Строительная техника: на службе у бизнеса


Сегодня в мире строительная техника применяется на всех этапах строительных работ. Так, Вячеслав Лапин, генеральный директор ООО «БМ Будмеханизация», отмечает, что без техники ни один из этапов строительства невозможен. В Украине ситуация еще несколько отличается от общемировой, что связано в основном с дешевизной рабочей силы и недостаточными финансовыми возможностями отечественных компаний.
По словам Олега Сапожникова, руководителя отдела продаж компании «Скания Украина», «техническая база отечественных компаний редко может похвастать наличием большого количества надежной техники западного производства. К сожалению, часто она не соответствует международным стандартам, что влияет не только на сроки и качество выполнения поставленных задач, но и на безопасность строительных работ. Нагромождение старой, изношенной техники с низкой производительностью, повышенный травматизм на строительных площадках, значительный вред экологии и так далее – к сожалению, такова ситуация во многих небольших строительных компаниях, работающих на рынке Украины».
Подтверждает это мнение и Анна Гайдай, маркетолог строительной компании MSBUD: «Многие отечественные строительные компании используют технику производства стран СНГ, зачастую устаревшую, что, конечно же, негативно отражается на качестве работ. Часто компании с низким финансированием собственной технической базы работают чуть ли не вручную. Требованиям международных стандартов соответствуют преимущественно крупные строительные организации, отдающие предпочтение покупке нового оборудования».
Однако некоторые эксперты отмечают позитивную динамику изменений в этом вопросе, причинами чего являются правила игры на рынке недвижимости, вынуждающие украинских строителей использовать мировые стандарты работы.
По словам Олега Сапожникова, «на данный момент в Украине все более интенсивно внедряются последние мировые технологии строительства, требующие наличия большого количества специализированной техники. Таким образом, в будущем ожидается увеличение объемов продаж тяжелой спецтехники наряду с расширением ее ассортимента, поскольку это в большой степени влияет на качество и сроки строительства в условиях строительного бума в Украине. Операторы данного рынка все чаще понимают, что вложение средств в качественную строительную технику положительно влияет на их имидж вследствие высокой оперативности и качества выполненных работ, и такая техника довольно быстро себя окупает».
Срок окупаемости является одним из основных факторов, влияющих на принятие решения о покупке техники. По мнению Вячеслава Лапина, сроки возврата инвестиций в покупку строительной техники составляют от 3 до 5 лет.


ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
По словам экспертов, основным критерием классификации строительной техники является этап строительных работ, на котором она используется. Специалисты отмечают, что вне зависимости от специфики возводимого объекта, работы на стройплощадке делятся на следующие этапы (в хронологическом порядке).
Нулевой цикл – на этом этапе осуществляется разбивка и рытье траншей и котлованов для устройства фундаментов, а также связанная с этим транспортировка грунта; прокладка трубопроводов и кабельной сети, обратная засыпка грунта, устройство насыпи с уплотнением; проводятся свайные работы, выводится фундамент.
Общестроительные работы – возведение коробки здания.
Отделочные работы – завершающий этап строительных работ, в процессе которого производится отделка внутренних помещений здания.
От точности и качества выполнения работ на нулевом цикле во многом зависит скорость прохождения последующих строительных этапов. Отметим, что скорость завершения нулевого цикла определяется как объективными, так и субъективными факторами. К первым можно отнести особенности грунтов на территории пятна застройки, а также пролегающие под ним коммуникации. Ко вторым относятся опытность сотрудников и производительность используемой строительной техники.
По словам специалистов, на данном этапе строительных работ используются следующие механизмы: бульдозеры, землеройные машины, самосвалы и самоходные краны.


БУЛЬДОЗЕРЫ
Основными сферами их применения являются послойное копание, планировка и перемещения грунтов. В зависимости от принципов функционирования эксперты разделяют такие машины на бульдозеры с поворотным, неповоротным и универсальным отвалом. Стоит отметить, что для расширения спектра применения и повышения эффективности их использования бульдозеры комплектуют сменным оборудованием (рыхлительными зубьями, откосниками, уширителями и открылками).


ЭКСКАВАТОРЫ
Их предназначением является копание грунта и его последующая погрузка в транспортные средства.
Эксперты подразделяют такие машины на:
– экскаваторы-планировщики (используются для сложных работ в труднодоступных местах, при выполнении которых необходима высокая точность);
– гусеничные и пневмоколесные (применяются для выполнения землеройных работ в местах с низкой несущей способностью грунта);
– траншейные (используются для разработки траншей под магистральные трубопроводы).
Выделяют также карьерные, тросовые, тракторы-погрузчики, драглайны, миниэкскаваторы.
Ни одна стройка не обходится без грузовых саморазгружающихся автомобилей – самосвалов. По типу выгрузки специалисты классифицируют их на самосвалы с опрокидывающимся кузовом бункерного типа и самосвалы с принудительной разгрузкой.
В таких машинах для опрокидывания кузова в основном используются гидравлические подъемники телескопического типа. Самосвалы, которые выпускаются на базе серийных шасси, имеют грузоподъемность 3,5-20 тонн; карьерные – 27-40 тонн и выше.


