Строим для государства

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕНДЕРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Дмитрий Киселев, старший юрист BEITEN BURKHARDT При работе с государством следует помнить о главной особенности – использование бюджетного финансирования находится под строгим контролем правительства, а также специальных органов, и оплата работ (услуг) за счет государственных средств может производиться только после проведения определенных процедур, установленных законодательством. 30 июня 2010 года вступил в силу Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 года (далее по тексту – «Закон»), который отменил Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства №921. Процедуры, установленные в Законе, являются обязательными для всех, за исключением случаев, четко указанных в Законе. В частности, в результате этого законодательного нововведения Кабинет Министров Украины был лишен возможности самостоятельно устанавливать какие-либо исключения по крупным государственным заказам с привлечением государственных гарантий, как это происходило ранее. В соответствии с Законом, любая закупка товаров, работ и услуг за счет государственных средств (при стоимости предмета закупки по товарам и услугам в 100 тысяч гривен и более, а для работ – 300 тысяч гривен и более) должна осуществляться в соответствии с установленными процедурами. Законом устанавливаются следующие возможные процедуры закупок: – открытые торги – основная процедура закупок, во время которой предложения конкурсных торгов имеет право подавать любое заинтересованное лицо; – двухуровневые торги – такая процедура закупок применяется, когда заказчик не может изначально определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) товаров (работ) или определить вид услуги, и если для оптимального решения о закупке необходимо провести предварительные переговоры с участниками, а предметом закупки является осуществление научных исследований, экспериментов или разработок, выполнение исследовательских, конструкторских, строительных работ; – запрос ценовых предложений – упрощенная процедура, которая применяется, когда для товаров и услуг существует постоянный рынок, при условии, что их стоимость не превышает 200 тысяч гривен; – предварительная квалификация участников – процедура применяется при закупках, когда необходимо предварительно определить квалификационное соответствие финансово-экономического состояния и технических и организационных возможностей участников; – закупка у одного участника – исключительная процедура, когда заказчик заключает договор о закупке с участником, который соответствует квалификационным критериям, после проведения переговоров с ним и без проведения конкурса либо торгов. Следует отметить, что ответственность за выбор и применение той или иной процедуры закупки несут должностные лица организации заказчика. Квалификационные требования к участникам процедуры закупок устанавливаются Законом. К ним относятся: – наличие оборудования и материально-технической базы для осуществления услуг (выполнения) работ, по которым проводится закупка; – наличие работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт; – наличие документарно подтвержденного опыта выполнения аналогичных договоров; – наличие платежеспособности (проверяется баланс, отчет о финансовых результатах и иные связанные с этим документы). НЕКОТОРЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСЗАКУПОК Открытые торги Открытые торги – основная процедура, применяемая в государственных закупках. Для начала процедуры открытых торгов заказчик (т.е. государственный орган) должен разместить объявление о проведении процедуры открытых торгов с указанием деталей будущей закупки. В течение минимально установленного Законом срока (30 дней, в исключительных случаях, таких как закупка лекарственных препаратов и медицинского оборудования, – 15 дней), заинтересованные лица могут подавать предложения для участия. В течение этого срока заинтересованное лицо должно получить документацию от организаторов торгов с описанием требований и рекомендаций по оформлению документации и предоставить в запечатанном конверте свое предложение для участия в торгах. Раскрытие предоставленных предложений должно происходить в день окончания срока их подачи. В свою очередь у организатора торгов есть 20 рабочих дней с момента раскрытия предложений минимум двух участников оценить предложения в соответствии со следующими критериями: – цена (основной критерий); – качество выполнения работ/услуг; – условия оплаты; – сроки выполнения; – условия гарантийного обслуживания; – стоимость эксплуатационных затрат; – возможность передачи технологий и подготовка кадров, использование местных ресурсов и т.