Слово издателя

Юрген Фрюшютц,
издатель «Commercial Property»
Дорогие читатели! Второй весенний месяц, апрель, прошел в уже привычных, кризисных буднях: товарообороты ритейлеров падают, магазины в торговых центрах продолжают закрываться, владельцы ТЦ «в поте лица» пытаются удержать арендаторов, арендные ставки и стоимость недвижимости продолжают снижаться, банковское кредитование девелоперской деятельности не возобновилось, девелоперы ищут пути реструктуризации огромных долгов, а кредиторы – пути получения своих денежных средств. Несмотря на довольно длинный и достаточно пессимистичный список проблем девелоперов, они, по крайней мере, уже никого не приводят в ужас и ступор. Этот список, продемонстрированный ровно год назад в виде прогноза обыденной рыночной ситуации весны 2009 года, боюсь, вызвал бы только усмешку или даже негодование представителей украинского рынка недвижимости. Однако сегодня все вышеперечисленные проблемы, о которых речь идет в статьях наших журналистов и экспертов рынка в апрельском выпуске «СР», уже стали достаточно привычными. В этом и заключается огромный плюс нового периода на украинском рынке недвижимости, который условно можно назвать «рынок осознал и свыкся с мыслью о кризисе». А значит, вместо панических настроений и поспешных решений игроки рынка начинают взвешенно и спокойно подходить к перестановкам в своем бизнесе, приспосабливаясь к экономическому миру, который полностью изменился. Конечно, грустным остается тот факт, на который указал Гай Ламберт, директор, руководитель отдела агентских услуг компании DTZ в Украине, в своем интервью «СР»: к сожалению, на украинском рынке все еще есть игроки, которые до сих пор отрицают сам факт кризиса. Такая запоздалая реакция может привести к чрезвычайно плохим, необратимым последствиям, если только, конечно, факт кризиса отдельными девелоперами не воспринимается по причине достаточно высокого собственного благополучия и наличия денежных средств в неограниченных объемах. Однако даже в последнем случае осознание кризиса необходимо хотя бы для того, чтобы воспользоваться новыми, ранее не доступными возможностями, которые сейчас открываются на депрессивном рынке! В любом случае весенний период, без сомнения, внес определенное оживление как в бизнес-среду, так и в настроения потребителей. Стоит лишь надеяться, что данный позитив принесет свои положительные плоды в период обычного расцвета бизнес-активности – осенью. Изменится ли в лучшую сторону к этому периоду хотя бы немного экономическая ситуация как в мире, так и в Украине, вряд ли кто-то сегодня отважится спрогнозировать. Юрген Фрюшютц,
издатель «Commercial Property»