Рынок БМЗ: тест на выживание

КРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Рост цен на сталь, начавшийся в 2010 году, спровоцировал повышение стоимости продукции БМЗ (на фото: «БФ Завод», с. Мартусовка, Киевская область) фото: «CP» На украинском рынке быстромонтируемых зданий, демонстрировавшем стремительный рост в 2007 – первой половине 2008 года, наблюдается не менее стремительный спад, начавшийся в конце 2008 года. Основными событиями в сегменте БМЗ в 2009 году стали существенное сокращение количества и объемов строительства новых объектов недвижимости, уменьшение числа заказов, задержки в оплате выполненных работ, ужесточение конкуренции, уход с рынка некоторых игроков. Если в 2008 году сегмент БМЗ работал благодаря контрактам, подписанным в 2007 году, то в 2009-м ситуация была крайне сложной, поскольку в 2008-м, особенно во второй его половине, были заключены единичные новые контракты. По данным Юрия Тимошенко, управляющего департаментом маркетинга холдинга «Металлист-СМК», «в 2009 году объемы украинского рынка БМЗ по сравнению с 2008 годом сократились почти в 2 раза и составили порядка 700 000 м2». Так, к примеру, компания «Ллентаб» в 2008 году реализовала около 10 проектов, а в 2009 – всего 2. По словам Андрея Озейчука, директора департамента проектных продаж компании «Руукки Украина», сегмент БМЗ находится в худшем положении, чем строительная отрасль Украины в целом, «поскольку падение рынка коммерческой недвижимости, с которым тесно связан сегмент БМЗ, было намного серьезнее по сравнению, например, с рынком жилой недвижимости, где данный сегмент представлен слабо». В 2009 году реализовались небольшие по площади проекты недвижимости преимущественно за собственные средства компаний-заказчиков и для собственных нужд. Некоторые компании сегмента БМЗ искали рынок сбыта за пределами Украины. Так, для «Металлист-СМК» 2009 год ознаменовался выходом на российский рынок БМЗ, где в 2009 и в начале 2010 года компанией были реализованы проекты в Москве, Липецке и Саратове. Довольно ощутимый удар по сегменту БМЗ нанесло сворачивание проектов складской недвижимости – основного потребителя продукции БМЗ. Рассказывает Татьяна Дзвинчук, коммерческий директор «БФ Завод»: «В кризисный период строительство складских помещений, являющихся одними из основных потребителей БМЗ, существенно сократилось. Операторам рынка БМЗ осталось работать только, фактически, с производственным сегментом, где наблюдалась некоторая активность, а также с операторами продовольственных и строительных супермаркетов. Однако и в этом сегменте произошло некоторое смещение акцентов. Например, оператор сети продуктовых супермаркетов Novus, планировавший в кризисный период активный выход на региональные рынки Украины, обнаружил, что вместо строительства в регионах он может позволить себе аренду торговых площадей в новых торговых центрах Киева, спрос и стоимость аренды в которых ощутимо снизились. Операторы, которые все же приняли решение продолжать строиться (это в основном торговые сети формата DIY), предпочитают в качестве поставщиков БМЗ отечественные заводы. Например, супермаркет «Эпицентр» по ул. Палладина в Киеве, введенный в эксплуатацию в 2008 году, построен по технологии БМЗ отечественного производства». ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В кризисное время основными заказчиками продукции БМЗ выступали преимущественно операторы продовольственных и строительных супермаркетов фото: «РУУККИ УКРАИНА» Цена на продукцию БМЗ напрямую зависит от стоимости стали, являющейся основным материалом для ее производства. Во второй половине 2008 – в 2009 годах цены на сталь упали, в связи с чем последовало снижение стоимости продукции БМЗ. По данным экспертов, в конце 2008 года цены на горячекатаную листовую сталь упали практически в три раза по сравнению с докризисным периодом. В то же время «в 2009 году цены на продукцию БМЗ были сопоставимыми с ценами пятилетней давности, – комментирует Константин Иванов, генеральный директор компании «Ллентаб». – Соответственно, наша компания старалась максимально уменьшать цены на собственную продукцию». Положительные тенденции в мировой и украинской экономике в 2010 году незамедлительно спровоцировали рост цен на сталь, в связи с чем стоимость продукции