фото: ELBA

Подъемные краны являются еще одним механизмом, без которого невозможно представить себе ни одно современное строительство. В зависимости от конструкции и схемы работы их разделяют на поворотные и неповоротные. Наибольшее распространение на строительных площадках получили поворотные краны на самоходном шасси (или попросту автокраны). Они, в свою очередь, подразделяются на полноприводные и заднеприводные. По словам экспертов, выбор вида крана зависит от условий его эксплуатации. Если к стройплощадке проложены хорошие дороги, то оптимальным будет использование автокранов с задним приводом. Если же подъезд к месту строительства сопряжен со значительными трудностями, здесь не обойтись без полноприводных агрегатов.
Необходимо отметить важность наличия на площадке и современного башенного крана. По словам экспертов, на сегодняшний день строительная индустрия Украины испытывает серьезную нехватку качественных кранов. Среди компаний, продукция которых так желательна на отечественных стройках эксперты выделяют технику Liebherr.
Из многочисленных параметров, определяющих качество крана, важнейшими являются грузоподъемность, скорость подъема груза, монтажа и демонтажа. По словам экспертов, ежегодный рост спроса на краны составляет около 100%.
Завершающим этапом нулевого цикла работ является укладка фундамента. Здесь стоит обратить внимание как на технику, предназначенную непосредственно для самой укладки, так и на машины, функцией которых является изготовление основного «фундаментного» материала – бетона.
По словам Владимира Бирюкова, представителя компании ELBA в Украине, «на сегодняшний день все острее встает вопрос об использовании на стройплощадках мобильных бетонных заводов. Такое положение вызвано тем, что в условиях мегаполиса иногда очень непросто доставить бетон от стационарного завода на строительную площадку в необходимый для сохранения максимального качества двухчасовой срок (один час отводится на доставку и один на укладку). Хотелось бы отметить, что в регионах, где поблизости нет стационарных бетонозаводов, использование их мобильных аналогов переходит из желательного условия в необходимость».
Отечественные эксперты рынка недвижимости часто сравнивают его показатели с московскими, и, следует отметить, что в Москве такие заводы уже используются повсеместно. Это объясняется, прежде всего, размерами города и очень сложной дорожной ситуацией в нем. Естественно, что приобретение бетонного завода, пусть и небольшого, связано с очень значительными инвестициями. Но, по словам экспертов, «игра стоит свеч». На языке цифр это подтверждается следующими расчетами. Стоимость таких установок с учетом растаможки составляет около 300 000 евро. Куб бетона на заводе стоит 50 евро (с доставкой получается около 60). При этом на возведение одной секции здания в 25 этажей необходимо около 5,5 тысячи кубов бетона. Таким образом, одно такое здание может окупить приобретение приобъектного завода. Особенно актуальными инвестиции в приобъектный завод являются в случае возведения компанией бизнес-парка или целого квартала, если речь идет о жилой недвижимости. Так что строительным гигантам, «прицеливающимся» на победу в крупных тендерах по возведению комплексных объектов, стоит серьезно задуматься над покупкой такого завода. Вдобавок хотелось бы отметить, что, инвестируя в подобную «технику», компания не только получает гарантии постоянного наличия на своей площадке свежего бетона, но и самостоятельно способна контролировать его качество.
Кроме доставки (либо производства), очень важным является современная механизация и автоматизация процесса укладки бетона. Владимир Бирюков отмечает, что бетонные работы составляют значительную часть общего объема работ на стройплощадке. Так, выставка опалубки занимает до 25%, а заливка бетона – 30% всех работ. Эти показатели свидетельствуют о необходимости максимального увеличения скорости выполнения бетонных работ, что возможно только посредством применения специализированной техники.


