Стадионы к евро-2012: построить любой ценой


НСК «ОЛИМПИЙСКИЙ», КИЕВ


Ответственность за проведение финального матча Евро-2012 возложена на НСК «Олимпийский»
ПРОЕКТ: GMP VON GERKAN, MARG UND PARTNERS ARCHITECTS

Ответственность за проведение финального матча Евро-2012, возложенная на НСК «Олимпийский», по всей вероятности, только мешает скорейшему разрешению проблем, преследующих этот объект. Помимо вопросов локального характера – организации процесса проектирования, поиска подрядчиков, проведения «показательных выступлений» перед комиссией УЕФА и т.д. – существуют глобальные вопросы финансов и сроков, являющиеся ключевыми. Благо, теперь у государственных мужей появилась отговорка – дескать, причиной всех проблем является мировой финансовый кризис, пагубно влияющий на всех и вся в Украине. Однако, стоит все же признать, что именно политическая и экономическая нестабильность, бюрократические схемы и т.д. отпугивают потенциальных инвесторов, генподрядчиков, проджект-менеджеров от участия в украинских проектах.
Чтобы понять масштаб проблемы, необходимо сделать экскурс в историю реконструкции столичного НСК. Первым препятствием на пути реализации проекта стал ТРЦ «Троицкий», противоречивая информация о сносе которого появлялась неоднократно в СМИ. В октябре 2008 года работы по сносу наземной части ТРЦ были завершены.
15 апреля 2008 года тайванская компания Archаsia Design Group Ltd. была объявлена победителем тендера на реконструкцию НСК «Олимпийский» как автор лучшего, по мнению 21 из 24 членов жюри, проектного предложения. Однако министерство по делам семьи, молодежи и спорта Украины приостановило права компании Archasia Design Group Limited на проведение реконструкции НСК «Олимпийский». Это событие получило большой резонанс в СМИ. Со временем скандал утих, однако, общество так и не получило исчерпывающего ответа, какая же из сторон права, что, естественно, наводит на мысль о более глубоких причинах конфликта, замалчивание которых было кому-то выгодно.
Инициативу проектирования нового стадиона подхватила немецкая компания GMP Architekten von Gerkan, Marg und Partner, занявшая второе место в тендере по выбору проектной организации. 29 октября состоялось заседание градостроительного совета Киева, на котором был рассмотрен новый проект НСК «Олимпийский». (Подробно о проекте реконструкции НСК читайте в рубрике «Новые проекты», стр. 18).
Общая вместимость стадиона, по плану, составит около 72 000 зрителей. Немецкая GMP оценивает стоимость проектных работ по реконструкции НСК «Олимпийский» в $30 миллионов, а все затраты на реконструкцию – в $300 миллионов. Строительство планируется завершить летом 2011 года. Остается только надеяться, что за это время не произойдет никаких событий, которые могли бы свести к нулю весь проделанный объем работ.


СТАДИОН «МЕТАЛЛИСТ», ХАРЬКОВ


Стадион «Металлист» в Харькове станет не просто спортивным сооружением, а многофункциональным комплексом, включающим центр отдыха, торгово-офисный комплекс, концертную арену, конференц-зал
фото: DCH

Начало подготовки харьковского стадиона «Металлист» к Евро-2012 в соответствии с заявленными сроками помогло избежать сильного влияния финансового кризиса на график работ. Программа подготовки Харькова к Чемпионату реализуется опережающими план-график темпами, поэтому есть все основания полагать, что город перейдет из категории «резервного» в категорию «принимающего».
Центральное спортивное сооружение Харькова, ОСК «Металлист», является домашней ареной одноименной футбольной команды. Стадион расположен в районе улиц Плехановской, Храмова и переулка Власовского, вблизи трех станций метрополитена: «Метростроителей», «Спортивной» и «Площади Восстания». Рассказывает Александр Рогачевский, менеджер по подготовке к ЕВРО-2012 ФК «Металлист»: «Реконструкция происходит за счет финансирования из областного, городского и государственного бюджетов, а также за счет частных средств группы DCH. Бюджет проекта, согласно ТЭО, составляет 403 миллиона гривен, плюс инвестиции группы DCH в размере $20 миллионов».