БМЗ начала стремительно подниматься. «Сегодня цена на украинском рынке составляет около 6400 гривен за тонну стали, что на 21% выше, чем в начале 2010 года, – комментирует Татьяна Дзвинчук. – Уже никто не ожидает возврата стоимости металлопроката до уровня начала осени 2008 года». По данным Андрея Будашова, менеджера по продажам компании «Ремко», в 2010 году «по сравнению с кризисным периодом цена на БМЗ выросла приблизительно на 15%». СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Перемены на рынке – снижение спроса, рост конкуренции и др. – заставили компании изменить стратегию деятельности и серьезно задуматься о конкурентоспособности реализуемой продукции. Снижение спроса заставило игроков рынка БМЗ более рационально использовать собственные ресурсы, действовать более активно. Многие компании, помимо основного вида бизнеса – поставки БМЗ, сконцентрировались на предоставлении сервисных услуг, а также внедрении новых технологий. По словам Юрия Тимошенко, конкурентоспособность компании «Металлист-СМК» на рынке строительных услуг обеспечивает комплексный подход – внедрение новых технологий, благодаря чему достигается экономия инвестиций заказчика до 30% и более, а также предоставление потенциальному заказчику и инвестору полного пакета документов (от проекта до сдачи объекта) и конечной суммы за весь комплекс услуг (благодаря собственным проектным, производственным, транспортным и строительно-монтажным подразделениям, а также длительным отношениям с поставщиками сырья и представителями смежных услуг). «В своей деятельности для обеспечения конкурентных преимуществ мы используем передовые западные интеллектуальные технические решения – систему для управления строительными проектами на базе Primavera Business Solutions и систему управления документооборотом удаленных проектов на базе MS SharePoint Server, – рассказывает Олег Ткаченко, директор по продажам и маркетингу компании по управлению строительными проектами «Герц», – что позволяет успешно реализовывать крупные проекты в рекордно короткие сроки и осуществлять тщательный контроль на всех этапах их реализации». По словам эксперта, компании удавалось вводить в эксплуатацию объекты уже через 6-8 месяцев после начала первых работ на стройплощадке. «От того, насколько быстро подрядчик построит здание, зависит начало возврата инвестиций в проект. Генподрядчика такой подход ставит в жесткие рамки, однако, если он качественно справляется с возложенными на него задачами, это увеличивает вероятность повторных заказов. Примером тому может быть сотрудничество нашей компании с сетью гипермаркетов «Ашан». Мы завершили строительство первого гипермаркета «Ашан» в Киеве уже через 6 месяцев после начала работы над проектом. Французская компания осталась довольна сотрудничеством, в результате чего на сегодняшний день компания «Герц» имеет в своем портфолио уже 4 построенных гипермаркета этой сети». ИГРОКИ РЫНКА БМЗ На сегодняшний день около 80% украинского рынка БМЗ занимают отечественные компании, около 20% – иностранные компании, а также импортеры фото: «CP» «Кризис послужил катализатором битвы за выживание, – считает Олег Ткаченко. – У большинства ее участников было два варианта – отшлифовать внутреннюю маркетинговую политику и стратегию развития или покинуть поле «военных» действий. Амбициозные и умные компании сфокусировались на первом варианте». По сравнению с началом 2008 года состав игроков украинского рынка быстромонтируемых зданий, а также распределение долей между ними существенно изменились. Рынок незамедлительно покинули мелкие компании, ориентировавшиеся на моментальную прибыль, с физически и морально устаревшим производственным оборудованием. Свои представительства закрыла часть посредников и зарубежных импортеров, которым было сложно конкурировать в вопросе ценовой политики с национальными производителями. По данным экспертов, сегодня около 80% украинского рынка БМЗ занимают отечественные компании, которые увеличили свою долю за счет более низких цен и высокого качества, чем у зарубежных производителей, и около 20% – иностранные компании или импортеры. Кризис также внес изменения в состав лидеров отрасли, в частности, с рынка ушло несколько крупных компаний. Так, свою деятельность на рынке БМЗ прекратили компании IBT (эксклюзивный агент компании Zamil Steel, Саудовская Аравия) и «АЗБИ» (представитель компании Lindab, Швеция). В числе неизменных лидеров, по данным экспертов, остались «Днепропетровский завод металлоконструкций им. И.