Александр Ярош, директор компании «КЖБК»Фото: SPORT LIFEАлександр Ярош: Последний год взаимоотношений с «Планетой Фитнес» был особо тяжелым. Эта компания, как арендатор, нарушала свои обязанности, в частности, просрочивала платежи по арендным и коммунальным счетам. Кроме того, арендаторы эксплуатировали помещение с нарушениями – своевременно не проводили плановые ремонтные и профилактические работы, что привело к возникновению некоторых неполадок. Благо, на данном этапе нам удалось их ликвидировать. Были также проблемы с уборкой помещения и прилегающей территории. Одним словом, компания «подъубила» помещение. Нам известно, что у клиентов бывшего клуба было много жалоб на этот счет.«ВСЕХ КЛИЕНТОВ «ПЛАНЕТЫ ФИТНЕС» С ДНЕПРОВСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ МЫ ЗАБРАЛИ В SPORT LIFE»Дмитрий, почему «Планета Фитнес» накануне закрытия продолжала продавать абонементы?Дмитрий Екимов: Думаю, этот вопрос не ко мне. Но всех клиентов «Планеты Фитнес» с Днепровской набережной, а их около 1,5 тысячи человек, мы забрали в Sport Life.Переоформление абонементов длилось в течение двух недель, и все желающие смогли переоформить свои карты.Клиенты доплачивали за переоформление?Дмитрий Екимов: Нет. Все расходы, которые связаны с этими абонементами, мы с арендодателем взяли на себя. Речь идет об одном миллионе долларов.Вы не боитесь, что со Sport Life поступят точно так же, как с «Планетой Фитнес», и в один прекрасный момент договор аренды будет расторгнут в одностороннем порядке?Дмитрий Екимов: Во-первых, договор с «Планетой Фитнес» был расторгнут не в одностороннем порядке, а по обоюдному согласию. Фитнес-клуб был закрыт 1 октября 2012 года. Во-вторых, Sport Life – очень дисциплинированный арендатор. Мы управляем 21 фитнес-клубом в Украине, из которых 11 находятся в Киеве. Более того, за все время существования сети еще ни разу не возникла ситуация, когда мы не смогли бы оплатить аренду.Но ведь на рынке могут возникнуть затруднения. Это сейчас рынок фитнес-индустрии растет, но когда-нибудь наступит профицит клубов. Например, у Sport Life уже есть десять клубов в Киеве и в перспективе одного года анонсировано открытие еще порядка десяти.Дмитрий Екимов, основатель ГК Sport LifeФото: SPORT LIFEДмитрий Екимов: С точки зрения рынка, Вы не совсем правы. Рынок Украины не насыщен и находится еще в самом начале своего развития. Если в Америке спортивные залы посещают 12% населения, то в Украине – только 2%, но при этом количество украинцев, которые желают приобрести клубные карты, постоянно увеличивается. Изначально мы посчитали, что для Киева необходимо 22 фитнес-клуба. Сегодня у нас остался открытым вопрос только по трем точкам – Лукьяновке, району станции метро «Левобережная» и проспекту Победы.Но если рынок не насыщен, то почему закрываются сетевые и несетевые клубы?Дмитрий Екимов: Здесь уже вопрос ведения бизнеса. Что касается одиночных игроков фитнес-индустрии, то ситуация у них не очень хорошая: от них уходят клиенты, соответственно, приходится корректировать ценовую политику в сторону удешевления услуг. Боюсь, будущее их далеко не самое радужное. Одиночные тренажерные залы и «качалки» будут продолжать закрываться и дальше. Сетям проще, у них идет оптимизация расходов за счет оборотов. Для фитнес-индустрии единственным вариантом успешного бизнеса можно считать сеть из минимум десяти больших клубов, которые присутствуют как в столице, так и в регионах. Но, чтобы сеть работала, необходимо выстроить работающую бизнес-модель, правильно «сделать» клуб и наладить его работу. Например, все договоры аренды Sport Life заключены на срок минимум 15 лет. Мы не строим недвижимость самостоятельно, так как такие проекты в кризис обычно замораживаются. Также мы не привлекаем кредитов — сеть развивается исключительно за счет собственных средств, в том числе всей операционной прибыли, которая реинвестируется в рост. Таким образом, мы не видим никаких катастроф в будущем и чувствуем себя защищенными от кризиса.Что, по Вашему мнению, означает правильно сделанный фитнес-клуб?Дмитрий Екимов: Объясню на примере: клуб «Планета Фитнес» на Княжем Затоне был сделан неправильно. Там было мало оборудования, шкафчиков в раздевалках, отсутствовал паркинг. Поймите, 1,5 тысячи клиентов для клуба площадью 3,5 тысячи м2 – это значит, что клуб работал с отрицательной рентабельностью.Цена за абонемент прямопропорциональна количеству людей, которые его купили. Для того, чтобы вывести работу клуба на прибыль на каждый квадратный метр должно приходиться от 1-1,5 человека. Следовательно, если площадь клуба 3000 м2, значит, в нем может заниматься от 3 тысяч до 4,7 тысячи человек. При такой загрузке клуба можно продавать абонементы по $500-600 в год. На самом деле можно построить фитнес-клуб и для одного человека, но только абонемент будет стоить $100 тысяч за год.«ДЛЯ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ ЕДИНСТВЕННЫМ ВАРИАНТОМ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА МОЖНО СЧИТАТЬ СЕТЬ ИЗ МИНИМУМ ДЕСЯТИ БОЛЬШИХ КЛУБОВ, КОТОРЫЕ ПРИСУТСТВУЮТ КАК В СТОЛИЦЕ, ТАК И В РЕГИОНАХ»Хорошо, но почему в таком случае Вы решили принять 1,5 тысячи людей даром? Ведь они купили абонементы не в Sport Life.Дмитрий Екимов: В принятии на себя обязательств в размере одного миллиона долларов, даже напополам с арендодателем - никакой радости нет. Но мы слишком много проинвестировали в фитнес-индустрию, чтобы позволять другим игрокам портить ее репутацию. Если кто-то подорвал доверие клиентов к фитнес-индустрии, то страдают все игроки. Поэтому нам лучше потратиться сегодня, и два года не получать прибыль с клуба на Княжем Затоне, но сохранить доверие к индустрии в целом.