Днепропетровский стадион «Днепр» стал первым стадионом-новостроем к Евро-2012
фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ФК «ДНЕПР»

Концепция стадиона разработана консалтинговой компанией Strategy 4sight. Строительные работы ведет предприятие «Стальконструкция», являющееся партнером КП ОСК «Металлист».
«Металлист» будет соответствовать всем требованиям, установленным УЕФА. Его общая вместимость составит 41 955 зрительских места, из которых 100 оборудованы специально для людей с ограниченными физическими возможностями. Вячеслав Шевченко, генеральный директор стадиона, заверил, что «ОСК «Металлист» займет третье по вместительности и комфортности место в стране и войдет в разряд элит-стадионов.
«Металлист» станет не просто спортивным сооружением, а многофункциональным комплексом, включающим центр отдыха, торгово-офисный комплекс, концертную арену, конференц-зал. В прилегающей зоне планируется создать 208 точек питания и 4 медпункта в помещениях под трибунами. Это будет спортивный комплекс областного масштаба, где разместятся секции бокса, борьбы, легкой атлетики, гимнастики.
100% зрительских мест расположатся под крышей из поликарбоната, вес которой составит более 3000 тонн. Сам стадион задуман как цельная чаша, для чего соединены южная и западная трибуны. Согласно концепции реконструкции, под южной трибуной разместится торгово-развлекательный комплекс общей площадью около 4500 м2 с кафе, ресторанами, спортивными магазинами и букмекерской конторой. На западной трибуне запроектированы VIP-ложи, комментаторские, теле- и фотостудии, зал для пресс-конференций, помещения для судей; под северной – административно-офисные помещения площадью порядка 2000 м2, а также залы для занятий различными видами спорта. Восточная трибуна будет поднята, расширена и накрыта козырьком. Планируется ремонт системы гидроизоляции. Пространство под трибуной отведено для спортивно-развлекательного комплекса, где предусмотрен фитнес-центр площадью 1500 м2 и фуд-корт (500 м2).


К моменту открытия стадиона «Донбасс Арена», летом 2009 года, в Донецке будет создана новая транспортная инфраструктура, максимально облегчающая болельщикам дорогу к нему
фото: ПРЕСС-СЛУЖБА СК «ДОНБАСС АРЕНА»

Вопрос паркинга находится на стадии решения. Парковки для западной и северной трибун планируется обустроить непосредственно на территории стадиона, для южной и восточной – за ее пределами, по ул. Храмовой и Плехановской. Правда, вопрос выделения для них земельных участков еще не согласован с городскими властями.
С северной стороны к стадиону примыкают поля футбольной академии, где во время матчей Евро-2012 будет находиться так называемая hospitality area. С южной стороны расположится комплекс «Металлист-сити». Дата введения объекта в эксплуатацию – декабрь 2009 года. Изначально открытие планировалось в июне 2010 года.
После завершения Чемпионата стадион будет использоваться для проведения футбольных матчей и соревнований по легкой атлетике.


