Социальные медиа: на службе у ритейла

Социальные медиа используются ритейлерами как маркетинговый инструмент, с помощью которого можно влиять на покупательское решение и подтолкнуть потребителя к покупке ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: IS В ходе исследования, проведенного ритейл-аналитиком Лизой Байфилд-Грин (Lisa Byfield-Green) для компании Planet Retail, были определены роль социальных медиа в опыте покупателей, их влияние на принятие решений о покупке, о способах покупки, др. Была проанализирована также степень вовлеченности ритейлеров в Интернет-маркетинг посредством социальных медиа. В целом, в ходе исследования были опрошены 15 000 потребителей в 10 странах мира. Результаты исследования показали, что социальные медиа объединяют контент и коммерцию, играя ключевую роль при принятии клиентом решений о покупке. Ведущие ритейл-операторы стараются достичь широкого присутствия в онлайн-пространстве, используя при этом максимальное количество социальных медиа. Это помогает им получать наиболее актуальный фидбэк от потребителей, желания и предпочтения которых являются важным фактором в принятии решений об улучшении и корректировке политики бренда. С другой стороны, социальные медиа используются ритейлерами как эффективный маркетинговый инструмент, с помощью которого можно влиять на покупательское решение и подтолкнуть потребителя к покупке. Согласно данным исследования, пользуясь социальными медиа, 38% потребителей заинтересовались определенным продуктом, а 22% перешли по ссылке на официальный сайт магазина. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ Социальные сети как главная составляющая социальных медиа имеют большое влияние на Интернет-пользователей во всем мире. В настоящий момент соцсети являются четвертой по популярности Интернет-активностью, уступая первые три позиции электронной почте, поиску информации и чтению новостей.
Влияние социальной сети Facebook на пользователей*
*Исследование компании Planet Retail охватывает 10 стран: Великобританию, США, Францию, Италию, Германию, Россию, Китай, Японию, Индию, Бразилию. Источник: Planet Retail Ежедневно 56% всех Интернет-пользователей мира посещают хотя бы одну социальную сеть. 81% россиян заходят в соцсеть минимум 2-3 раза в неделю, в США этот показатель достигает 73%, а в Германии – 63%. Доступ к социальным сетям упрощается благодаря существованию портативных гаджетов. Согласно исследованию, 73% покупателей могут зайти в соцсеть с помощью смартфона, а 62% – с помощью планшета. Сегодня ритейлеры охотно используют социальные сети как маркетинговый инструмент, ведь с их стороны было бы крайне легкомысленно обойти вниманием ресурсы, где контакт с потребителем является как нельзя более частым и непосредственным. Крупные ритейлеры пришли к выводу, что формирование доверия к бренду посредством Интернет-общения с клиентом ускоряет принятие потребителем решений о покупке, более того, стимулирует его приобретать больше и активнее. В настоящее время социальная сеть Facebook является наиболее популярной во всем мире среди разных возрастных групп: ежедневно вход на Facebook осуществляют 86% Интернет-пользователей – и это не могло остаться незамеченным в мире ритейла. Эксперты подсчитали, что из 86% зашедших в соцсеть 35% поставили «лайк» хотя бы одному бренду, а 19% решились на покупку благодаря размещенной информации. Ритейлеры активно используют «лайки» для продвижения своих товаров: они становятся видимыми для всех, кто находится в друзьях у поставившего «лайк». Таким образом, осуществляется процесс формирования доверия к бренду. К примеру, Интернет-магазин Amazon выделил в 2012 году $2,41 миллиарда на собственное продвижение в сети, что составило 3,9% объема его продаж. В рамках Интернет-маркетинга магазин ввел в декабре 2012 года сервис «Подарки для друзей и семьи», через который зарегистрированные пользователи социальной сети Facebook имели возможность поставить «лайк» понравившемуся товару на www.amazon.com. Таким образом, друзья пользователя по соцсети могли видеть, что из товаров ему нравится – это существенно упрощало процесс выбора подарков. Крупный международный ритейлер одежды Marks & Spencer в рамках стратегии развития создал подразделение, ответственное за продвижение в сетях. В 2012 году количество подписчиков M&S в сети Facebook выросло на 129%, а количество подписчиков в Twitter – на 250%.
Влияние сервиса YouTube и сетей Google+ и LinkedIn на пользователей*
*Исследование компании Planet Retail охватывает 10 стран: Великобританию, США, Францию, Италию, Германию, Россию, Китай, Японию, Индию, Бразилию. Источник: Planet Retail
ДРУГИЕ МЕДИА-КАНАЛЫ Помимо Facebook, ритейлеры все активнее осваивают другие социальные сети и медиа-каналы. Учитывая, что 57% Интернет-пользователей используют медиа-ресурс YouTube, эффективным с маркетинговой точки зрения является размещение на нем информации и видео-роликов о продукте. Подобными качественными ресурсами также являются набирающие популярность Google+ (37% посещений) и LinkedIn (20% посещений). На принятие решения покупателем в пользу того или иного продукта влияют также отзывы и комментарии других покупателей. 70% охотно читают комментарии других потребителей, причем лишь 34% готовы высказать свое мнение о покупке в Интернете. В связи с этим, ритейлеры дают потребителям возможность публично высказать свое мнение о продукте, даже несмотря на то, что отзывы могут содержать как позитивные, так и негативные комментарии.