Commercial Property №4 (128) апрель 2014
Текст: Елизавета Молчанова
Маленькие гастрономические лавочки и цивилизованные ярмарки являются популярной частью торговли во многих европейских городах, в то время как московский рынок торговой недвижимости изобилует преимущественно торговыми центрами со стандартным набором арендаторов и таким же «невыразительным» стрит-ритейлом. Однако, по данным компании NAI Вecar, в Москве начинают набирать популярность несколько новых форматов торговой недвижимости, которые отличаются индивидуальностью в противовес массовости.
1. Винотеки
На сегодняшний день в Москве работает как минимум пять сетей винотек (на фото: винотека Grand Cru). ФОТО: IS
Винотеки – специализированные бутики по продаже вина. В Москве винотеки размещаются на вечерней стороне главных магистралей города, Садовом и Бульварном кольцах, внутри деловых кварталов («Москва-Сити», центральная часть города). Винотеки однозначно тяготеют к формату стрит-ритейла, занимая помещения на первых этажах жилых домов, бизнес-центров, поскольку атмосфера торгового центра, наоборот, противоречит их концепции.
В Москве работает уже как минимум пять сетей винотек, среди них – Grand Cru, «Энотека» (проект ритейл-оператора «Азбука Вкуса»), «Винотека.ру», «Блан де Блан» и другие. Среднее количество объектов в каждой сети составляет от трех до пяти винотек.
2. Фермерские лавки
Мода на здоровый образ жизни нашла свое отражение в любви к фермерским продуктам – в престижных районах все чаще появляются разнообразные лавочки и кулинарии, реализующие, как правило, молочные и мясные продукты натурального хозяйства. Чаще всего в дополнение к торговому залу представлена зона кафе. Здесь же практикуется организация тематических мероприятий для детей. Многие подобные магазины являются флагманскими и стимулируют рост онлайн-продаж.
Характеристика таких форматов торговли как винотека, фермерская лавка, pop-up ярмарка, экспресс-салон, пункт выдачи Интернет-товаров | |||||
Формат | Винотека | Фермерские лавки | Pop-up ярмарка | Экспресс-салоны | Пункты выдачи Интернет-товаров |
Площадь, м2 | 200-300 | 150-200 | 2-10 | 3-80 | 100-1700 |
Стрит-ритейл/ТЦ | Стрит-ритейл | Стрит-ритейл, реже – ТЦ (первый этаж) | ТЦ | ТЦ | Стрит-ритейл |
Требования к расположению | Вечерняя сторона улицы, центр города, первые этажи жилых домов и бизнес-центров | Центральные улицы, первая линия, густонаселенные районы с высокой пешеходной и транспортной доступностью | Центральная галерея ТЦ с высоким трафиком | Центральная галерея ТЦ с высоким трафиком | Торговые улицы, зоны с высоким пешеходным и автомобильным трафиком |
Паркинг | Не менее 5 машиномест | Желательно | – | – | Обязательно |
Конфигурация помещения | Правильный прямоугольник, желательно свободной планировки (90% – торговый зал, 10% – склад и служебные помещения) | Прямоугольная форма зала, желательно свободной планировки, с возможностью организации зоны кафе | – | – | Для пунктов выдачи бытовой техники: чистая высота потолков не менее 3,5 м в торговой зоне, не менее 5 м до нижней границы коммуникаций в складской зоне |
Другие требования | Возможность размещения вывески и наружной рекламы | Первый этаж, витринные окна, отличная визуальная доступность | – | – | Первый этаж, одноуровневое помещение, возможность подъезда, маневра и разгрузки |
3. Pop-up ярмарки и магазины
Один из наиболее популярных новых форматов торговли в Москве – это pop-up ярмарки, которым предполагается размещение в торговой галерее торгового центра мобильных прилавков, открывающихся на непродолжительный период (чаще – до двух месяцев). «В России pop-up ритейл решает сразу две проблемы – во-первых, позволяет максимально эффективно решить проблему реализации сезонных товаров (например, фейерверков, головных уборов, аксессуаров), во-вторых – разнообразить ассортиментную политику ТЦ и привлечь максимальное количество покупателей», – комментирует Анна Данченок, заместитель директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar в Москве.
4. Экспресс-салоны
Формат экспресс-салонов может размещаться как на площади в 3-10 м2 в торговой галерее, так и совместно с магазином сопутствующих товаров (на фото: десерт-бар с экспресс-укладками Quickly). ФОТО: IS
Стремление к экономии времени сначала спровоцировало создание nail-баров, вслед за которыми в торговых галереях ТЦ появились и другие экспресс-услуги салона красоты – укладка, макияж, др. Данный формат может размещаться как на площади в 3-10 м2 в торговой галерее, так и совместно с магазином сопутствующих товаров. В таком случае арендуемая площадь может достигать 80 м2. Для максимизации положительного эффекта некоторые салоны дополняют перечень услуг. Например, не так давно в московском ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити» открылся первый в России десерт-бар с экспресс-укладками Quickly.
5. Пункты выдачи товаров
Рост объемов онлайн-торговли потребовал удобной для потребителей системы выдачи купленных товаров. На сегодняшний день в сегменте пунктов выдачи в Москве лидирует сеть Enter c более чем 10 салонами. Аналогичную концепцию развивает компания «Эльдорадо», а также ритейл-оператор X5 Retail Group на базе собственных объектов сети.
Интересно, что если раньше супермаркет доминировал с точки зрения ассортимента и возможности купить все в одном месте, то с развитием сферы потребления ситуация изменилась. «Покупатель XXI века приходит в магазин не столько за покупкой, сколько за эмоциями и впечатлениями», – уточняет Анна Данченок. Использование малых, специализированных форматов позволяет ритейл-операторам подстроиться под индивидуальные потребности разных групп покупателей, соответствовать их образу жизни и индивидуальности. По сути, та же тенденция сегодня наблюдается и в сегменте торговых центров.