СТАДИОН «ДНЕПР», ДНЕПРОПЕТРОВСК
В Днепропетровске к строительству стадиона подошли со всей ответственностью. «Днепр» стал первым стадионом-новостроем к Евро-2012. Его сооружение началось в 2005 году – задолго до «распределения ролей» в подготовке к Евро-2012.
Стадион «Днепр», построенный на месте бывшего «Металлурга», расположен в самом центре Днепропетровска, в переулке Пионерском, 12. Генеральным заказчиком строительства выступил футбольный клуб «Днепр», профинансировал объект бизнесмен Игорь Коломойский, владелец клуба. Общий объем инвестиций в реализацию проекта составил 45 миллионов евро. Генеральным подрядчиком выступила немецкая компания Hochtief, генеральным проектировщиком – проектно-техническое архитектурное бюро «Ю. Серегин».
8 сентября 2008 года государственная комиссия подписала акт приемки стадиона «Днепр», который уже используется для проведения матчей. Однако стадион еще не получил аккредитацию УЕФА, поскольку многие требования остаются до конца не выполненными. Для полного соответствия установленным стандартам не хватает зрительских мест с хорошим обзором. Эту проблему решат при помощи замены зрительских кресел верхних рядов более узкими, что обеспечит хорошую обзорность бульшему числу болельщиков. Полная вместимость стадиона «Днепр» составляет 34 000 мест, из них 31 003 – места для зрителей.
VIP-зона и президентская ложа расположены в так называемой «теплой» зоне и рассчитаны на 293 места. Количество мест бизнес-класса составляет 550, для прессы отведено 219 мест в отдельной ложе. Стадион имеет помещения для спонсоров, закрытые кабины для проведения теле- и радиорепортажей, оснащен раздевалкой, врачебным кабинетом, пунктом допинг-контроля, тренажерным залом, бассейном, массажным кабинетом. Особенностью арены станут два огромных экрана площадью 60 м2 каждый.


СТАДИОН «ДОНБАСС АРЕНА», ДОНЕЦК
Строительство стадиона в Донецке является примером рационального распределения времени, ресурсов и использования новейших технологий. Донецк сразу принял факт проведения Евро-2012 как стратегическую цель городского масштаба. Влияния мирового кризиса, политических и экономических колебаний удалось избежать благодаря грамотному менеджменту и всестороннему контролю за всеми этапами строительства.
Спортивный комплекс «Донбасс Арена», без преувеличения, – одно из чудес Донецка и всей Украины. Этот стадион, соответствующий категории «пять звезд», рассчитан на 50 000 зрительских мест и располагается в Парке им. Ленинского Комсомола, в самом центре города. «Инспекторы УЕФА были удивлены конструкцией чаши стадиона. Согласно стандартам УЕФА по безопасности, чаша должна быть разделена на 4 условные зоны, отделенные друг от друга сетками, ограничивающими перемещение болельщиков. На донецком стадионе эта система еще более усовершенствована: здесь будут установлены только две вертикальные сетки – в секторах фанатов команды-гостей и болельщиков «Шахтера». На остальной территории зоны будут отсечены горизонтальными «разделительными полосами», – отмечает Александр Атаманенко, директор по эксплуатации стадиона.
Заказчиком проекта выступает ФК «Шахтер». Для контроля выполнения работ (касательно качества и своевременной реализации) по распоряжению бизнесмена Рината Ахметова, собственника футбольного клуба, специально создана компания «Стадион Шахтер», представляющая интересы инвестора, «Систем Кэпитал Менеджмент» («СКМ»). Общий объем инвестиций в реализацию проекта – $250 миллионов, еще $30 миллионов выделено на создание парка вокруг стадиона.
Общая площадь строительной площадки (включая районы мобилизации), по словам Александра Атаманенко, составила 254 907 м2; площадь участка, где будет расположен стадион, включая футбольное поле, – 46 780 м2.
Проект разработан компанией ArupSport (Великобритания). Генеральным подрядчиком строительных работ выступает турецкая компания ENKA Construction & Industry Co., Inc.
С момента старта строительных работ проект претерпел массу изменений. Александр Атаманенко комментирует: «По сравнению с первоначальным проектом мы существенно обновили наполнение арены по IT-инфраструктуре. Технологии очень быстро меняются, мы хотим идти в ногу со временем. Можно смело утверждать, что донецкий стадион уже сейчас устанавливает стандарты будущего. Арена не просто соответствует требованиям УЕФА к стадионам класса «элит» и объектам, принимающим Евро-2012, но и по многим параметрам превосходит эти стандарты. Например, создание комфортной температуры на трибунах отнюдь не является обязательным требованием, тем не менее «Донбасс Арена» работает над проектом инфракрасного обогрева чаши стадиона, который позволит создать дополнительные удобства для зрителей в холодное время года».
К моменту открытия стадиона, летом 2009 года, в Донецке будет создана новая транспортная инфраструктура, максимально облегчающая болельщикам дорогу к нему.
Как утверждает Александр Атаманенко, вокруг «Донбасс Арены» планируется разбить один из лучших парков Европы. Проект, разработанный немецкой компанией Fagus, предусматривает огромное количество флоры в оранжево-красных тонах.
Вокруг стадиона построят несколько паркингов, рассчитанных в общей сложности на 1000 машиномест, из которых около 400 разместится в подземной части.
Позаботились проектанты и о функциональном назначении стадиона после завершения матчей Евро-2012. Рассказывает Александр Атаманенко: «Наш стадион мультифункционален. В здании «Донбасс Арены» разместятся три ресторана, лаунж-бар, фан-кафе, десятки фаст-фудов, торговых точек, фитнес-центр, корпоративные ложи и пункты первой медицинской помощи, а также фан-кафе, музей и фирменный магазин ФК «Шахтер». В неигровые дни здесь будут проходить экскурсии, а в ложах стадиона можно будет проводить корпоративные мероприятия (собрания, презентации, пресс-конференции, в том числе международные, бизнес-приемы). Помимо футбольных матчей, на стадионе будут проходить концерты и шоу. Оснащение арены и уникальная акустическая система позволяют принимать здесь не только отечественных артистов, но и зарубежных «звезд». Но, самое главное, «Донбасс Арена» – это домашний стадион команды «Шахтер». Более того, сейчас рассматривается вариант проведения на нем финалов Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. Для нашей арены это высокий показатель».


