Stockmann Group: «Украинский рынок встретил нас тотальной бюрократией»

Когда концерн Stockmann принял решение о выходе на украинский рынок и почему из трех брэндов, находящихся в его портфеле, для этих целей был выбран именно брэнд Seppala? Универмаг Stockmann в Тапиоле, Швеция фото: STOCKMANN GROUP Решение о развитии на украинском рынке было принято летом 2006 года. Используя сеть Seppala, мы хотели протестировать рыночную среду и определить, насколько концепция брэнда соответствует запросам украинского потребителя. Основываясь на результатах работы магазинов сети, мы планировали определиться с дальнейшей стратегией развития концерна в Украине. Решение вывести именно брэнд Seppala объясняется его успехом на российском рынке, во многом схожем с украинским. На момент планирования выхода в Украину, брэнд Lindex еще не являлся частью Stockmann (группа приобрела данную сеть магазинов только в 2007 году), следовательно, вопрос его презентации на новом рынке даже не обсуждался. В перспективе выход брэндов Lindex и Hоbby Hall на украинский рынок возможен, однако конкретных планов пока нет. Почему первый магазин компании в Украине был открыт в региональном центре, а не в столице? Универмаг Stockmann в Хельсинки, Финляндия фото: STOCKMANN GROUP Процесс поиска подходящего помещения для магазина на центральных улицах, таких как Крещатик, очень сложный и длительный. Поскольку вопрос с помещением в Харькове мы решили быстрее, арендовав площади в ТРЦ «Дафи» по ул. Героев Труда, 9, открытие первого магазина (в октябре 2008 года) пришлось именно на этот город. Отмечу, что сеть Seppala развивается преимущественно в структуре торговых центров, намного реже – в качестве отдельно стоящих магазинов. Магазин Seppala в Киеве открылся в марте 2009 года по ул. Крещатик, 19-а. Площадь магазинов составляет около 500 м2 каждый. В каких украинских городах планируется открытие магазинов Seppala в ближайшей перспективе? Помимо уже открытых магазинов в Харькове и Киеве, на данный момент мы пока не планируем расширяться. Какой уровень арендных ставок установлен на арендованные вашей компанией площади в Харькове и Киеве? Как Вы его оцениваете? Уровень арендных ставок в украинских торговых центрах, учитывая покупательную способность потребителей, необоснованно высокий. Он выше, чем в Европе и находится приблизительно на одном уровне с арендными ставками на торговые помещения в Москве. Тем не менее, таковы правила игры на украинском рынке, и желающие выложить требуемую сумму всегда найдутся. Возможно, кризис изменит подобную ситуацию. Насколько сегодня сложно подыскать соответствующее вашим требованиям торговое помещение в Украине? Магазин Seppala в Санкт-Петербурге, Россия фото: STOCKMANN GROUP На самом деле, не так уж просто, потому что рынок торговых помещений Украины крайне ненасыщен. Более того, он «заблокирован» некоторыми девелоперами. Конкуренция между девелоперами как таковая отсутствует, поэтому на рынке нет в достаточном количестве качественных торговых объектов. С какими проблемами столкнулась компания при выходе на украинский рынок? С тотальной бюрократией. Однако мы были готовы к такого рода проблемам. Имея за плечами 20-летний опыт работы в России, бюрократические процессы не стали для нас неожиданностью, хотя, конечно же, отняли много времени. Какие финансовые средства выступают источником для развития сетей концерна в мире и Украине в частности? Развитие сетей концерна Stockmann осуществляется за счет средств материнской компании, расположенной в Финляндии. Какой объем инвестиций понадобился для открытия магазинов в Харькове и Киеве? К сожалению, я не могу озвучивать конкретные цифры. ЮССИ КУУТСА фото: STOCKMANN GROUP Год рождения: 1964 Место рождения: Финляндия Образование: магистр экономических наук Занимаемая должность: директор по развитию концерна Stockmann Group, отдел международной деятельности Карьера: 1996-2000 годы – директор по развитию Stockmann в Москве; 2000-2005 годы – директор по международной деятельности концерна (Россия, страны Прибалтики), с 2006 – директор по развитию концерна Stockmann Group Семейное положение: женат, трое детей Хобби и увлечения: лыжи, рыбалка, международная политика. Удовлетворены ли Вы финансовыми показателями работы магазинов в Украине? Насколько уровень продаж оправдал Ваши ожидания? Складское помещение торгового направления Hobby Hall по продаже товаров по каталогам и через Интернет-магазин фото: STOCKMANN GROUP Результаты работы обоих магазинов соответствуют нашим ожиданиям. Однако кризис, так или иначе, повлиял на уровень продаж и