Саfе Barbera: прогноз – рост рынка кофеен в Украине

Commercial Property №8 (156) август 2016

КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ КОФЕ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ В УКРАИНЕ, БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ОТКРЫТИЮ НОВЫХ КОФЕЕН – ТАКОВ ПРОГНОЗ ОТ АЛЕКСАНДРА МУСИЯКИ, УКРАИНСКОГО ФРАНЧАЙЗИ НОВОГО ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ БРЕНДА CAFE BARBERA.

Текст: Яна Писарева


Расскажите о компании Barbera Coffee Co. и ее направлении в сфере общественного питания – Café Barbera.

Сеть кофеен Café Barbera входит в портфель компании Barbera Coffee Co., которая была создана в 1870 году в Неаполе (Италия). Barbera Coffee Co., как это часто встречается в Европе, является примером семейного бизнеса, носит имя своего основателя Доминика Барбера и передается из поколения в поколение. На сегодняшний день компания принадлежит пятой генерации этой семьи, ее владельцем является итальянец Энрико Барбера.

Barbera Coffee Co. занимает довольно уверенные позиции на итальянском кофейном рынке. Компания владеет заводом по обжарке сырого кофе, расположенным в Неаполе, и развитой сетью по закупке и поставке продукции в различные регионы мира. Например, она занимается обжаркой зерен, привезенных из Южной Америки, Африки и Восточной Азии. После приготовления по секретной фамильной рецептуре кофе расфасовывается и поставляется в различные страны под торговой маркой Barbera. Cеть Café Barbera создана более десяти лет назад, когда была открыта первая кофейня в Дубае (ОАЭ). Оценив успешность этого направления бизнеса, Barbera Coffee Co. начала продавать франшизу на открытие заведений питания в других странах мира.

В чем заключаются основные особенности и отличия Café Barbera от других кофеен?

Café Barbera отличается от большинства кофеен Италии наличием собственного производства по обжарке кофе и, соответственно, продажей напитков, приготовленных исключительно из собственных продуктов. Благодаря этому достигается высокое качество кофе Barbera.

Сколько заведений Café Barbera уже работает в мире, и в каких регионах они представлены?

Несмотря на то, что компания начала развивать сеть кофеен с 2004 года, за 12-летний период было открыто не так много заведений. Итальянцы работают размеренно и основательно. На сегодняшний день в мире представлено 37 кофеен под вывеской Café Barbera, которые работают в таких странах, как США, Бразилия, ОАЭ, Ирак, Малайзия, Япония, др. Среди стран постсоветского пространства Украина станет первой, где будет представлен бренд Café Barbera.

Cеть Café Barbera была создана в 2004 году

ФОТО: IS

Какая компания представляет Café Barbera в Украине? Есть ли у нее опыт в сегменте общественного питания?

Развитием сети Café Barbera в Украине буду заниматься я как франчайзинговый партнер итальянской Barbera Coffee Co. Мой опыт работы в сфере общественного питания – шесть лет.

Насколько сложно выводить новый бренд на украинский рынок? С какими трудностями Вы столкнулись

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в Украине, я не согласен с тем, что вывод нового бренда является очень сложным процессом, в частности, если говорить о запуске на рынке Киева. Это крупный город с огромным предложением по различным направлениям для бизнеса. К примеру, я не вижу сложностей в закупке оборудования или найме квалифицированного персонала.

Второй положительный фактор – это рост культуры потребления кофе в Украине, и как результат этой тенденции мы наблюдаем довольно высокий спрос в кофейном сегменте. К примеру, если ранее предпочтение этому напитку, а не чаю, отдавало преимущественно население западных регионов страны, то сейчас эта тенденция характерна и для ее центральной части.

Еще один положительный для моей компании фактор – это невысокая конкуренция за счет отсутствия в Украине именитых мировых сетей кофеен. Однако необходимо отметить, что в стране есть локальные игроки, которые могут стать достойными соперниками.

Назовите стоимость франшизы Café Barbera. На каких условиях сеть будет работать в Украине?

Согласно подписанному договору, я буду осуществлять управление сетью кафе Café Barbera в Украине. Пока я не намерен заниматься дистрибуцией или продажей кофе Barbera. Возможно, это будет следующим этапом развития моей компании.

Barbera Coffee Co. достаточно лояльна в требованиях к своим франчайзи. Обязательными для выполнения являются использование фирменного кофе Barbera и кофемашин, которые эксклюзивно производятся для компании ее партнером в Италии. Договор франшизы также предусматривает поставку другого оборудования, такого как блендеры, микроволновые печи и др., из Италии и США.

