Технология RFID: на службе у fashion-ритейла

ФОТО: IS Пионером по внедрению RFID-технологии в ритейле считается британский оператор Marks & Spencer, специализирующийся на продаже одежды и продуктов питания. Еще в начале 2000-х он начал маркировать контейнеры с продуктами питания с целью проследить доставку свежей продукции от поставщиков в распределительные центры и оценить функциональность технологии. В 2003 году компания приняла решение расширить спектр товаров для RFID-маркировки, включив в этот список мужские костюмы, рубашки и галстуки. С тех пор оператор еще больше расширил применение технологии в своих магазинах в Великобритании, маркируя также товары для женщин, др. Предполагается, что в 2014 году ритейл-оператору Marks & Spencer для маркировки своих товаров понадобится 400 миллионов RFID-меток*. В 2009 году итальянский оператор Patrizia Pepe инициировал 5-месячный проект по внедрению RFID с целью тестирования эффективности данной технологии. Проект предусматривал маркировку RFID-метками более 60 000 товарных единиц. Убедившись в ее функциональности, компания расширила маркировку до 2,2 миллиона товарных единиц одежды. Изначально преследуя цель улучшить логистику на своем складе, сегодня ритейлер Patrizia Pepe применяет технологию в магазинах во Флоренции и Риме, создав в них своеобразные информационные площадки, которые поучили название «тотем» (totem). Данные площадки представляют собой большие мониторы, которые сканируют RFID-метки и предоставляют посетителю информацию о конкретном продукте. Клиент может посмотреть видео о данном товаре, а также получить советы, какие другие детали гардероба или аксессуары можно подобрать под эту модель. На годовом общем собрании акционеров мирового ритейл-гиганта Inditex Group, состоявшемся в июле 2014 года, был представлен проект имплементации технологии RFID в магазинах Zara – одного из брендов, развиваемых оператором. На сегодняшний день данная технология внедрена в 700 магазинах, а к 2016 году компания намерена охватить все объекты сети, а это более 2000 (по состоянию на август 2014 года). В частности, к концу текущего года уже 1000 магазинов Zara будут оборудованы этой технологией. Стоит отметить, что использование RFID-технологии предоставляется также клиентам магазинов сети Zara. Так, покупатель может самостоятельно уточнить информацию о товаре, о наличии необходимого размера или цвета в данном или другом магазине, просто сосканировав штрих-код с помощью программы на своем смартфоне. В ПОГОНЕ ЗА ВЫГОДОЙ Магазин Burberry по ул. Regent Street в Лондоне (Великобритания) ФОТО: BURBERRY На сегодняшний день RFID-технология применяется во многих отраслях экономики, и ритейл – только одна из них. Как было отмечено, основная задача RFID заключается в индивидуальном отслеживании каждой единицы товара, начиная от поступления на склад и заканчивая точкой продажи. Данные, поступающие в процессе изменения товаром своего статуса, служат основой для улучшения показателей деятельности магазинов. В частности, собирая и обобщая информацию о движении продукции, можно определить, какой товар пользуется наибольшей популярностью и обеспечить его наличие на полках торговой точки, какой товар заканчивается (с точностью до цвета и размера) и заказать допоставку именно этой продукции. Данная технология не только оптимизирует деятельность магазина, но что важно – делает товар широко доступным и в итоге конвертируется в покупки. Так, одной из проблем, с которыми сталкиваются многие ритейлеры, является нехватка необходимого товара в торговом зале или на складе магазина, в результате чего покупатель покидает магазин ни с чем и отдает предпочтение конкуренту, у которого оказался необходимый размер или цвет. По данным компании Nordic ID, производителя RFID-оборудования и программного обеспечения, со ссылкой на ABI Research, внедрение технологии позволяет сократить ситуации, связанные с нехваткой необходимого товара на складе, на 60-80%. Среди других эффектов от внедрения технологии компания Nordic ID называет увеличение конверсии (обращаемость посетителей в покупателей) на 91%, покупательской корзины – на 19%, стоимости трансакции – на 6% и продаж – на 4-21%, а также повышение точности инвентаризации товара до 99,9%, снижение количества ошибок при проведении циклической инвентаризации на 75-92%, расходов на проведение инвентаризации – на 30-59%, времени на проведение процедуры приема товара на склад – на 91%. К примеру, немецкий ритейл-оператор