сейчас он ниже запланированного. Называть цифры, снова-таки, я не могу. Какие-либо прогнозы на ближайший год сделать сложно. Уровень продаж будет зависеть от количества магазинов, но прогнозировать цифры по конкретным магазинам в конкретных странах, к сожалению, мы не можем, поскольку во многом зависим от покупательной способности населения. Кто курирует вопросы развития сети Seppala в Украине? Общее руководство развитием сети в Украине осуществляет головной офис Seppala в Финляндии. Какова стратегия развития сети в Украине – агрессивная (быстрое открытие новых магазинов) или планомерная (по мере наращивания оборотов)? Изначальный план предполагал активное развитие сети Seppala: мы рассчитывали открывать 10 новых магазинов ежегодно. Однако теперь нам необходимо понять, какой будет ситуация по окончанию кризиса и пересмотреть планы. В целом мы полагаем, что Украина станет важным европейским рынком и стратегической целью для крупнейших мировых ритейл-операторов, учитывая большую численность населения. Какие компании и брэнды Вы считаете своими конкурентами в Украине? Магазин Seppala по ул. Крещатик в Киеве стал вторым объектом сети группы Stockmann в Украине фото: STOCKMANN GROUP Среди наших конкурентов можно назвать Inditex Group, Argo Group (брэнды Vero Moda, Jack And Jones, Mango), Mexx и другие компании, развивающие брэнды в среднем ценовом сегменте. Как Вы оцениваете в целом ситуацию на рынке ритейла Украины? В Украине очень сложная бизнес-среда, но в то же время она имеет все перспективы для качественной трансформации. Хотелось бы не сталкиваться с бюрократическими проволочками, работать в более прозрачных условиях. Повлиял ли кризис на финансовые показатели деятельности концерна Stockmann в европейских странах? В каких странах влияние кризиса оказалось наиболее сильным? Да, кризис оказал влияние на финансовые результаты деятельности концерна Stockmann Group. Больше всего от последствий кризиса пострадали рынки стран Прибалтики, где в том числе функционируют наши магазины. Тем не менее, мы ожидаем определенной стабилизации на мировых рынках уже во второй половине 2009 года. На данный момент мы не планируем развитие в новых странах, хотя все же внимательно изучаем рынок государств Центральной Европы с целью возможного развития здесь брэнда Lindex. Stockmann Group Компания Stockmann была основана в 1862 году Георгом Францем Стокманном в Финляндии. В 1942 году акции компании были зарегистрированы на фондовой бирже Хельсинки. В 1985 году группа Stockmann приобрела компанию по продаже товаров из каталога по почте Oy Hobby Hall Ab, три года спустя – сеть магазинов Seppala по продаже одежды. Уже в 1989 году первые магазины корпорации Stockmann открылись в Москве (Россия). Сегодня в Москве насчитывается 4 торговых центра «Стокманн», трое из которых располагаются в моллах «МЕГА»: «МЕГА Теплый Стан» (общая площадь – 8300 м2), «МЕГА Химки» (9300 м2) и «МЕГА Белая Дача» (10 400 м2). Четвертый ТЦ «Стокманн» в Москве открылся в феврале 2009 года в торговом комплексе «Метропо-лис». В Санкт-Петербурге работает магазин модной одежды по Невскому проспекту, 25. На конец 2010 года запланировано открытие ТЦ «Стокманн Невский Центр» на Невском проспекте, 114. На протяжении 90-х годов компания развивает деятельность на территории стран Прибалтики. В 2000 году был запущен Hobby Hall Online, ставший одним из наиболее популярных онлайн-магазинов в Финляндии. Среди последних крупнейших приобретений компании стоит назвать покупку в 2007 году одной из ведущих сетей модной одежды в Северной Европе – шведской компании Lindex. На сегодняшний день акциями Stockmann владеют 40 000 акционеров. Штат Stockmann Group насчитывает 15 000 сотрудников. В 2008 году общий объем продаж компании составил 2,3 миллиарда евро. Компания состоит из четырех структурных подразделений: группа универсальных магазинов (Department Store Division), брэнды Lindex и Seppala, а также магазины Hobby Hall. На сегодняшний день сети магазинов Stockmann Group представлены в Финляндии, Швеции, Норвегии, России, Эстонии, Латвии, Литве, Чехии, Украине и Саудовской Аравии. Согласно финансовому отчету, совокупный объем продаж концерна в мае 2009 года составил 167,6 миллиона евро, что на 11,4% ниже, чем за аналогичный период 2008 года. Так, уровень продаж продукции брэнда Lindex снизился на 11,4%, Seppala – на 5,3%, Hobby Hall – на 6,3%. Учитывая низкий спрос на товары по каталогам и через Интернет-магазин, руководством концерна было принято решение временно прекратить деятельность магазинов Hobby Hall на рынках некоторых стран.