Инвентарь кофеен, к примеру, мебель, посуда, должен соответствовать образцам, предоставляемым компанией Barbera Coffee Co. Задачей франчайзи является поиск фирмы, которая сможет их изготовить. К примеру, мебель для нашего заведения будет производиться в Украине по итальянским лекалам. Таким образом исключаются дополнительные затраты, которые пришлось бы понести в случае закупки всего необходимого в Италии.

Стоимость франшизы Café Barbera составляет $35 000, а ежемесячное роялти – 6% от выручки кофейни. Это довольно хорошие условия, поскольку средняя ставка роялти в этом сегменте – около 8%. Общий объем инвестиций в запуск подобного заведения оценивается в $70-100 тысяч, а срок окупаемости – примерно в 2-3 года.

Какой будет ценовая политика Café Barbera в Украине?

Что касается ценовой политики Café Barbera, то, к примеру, чашечка эспрессо Barbera будет стоить около $1. Согласно расчетам итальянской компании, такая цена в условиях украинского рынка будет прибыльной для бизнеса.

Оксана Мусияка, Энрико Барбера, Александр Мусияка

ФОТО: АЛЕКСАНДР МУСИЯКА

АЛЕКСАНДР МУСИЯКА
Дата рождения: 16 января 1968 года
Место рождения: пгт Провидения, Чукотка
Место жительства: Киев
Образование: Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище
Карьера: частный предприниматель, в сфере общественного питания работает шесть лет
Семейное положение: женат, есть ребенок
Хобби: катерный спорт.


Расскажите об особенностях первого заведения Café Barbera в Украине.

Для размещения первого заведения Café Barbera в Украине рассматривались различные торговые центры, среди которых – киевский ТРЦ Ocean Plaza. Однако, по мнению руководства Barbera Coffee Co., в существующих сегодня экономических реалиях страны ставки аренды в этом объекте являются существенно завышенными и необоснованным. В итоге выбор был остановлен на новом ТРЦ Lavina Mall в Киеве, техническое открытие которого состоится в сентябре текущего года. Café Barbera будет запущено месяцем позже, а именно – в октябре. Решающими факторами в выборе локации стала более низкая арендная ставка по сравнению с ТРЦ Ocean Plaza и предложенная удобная площадка на первом уровне ТРЦ возле фонтана.

Площадь Café Barbera в ТРЦ Lavina Mall составит 150 м2. Дизайн кофейни разработали украинские специалисты, которые ориентировались на присланные компанией Barbera Coffee Co. примеры. Интерьер Café Barbera будет ярким, с красивой барной стойкой, богатой мебелью и множеством других роскошных деталей, которые создают особую атмосферу. Однако, безусловно, на первое место мы ставим качество продукции.

Первая кофейня Café Barbera была открыта в Дубае (ОАЭ)

ФОТО: АЛЕКСАНДР МУСИЯКА

Компания Barbera Coffee Co. имеет собственный онлайн-магазин. Планируется ли запуск Интернет-ресурса в Украине?

На данный момент запуск онлайн-магазина не входит в мои планы. Изначально будет открыта только традиционная кофейня.

Расскажите о планах по развитию Café Barbera в Украине на ближайшие 2-3 года. Рассматриваете ли Вы возможность запуска кофеен в других ТЦ/ТРЦ Киева и других городах страны?

После оценки работы первого Café Barbera, а также комфортности сотрудничества с итальянской компанией будет приниматься решение по дальнейшему развитию этого бизнеса. В целом, если модель Café Barbera докажет свою успешность в Украине, я буду расширять сеть.

Для размещения кофеен рассматриваются различные локации – как в структуре ТРЦ, так и на торговых улицах. К примеру, интересным для меня является ТРЦ Blockbuster Mall. Однако, если оценивать ситуацию глобально, пока я не вижу перспективных предложений, которые удовлетворяли бы требованиям с точки зрения расположения и уровня арендных ставок, которые, на мой взгляд, очень часто являются завышенными.

 

На сегодняшний день в мире представлено 37 кофеен под вывеской Café Barbera, которые работают в таких странах, как США, Бразилия, ОАЭ, Ирак, Япония, др.

ФОТО: IS

Оцените рынок кофеен Киева на сегодняшний день. Насколько заполненным он является? Есть ли перспективы для его роста и вывода на рынок новых брендов?

На данный момент не существует полноценной статистики объемов продаж кофе в Украине, что исключает возможность для моей компании давать оценку рынка и делать точные прогнозы. Поэтому, запуская кофейный бизнес, мне приходится действовать достаточно осторожно. На данном этапе будет открыта первая кофейня, оценена коммерческая эффективность ее работы, на основании чего будет приниматься решение по дальнейшему развитию сети.