СТАДИОН «ЧЕРНОМОРЕЦ», ОДЕССА


К концу 2010 года ЗАО ФК «Черноморец» планирует построить в Одессе новый стадион класса «элит», который позволит принимать финальные матчи важнейших соревнований
ПРОЕКТ: ПРЕСС-СЛУЖБА ФК «ЧЕРНОМОРЕЦ»

Одесский стадион стал одной из жертв финансового кризиса. Из-за проблем с выделением кредитной линии известными международными финансовыми организациями график его строительства может быть существенно откорректирован.
Несмотря на то, что Одесса является резервным городом для проведения матчей Евро-2012, она делает все, чтобы изменить свой статус. В частности, уже в августе 2007 года градостроительный совет при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского горсовета утвердил концепцию реконструкции стадиона «Черноморец», расположенного на территории Центрального парка культуры и отдыха им. Тараса Шевченко.
К концу 2010 года ЗАО ФК «Черноморец» планирует построить уникальное для Одессы сооружение. Новый стадион будет относиться к классу «элит», что позволит ему принимать финальные матчи важнейших соревнований.
Собственником и инвестором выступает ФК «Черноморец». Разработкой проекта и реконструкцией стадиона занимается немецкая фирма Hochtief. Генеральный подрядчик по строительству нового объекта – ООО «Строительная фирма».
Рассказывает Олег Марус, и.о. президента ФК «Черноморец»: «Общий объем инвестиций, необходимый для сооружения новой футбольной арены, составляет 100 миллионов евро. Кроме того, 25 миллионов евро ЗАО ФК «Черноморец» планирует потратить на реконструкцию уже существующих учебно-тренировочных баз «Отрада» и «Люстдорф», а также на строительство новой детской футбольной академии по ул. Архитекторской, 16».
Общее число зрительских мест на стадионе составит 34 858, 102 из них – для людей с ограниченными физическими возможностями. Предусмотрены помещения для прессы на 800 мест, 5 медпунктов. Поражает количество бизнес- и VIP-мест, составляющее 3966 и 192 соответственно. Реконструкция стадиона будет проводиться в несколько этапов, не мешая официальным матчам. Первый этап включает разборку старых трибун, второй – проведение инженерно-геологических изысканий, которые позволят определить тип грунта на территории устройства новых опор.
Трибуны расположатся в два яруса и будут накрыты крышей из полимера, поле же останется открытым для солнечных лучей.
Арена будет оборудована системой подогрева поля, освещением (планируется заменить светодиодное табло и осветительное оборудование), помещениями для журналистов, телекамерами, медпунктами. Кроме того, на территории стадиона разместятся раздевалки, массажный кабинет, спортзал, кабинет для допинг-контроля. Особое внимание уделяется системе безопасности: пути эвакуации, предусмотренные проектом, отвечают всем требованиям УЕФА.
В рамках проекта планируется строительство подземного паркинга на 5000 машиномест, а также 300-400 машиномест возле стадиона, спортивно-развлекательного комплекса, фитнес-зала, бассейнов, ресторанов и магазинов, а также 12-этажной гостиницы на 250 человек со спортивными залами и бытовыми помещениями. По завершении Евро-2012 стадион будет использоваться для проведения матчей сборной команды Украины, матчей за Суперкубок, концертов и других социальных мероприятий.