фото: «БМ БудмеханизациЯ»

На сегодняшний день украинские строители научились возводить до 3 этажей в месяц, но, по словам экспертов, это не предел. При хорошей организации и автоматизации труда за такой же период времени вполне реальным представляется возведение 4 этажей. Достигается это за счет квалифицированного применения современной техники, так как сложная техника требует высокого профессионализма обслуживающего персонала и только при правильном использовании способна работать с максимальной эффективностью, а значит – минимизировать сроки возврата затраченных средств на ее покупку.
Необходимо обратить внимание на один из критериев выбора компании поставщика техники – у нее обязательно должна быть служба предварительного обслуживания клиента, основной функцией которой является обучение персонала. Этот аспект является обязательным, так как для правильного управления сложной автоматизированной западной техникой необходимо наличие определенных навыков. Кроме теоретического обучения компания-поставщик должна обеспечить апробацию техники в собственном автопарке.
Бетононасосы – агрегаты, использование которых необходимо на всех без исключения объектах, особенно высотных. По словам Анны Гайдай, «укладывать бетон бетононасосом быстрее, и для этого требуется меньше усилий, чем при использовании любого другого метода. К тому же, можно сэкономить средства и уменьшить трудозатраты, освободив персонал для других задач. Прямая подача значительно улучшает качество бетона. Бетононасос исключает простой, чего не добиться, применяя большинство других методов».
На украинском рынке представлен довольно широкий спектр бетононасосной техники, включающий:
– стационарные бетононасосы производительностью 15-150 м3 в час, с дистанцией подачи до 200 метров по вертикали и до 500 метров – по горизонтали (источником питания могут служить дизели или электродвигатели);
– стационарные бетононасосы с распределительными стрелами;
– бетононасосы на гусеничном ходу;
– автобетононасосы производительностью 15-150 м3 в час;
– автобетононасосы с бетоносмесителями;
– бетононасосы для торкрет-бетонирования;
– шламовые насосы;
– бетононасосы для быстрого монтажа на платформу автобетоносмесителей.
Отдельно следует остановиться на средствах механизации использования сухих строительных смесей – технике, применение которой еще не стало для отечественных строителей аксиомой. Эксперты отмечают, что строительные компании уделяют недостаточно внимания механизации отделочных работ, хотя именно она поможет значительно сократить сроки ввода объекта в эксплуатацию. На отделочном этапе строительных работ в последнее время активно используются сухие строительные смеси. Но на большинстве объектов они еще наносятся вручную, и это несмотря на то, что при использовании автоматических распылителей работу можно ускорить в несколько раз.
Особое внимание стоит уделить и механизированной опалубке. Самоподъемная гидравлическая опалубка широко используется на Западе, однако в Украине есть только один объект, строительство которого велось с применением данной техники, – это офисный центр «Парус».


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕХНИКА
Продукция зарубежных производителей строительной техники все чаще появляется на отечественных строительных площадках. По словам Андрея Щербинина, главы представительства BAUER Maschinen GmbH, «на сегодняшний день около 75% всей строительной техники, применяемой в Украине, закупается за рубежом. Имеется ввиду ближнее и дальнее зарубежье. Эта тенденция будет развиваться благодаря строительной активизации регионов. На сегодняшний день, – продолжает эксперт, – покупать такую технику выгоднее, даже несмотря на то, что она дороже в несколько раз».
Основной причиной такой экспансии эксперты считают гораздо более высокий уровень производительности зарубежной техники по сравнению с отечественной. По словам Анны Гайдай, украинский рынок техники зарубежного производства на данный момент активно формируется. Сегодня покупателю уже есть из чего выбирать и с чем сравнивать. В Украине наблюдается тенденция к расширению ассортимента зарубежной техники отечественными поставщиками, и следует ожидать, что в ближайшем будущем она не изменится.
Единственным «недостатком» зарубежной техники можно назвать ее стоимость и, соответственно, недоступность для многих строительных компаний, особенно в регионах. По словам Вячеслава Лапина, стоимость зарубежной техники отличается от отечественных аналогов примерно настолько, насколько и производительность – в два раза и более.
Подтверждает это мнение и Олег Сапожников: «Стоимость зарубежной техники отличается существенно, соответственно, настолько же отличается и ее качество. Если говорить о предпочтениях, то вряд ли кто-то будет отказываться от качественной, надежной и высокопроизводительной техники, однако потребности следует соизмерять с возможностями, поэтому многие операторы вынуждены отдавать предпочтение технике производства СНГ или б/у.
Доля западных производителей на строительном рынке неуклонно растет. Если в 2003 году из поставленной в Украину техники западного производства на строительную приходилось всего 8%, то к концу 2005 года эта цифра выросла в два раза.
Западные производители довольно прочно закрепились на рынке Украины, хотя основными покупателями их продукции являются строительные компании, отличающиеся хорошим уровнем менеджмента и понимающие, что лучше приобрести один самосвал, но качественный и с большей производительностью, чем несколько, но менее качественных.
Рынок Украины очень перспективен и привлекателен для западных производителей строительной техники. Развиваясь, год от года он становится все более требовательным практически ко всем качественным показателям приобретаемого продукта; операторы рынка по мере расширения и развития своего бизнеса уже успели оценить преимущества техники западного производства и нацелены на приобретение именно такой, надежной и удобной, строительной техники».
Эксперты отмечают, что в случае финансовой активизации украинской глубинки и востребованности на ее территориях высотных многофункциональных объектов сложная высокотехнологичная строительная техника появится и там. Но на сегодняшний день ситуация далека от желаемой. По словам Анны Гайдай, «чем дальше от столицы, тем меньше наблюдается предложений по современной строительной технике, и, соответственно, спрос на нее велик. Как известно, только в Киеве нет проблем со своевременным обеспечением строительного объекта всеми необходимыми видами бетонной смеси. Зато в отдалении от столицы такие проблемы поджидают строителей сплошь и рядом».


