Томаш Вроблевски: «Украинский drogerie-рынок заполнен на 50%»

Commercial Property №7 (155) июль 2016

УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПЛОЩАДОК ПОЧТИ В ЧЕТЫРЕ РАЗА, РЕБРЕНДИНГ И ЗАПУСК ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА – ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ СЕТИ WATSONS (РАНЕЕ – «DЦ») С МОМЕНТА ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ ЕЕ АКЦИОНЕРОВ A.S. WATSON GROUP В 2006 ГОДУ. ДЕТАЛЬНЕЕ ОБ ЭТОМ РАССКАЗАЛ ТОМАШ ВРОБЛЕВСКИ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР WATSONS В УКРАИНЕ.

Текст: Яна Писарева


В текущем году исполняется пять лет с момента сделки по концентрации компанией A.S. Watson Group 100% акций сети «DЦ» и ее ребрендинга в Watsons. Насколько сложно было выводить новый бренд на рынок? Как восприняли такие изменения покупатели?

Разработка и развитие нового для рынка бренда – достаточно сложный процесс, однако еще более трудным является ребрендинг, особенно той марки, которая хорошо известна среди клиентов. Решение о ребрендинге «DЦ» в Watsons не было поспешным и не имело прямого отношения к концентрации компанией A.S. Watson Group 100% акций сети «DЦ» (A.S. Watson Group приобрела 65% данной сети в 2006 году и стала ее 100-процентным собственником в 2010 – ред.). В действительности, решение о репозиционировании сети было принято за три года до его проведения и основывалось на долгосрочной стратегии преобразования компании в клиентоориентированного ритейл-оператора. По результатам исследования удовлетворенности клиентов мы обратили внимание, что покупатели хотели видеть на рынке Украины международный бренд. После двух лет планирования был осуществлен ребрендинг сети, и это решение мы считаем правильным.

На сегодняшний день сеть Watsons насчитывает около 420 магазинов в Украине

ФОТО: WATSONS

Сколько магазинов насчитывала сеть «DЦ» на момент ее покупки? Какое количество объектов входит в ее структуру сегодня?

Большая часть акций сети была приобретена в конце 2006 года. Именно тогда A.S. Watson Group получила контрольный пакет и право управления компанией, а также ответственность за ее развитие. На тот момент сеть насчитывала 110 магазинов, на сегодня их около 420.

Подведите итоги первого полугодия 2016 для компании Watsons.

За период с января по июнь текущего года мы согласовали с арендодателями условия по размещению более 50 магазинов, 26 из которых уже открыты. Остальные торговые точки будут запущены во втором полугодии. Что касается продаж в нашей сети, то на сегодня мы фиксируем их рост в двузначных цифрах.

Какие цели Вы как генеральный директор компании поставили перед собой на текущий год? На каких основных задачах Вы сконцентрировались сегодня?

Управление компанией Watsons в Украине осуществляет команда топ-менеджеров, которая рассчитывает краткосрочные цели в соответствии с долгосрочной стратегией развития сети. В текущем году мы продолжаем фокусироваться на усилении позиций компании на drogerie-рынке за счет постоянного улучшения ключевых показателей ее деятельности, таких как клиентский опыт, дифференциация, расширение и инновации.

Расскажите о планах по развитию компании Watsons на ближайшие 2-3 года. Какие локации Вы рассматриваете как наиболее перспективные для размещения новых объектов?

Стратегия расширения сети Watsons охватывает всю территорию Украины. Финансовая база компании достаточно сильная и позволяет открывать магазины в любой локации, которую мы посчитаем целесообразной. Одним из основных критериев выбора месторасположения торговой точки является достаточное количество потенциальных клиентов.

Одним из основных критериев выбора месторасположения магазина Watsons является достаточное количество потенциальных клиентов

ФОТО: WATSONS

Рассматривает ли компания возможность расширения за счет покупки других drogerie-сетей?

Наша компания является частью крупнейшего мирового ритейл-оператора рынка красоты и здоровья. Мы всегда рассматриваем различные возможности расширения портфеля, в том числе и путем покупки других сетей. Однако не все местные игроки drogerie-рынка соответствуют требованиям нашей международной бизнес-модели.

По Вашему мнению, какие факторы определяют успешность drogerie-магазина: локация, ассортимент, ценовая политика, др.?

