Новости Commercial Property №1 (1) сентябрь 2003

Commercial Property №1 (1) сентябрь 2003

ТОРГ УМЕСТЕН. ШАНС ДЛЯ РИТЕЙЛ-ДЕВЕЛОПЕРОВ

Киевская городская администрация объявила конкурсы по привлечению инвесторов для сооружения 7 новых объектов коммерческой недвижимости. В их число входят следующие проекты: возведение многоуровневого паркинга (проспект 40-летия Октября); строительство трех подземных моллов (на улице Владимирской, проспекте Героев Сталинграда, в районе станции метро «Лесная»); девелопмент двух подземных ТЦ (в районе станций метро «Нивки» и «Печерская»), а также реконструкция площади Шевченко.

Согласно условиям конкурса, на проспекте 40-летия Октября планируется возвести многоуровневый паркинг со всей надлежащей инфраструктурой. Общая площадь объекта предварительно заявлена в 24600 м2, площадь собственно паркинга на 400 машиномест – 15100 м2. Оставшиеся 9500 м2 площадей отведены под торгово-развлекательные, служебные и технические помещения.
Подземный молл под проезжей частью улицы Владимирской (на участке от улицы Льва Толстого до бульвара Тараса Шевченко) разместит в себе торгово-экспозиционный комплекс. Общая площадь объекта оценена в 19100 м2.

Общая площадь подземного молла с размещением различных ритейл-форматов по проспекту Героев Сталинграда (в районе улицы маршала Тимошенко) должна составить 13100 м2. В подземный объект около станции метро «Лесная» войдут торговые площади и паркинг. Общая площадь ТЦ должна составить 16000 м2. У станции метро «Нивки», на пересечении проспекта Победы и улицы Щербакова, инвесторам предлагается соорудить подземный молл универсального типа с торговыми помещениями общей площадью 4200 м2.

На станции метро «Печерская» предлагается завершить строительство подземного торгового центра в пространстве над промежуточным вестибюлем станции (над промежуточной площадкой между двумя эскалаторами). Общая площадь объекта должна составить 4200 м2. В рамках реконструкции площади Шевченко предполагается сооружение подземного торгового комплекса общей площадью 9200 м2.
Для получения более детальной информации по данным инвестиционным возможностям можно обратиться в Главное управление внешнеэкономических связей и инвестиций КГГА: http://www.kmda-invest.gov.ua.

ТРУХАНОВ ОСТРОВ СТАНЕТ КИЕВДИСНЕЙЛЭНДОМ?

Проект преобразования Труханова острова из «столичного тупика» в рекреационно-развлекательную зону европейского типа разработан институтом «Киевгенплан». Руководству мэрии его представил главный архитектор проекта Анатолий Холоша.

По его словам, общая сметная стоимость проекта составляет 998 миллионов гривен, из них 140 миллионов – стоимость работ по прокладке инженерных сетей, 100 миллионов – транспортной инфраструктуры, 50 миллионов отводятся на благоустройство территории, озеленение и содержание в режиме парка. Оставшаяся сумма в 700 миллионов гривен необходима на сооружение объектов собственно зоны отдыха (предварительно, всю эту сумму должны составить инвестиции девелоперов). Поэтому начать обустройство территории острова планируют с прокладки инженерных сетей и решения транспортной проблемы, что будет содействовать улучшению инвестиционной привлекательности объектов. Для обеспечения массового доступа на остров планируется соорудить канатную дорогу, которая протянется от склона Днепра за станцией метро «Арсенальная» до промежуточной станции в пляжной зоне «Довбычка» на Трухановом острове и затем до Международного выставочного комплекса возле станции метро «Левобережная».

Планируется также организовать движение речных катеров, которые будут курсировать вдоль берега острова, а также свяжут его с правым и левым берегом Днепра и другими островами. Проект предусматривает строительство сети причалов для катеров. Для сообщения непосредственно на острове планируется построить монорельсовую дорогу, которая пройдет от Московского моста до станции метро «Гидропарк», а также троллейбусную линию. Кроме того, предусматривается, что по острову будут курсировать электромобили. В будущем на острове планируется построить станцию метро «Подольско-Воскресенской» линии, и даже тоннель под дном Днепра, который свяжет остров с правым берегом.

Из объектов индустрии развлечений на острове планируют построить большой комплекс семейного досуга с залом для дискотеки, два спортивных комплекса, а также аквапарк, водный комплекс развлечений и учебно-тренировочных услуг, водно-лыжную базу со стадионом, рыбно-спортивную базу с клубом, автогородок и роликодром, площадки для пикников с бунгало, «мини-Диснейлэнд», площадь для массовых гуляний и карнавалов.


Труханов остров
фото: Александр Микула

Пляжи вдоль берега приведут в порядок. Зеленую зону также облагородят, сделают несколько аллей, вдоль которых будут размещены экскурсионные комплексы. В частности, есть задумка сделать аллею «Мини-Украина», вдоль которой разместятся макеты наиболее выдающихся городов, архитектурных памятников и пейзажей Украины (наподобие парка «Мини-Европа» в Брюсселе или гаагского «Мадюродама»); а также бульвар сказок, городок аттракционов, несколько эстрад. Между тем, для реализации всех этих задумок городу предстоит решить еще одну задачу – выселение большого количества ведомственных баз отдыха, которые расположены на острове, или интеграцию их в общую инфраструктуру зоны парка.