одежды Gerry Weber (с 2009 года внедрил технологию во всех своих 3500 магазинах по всему миру) заявляет, что количество ситуаций нехватки товара в магазинах сократилось до менее 1%, а точность инвентаризации повысилась до 99%. Оператор American Apparel (США) заявил, что продажи компании увеличились в среднем на 14%, в частности, за счет снижения ситуаций, когда товара нет на складе, др. С момента внедрения технологии оператору Marks & Spencer удалось в 10 раз сократить время на проведение инвентаризации по сравнению с использованием обычных сканнеров штрих-кодов. ВНЕДРЕНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИИ В МАГАЗИНАХ УВЕЛИЧИВАЕТ ПОКУПАТЕЛЬСКУЮ КОРЗИНУ НА 19%, СТОИМОСТЬ ТРАНСАКЦИИ – НА 6% И ПРОДАЖИ – НА 4-21% БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ТЕХНОЛОГИЯ RFID может использоваться не только как отдельная технология, но и служить платформой для создания программных приложений или применяться в комплексе с другими разработками. В частности, как было отмечено выше, RFID используется в информационных площадках-«тотемах», установленных в магазинах Patrizia Pepe. Технология RFID также может быть внедрена и в MagicMirror – многофункциональном зеркале-мониторе, частично копирующем функции «тотемов». MagicMirror позволяет посетителю не только посмотреть на себя в зеркало, ознакомиться с информацией о товаре, но и сделать фото или видео в новом наряде и отправить себе на e-mail или разместить его, к примеру, на своей страничке в социальной сети. Моментально получив позитивные отзывы от своих друзей, посетитель может принять решение о покупке. Немецкий ритейл-оператор одежды Gerry Weber внедрил RFID-технологию во всех своих 3500 магазинах по всему миру ФОТО: IS Еще одна разработка – мониторы с RFID-датчиками, размещаемые в примерочных одежных магазинов. Их функция заключается в том, чтобы сосканировать RFID-маркеры на тех товарах, которые посетитель принес с собой в примерочную, предоставить информацию об этих товарах или похожих на них. Но главное преимущество этой разработки заключается в том, что посетитель, в случае, если ему не нравится цвет или не подходит размер, может с помощью монитора отправить уведомление консультанту магазина с указанием, какой товар и в какую примерочную необходимо поднести. Таким образом, посетителю нет необходимости покидать примерочную и тратить время на поиски необходимого товара в зале. Немного упрощенную технологию внедрил в своих магазинах производитель спортивных товаров New Balance. В частности, в своем флагманском магазине в Бостоне (США) компания установила мониторы с RFID-датчиками, которые автоматически отображают информацию о товаре, если он был снят с настенной полки или размещен в зоне возле экрана. Кроме того, компания использовала технологию RFID и для маркетинговой кампании. Так, во время марафона в Бостоне в 2012 году по городу распространялись карточки с установленными в них RFID-метками. Эти карточки можно было обменять на подарки в магазинах New Balance, однако каким будет подарок, можно было узнать только посетив магазин и отсканировав карточку возле RFID-монитора. Похожую технологию – под названием Inspiration Station («Станция для вдохновения») – внедрил также оператор Marks & Spencer в некоторых из своих обувных магазинов. Ее целью является вдохновить или развлечь посетителя, в частности, пока он ожидает нужный размер. Inspiration Station использует RFID-технологию, определяющую марку обуви, выбранную посетителем, и предоставляет ему видео с информацией о продукте или рекомендации, например, по выбору аксессуаров, подходящих к данной модели обуви. Посетитель также может отправить информацию на свой e-mail, если хочет совершить покупку товара позже. В 2012 году мировой luxury-ритейлер Burberry открыл магазин в одной из наиболее известных локаций мира - Regent Street в Лондоне (Великобритания). Этот флагманский магазин стал известен, в частности, благодаря внедрению технологий, одна из которых – RFID. Так, одежда и аксессуары бренда были маркированы соответствующими метками, и когда посетитель проходил с товаром мимо цифрового зеркала, оно, сканируя сигнал, превращалось в монитор, транслирующий видео или другой контент, посвященный этому товару. Аналогичный принцип и технология работают и в примерочных лондонского магазина Burberry. *Метки RFID (радиочастотной идентификации) прикрепляются к товарам и таким образом позволяют отслеживать их перемещение путем передачи радиосигнала.