п. По прошествии вышеуказанного срока организатор торгов должен определить победителя и принять его предложение. Для этого информация о победителе торгов официально публикуется в печатном органе, а непосредственно победителю направляется уведомление. После определения результатов торгов Законом предусматривается срок на заключение договора между организатором торгов и победителем. Такой договор должен быть подписан минимум через 14 дней с момента публикации результатов торгов, но не позднее 30 дней после принятия (акцепта) предложения. Таким образом, теоретически возможно, что для определения победителя и заключения с ним договора на оказание услуг (выполнение работ) может пройти срок в 64 дня (минимальный срок, установленный Законом). Однако на практике такие сроки не соблюдаются, и для определения победителя торгов и заключения с ним договора требуется гораздо больше времени. Двухуровневые торги Данная процедура должна применяться в случае закупок работ по строительству объектов недвижимости за счет государственных средств. На первом этапе двухуровневых торгов проводится размещение объявления и участникам предлагается предоставить предложение без обозначения цены. В таком предложении должны содержаться лишь технические, качественные и иные характеристики предмета закупок, подтверждение профессиональной и технической компетенции участников и их соответствие квалификационным требованиям. Предварительные предложения должны быть поданы в срок, который не может составлять меньше 30 дней с момента публикации объявления. У заказчика есть право проводить переговоры с любым из участников, подавших предварительные предложения, на основе изучения которых он имеет право откорректировать свои требования и предложить их всем участникам, допущенным ко второму этапу. На втором этапе двухуровневых торгов отбор происходит по процедуре открытых торгов, где главным критерием остается цена предложения. Закупка у одного участника Данная процедура является исключительной, в соответствии с которой договор на закупку заключается с участником, который отвечает квалификационным критериям, после проведения с ним переговоров и без проведения конкурса либо торгов. Закупка у одного участника может проводиться при следующих условиях: – производится закупка произведений искусств, или при условии заключения договора с победителем архитектурного или творческого конкурса; – отсутствует конкуренция (в том числе и по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при этом должно быть отсутствие альтернатив; – возникновение срочной необходимости в товарах, работах или услугах, в том числе для оперативной срочной ликвидации последствий ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и неподконтрольных заказчику и которых невозможно было избежать; – заказчиком была дважды отменена процедура закупки в связи с отсутствием достаточного количества участников. При применении процедуры закупки у одного участника, заказчик должен: – в течение 3 рабочих дней после принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника опубликовать такую информацию в средствах массовой информации; – согласовать с Министерством экономического развития и торговли Украины (в случае ожидаемого превышения стоимости предмета закупок 100 тысяч гривен для товаров и услуг и 300 тысяч гривен для работ). Такое согласование министерством должно быть выдано в течение 15 рабочих дней (5 рабочих дней в случае срочности); – опубликовать на протяжении 15 рабочих дней с момента согласования Министерством решения заказчика о своем выборе; – заключить договор о закупке у одного участника не ранее чем через 14 дней после публикации о своем решении. ОСПАРИВАНИЕ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК Исходя из норм Закона, запрещается заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком работ и услуг до или без проведения установленных процедур закупок. В противном случае, заинтересованные лица могут оспорить проведение процедуры закупок в Антимонопольном комитете Украины (до заключения договора о закупке) либо в суде путем признания договора недействительным. Оспорить результаты процедур государственных закупок может любое лицо, права или законные интересы которого были нарушены вследствие решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречили законодательству. На практике таким заинтересованным лицом может быть любой участник процедуры или даже лицо, которое не было допущено к участию в процедурах, а также прокуратура, выступая в интересах государства. В случае признания заключенного договора о государственных закупках недействительным, в судебном порядке происходит двусторонняя реституция (возврат сторонами одна другой всего полученного по недействительной сделке), и как специальное последствие может быть применена конфискация (изъятие всего полученного сторонами и причитающегося с них в доход государства). Работать с государством выгодно, поскольку бюджетом предусматриваются средства на выполнение работ, закупку услуг, в том числе и строительных работ, а зачастую на определенные проекты средства выделяются целевым образом. Но в любом случае следует помнить о соблюдении законодательства о государственных закупках во избежание недоразумений и материальных потерь, а также административной и уголовной ответственности.