Парк «Мадюродам»: Голландия в миниатюре, Гаага. Нечто похожее может вскоре появиться в Киеве
фото: Александр Гаврилов

«Власть Киева заняла следующую позицию – в зоне массового отдыха нельзя мириться с наличием ведомственных баз – это неразумное расточительство, поэтому они должны перепрофилироваться в «клубы по интересам», к примеру, по спортивной работе, организации досуга, но для массового посетителя. Мы с удивлением обнаружили, что эта идея попала на благодатную почву, так как владельцы этих баз сегодня не в состоянии сводить концы с концами», – сообщил Анатолий Холоша.
По его словам, база Администрации президента, которая также расположена на Трухановом острове, «...находится в таком же статусе, как и другие ведомственные базы; они или будут трансформированы, или уйдут в другие зоны – организация массового отдыха населения вперемешку с ведомственными базами не отвечает ни требованиям, ни интересам той и другой стороны». Мэр Киева Александр Омельченко заявил, что работы по обустройству Труханова острова будут начаты уже в 2003 году и завершены в течение 36-40 месяцев. В штатное расписание Киевской городской администрации будет введена должность генерального директора парка «Труханов остров», который также будет являться заместителем председателя Киевской горадминистрации. Весь комплекс работ, связанных с реконструкцией Труханова острова, по мнению киевского городского головы Александра Омельченко, займет порядка трёх лет.

МОСТ РАЗДОРА

В начале сентября между министром транспорта Украины Георгием Кирпой и мэром столицы Александром Омельченко разгорелась своеобразная дуэль. Предметом спора стал проект строительства нового железнодорожно-автомобильного моста через Днепр. То, что скорейшее его появление является насущной необходимостью для Киева, не вызывает возражений ни у одной из сторон; но вот место расположения стало предметом разногласий.


Московский мост в Киеве
фото: Сергей Хитрый

Изначально под строительство нового объекта был запланирован участок между существующим железнодорожным и Южным мостом. По словам Георгия Кирпы, проект 1200-метрового мостоперехода предварительно был согласован со всеми ведомствами и одобрен Президентом Украины. Реализация проекта должна была занять два года, сметная стоимость строительных работ составила немногим более полутора миллиарда гривен.

Однако, со своей стороны, Киевская горадминистрация выступает категорически против такого месторасположения, аргументируя это целым рядом причин. Среди них: новый мост будет содействовать скоплению транспорта в Дарнице, не решая вопросов вывода транзитных потоков за пределы города, а столь близкое строительство объекта рядом с уже существующими мостами (интервал около 1 километра) является нарушением основных требований безопасности. К тому же, по словам начальника Главного управления транспорта и связи КГГА Ивана Салия, распоряжение Кабмина об освобождении земельных участков и соответствующей части акватории Днепра для начала строительных работ в ноябре 2003 года просто невыполнимо, ни с точки зрения процедуры землеотвода, ни с точки зрения юрисдикции (значительная часть земель находится в частной собственности).

Пожалуй, основной причиной возникновения данного спора является несовпадение целей, преследуемых каждой из сторон. Минтранс рассматривает строительство нового моста как один из шагов воплощения программы организации в Украине скоростного железнодорожного сообщения, в частности, в направлении Киев-Полтава. В свою очередь, Киев заинтересован в строительстве моста через Днепр, в районе Троещины, по которому можно организовать движение как автотранспорта, так и метрополитена. Московский мост уже давно не справляется с огромными ежедневными транспортными потоками. Поэтому главным аргументом Киевской мэрии является несоответствие проекта, предложенного Минтрансом, генеральному плану развития города.

На сегодняшний день, исходя из заявления Георгия Кирпы, Минтранс отказывается от осуществления этого проекта и будет вынужден проводить модернизацию уже существующего железнодорожного моста путем его расширения, что удорожит и увеличит сроки строительства нового вокзала в Дарнице, а также самой скоростной железнодорожной линии. Таким образом, Киев вполне способен лишиться и нового моста, и потенциального инвестора на его строительство – турецкой Dogus Group. Эта компания предварительно выразила готовность предоставить для реализации проекта 10-летний кредит под 4% годовых с отсрочкой платежей на 2 года.

«ХОЛДИНГОВЫЕ ИГРЫ». ХОД «КИЕВГОРСТРОЯ»

Президент АО ХК «Киевгорстрой» Владимир Поляченко дал комментарий и оценку ситуации, сложившейся с некоторыми ассоциированными членами и структурными подразделениями холдинга с весны 2003 года.

