Техника для строительства


КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ


фото: Наталия Лисняк

Каждый из этапов возведения здания – от рытья котлована до проведения отделочных работ – требует использования определенных видов строительной техники. Подготовительный производственный цикл в зависимости от вида строительства может составить приблизительно шестую часть продолжительности всего процесса строительства. К нему относится ряд работ. В первую очередь, планируются и выкапываются траншеи, готовится котлован для возведения фундамента. Следующий шаг – прокладка трубопроводов и кабельной сети. Заканчивается подготовительный цикл работы засыпкой и уплотнением грунта.
Во время подготовительного этапа на стройплощадке используются бульдозеры, экскаваторы, землеройные машины, самосвалы, самоходные и стационарные краны и другие.
Самым незаменимым из всех строительных материалов можно назвать бетон. Машины, имеющие дело с этим стройматериалом, востребованы на объекте практически на всех этапах строительства, за исключением отделочного.


фото: MSBUD

Для приготовления бетона, его транспортировки и подачи на участок работы на стройке необходимо задействовать несколько видов техники. В Киеве легко купить готовый бетон, потому приготовление его на стройплощадке чаще всего опускается. Другое дело с регионами: в большинстве активно строящихся регионов качественный бетон до сих пор в дефиците. Решение этой проблемы обеспечивается приобретением бетонозавода, позволяющего приготовить как минимум 12 рецептов бетонной смеси и своевременно получить бетон высокого качества.
Для подачи бетона на площадках устанавливаются бетононасосы и бетонораздаточные стрелы. Непосредственно к месту укладки стационарные бетононасосы подают бетонную смесь через бетоновод, а автобетононасосы – с помощью стрелы.
Это далеко не полный перечень техники, которую используют отечественные строители. Арсенал же западных компаний более широк, что обусловлено желанием сэкономить дорогостоящий ручной труд, особенно если учесть фактор травматизма – в случае травмы рабочим часто удается отсудить у строительных компаний компенсацию.
По мнению украинских экспертов, отечественный рынок стремится к таким стандартам, однако компании, особенно региональные, все же предпочитают заменить недостающую, довольно дорогую и не всегда доступную технику большим количеством рабочих рук. Кроме того, украинские компании часто применяют технику, бывшую в употреблении, среди которой достаточно большую долю составляет отечественная. При этом доля продаж техники б/у в общем объеме рынка занимает, по оценкам экспертов, порядка 60%.


ПРОИЗВОДИТЕЛИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
На украинском рынке представлен широкий ассортимент как отечественной строительной техники, так и техники из стран ближнего и дальнего зарубежья. На стройплощадках столицы и регионов можно увидеть технику таких отечественных производителей, как «АвтоКРаЗ», «Автек», «Борекс», «Стрела», «Краян». Кроме них, строительную технику в Украине производят «Дрогобычский завод автокранов», «Киевский механический завод», «НКМЗ» (Новокраматорский машиностроительный завод), «Киевский завод инженерных машин», «Южмаш», «Украинская Торгово-Промышленная Корпорация», «АИС», «Спецтехника», «Бетонмаш», «Технолог», а также ряд других.
Не отстают от отечественных и производители из стран СНГ. Количество заводов, предлагающих тяжелую строительную технику украинскому рынку, достаточно велико; среди них наиболее известной на отечественном рынке и востребованной еще с советских времен является техника таких производителей: «МАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ». «Автокран», «Дробмаш», «Ирмаш», «Красный двигатель», «Ивановская марка». Одним из городов-лидеров по выпуску тяжелой техники в России является Челябинск, где функционируют такие предприятия, как «Челябинские строительно-дорожные машины», «Челябинский тракторный завод» и «ЧТЗ-Уралтрак». В Воронеже стройтехнику выпускает «Воронежский экскаваторный завод», в Петербурге – «Петербургский тракторный завод», а в Могилеве – завод «Могилевтрансмаш». Представлена на украинском рынке также техника из ряда других городов СНГ.
Многие из вышеперечисленных торговых марок строительной техники, за некоторым исключением, были известны украинскому строителю еще во времена СССР. Кроме того, наличие на украинском рынке техники из стран СНГ связано с льготными таможенными ставками при ее ввозе на территорию Украины. Западный производитель вышел на наш рынок со своей техникой только в последнее десятилетие. Продается, и довольно успешно, новая и б/у строительная техника, а также оборудование иностранных компаний из Европы, Японии и США. Приобрели популярность на украинском рынке такие марки, как Catepillar, Kato, Mecbo, Piccini, Barikell, Mustang, Putzmeister. Также достаточно известны Fiat Kobleco, Bobcat, Hitachi, Komatsu, JCB, Volvo и другие.
Структура отечественного рынка по страновой принадлежности новой техники выглядит, по оценкам экспертов, следующим образом: в натуральном выражении – около 90% внутреннего (российского и украинского) производства и 10% из дальнего зарубежья; в денежном выражении, соответственно, 80% и 20%.


КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
На сегодняшний день строительство объекта в сжатые сроки является одним из важных требований со стороны заказчика. В таких условиях строительные компании должны учитывать качество техники, представленной в их автопарке. По словам Олега Сапожникова, руководителя отдела продаж компании «Скания Украина», при покупке строительной техники (в данном случае речь идет о самосвалах, бетоносмесителях и т.п.) во внимание принимаются следующие факторы:
– технические характеристики (грузоподъемность, крутящий момент, клиренс, кубатура кузова, количество ведущих осей, колесная формула и т.д.);
– расход топлива;
– гарантия;
– наличие сервисной сети в Украине;
– финансовые условия.
В ряде случаев из-за поломки технической единицы простаивает все строительство, поэтому строительной компании еще до начала выполнения заказа следует учесть устойчивость своей техники. Основными показателями качества техники являются материалы, из которых она изготовлена, устройство механизмов, автоматизированность и другие. Качественная техника способна экономить затраты строительной компании. В первую очередь, речь идет о затратах на ремонт и обслуживание.
Как правило, под качеством строительной техники подразумевают ее износостойкость и продолжительность жизненного цикла. О высоком качестве продукции свидетельствует значительный срок гарантии. Другими достаточно важными параметрами являются: для самосвалов и автокранов – грузоподъемность; для бетоносмесителей, бетононасосов и бетонораздатчиков – полезная емкость и скорость подачи бетона на объекте. И, пожалуй, для всех видов машин важной характеристикой является скорость работы и/или маневренность.
По оценкам большинства экспертов, среди представленной на отечественном рынке строительной техники высокими показателями производительности обладает строительная техника из дальнего зарубежья и, в первую очередь, из Западной Европы, США и Японии. Она автоматизирована и малогабаритна, отсюда – объективное стремление наиболее профессиональных и крупных украинских строительных компаний пополнять свой арсенал западной техникой. Компании среднего звена не так часто покупают тяжелую западную технику, но в ряде случаев прибегают к ее аренде. Отечественная техника, а также техника из стран ближнего зарубежья менее производительна и в то же время более габаритна. Не отличается она и автоматизированностью. Как отмечают эксперты, в Украине пока не начали производить технику, которая хотя бы приблизительно соответствовала западным стандартам.
По мнению Александра Пилипчука, начальника отдела маркетинга и рекламы строительной компании MSBUD, представляющей на отечественном рынке технику марок Mecbo, Piccini и Barikell, «объемы строительства в Украине стремительно догоняют европейские показатели, мы находимся на пороге строительного бума. Сходные с европейскими процессы у нас происходят быстрее, соответственно, растут запросы заказчиков относительно сокращения сроков строительства. В этой ситуации строительным компаниям наиболее целесообразно покупать высококачественную западную технику, поскольку скорость работы отечественной техники и техники из стран СНГ не соответствует требуемым стандартам. Выгоднее всего приобретать технику из стран Западной Европы – ее ввоз на территорию Украины связан с меньшими затратами, чем импорт техники, скажем, из США и Японии».
Россия предлагает украинскому рынку технику, изготовленную по иностранным патентам, при сборке которой в значительной мере используются иностранные комплектующие. Однако, при несущественном различии в цене, российская техника значительно отличается (в худшую сторону) от западной по габаритности, маневренности и производительности.
Техническая база отечественных строительных компаний, по оценкам экспертов, в основном состоит из техники, произведенной на территории СНГ, большая часть которой физически устарела. Главная причина – недостаток финансовых средств для закупки более современной западной техники, нестабильная экономическая ситуация в стране и неурегулированная законодательная база.


