Сетевые операторы: от переговоров до открытия

Наталия Миколайчук, руководитель отдела торговой недвижимости компании DTZ в Украине До кризиса международные ритейлеры рассматривали Украину в качестве площадки с массой перспектив для собственного развития, ведь розничный рынок здесь по-прежнему незрелый. Тем не менее, 46-миллионое население, хорошо ориентирующееся в брэндах и, в принципе, готовое платить за них, вселяет оптимизм в большинство операторов. Работая над проектом ТРЦ Riviera Shopping City, мы вели ряд переговоров с представителями международных торговых сетей, стараясь привлечь их на украинский рынок. Большой интерес к площадям в ТРЦ проявили New Yorker, Lindex и Seppala, с которыми уже даже детально обсуждались условия аренды. Однако с приходом кризиса эти операторы отложили выход или расширение на нашем рынке. Среди операторов, не представленных в Украине, которые также рассматривали возможность появления в одесском ТРЦ, но изменили свои планы в связи с кризисом, можно упомянуть фэшн-операторов Koton, Deichmann, Machka, Ypekyol, Twist и операторов фуд-корта Pizza Hut, KFC, а также ряд других. Вовлечь в диалог международных ритейлеров, для которых Украина является новым рынком, было легко. Однако, если международный оператор не был уполномочен головным офисом заниматься открытием магазинов, на это никак нельзя было повлиять. Достигнуть согласия с международными брэндами, уже представленными в Украине, было, разумеется, проще. Некоторые ритейлеры изначально с сомнением отнеслись к тому факту, что ТРЦ находится на окраине Одессы. Девелопер был готов к такому положению дел и запустил бесплатный общественный транспорт, следующий из ключевых точек города, обеспечил ТРЦ стоянкой на 2500 машиномест, и, что самое важное, – за собственные средства проложил дорогу, соединяющую ТРЦ с поселком Котовского – быстроразвивающимся жилым районом в Одессе. Выбранный девелопером участок для реализации ТРЦ за пределами города позволил создать крупноформатный проект с достаточным количеством машиномест, что нереально сделать в границах города. Среди операторов, не представленных в Украине, которые рассматривали возможность появления в одесском ТРЦ, но изменили свои планы в связи с кризисом – Koton, Deichmann, Machka, Ypekyol, Twist, Pizza Hut, KFC и др. фото: DTZ Основным аргументом, который мы предъявляли операторам в пользу развития на украинском рынке именно сегодня и открытия магазинов в Одессе в ТРЦ Riviera Shopping City, стали характеристики ТРЦ, в частности масштаб объекта: данный центр, общая арендуемая площадь которого составляет около 65 000 м2, является одним из крупнейших ритейл-центров в стране. В нем непросто сконцентрирована одна из крупнейших коллекций международных брэндов (включая Zara, Marks & Spencer, Adidas, MANGO и др.), в том числе представлены новые для Одессы брэнды – Crop Town, House, Marks & Spencer, Bershka, Pull and Bear, Stradivarius, Zara, Comfy, IMAX. Привлекая новых арендаторов в ТРЦ Riviera Shopping City, мы делали также акцент на ряде характеристик, присущих объекту. В частности он является первым в Украине центром, дизайн которого выполнен в соответствии с международными стандартами. В нем также предусмотрено множество мест для отдыха и развлечений (кафе, 9-зальный кинотеатр «Планета Кино» с первым в Одессе кинотеатром IMAX, боулинг, детская развлекательная зона Tropical Park, ресторанный дворик с кухнями разных стран мира в качестве альтернативы стандартным фуд-кортам). Эти составляющие ТРЦ способствуют притоку посетителей, что является плюсом для всех ритейлеров. Следует также отметить важную роль управляющей компании ТРЦ. Открывая новый магазин, ритейлеры готовы к существенным финансовым инвестициям. При этом они должны быть уверенными в том, что управление центра осуществляется прозрачно с финансовой точки зрения. Международные операторы хотели организовать свою работу таким образом, как это происходит в торговых центрах во всем мире и сфокусироваться на том, что у них получается лучше всего, то есть на продаже товаров. В ТРЦ Riviera Shopping City представлены новые для Одессы брэнды – Crop Town, House, Marks & Spencer, Bershka, Pull and Bear, Stradivarius, Zara, Comfy, IMAX фото: DTZ В связи с кризисом нам пришлось идти на более гибкие условия сотрудничества с арендаторами. Тем не менее, большинство ритейлеров уверены, что экономические проблемы имеют временный характер, и возлагают большие надежды на будущее розничной торговли в Украине. Поскольку мы смогли пересмотреть некоторые условия аренды на ближайшие 6-12 месяцев в пользу ритейлеров, большинство из них по-прежнему готовы заключать долгосрочные договора аренды на 5-7, а то и больше лет по привлекательным для девелопера арендным ставкам. С каждым арендатором проводилась индивидуальная работа с целью структурировать арендные операции. Например, случались ситуации, когда потенциальный арендатор не располагал бюджетом на отделочные работы в помещении в нынешнем году, поэтому собственник покрывал эти расходы, с условием их возврата арендатором через определенный период. Отмечу, что владельцам и управляющим компаниям стоит быть осторожными в переговорах с операторами, так как многие из них общаются между собой и могут сравнить полученные от собственника предложения по аренде. Тем не менее, такова жизнь, поэтому важно, чтобы переговоры от имени владельца велись профессионалами.