Владимир Поляченко заявил, что ни одна из строительных организаций – ассоциированных членов ХК «Киевгорстрой», чьи акции вложены компанией «Тект» в «Современное строительство», не давала согласия на вхождение в эту новую строительную компанию. «Никто не входил в «Современное строительство», это сделано без согласия самих компаний. Скупленные «Тектом» у акционеров этих организаций, преимущественно пенсионеров, акции, просто внесены без всякого согласования», – отметил президент ХК «Киевгорстрой». Вместе с тем он напомнил, что основной объем работ всех этих организаций осуществляется за счет инвестиционных проектов ХК «Киевгорстрой».
«Мы не просто строительный холдинг – мы инвестиционно-строительный холдинг», – подчеркнул Владимир Поляченко, добавив, что компания «Тект» «пока еще ничего не построила». Однако холдинг не намерен «перекрывать кислород» строительным организациям – ассоциированным членам, чьи акции вошли в «Современное строительство». «Мы сильны тем, что за 5 месяцев можем построить объект, который строят два года. У нас корпоративный дух и чувство порядочности исстари идет», – заявил он.

При этом Владимир Поляченко не исключил возможности сотрудничества с «Современным строительством». «Нас не пугает эта компания – пускай приходит к нам и думает, как с нами сотрудничать», – сказал он. Однако при этом и «Тект», и «Современное строительство» «должны думать о том, как быть настоящим акционером». «Не дивидендов надо ждать, если ты становишься акционером, нужно думать, как развивать», – подчеркнул Владимир Поляченко. Он напомнил, что на сегодняшний день ряд ассоциированных членов холдинга уже поменяли акционеров, в частности, тресты «Киевгорстрой-1» и «Киевгорстрой-6». И если ранее основными держателями акций треста «Киевгорстрой-1» были 4 человека, которые, по словам президента ХК «Киевгорстрой», «ничего не могли сделать – только ждали дивидендов, как ждут сегодня «Тект» и другие», то сегодняшний акционер треста «КГС-1» – «Укргазбанк» – закупает новую технику, оснастку и т.д. «Вот такой акционер нужен и нам, и всей Украине. Ни мы, ни город – ни одной акции «КГС-1» не имеем, но он – ассоциированный член холдинга. Мы ему даем инвестиционный проект, а он работает и отчисляет 1% за получение проекта», – отметил Владимир Поляченко.

Напомним, что инвестиционная компания «Тект» создала компанию «Современное строительство», куда внесла принадлежащие ей пакеты акций ряда строительных предприятий, в том числе и входящих в структуру ХК «Киевгорстрой». В уставной фонд «Современного строительства» учредители внесли пакеты акций столичных предприятий стройиндустрии, составляющих «замкнутый» строительный цикл: «Крещатикстрой», «Киевспецстрой», «Киевотделстрой», «Строймеханизация», «Киевэлектромонтаж», домостроительные комбинаты №1, №3 и №41 и акции обухов- ского предприятия «Цегла Трипілля». Семь открытых акционерных обществ из девяти, пакеты акций которых были внесены в уставной фонд новой структуры, одновременно являются также членами ХК «Киевгорстрой».

Ранее инвестиционная компания «Тект» заявила о намерении скупить блокирующие пакеты акций крупных строительных компаний столицы с целью возможного создания строительного холдинга или объединения усилий с уже существующим холдингом «Киевгорстрой», который владеет в этих строительных компаниях в среднем 25-30% акций. В апреле глава «Текта» Вадим Гриб заявил, что компании удалось приобрести до 25% предприятия «Киевотделка», 25% – «Крещатикстрой», 22% – «Киевспецстрой», 20% – «ДСК-3», 4% – «ДСК-4», 6% – «ДСК-1» и около 3% -«Киевэлектромонтаж».
Руководство «Киевгорстроя» отрицательно относится к действиям «Текта», полагая, что он выполняет чей-то заказ с целью ослабить холдинг и устранить со строительного рынка. Инвестиционная компания «Тект», созданная в июле 1995 года, является крупным оператором фондового рынка Украины. Ее уставный фонд составляет 550 тысяч USD. Чистая прибыль ИК «Тект» в 2002 году составила 1,816 миллиона гривен, доход от реализации – 94,472 миллиона гривен при объеме операций с ценными бумагами 251,13 миллиона гривен.

АО ХК «Киевгорстрой» состоит из 33 организаций и 34 ассоциированных членов, является основным генподрядчиком в Киеве. На долю холдинговой компании приходится около трех четвертей всей возводимой в столице жилплощади. В 33-х организациях холдинг владеет пакетами акций в размере до 25-30%, причем 80% акций самого холдинга находятся в собственности Киева. В июле 2003 года Киевсовет принял решение о закреплении 80%-го пакета АО ХК «Киевгорстрой» в собственности города еще на 5 лет. Таким образом был поставлен крест на надеждах многих инвестиционных компаний и крупных игроков рынка недвижимости получить контроль над АО ХК «Киевгорстрой» положив в портфолио как минимум блокирующий пакет акций холдинга. Напомним, что по украинскому законодательству блокирующим пакетом является 40%+1 акция АО, и его достаточно, чтобы в полной мере контролировать бизнес даже при наличии у другого собственника контрольного пакета в 50%+1 акция.

Дополнительная информация об АО ХК «Киевгорстрой»: http://www.kgs.kiev.ua; об ИК «Тект»: http://www.tekt.com.