Существует более десяти атрибутов бренда, которые имеют значение для клиентов при принятии решения о месте совершения покупки. Однако сегодня из-за снизившейся покупательной способности украинцев пять из них стали более весомыми – это расположение магазина, цена интересующего товара, персонализированные предложения, CRM и наличие собственных торговых марок. Так, хорошая локация и большой поток клиентов еще не гарантируют успешную деятельность торговой точки – необходимо также стимулировать продажи, в частности путем целенаправленных покупок.

Рассматривали ли Вы возможность запуска магазина Watsons в новом формате, концепции или же адаптацию формата под ту или иную локацию?

Компания A.S. Watson Group, одной из ценностей которой являются инновации, имеет большое количество различных форматов магазинов. В правильный момент мы также внедрим их на рынке Украины.

Какие требования компании Watsons к арендуемым площадям?

Наша компания ищет арендодателей, готовых к долгосрочному сотрудничеству на взаимовыгодных условиях. К примеру, минимальный срок договоров аренды, которые мы заключаем, составляет пять лет. При расчете цены аренды мы отдаем предпочтение лучшей практике, принятой на рынке Европы, когда платежи за помещения состоят из двух компонентов: базовая ставка и процент от товарооборота. Потенциальные локации для размещения магазинов Watsons должны быть достаточно просторными, с площадью от 180 м2 до 350 м2 и возможностью размещения широкого ассортимента товара. В целом, мы развиваем три направления по размещению магазинов – на оживленных улицах, в спальных районах и торговых центрах. 

Какие Вы видите плюсы и минусы размещения магазина Watsons в структуре торгового центра?

Мы не видим минусов в размещении магазинов формата drogerie в торговых центрах. Такие не совсем корректные выводы были сделаны ритейлерами продовольственного сегмента, которые рассматривают нас как конкурентов. Решение клиента посетить наш магазин или продуктовый супермаркет в структуре ТЦ имеет различную мотивацию, поэтому мы, скорее, дополняем друг друга, обоюдно увеличивая частоту посещений шоппинг-молла и увеличивая объемы его продаж. 

 

ФОТО: WATSONS

ТОМАШ ВРОБЛЕВСКИ (TOMASZ WROBLEWSKI)
Дата рождения: 1 июня 1974 года 
Место рождения: Польша 
Место жительства: Украина 
Образование: дипломы магистра по специальностям «Маркетинг и менеджмент» и «Финансовый менеджмент» 
Карьера: руководит компанией Watsons с ноября 2007 года. До этого три года занимал пост финансового директора в A.S. Watson Eastern Europe. Ранее два года работал в финансовом департаменте компании Danone и около шести лет – в американской фармацевтической компании Bristol-Myers Squibb 
Занимаемая должность: генеральный директор сети Watsons в Украине 
Семейное положение: женат 
Хобби: лыжи, велоспорт. 


Оцените объем инвестиций, необходимый для открытия магазина Watsons. Какие источники финансирования Вы используете для развития сети?

Инвестиции в открытие магазина часто зависят от результатов переговорного процесса с арендодателем: чем больше оптимальных условий и договоренностей в формате win-win мы сможем достичь, тем более сбалансированными будут бизнес-результаты для нас и партнеров.

На мой взгляд, каждый ритейл-оператор должен иметь возможность ежегодно увеличивать количество своих магазинов на 30%, используя только собственную выручку. Любая другая ситуация является показателем его не-конкурентоспособности по сравнению с остальными игроками рынка. В таком случае ритейлеры часто компенсируют данный дисбаланс финансов другими источниками.

Весной текущего года компания Watsons переформатировала украинский веб-сайт в интернет-магазин, при этом о запуске онлайн-площадки было известно намного раньше. Сколько времени в целом занял запуск интернет-магазина?

Запуск интернет-магазина в тестовом режиме состоялся 28 апреля. Этому действительно предшествовал долгий процесс планирования и подготовки. Поскольку мы являемся частью международной группы, процессы согласования всегда более длительные, чем у украинских компаний.

Каких результатов Вы ожидаете от деятельности интернет-магазина? Какие изменения произошли в компании в рамках его запуска?

