Юрген Фрюшютц, издатель «Commercial Property»Дорогие читатели!Второй весенний месяц, апрель, прошел в уже привычных, кризисных буднях: товарообороты ритейлеров падают, магазины в торговых центрах продолжают закрываться, владельцы ТЦ «в поте лица» пытаются удержать арендаторов, арендные ставки и стоимость недвижимости продолжают снижаться, банковское кредитование девелоперской деятельности не возобновилось, девелоперы ищут пути реструктуризации огромных долгов, а кредиторы – пути получения своих денежных средств. Несмотря на довольно длинный и достаточно пессимистичный список проблем девелоперов, они, по крайней мере, уже никого не приводят в ужас и ступор. Этот список, продемонстрированный ровно год назад в виде прогноза обыденной рыночной ситуации весны 2009 года, боюсь, вызвал бы только усмешку или даже негодование представителей украинского рынка недвижимости.Однако сегодня все вышеперечисленные проблемы, о которых речь идет в статьях наших журналистов и экспертов рынка в апрельском выпуске «СР», уже стали достаточно привычными. В этом и заключается огромный плюс нового периода на украинском рынке недвижимости, который условно можно назвать «рынок осознал и свыкся с мыслью о кризисе». А значит, вместо панических настроений и поспешных решений игроки рынка начинают взвешенно и спокойно подходить к перестановкам в своем бизнесе, приспосабливаясь к экономическому миру, который полностью изменился. Конечно, грустным остается тот факт, на который указал Гай Ламберт, директор, руководитель отдела агентских услуг компании DTZ в Украине, в своем интервью «СР»: к сожалению, на украинском рынке все еще есть игроки, которые до сих пор отрицают сам факт кризиса. Такая запоздалая реакция может привести к чрезвычайно плохим, необратимым последствиям, если только, конечно, факт кризиса отдельными девелоперами не воспринимается по причине достаточно высокого собственного благополучия и наличия денежных средств в неограниченных объемах. Однако даже в последнем случае осознание кризиса необходимо хотя бы для того, чтобы воспользоваться новыми, ранее не доступными возможностями, которые сейчас открываются на депрессивном рынке!В любом случае весенний период, без сомнения, внес определенное оживление как в бизнес-среду, так и в настроения потребителей. Стоит лишь надеяться, что данный позитив принесет свои положительные плоды в период обычного расцвета бизнес-активности – осенью. Изменится ли в лучшую сторону к этому периоду хотя бы немного экономическая ситуация как в мире, так и в Украине, вряд ли кто-то сегодня отважится спрогнозировать.Юрген Фрюшютц, издатель «Commercial Property»