    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    

Основные данные по проектам стадионов Украины к Евро-2012
Название объектаГородКоличество местГенеральный подрядчикОбщий объем инвестицийДата ввода в эксплуатацию
НСК «Олимпийский»Киев72 000GMP Architekten von Gerkan, Marg und Partner (Германия)$300 миллионовЛето – осень 2010 года
Стадион «Металлист»Харьков41 955ООО «Стальконструкция»403 миллиона гривен плюс инвестиции группы DCH – $20 миллионовДекабрь 2009 года
Стадион «Днепр»Днепропетровск34 000Hochtief (Германия)45 миллионов евроСентябрь 2008 года
Cтадион «Донбасс Арена»Донецк50 000ENKA Construction & Industry Co., Inc. (Турция)$250 миллионовИюнь 2009 года
Cтадион «Черноморец»Одесса34 858ФК «Черноморец»100 миллиона евроКонец 2010 года
Cтадион (рабочее название – «Лемберг»)Львов33 400ОАО «Проектно-строительное предприятие «Азовинтекс»609 миллионов гривенИюль 2010 года



СТАДИОН «ЛЕМБЕРГ», ЛЬВОВ


Проект стадиона «Лемберг» во Львове
ПРОЕКТ: ПРЕСС-СЛУЖБА ДЕПАРТАМЕНТА ЕВРО-2012, ЛЬВОВ

