Столица требует тоннелей




фото: Ларс Нильсен

Как сообщил Владимир Жуков, глава корпорации «Киевавтодор», в 2003 году по заказу «Киевпроекта» его ведомство выполнило предпроектные разработки строительства автодорожных тоннелей, в которые было включено градостроительное обоснование сооружения шести новых объектов транспортной инфраструктуры.
Исходя из проведенных исследований по автотранспортным потокам столицы, «Киевавтодор» определил зоны, где существующая на сегодняшний день наземная автодорожная сеть с учетом эстакад, развязок и стыковок ключевых магистралей, не справляется с нагрузками, а потому требует первоочередного внимания. Специалисты корпорации также предметно проработали проблемные зоны стыковок крупных автомагистралей столицы (в том числе, с учетом нынешнего движения транзитного транспорта через Киев, главным образом – центральную его часть), пропускную способность которых необходимо срочно увеличивать. В итоге «Киевавтодором» были представлены следующие предпроектные разработки по развитию тоннельной транспортной инфраструктуры:
– Строительство тоннельного перехода, ориентировочно, от места пересечения улиц Черновола и Сечевых стрельцов (Артема) до подъездной инфраструктуры будущего Подольского мостового перехода (для снятия транзитной транспортной нагрузки с ул. Глубочицкой, а также ул. Верхний и Нижний вал). Протяженность тоннеля составит 6,2 километра, общая сметная стоимость проекта оценивается в 620 миллионов EUR, сроки строительства – 68 месяцев (более пяти лет).
– Строительство тоннеля протяженностью 1,4 километра от улицы Богатырской (в зоне ее примыкания к Московскому проспекту около ст.м. «Петровка»), через Гавань, до улицы Набережно-Крещатицкой (в зоне примыкания к ней улиц Туровской и Почайнинской). Общая сметная стоимость проекта оценивается в 128,8 миллиона EUR, сроки строительства – 19 месяцев (более полутора лет).
– Строительство тоннеля протяженностью 7 километров от места выхода на Правый берег Моста метро (ст.м. «Днепр»), до площади Победы. Общая сметная стоимость проекта составляет 350 миллионов EUR, сроки строительства – 38 месяцев (более трех лет).
– Строительство тоннеля протяженностью 2,2 километра от площади Победы до улицы Бассейной. Общая сметная стоимость строительства оценивается в 193,6 миллиона EUR, срок реализации проекта – 14 месяцев (немногим более года).
– Строительство тоннеля протяженностью 6,2 километра от улицы Борщаговской (в районе примыкания ее к Воздухофлотскому проспекту и проспекту Победы) до улицы Саперно-Слободской в районе проспекта Науки. Общая сметная стоимость строительства оценивается в 620 миллионов EUR, сроки строительства – 67 месяцев (более пяти лет).
Также возможно обсуждение на более далекую перспективу еще двух проектов тоннелей – в северной части Киева (от проспекта Героев Сталинграда на Оболони до ул. Бальзака на Троещине, для продолжения строительства Большой окружной дороги на Левом берегу Днепра) и в южной части столицы (от места примыкания Большой окружной дороги к Столичному шоссе, на Левый берег).
По мнению специалистов корпорации «Киевавтодор» и городского управления ГАИ, в первую очередь должны быть построены тоннельные переходы от площади Победы до улицы Бассейной и от ст.м. «Днепр», что позволит снизить транзитные потоки через центр города почти на 80% и создать прямое сообщение по маршруту Чернигов-Житомир.
По предварительным расчетам специалистов, строительство тоннеля диаметром 14,2 метра при длине 2 километра обойдется в 100 тысяч EUR за погонный метр. При увеличении протяженности тоннеля до 7 километров его стоимость может сократиться до 50 тысяч EUR за погонный метр. Скорость строительства подземных объектов транспортной инфраструктуры может достигать около 200 метров в месяц. Как отметил Владимир Жуков, для реализации проектов строительства тоннелей в Киеве необходимо приобрести тоннелестроительный щит диаметром 14,2 метра. Он производится в Германии, Австрии, Франции, США, Канаде и Японии. При этом в строительстве предполагается использование железобетонных и металлических конструкций украинского производства.
По мнению Владимира Жукова, к строительству тоннельных переходов должны привлекаться средства из государственного бюджета, так как в мировой практике нет случаев строительства тоннелей на основе концессий, либо за счет частных инвесторов.
К слову, международные компании-операторы рынка строительства тоннелей уже проявляют значительную заинтересованность в участии в киевских проектах. Так, недавно столицу Украины для изучения ее рынка посетила делегация французской компании Bouygues Construction. Сейчас эта компания является одним из лидеров европейского тоннелестроения, в данный момент ведет работы по реализации 7-километрового тоннеля на скоростной магистрали Амстердам-Роттердам в Голландии. В активе компании – проекты трех 20-километровых тоннелей под проливом Ла-Манш между Францией и Великобританией (1988 год), строительство первой фазы тоннелей метрополитена Сиднея, Австралия (1997 год).
В начале апреля еще одна компания – Obermeyer, один из лидеров строительного рынка Германии, проведет в Киеве презентацию своих проектов тоннелей под рекой Даугава, Рига (Латвия) и тоннеля под гаванью города Росток (Германия).