РЫНОК
Анна Гайдай отмечает, что в Украине компании-поставщики специализируются преимущественно на определенном сегменте рынка строительной техники. Главными показателями конкурентоспособности поставщика являются предоставление сервиса и гарантии на оборудование, внимание к вопросам техобслуживания, а также обучению персонала заказчика. Важным конкурентным преимуществом, которое свидетельствует о качестве техники, является гарантия, а также срочная замена техники в случае выхода ее из строя.
Понимая размеры убытков, причиненных простоем строительного процесса в результате поломки в период гарантийного срока вышедшего из строя агрегата, ведущие игроки рынка на время ремонта предоставляют заказчику точный аналог поломавшейся машины.
Отечественные производители.
Среди отечественных производителей строительной техники эксперты выделяют «Атек», Бориспольский завод «Стрела», «Дрогобычский завод автомобильных кранов», Киевский механический завод, Одесскую холдинговую компанию ОАО «Краян», «КрАЗ», «НКМЗ» (Новокраматорский машиностроительный завод), «Стройдормаш» (Киевский завод инженерных машин), ПО «Южный машиностроительный завод».
Иностранные производители.
Технику, поставляемую в Украину из-за рубежа, можно разделить на две основные группы:
1. Техника производства стран СНГ, в частности России.
2. Техника западного производства.
В первой группе стоит выделить: ОАО «Автокран», «Березовский ремонтно-механический завод», «Воронежский экскаваторный завод», ЗАО «Галицкий автокрановый завод», «Дробмаш», «Ивановская марка», ЗАО «Ирмаш», Клинцовский автокрановый завод, завод «Могилевтрансмаш», Новороссийский завод «Красный двигатель», ЗАО «Петербургский тракторный завод», ОАО «Тумазинский завод автобетоновозов», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», «Челябинский тракторный завод», ООО «ЧТЗ-Уралтрак», а также «МАЗ»; «КамАЗ»; «КрАЗ»; «ЗИЛ» и многие другие. Эксперты отмечают, что техника российских производителей по качественным показателям недалеко ушла от отечественных аналогов.
По-настоящему качественную технику на отечественном рынке представляют такие западные компании, как Atlas Weyhausen GmbH, Barikell, Bobcat, BAUER Maschinen GmbH, Case Corporation, ELBA, Fiat Kobleco Construction Machinery Spa, Hitachi Construction Machinery, Kaiser AG, Kato Works Co. Ltd., Kobelco Construction Machinery Co. Ltd, Komatsu Ltd, Liebherr-Holding GmbH, MECBO, Mustang Manufacturing Company, Inc., Officine Piccini, Putzmeister AG, Scania, Volvo СЕ.
По словам Андрея Щербинина, из всех возможных вариантов приобретения строительной техники самым популярным является лизинг. Как отмечает Олег Сапожников, «лизинг – это наиболее удобный вариант для клиента. Делая ежемесячные взносы в гривне или иностранной валюте, компания в течение определенного лизингом срока выплачивает полную стоимость техники и безболезненно для своего бюджета становится ее владельцем».
Есть своя доля рынка и у арендных сделок. Продолжает Анна Гайдай: «Направление аренды стройтехники в нашей стране динамично формируется, но говорить о большом разнообразии этого рынка еще рано. Что касается практики, то она включает следующие аспекты сотрудничества сторон:
– заключение договора;
– предоставление арендодателем специалистов для обеспечения работы техники;
– своевременная доставка арендодателем оборудования на стройплощадку;
– погрузо-разгрузочные работы;
– своевременная оплата арендатором услуг и другие».
По словам Вячеслава Лапина, практика дилерства в Украине развита слабо. Больше практикуется прямая продажа от представительства к клиенту. Как отмечает Олег Сапожников, «на данный момент самую развитую дилерскую сеть техники имеет компании Scania в Украине, располагающая представительствами в 8 регионах Украины.
Стратегия построения дилерской сети имеет ряд преимуществ, поскольку марка представлена в полном объеме на всей территории страны и может своевременно информировать максимальное количество своих заказчиков о нововведениях, отслеживать случаи ремонта, в порядке скорой помощи оказывать техобслуживание, в том числе с выездом на место».