированной ставки аренды к проценту от оборота.
– Заметное распространение бивалютной ставки аренды (комбинация доллара и евро).
– Развитие инвестиционного рынка объектов торговой недвижимости.
– Появление новых форматов (retail park); западные девелоперы рассматривают возможность создания factory outlet.
– Появление сетевых девелоперов, некоторые из них реализуют проекты не только в Москве, но и в региональных городах: «Вэйклин Промоушен Лимитед» (проекты «Золотой Вавилон» – Москва), группа компаний «Ташир» («РИО» – Москва; «Фаворит» – Ярославль, «Калуга XXI век» – Калуга, «Парадиз» – Тула), «Гиперцентр» (торговые центры с гипермаркетами «Мосмарт» – Москва, Нижний Новгород).
– По мере появления на рынке торговой недвижимости все большего количества качественных площадей несколько меняются взаимоотношения арендаторов и арендодателей. Между девелоперами начинается борьба за присутствие в торговом центре арендаторов из группы «лучших». К ним можно отнести операторов, представляющих такие торговые марки, как Mexx, Zara, Jennyfer, Motivi, Accessorize и др. Эти арендаторы, даже несмотря на возможно относительно небольшой размер занимаемых ими площадей, начинают играть якорные функции, привлекая посетителей в торговый центр.
– В настоящий момент рынок открыт к появлению новых марок и брэндов. Однако, открываясь в профессиональных торговых центрах, не все операторы могут предложить тот уровень стандартов обслуживания и качества товаров, который от них ожидался, и перестают быть интересными рынку, а значит и девелоперам.
По мнению специалистов «Colliers International Россия», создание Третьего Транспортного Кольца (ТТК) явилось мощным толчком для расширения девелоперской активности на территориях вокруг него. Причиной этому является высокий неудовлетворенный спрос на профессиональные торговые площади и практическое отсутствие в центральной части города свободных для застройки участков, что приводит к необходимости освоения подземного пространства. Строительство в районе ТТК представляется прекрасной альтернативой такому, требующему больших средств и организационных усилий, девелопменту.
С точки зрения развития торговой недвижимости, ТТК предоставляет уникальные возможности. С одной стороны – это обширные территории пока еще сравнительно недорогой земли, с другой – то, о чем уже говорилось ранее – хорошая транспортная доступность.
Следует отметить, что большое число проектов около ТТК потенциально может создать дополнительные риски и сложности как для самих девелоперов, так и для городских властей: реализация подобных, рассчитанных на массового посетителя объектов, может привести к тому, что пропускная способность магистрали быстро исчерпается. Поэтому без принятия дополнительных мер по развитию Третьего Транспортного Кольца (строительство новых съездов и развязок) возникновение серьезных транспортных проблем на магистрали может стать неизбежным.


    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    

Таблица 3. Крупнейшие объекты рынка торговой недвижимости Москвы, планируемые к выходу в 2006 году
НазваниеАдресОбщая площадь, м2
«МЕГА Белая Дача»Г. Котельники (14 км МКАД)240 000
«Европейский»Киевская площадь, 1180 000
ТЦ на Рязанском проспектеРязанский пр-т, 2134 000
«Рамстор»Проспект Вернадского, 2-а110 000
«Мосмарт на Боровском»Боровское шоссе/МКАД75 500
«Времена Года»Кутузовский проспект, 4865 000
«Алтуфьевское шоссе»Алтуфьевское шоссе, 7041 800
«Семеновский» (II очередь)Семеновская площадь, 140 000
«Ереван Плаза»Ул. Б.Тульская39 000
Lotte & LotteНовинский бульвар, 8-1036 800*
«Аэробус»Варшавское шоссе, 9536 000
«Фаворит»Ул. Южнобутовская/ул. Веневская35 000
«Глобал Сити» (II очередь)Ул. Днепропетровская, 4-а34 000
«Домодедовский»Ул. Генерала Белова, 1833 000
«Мытищи Плаза»Г. Мытищи, Шараповский проезд, 1826 600
«Час Пик»Расположен между 87-м км МКАД и ул. Корнейчука25 000
ТЦ на МосфильмовскойУл. Мосфильмовская, 4-624 900
«Золотой Вавилон-II»Новоясеневский проспект/ул. Ясногорская21 000
«Тряпка»Ленинградское шоссе, 2320 000
«Бибиревский»Ул. Бибиревская, 1018 600
«Формула Кино»Можайское шоссе/МКАД16 000
ТЦ на ЭлектрозаводскойУл. Б. Семеновская, 1615 700
ТЦ на ШаболовкеУл. Шаболовская, 1010 000

Источник: «Colliers International Россия»
* – площадь торговой составляющей



ПРОГНОЗ
По оценкам аналитиков компании «Jones Lang LaSalle Россия», новые проекты в основном будут сконцентрированы на окраинах. Запланировано строительство нескольких подземных торговых центров, которые расположатся под Пушкинской площадью, а также под площадями Белорусского и Павелецкого вокзалов. Также в городе ожидается строительство ряда крупных проектов, и в ближайшие несколько лет появятся более десяти торговых центров, площадь каждого из которых будет превышать 50 000 м2.
По данным «Colliers International Россия», в 2006 году предполагается выход на рынок более 20 торговый центров, общая площадь которых составит около 1,3 миллиона м2. При этом в прогнозе развития рынка торговой недвижимости в компании выделяют следующие аспекты:
– Развитие формата суперрегиональных торговых центров общей площадью свыше 100 000 м2 (4 проекта на 2006 год).
– Расширение представительства торговых объектов на МКАД.
– Обострение конкуренции и формирование условий для торговой специализации.
– Развитие формата «универмаг»: реконструкция существующих («Добрынинский», II очередь торгового дома «ЦУМ», Lotte & Lotte), выход на рынок западных игроков, работающих в данном формате.
– Рост числа инвестиционных сделок.
– Дальнейшее распространение практики назначения арендной платы как процента с оборота.
– Повышение номинальных долларовых ставок аренды в случае существенной ревальвации рубля к доллару США и евро.
– Изменение концепции наименее успешных и плохо позиционированных объектов.
– Расширение объема развлекательной части в составе ТРЦ.