ТОП-5 новых форматов ритейла

Commercial Property №4 (128) апрель 2014

Текст: Елизавета Молчанова

Маленькие гастрономические лавочки и цивилизованные ярмарки являются популярной частью торговли во многих европейских городах, в то время как московский рынок торговой недвижимости изобилует преимущественно торговыми центрами со стандартным набором арендаторов и таким же «невыразительным» стрит-ритейлом. Однако, по данным компании NAI Вecar, в Москве начинают набирать популярность несколько новых форматов торговой недвижимости, которые отличаются индивидуальностью в противовес массовости.

1. Винотеки

 

На сегодняшний день в Москве работает как минимум пять сетей винотек (на фото: винотека Grand Cru). ФОТО: IS 

Винотеки – специализированные бутики по продаже вина. В Москве винотеки размещаются на вечерней стороне главных магистралей города, Садовом и Бульварном кольцах, внутри деловых кварталов («Москва-Сити», центральная часть города). Винотеки однозначно тяготеют к формату стрит-ритейла, занимая помещения на первых этажах жилых домов, бизнес-центров, поскольку атмосфера торгового центра, наоборот, противоречит их концепции. 

В Москве работает уже как минимум пять сетей винотек, среди них – Grand Cru, «Энотека» (проект ритейл-оператора «Азбука Вкуса»), «Винотека.ру», «Блан де Блан» и другие. Среднее количество объектов в каждой сети составляет от трех до пяти винотек.

2. Фермерские лавки 

 Мода на здоровый образ жизни нашла свое отражение в любви к фермерским продуктам – в престижных районах все чаще появляются разнообразные лавочки и кулинарии, реализующие, как правило, молочные и мясные продукты натурального хозяйства. Чаще всего в дополнение к торговому залу представлена зона кафе. Здесь же практикуется организация тематических мероприятий для детей. Многие подобные магазины являются флагманскими и стимулируют рост онлайн-продаж.

Характеристика таких форматов торговли как винотека, фермерская лавка, pop-up ярмарка, экспресс-салон, пункт выдачи Интернет-товаров
Формат Винотека Фермерские лавки Pop-up ярмарка Экспресс-салоны Пункты выдачи Интернет-товаров
Площадь, м2 200-300 150-200 2-10 3-80 100-1700
Стрит-ритейл/ТЦ Стрит-ритейл Стрит-ритейл, реже – ТЦ (первый этаж) ТЦ ТЦ Стрит-ритейл
Требования к расположению Вечерняя сторона улицы, центр города, первые этажи жилых домов и бизнес-центров Центральные улицы, первая линия, густонаселенные районы с высокой пешеходной и транспортной доступностью Центральная галерея ТЦ с высоким трафиком Центральная галерея ТЦ с высоким трафиком Торговые улицы, зоны с высоким пешеходным и автомобильным трафиком
Паркинг Не менее 5 машиномест Желательно Обязательно
Конфигурация помещения Правильный прямоугольник, желательно свободной планировки (90% – торговый зал, 10% – склад и служебные помещения) Прямоугольная форма зала, желательно свободной планировки, с возможностью организации зоны кафе Для пунктов выдачи бытовой техники: чистая высота потолков не менее 3,5 м в торговой зоне, не менее 5 м до нижней границы коммуникаций в складской зоне
Другие требования Возможность размещения вывески и наружной рекламы Первый этаж, витринные окна, отличная визуальная доступность Первый этаж, одноуровневое помещение, возможность подъезда, маневра и разгрузки
Источник: NAI Вecar

3. Pop-up ярмарки и магазины 

Один из наиболее популярных новых форматов торговли в Москве – это pop-up ярмарки, которым предполагается размещение в торговой галерее торгового центра мобильных прилавков, открывающихся на непродолжительный период (чаще – до двух месяцев). «В России pop-up ритейл решает сразу две проблемы – во-первых, позволяет максимально эффективно решить проблему реализации сезонных товаров (например, фейерверков, головных уборов, аксессуаров), во-вторых – разнообразить ассортиментную политику ТЦ и привлечь максимальное количество покупателей», – комментирует Анна Данченок, заместитель директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar в Москве.

4. Экспресс-салоны

 

Формат экспресс-салонов может размещаться как на площади в 3-10 м2 в торговой галерее, так и совместно с магазином сопутствующих товаров (на фото: десерт-бар с экспресс-укладками Quickly). ФОТО: IS 

Стремление к экономии времени сначала спровоцировало создание nail-баров, вслед за которыми в торговых галереях ТЦ появились и другие экспресс-услуги салона красоты – укладка, макияж, др. Данный формат может размещаться как на площади в 3-10 м2 в торговой галерее, так и совместно с магазином сопутствующих товаров. В таком случае арендуемая площадь может достигать 80 м2. Для максимизации положительного эффекта некоторые салоны дополняют перечень услуг. Например, не так давно в московском ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити» открылся первый в России десерт-бар с экспресс-укладками Quickly. 

5. Пункты выдачи товаров 

Рост объемов онлайн-торговли потребовал удобной для потребителей системы выдачи купленных товаров. На сегодняшний день в сегменте пунктов выдачи в Москве лидирует сеть Enter c более чем 10 салонами. Аналогичную концепцию развивает компания «Эльдорадо», а также ритейл-оператор X5 Retail Group на базе собственных объектов сети. 

Интересно, что если раньше супермаркет доминировал с точки зрения ассортимента и возможности купить все в одном месте, то с развитием сферы потребления ситуация изменилась. «Покупатель XXI века приходит в магазин не столько за покупкой, сколько за эмоциями и впечатлениями», – уточняет Анна Данченок. Использование малых, специализированных форматов позволяет ритейл-операторам подстроиться под индивидуальные потребности разных групп покупателей, соответствовать их образу жизни и индивидуальности. По сути, та же тенденция сегодня наблюдается и в сегменте торговых центров.