КРИТЕРИИ ВЫБОРА
Несколько лет назад едва ли не основным критерием, которым руководствовались отечественные строительные компании при выборе техники, был ее ценовой уровень. Возможность получить скидку при покупке большого количества единиц стройтехники могла склонить выбор покупателя в сторону того или иного продавца. Сейчас же количество операторов рынка возросло, а сходные цены на технику разных игроков рынка делают дополнительным и достаточно важным критерием выбора сопровождающие услуги. Таковыми являются предварительный и послепродажный сервис.
Основной вид предварительного обслуживания клиента – обучение его персонала. Для того, чтобы правильно обходиться со сложной автоматизированной западной техникой, необходимо наличие определенных навыков. Поэтому крупная компания, предлагающая технику, обучает персонал заказчика, а также обеспечивает апробацию техники в действии в собственном автопарке.
Послепродажное обслуживание предполагает, прежде всего, наличие гарантии. Эксперты рынка считают, что любая, даже новая техника может выйти из строя в самый неподходящий момент, как правило, из-за непредвиденных условий эксплуатации, что порождает достаточно серьезные проблемы для строительных компаний. Во-первых, необходимо найти СТО и приобрести запчасти. Нередко купить их можно только у непосредственного производителя техники, и ее обладатель вынужден звонить в центральный офис компании, например, в Германию, и оплачивать доставку запчастей из-за границы. Во-вторых, возникает необходимость срочной замены технической единицы, а это означает затраты на аренду. В противном случае строительная компания сталкивается с простоем производства, который влечет за собой, как правило, еще более значительные затраты.
Александр Пилипчук: «С целью предотвращения таких ситуаций у своих покупателей строительная компания MSBUD предоставляет следующую услугу: в случае поломки техники для подачи бетона в период гарантийного срока покупателю бесплатно предоставляется в пользование другой бетононасос на период техобслуживания».
Компания MSBUD предоставляет гарантию 2 года на бетоноподающую технику и обеспечивает замену оборудования на время техобслуживания. Однако, по мнению Александра Пилипчука, рынок предварительного и послепродажного сервиса в Украине будет расширяться, поскольку по мере роста конкуренции наличие такого сервиса будет становиться существенным преимуществом. Олег Сапожников комментирует используемую в компании «Скания Украина» практику гарантийного обслуживания следующим образом: «При продаже машин мы предлагаем контракт на сервисное обслуживание на дилерских станциях Scania в Украине, построенных еще в 1998-1999 годах и охватывающих все стратегические города страны. Сервисные станции Scania в Украине соответствуют требованиям, которые были установлены центральным офисом и являются обязательными для всех стран, где представлена компания. Эти требования касаются, в первую очередь, квалифицированного персонала (все механики постоянно проходят курсы обучения и повышения квалификации – не только в Украине, но и за рубежом), наличия инструментов, организации и менеджмента труда, оформления зданий станции в соответствии с корпоративными стандартами Scania и многого другого.
Для того, чтобы значительно сократить простои техники в случае проведения ремонтных работ, каждый дилер имеет собственный склад запасных частей, где есть самые необходимые и наиболее востребованные из них. Кроме того, существует центральный склад в Киеве. Поставка запчастей по Украине осуществляется в течение одних суток, но если какой-либо запчасти в стране не оказалось – ее доставляют из Швеции в течение 7-14 календарных дней».


СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА
Если в последние несколько лет ежегодные темпы роста объемов отечественного рынка строительной техники составляли около 15%, то в 2004 году объемы рынка увеличились, по разным оценкам, на 80-100%, составив в итоге около 2,5 тысяч единиц или около $40-45 миллионов. При этом структура рынка по видам техники выглядит, по оценкам экспертов, следующим образом: самосвалы – около 50%, стационарные (15%) и автобетоносмесители (5%), автомобильные (10%) и стационарные краны (5%) и другое (15%). Специалисты отмечают отличие темпов роста продаж различных видов техники. Так, по данным Олега Сапожникова, в 2001 году в Украине было продано около 250 новых самосвалов производства СНГ, а в 2004 году этот показатель составил уже порядка 1000 единиц. Темпы же роста объемов продаж, к примеру, автомобильных кранов существенно сократились – за 2003 этот показатель составил 700-800%, в 2004 году – не более 70%. Однако рынок, находящийся в процессе становления, не успевает удовлетворить растущего спроса.
Эксперты отмечают, что строительной техники не хватает как в Киеве, так и в регионах. Кроме того, существует тенденция: чем дальше от столицы, тем ниже уровень предложения современной высококачественной импортной техники, соответственно, выше неудовлетворенный спрос на нее.
Сегодня столичные строительные компании, в отличие от региональных, имеют возможность выбора между покупкой новой и подержаной техники.
Кроме того, в регионах такая услуга, как аренда новой техники, не распространена, поэтому компаниям приходится обходиться техникой б/у, или, при наличии достаточных средств, приобретать новые машины в Киеве и других городах-миллионниках.
При этом следует также отметить, что объем спроса на технику в восточных промышленных регионах Украины выше, чем, например, на Западной Украине, где «большое» строительство развивается достаточно медленно.
В Украине практически все компании, продающие строительную технику, специализируются на определенном сегменте рынка. Компании, работающие по принципу «супермаркета» и предлагающие полный ассортимент, конечно, были бы более удобными для покупателей, однако их существование пока невозможно: во-первых, в каждом сегменте украинского рынка строительной техники существуют компании, которые прочно заняли позицию лидеров; во-вторых, цена качественной строительной техники слишком высока для того, чтобы ее реализация носила оптовый характер.
Таким образом, по оценкам экспертов, и в предыдущие годы, и в настоящий момент спрос на технику растет пропорционально предложению, но предложение никак не может «догнать» спрос. Отсюда – широкие перспективы для компаний, реализующих строительную технику.
Эксперты отмечают, что мнение СМИ о строительном буме, охватившем всю Украину, которое так упорно звучало в прессе в прошлом году, ошибочно. Эти процессы только начинаются, что вселяет оптимизм в операторов рынка строительной техники.