Сингапур: экономика без коррупции

Commercial Property №2 (126) февраль 2014

СЕГОДНЯ О СИНГАПУРЕ ГОВОРЯТ КАК О СТРАНЕ, КОТОРОЙ УДАЛОСЬ ВЫБИТЬСЯ ИЗ «ТРЕТЬЕГО» МИРА В РЯДЫ ПЕРЕДОВЫХ ЭКОНОМИК. СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ В ЕЕ ПРОГРЕССЕ СЫГРАЛА РЕШИТЕЛЬНАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРОЙ СТАЛО МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ СИНГАПУРА КАК ОДНОЙ ИЗ НАИМЕНЕЕ КОРРУМПИРОВАННЫХ СТРАН. ПРИМЕР ДЕЙСТВИЙ, ПРЕДПРИНЯТЫХ ЭТОЙ СТРАНОЙ, МОГ БЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОВОЙ УКРАИНСКОЙ ВЛАСТЬЮ, ЧТОБЫ ИСКОРЕНИТЬ КОРРУПЦИЮ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫХ ПРОБЛЕМ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА.

Текст: Ванда Андриевская

В международном рейтинге «Индекс восприятия коррупции 2013» Сингапур занял шестое место по уровню коррупции среди 177 стран мира, уступив первенство Дании, Новой Зеландии, Финляндии, Швеции и Норвегии. ФОТО: IS 

Согласно международному рейтингу «Индекс восприятия коррупции 2013» (Corruption Perception Index 2013), составленному компанией Transparency International – международной неправительственной организацией по мониторингу коррупции, Сингапур занял шестое место по уровню коррупции среди 177 стран мира, уступив первенство таким странам как Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Норвегия.

При составлении рейтинга Corruption Perception Index 2013 принимался во внимание уровень коррумпированности административных и политический институций, который оценивался по 100-бальной шкале. Так, в 2013 году Сингапур набрал 86 баллов.

Стоит отметить, что многие из «азиатских тигров», к которым также относится Сингапур, и Китай имеют печальную известность за их бесконтрольное взяточничество, коррупционные скандалы и незаконную деятельность в государственном секторе. Согласно рейтингу Corruption Perception Index 2013, такие «азиатские тигры» как Тайвань и Южная Корея занимают 36 и 46 места соответственно, а Китай оказался и вовсе на 80-м. Негативный имидж этих стран складывался на протяжении многих десятилетий, однако в течение полувека Сингапур делал уверенные шаги вперед в борьбе с коррупцией и намного опередил в данном аспекте своих соседей по региону.

Оглядываясь на историю формирования государства, Сингапур не всегда был лишен взяточничества и мошенничества. Коррупция была широко распространенным явлением в стране еще до окончания японской оккупации, которая завершилась в 1945 году. Тремя главными факторами, которые способствовали активному росту уровня коррупции, были низкие зарплаты, большая свобода действий (уровень вовлеченности государственных служащих в управление либо контроль над прибыльными видами деятельности) и слабая охрана правопорядка (низкая вероятность уличения в преступлении и наказания).

Благодаря грамотному управлению, принятию ряда мер и постепенному их внедрению Сингапуру в течение 50 лет удалось стереть с себя клеймо коррумпированного государства.

СТРОГОСТЬ МЕР

Современные законы Сингапура считаются поистине строгими, ведь согласно им такие «мелкие» с точки зрения украинского законодательства проступки как бросание мусора на улице либо нарушение правил перехода дороги караются согласно уголовному кодексу и могут повлечь за собой арест либо крайне высокий штраф.

Более серьезные нарушения, такие как взяточничество, регулируются еще более строгими законами. Специально созданное в 1952 году британским колониальным правительством «Бюро расследований по вопросам коррупции» (The Corrupt Practices Investigation Bureau), которое является полноценным государственным органом Сингапура, занимается вопросами расследования и преследования коррупционной деятельности в стране. Данный орган подчиняется непосредственно Департаменту премьер-министра и имеет широкие полномочия. Бюро уполномочено арестовывать лиц без ордера и имеет полную свободу действий в осуществлении конфискации имущества при наличии достаточного обоснования, что любая задержка в получении ордера помешает расследованию.

В 1960 году был принят новый антикоррупционный закон, согласно которому понятие «взятки» стало включать в себя любые блага, имеющие какую-либо стоимость. Далее одним из главных доказательств в обвинении в коррупции для суда стал являться тот факт, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые не мог приобрести на свои доходы. В дальнейшем данные законодательные изменения были существенно усовершенствованы, однако они сохранили юридическую силу до настоящего дня.

С момента принятия антикоррупционных законов в мировых медиа начала систематически появляться информация о коррупционных скандалах в правительственных рядах Сингапура. Руководство страны инициировало жесткую чистку среди чиновников как пример тому, что ожидает остальных в случае взяточничества. В 1966 году министр развития Тан Киа Ган (Tan Kia Gan) был замешан в коррупционном деле при покупке самолета Boeing, за что был приговорен к тюремному заключению. Громкий скандал на почве коррупционной деятельности разгорелся в 1986 году, когда тогдашний министр национального развития Те Чин Ван (Teh Cheang Wan) был уличен во взяточничестве на сумму в $500 000.

Сегодня лица, обвиняемые в коррупции, как правило, приговариваются к 5-летнему сроку заключения и уплате штрафа в объеме $80 000 и выше. Однако нынешний премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун (Lee Hsien Loong) готов в ближайшее время пересмотреть данные меры наказания с целью их ужесточения.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

Строгая законодательная база – это всего лишь первая часть антикоррупционной стратегии Сингапура. Наказание способно снизить уровень мошенничества, но не предвосхитить его. Вторым элементом в борьбе с коррупцией стал высокий уровень зарплат чиновников и государственных служащих, что сегодня позволяет в корне пресекать желание работника государственной сферы заниматься несанкционированной деятельностью. 

На заре своей независимости (60-е годы ХХ столетия) Сингапур не был достаточно богатым государством, которое могло бы обеспечить свой государственный аппарат высокой оплатой труда. Однако с приходом к власти премьер-министра Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew) в 1980-х годах правительство начало стратегию постепенного повышения заработных плат чиновников и пошагового искоренения коррупции. 

Свободная пресса и достаточно простой доступ к власти – еще одни методы успешной борьбы с коррупцией, которые активно использует Сингапур. Сегодня быть уличенным в коррупционном скандале и попасть на страницы прессы для сингапурского чиновника либо предпринимателя означает окончание его карьеры в этой стране. 

Тем не менее, даже сейчас в Сингапуре вспыхивают громкие коррупционные скандалы. Так, в 2011 году менеджер локального франчайзи, который развивал сеть магазинов IKEA (Швеция) в Сингапуре, был уличен в даче взяток на сумму $1,9 миллиона и приговорен к 5 месяцам лишения свободы и штрафу в объеме $140 000. 

В том же году был возбужден судебный процесс по делу менеджера по поставкам JLJ Holdings – официального поставщика продукции Apple в Сингапур, который обвинялся в получении откатов на сумму в $1 миллион. Решением суда обвиняемый обязывался уплатить штраф в объеме $1,8 миллиона и лишался всего имущества.

В феврале 2014 года высокопоставленный чиновник Антикоррупционного комитета Сингапура Эдвин Йео (Edwin Yeo) был приговорен к 10-летнему заключению после установления факта хищения $1,39 миллиона государственных средств.