В. Бабушкина» (Днепропетровск), «Укрстальконструкция» (Киев), «Мастер-Профи-Украина» (Днепропетровск) и др. На данный момент в более выгодном положении находятся компании, которые не прекратили свою деятельность в 2008-2009 годах, поскольку клиенты принимают во внимание опыт реализации проектов за последние два года. Сложно пришлось предприятиям по производству БМЗ, запуск которых пришелся на разгар кризиса. Например, открытие «БФ Завода» состоялось в 2008 году. Рассказывает Татьяна Дзвинчук: «Начинать работу в период кризиса было достаточно сложно, однако нам удалось получить несколько хороших заказов и соблюдать условия договоров как с заказчиками, так и с поставщиками. Сегодня мы оптимистично оцениваем перспективы сегмента, поскольку видим, как постепенно размораживаются строительные площадки. Кроме того, внедренные на заводе инновационные технологии еще несколько лет будут недостижимы для конкурентов, что является нашим преимуществом на ближайшую перспективу. Кризис отчасти пошел на пользу украинскому рынку и нашему предприятию: он отсеял непрофессионалов, ведущих нечестную борьбу, убрал посредников и импортеров, которые могли составлять конкуренцию продукции «БФ Завода» по некоторым параметрам». ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ Украинские эксперты отмечают оживление на рынке БМЗ, начавшееся в 2010 году, однако их мнение касательно прогнозов на 2010-2011 годы разнятся. По мнению одних экспертов, страна постепенно выходит на прямую положительного развития экономики и, соответственно, строительной отрасли. Дальнейший рост экономических показателей и улучшение инвестиционного климата приведут к большей востребованности зданий, построенных по технологии БМЗ. В частности, в ближайшее время можно ожидать начала реализации новых объектов недвижимости, что в свою очередь усилит загруженность операторов рынка БМЗ. «Спрос на новые объекты коммерческого назначения есть, – говорит Олег Ткаченко. – Сейчас очень востребованы высококачественные объекты под размещение продуктовых супермаркетов и гипермаркетов, а также магазины сегмента DIY площадью 5000-15 000 м2». По мнению Юрия Тимошенко, «на данный момент наиболее актуальными являются проекты производственного назначения и морозильные склады». Эксперт также отмечает значительное увеличение проектов спортивного назначения, которые могут стать хорошим подспорьем для рынка БМЗ на ближайший период. По оптимистичным прогнозам экспертов «БФ Завода», по итогам 2010 года украинский рынок БМЗ имеет шансы выйти на объемы потребления 2006 года. По мнению других экспертов, перспектива рынка БМЗ 2010 года – стагнация. «Оживление сегмента коммерческой недвижимости, а, соответственно, и рынка БМЗ может произойти не ранее конца 2010 – начала 2011 года», – считает Роман Козий, генеральный директор ИСК «Каркас». В связи с тем, что в 2010 году не было отмечено серьезных предпосылок к оживлению строительного сегмента, что способствовало бы реализации масштабных проектов недвижимости, в ближайшем времени не стоит ожидать увеличения объемов рынка БМЗ. Эксперты рынка также отмечают, что строительство зданий по технологии БМЗ будет осуществляться под конкретного потребителя, а отложенный спрос на объекты БМЗ, по мнению Романа Козия, «появится, как только страна полностью выйдет из кризиса и возобновится доступное кредитование бизнеса». По словам Андрея Будашова, «сейчас ситуация на украинском рынке БМЗ начинает стабилизироваться, и количество заказов на данный вид продукции увеличилось». «С конца 2009 года мы наблюдаем некоторую активизацию на рынке, что сразу же отразилось на деятельности нашей компании – мы подписали ряд контрактов. Тем не менее, 2010 год будет достаточно трудным, – констатирует Константин Иванов, – и делать какие-либо прогнозы на 2011 год сейчас сложно, потому что развитие рынка БМЗ зависит от макроэкономических показателей Украины и мира в целом, а также от инвестиционной привлекательности нашей страны, поскольку инвесторами во многих проектах недвижимости выступают зарубежные компании».