В вопросе ведения кофейного бизнеса показательным для меня примером является выход крупнейшего мирового бренда Starbucks в Россию. Так, первое заведение этой сети открылось в 1990 годах в Москве, однако совсем скоро оператор покинул эту страну. Объяснение было следующим: компания слишком рано вышла на рынок России. С тех пор ситуация изменилась в сторону роста спроса на кофе.

По моим наблюдениям, культура потребления этого напитка развивается и в Украине, поэтому количество кофеен в стране будет расти даже в сегодняшних нестабильных рыночных условиях. Кроме того, многие зарубежные компании, с которыми я общался, рассматривают Украину как очень интересную и перспективную для своей экспансии страну, однако для них важным фактором является стабильность рынка


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

ФОТО: ОЛЬГА НАСОНОВА

Ольга Насонова, директор компании «Ресторанный консалтинг»

Рынок кофеен в Украине еще не насыщен и достаточно перспективен. Даже в Киеве показатель насыщенности этого сегмента составляет примерно 50%. Сейчас в столице работает около 1600 заведений общественного питания, из которых лишь 150 функционируют в формате кофеен. То есть их доля составляет менее 10% общего количества заведений питания. По моим оценкам, примерно 35 из 150 кофеен Киева являются сетевыми.

Однако необходимо учитывать, что многие из объектов, позиционирующих себя как кофейни, на самом деле таковыми не являются. Такой формат заведений предполагает, что основной предлагаемый ими продукт – это кофе, и акцент должен быть сделан именно на этом напитке. Например, в меню кофейни должно быть представлено не менее 15-20 позиций различных видов кофе, в том числе кофейных коктейлей. Такие сети, как «Кофе Хаус», Coffee Time или «Шоколадница» не являются кофейнями в чистом виде, поскольку их меню достаточно обширное, и их основной источник доходов – не продажа кофе, а еды и алкогольных напитков.

Вторая особенность кофейни заключается в том, что этот формат рассчитан на работающих людей. Кофе – это напиток переговоров, атрибут деловой встречи, поэтому основная целевая аудитория большинства таких заведений – это офисные работники и бизнесмены, а наиболее актуальным и перспективным местом для их размещения является деловой район города, где представлено много бизнес-центров. Однако, к примеру, в центральной части Киева мы наблюдаем нехватку стационарных классических кофеен, развитию которых препятствует, среди прочего, наличие множества мобильных кофеен.

Необходимо отметить, что помимо количественного развития у кофеен есть возможность и качественного прогресса. Например, традиционно в Киеве развивается итальянский метод приготовления кофе (стандартные эспрессо, капучино и их производные), который готовится в кофемашинах. Однако существует и восточный метод, который очень актуален как альтернативный способ приготовления этого напитка. Именно в этой нише стационарные кофейни могут конкурировать со своими мобильными аналогами. Если добавить интересные сорта зерен или особую фирменную обжарку, то классическая кофейня сможет успешно конкурировать и с заведениями других форматов. Именно так происходит во Львове, где большим спросом пользуются именно заведения альтернативного кофе. По моим прогнозам, мода на такие кофейни будет усиливаться, что связано с расширением знаний потребителей об этом напитке и ростом их требований к качеству кофе. Поэтому даже несмотря на низкую насыщенность рынка, сейчас кофейне все же необходимо предложить альтернативный продукт, чтобы выделиться на фоне других заведений и завоевать лояльность потребителей.

Украинский рынок считается достаточно интересным для выхода иностранных брендов, однако для игроков кофейного сегмента существует ряд сдерживающих факторов, основной из которых – это военный конфликт в нашей стране. Второй фактор обусловлен стратегией крупных зарубежных сетевых кофеен, которая редко предполагает самостоятельное развитие на новом рынке. Обычно они подыскивают для этих целей партнеров в выбранной для экспансии стране. Однако не все локальные компании в состоянии выполнить порой очень жесткие требования франчайзингового договора. К примеру, франчайзинговый пакет Starbucks, по словам некоторых игроков, обойдется примерно в $1 миллион. Кроме столь существенной цены франшизы, от ее покупки останавливают и жесткие обязательства по развитию. Так, договор обязывает франчайзи открывать определенное количество заведений в течение определенного периода времени. Если не выполнить этот пункт – компания может лишиться франшизы. Поэтому в Украине открываются пока не слишком известные в мире бренды, которые не ставят жестких условий локальным партнерам.

Крупные иностранные игроки пока не интересуются Украиной также в связи с девальвацией национальной валюты, поскольку сумма выручки, полученная в гривне, при конвертации в иностранную валюту становится неинтересной для зарубежных инвесторов. Такая же кофейня, открытая в другой стране, приносит им доход на порядок выше, чем в Украине. С другой стороны, сложившаяся на нашем рынке ситуация хороша тем, что позволяет развиваться национальным заведениям, которые достаточно интересны с точки зрения концепта, дизайна и ассортимента.