Наиболее сложная ситуация со строительством стадиона сложилась во Львове. Работы до сих пор не начаты, поэтому город до недавнего времени имел все шансы стать первым, кого исключат из списка претендентов на проведение матчей Чемпионата Европы по футболу в 2012 году.
Более того, дальше Львову все сложнее будет найти необходимый объем инвестиций для строительства стадиона. Единственным положительным моментом является тот факт, что проект утвержден, генеральные планы территории и транспортных потоков, а также документы на участок согласованы.
Изначально тендер на строительство стадиона выиграла австрийская компания Alpine Bau GmbH. Однако позже муниципальные власти Львова отказались подписывать соглашение на генподряд, поскольку австрийцы увеличили смету работ на 35-40 миллионов евро.
В начале октября Alpine Bau GmbH не подписала договор генподряда, мотивируя свои действия тем, что стадион невозможно построить за 85 миллионов евро, о которых шла речь ранее. По данным Василия Трача, депутата Львовского горсовета и руководителя фракции «Наша Украина» в горсовете, вместо оговоренных 85 миллионов Alpine Bau GmbH запросила 120.
Заказчиком проекта строительства и собственником стадиона выступает Львовский городской совет, проектировщиком является «Конструкторское бюро Альберта Виммера» (Albert Wimmer ZT GmbH, Вена, Австрия). Адаптацию проекта к украинскому законодательству проводит архитектурное бюро «Арника» (Украина). Общее руководство осуществляет Вольфганг Вейтгассер, координировавший проекты строительства стадионов к Евро-2008 в Австрии.
Тем не менее, львовяне оптимистичны в своих прогнозах касательно реализации объекта и уже придумали ему название. По словам Ярослава Грисьо, председателя Федерации футбола Львовской области, рассматривается лишь один вариант названия будущего стадиона – «Лемберг» (LEMBERG – немецкое название Львова).
23 октября 2008 года постановлением Львовского городского совета была создана конкурсная комиссия, утвердившая 5 ноября 2008 года условия тендерного конкурса на определение инвестора и генподрядчика для строительства стадиона. Победителем конкурса стало «Проектно-строительное предприятие «Азовинтекс».
Cтадион будет расположен в районе улицы Стрыйской и Кольцевой дороги. Новый проект рассчитан на 33 400 мест, 300 из которых – для VIP-гостей. «Стадион будет отвечать всем функциональным требованиям УЕФА, в том числе и предъявляемым к телекоммуникациям, системам освещения, звука, безопасности. 6000 м2 около стадиона выделено для парковки автомобилей теле- и радиокомпаний, 1593 парковочных места предусмотрено для обслуживающего персонала и VIP-гостей. Рядом со стадионом планируется строительство гостиницы, выставочного, торгового и офисного центров, а также других объектов социального направления», – сообщило Управление информацией и промоушена Департамента Евро-2012 Львовского городского совета.
Андрей Садовый, мэр Львова, утверждает, что последние препятствия на пути строительства уже ликвидированы, процесс реализации проекта начат, что позволит выдержать сроки, задекларированные УЕФА. Строительство стадиона будет вестись за бюджетные средства. Как только Львовский городской совет найдет инвестора, который изъявит желание финансировать этот проект, соглашение с генподрядчиком будет перезаключено. Однако, пока такого инвестора нет, гарантом строительства выступают городские власти.


УКРАИНА VS ПОЛЬША
Хозяевам спортивных арен предстоит проделать значительный объем работ, чтобы в определенные сроки и под контролем УЕФА подготовить свои детища к Евро-2012.
Скрытой угрозой для проведения Чемпионата в Украине является неопределенная ситуация со строительством столичного НСК «Олимпийский». Кажется, все острые вопросы касательно строительства нового стадиона решены, однако не стоит забывать, что Киев находится в эпицентре политических событий, что может иметь непредсказуемые последствия для проекта. К сожалению, даже ради достижения желанной для всей страны цели – проведения Евро-2012 – столичные власти не способны продемонстрировать эффективную работу.
Большие опасения вызывает проект стадиона во Львове, который уже сегодня «не вписывается» в установленные сроки сдачи объектов к Евро-2012. Затягивание сроков начала строительства привело к серьезным последствиям – мировой кризис ликвидности значительно уменьшил шансы городов на получение финансовой поддержки со стороны зарубежных инвесторов.
Наилучшие результаты в подготовке спортивных арен демонстрируют Днепропетровск, Донецк и Харьков. И не удивительно, ведь решением насущных вопросов в регионах занимаются не государственные власти, а лица, известные всей стране.
Стоит отметить, что процесс подготовки к Евро-2012 в Польше не намного опережает темпы строительства в Украине. Реконструируются стадионы в Познани, Кракове и Хожуве. Еще три стадиона – в Варшаве, Гданске и Вроцлаве – строятся «с нуля». Ситуация со строительством варшавского стадиона обстоит еще более сложно, чем сооружение НСК «Олимпийский» в Киеве: в столице Польши только начали принимать заявки компаний на участие в тендере по строительству нового объекта. Победителя тендера планируют объявить в конце марта – начале апреля 2009 года.
Польша также ощутила влияние мирового финансового кризиса и вынуждена организовать основную часть финансирования за счет местных и государственного бюджетов. Несмотря на отсутствие опыта по созданию проектов спортивной инфраструктуры, соответствующих стандартам УЕФА, подготовка в стране носит централизованный характер, поэтому практических результатов, скорее всего, долго ожидать не придется.