Интернет-магазин не является заменой нашим традиционным торговым площадкам. Базируясь на международном опыте компании, благодаря запуску онлайн-магазина мы предоставляем клиентам более широкий выбор самого процесса покупки и ожидаем, что он удовлетворит потребности тех покупателей, которые любят экономить время и приобретать товары в сети. На сегодня онлайн-магазин функционирует в тестовом режиме. Первыми результатами его работы мы считаем большую вовлеченность клиентов в процесс оптимизации удобства использования сайта.

Запуск интернет-площадки повлек изменения во внутренних процессах компании, прежде всего в системе логистики. Кроме того, процесс регистрации товара во внутренних системах стал более сложным и длительным, к примеру, из-за необходимости в подготовке качественных фотографий и детальных описаний товаров, др., чтобы онлайн-покупатель смог более обоснованно делать свой выбор.

По Вашим прогнозам, какую долю продаж будет генерировать интернет-магазин в общем обороте компании? 

Мы ожидаем эффекта синергии между онлайн- и офлайн-продажами. Мы не видим необходимости их разделять, поскольку каждый канал работает на удовлетворение потребностей клиента.

Назовите ключевые тенденции и проблемы, которые характерны сегодня для рынка розничной торговли Украины в целом и drogerie-сегмента в частности.

Основной проблемой украинского розничного рынка является снижение покупательной способности, что связано с нестабильной геополитической и экономической ситуацией в стране. Другой серьезной проблемой является ухудшение конкурентной среды местными операторами, использующими «уникальные» бизнес-модели, которых не существует в мировой практике. Это создает неравные условия конкуренции для западных компаний.

Несомненно, за последние два года усилилась борьба за клиента между drogerie-операторами. Тем не менее, мы с удовольствием отмечаем, что на фоне этого покупатели начали более осознанно подходить к выбору магазина для совершения покупок, учитывая оптимальные комбинации цены, качества и специальных предложений.

По Вашим оценкам, насколько насыщенным является drogerie-рынок Украины сегодня?

Говоря о насыщенности drogerie-сегмента, необходимо понимать, кто является игроком на этом рынке. Например, многие супермаркеты предлагают товары для красоты и здоровья и таким образом также насыщают его. С другой стороны, не стоит включать в список игроков МАФы, поскольку они не являются организованной торговлей. Тем не менее, украинский drogerie-рынок имеет достаточно места для продажи таких товаров и, по нашим оценкам, в настоящее время заполнен примерно на 50%.

 

В 2016 году компания Watsons откроет более 50 магазинов в Украине

ФОТО: WATSONS

Какие Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития рынка товаров для красоты и здоровья в Украине?

Прогнозы сейчас делать очень сложно, к тому же я предпочитаю, чтобы эту функцию выполняли сотрудники соответствующих специализированных компаний. Скажу лишь одно, что сеть Watsons планирует оставаться на рынке Украины и дальше расширять свое присутствие.


A.S. Watson Group

Компания A.S. Watson Group, основанная в 1841 году в Гонконге (Китай), является на сегодняшний день крупнейшим международным ритейлером товаров для красоты и здоровья. Данное направление ее деятельности представлено такими сетями магазинов, как Watsons, Kruidvat, Rossmann, Trekpleister, Superdrug и др. Помимо этого, компания развивает и другие направления бизнеса, в частности в сфере продуктового ритейла и электроники. В целом, портфель A.S. Watson Group включает 12 400 магазинов на 25 рынках Азии и Европы. A.S. Watson Group представляет собой одно из пяти основных направлений деятельности конгломерата CK Hutchison Whampoa Limited (головной офис – Гонконг, Китай), который также выступает в роли инвестора и девелопера, работает в сфере телекоммуникаций, др.

Watsons в Украине

A.S. Watson Group присутствует на рынке Украины с 2006 года, когда она приобрела 65% акций сети магазинов товаров для красоты и здоровья «DЦ» у «АСНОВА холдинг». В 2010 году A.S. Watson Group сконцентрировала 100% украинской сети «DЦ». На тот момент сеть насчитывала около 200 магазинов. Спустя пять лет сеть расширилась вдвое и сегодня насчитывает около 420 торговых площадок в Украине. Ее основными конкурентами являются национальные сети Eva (около 340 магазинов), ProStor (около 280 магазинов), «Космо» (около 150 магазинов и аптек).