Российская практика ритейла: «Перекресток»




На сегодняшний день сеть «Перекресток» состоит из 95 магазинов
фото: ТД «Перекресток»

CP: Какова структура портфеля ТД «Перекресток»? Какие ритейл-форматы представлены в нем (в каком количестве)? Какие форматы торговли вы считаете приоритетными для себя с точки зрения развития?
В основе сети «Перекресток» единый формат – супермаркет, который имеет три размерных ответвления: супермаркет-плюс (гипермаркет), супермаркет-мини и супермаркет. Во всех магазинах применяется общий маркетинговый подход и коммерческая составляющая сориентирована на одну и ту же целевую группу покупателей, соответственно, мы следуем единому подходу к организации бизнес-процессов.
Дискаунтеров у нас нет и не будет. В настоящий момент в сети 95 магазинов, из них 67 супермаркетов, 4 супермаркета-плюс, 24 супермаркета-мини. До конца 2005 года планируется открытие еще не менее 40 магазинов.
CP: Какие изменения в структуре управления влечет за собой быстрое расширение сети супермаркетов «Перекресток»?
В основе изменений – делегирование полномочий и создание промежуточных управляющих центров, полностью отвечающих за работу своего сектора сети. Открываются новые филиалы: Южный, Центрально-Черноземный, Ярославский, созданы региональные дирекции для управления группами магазинов в различных районах Москвы. Делегирование полномочий в филиалы и региональные дирекции позволяет более оперативно реагировать на любые изменения ситуации на рынке.
CP: Насколько существенно и в чем заключается отличие различных типов супермаркетов сети «Перекресток»?
В сети «Перекресток», как я уже сказал, – единый формат, различия его размерных ответвлений связаны с торговой площадью объектов, количеством ассортиментных позиций и соотношением товаров food и non-food. Но эти параметры могут несколько различаться и внутри одного размерного ответвления. Ассортимент формируется в соответствии с потребностями жителей района, в котором расположен конкретный супермаркет. В супермаркетах работают собственные пекарни, мясные и рыбные производства. Торговая площадь от 800 до 2000 м2 с ассортиментом до 20 000 наименований в соотношении food/non food 80% на 20%.


Андрей Рыбаков, заместитель генерального директора ТД «Перекресток»
фото: ТД «Перекресток»

Магазины малого формата – супермаркет-мини – существуют в сети с 1999 года и рассчитаны на проживающих в микрорайоне потребителей. В них предлагаются наиболее востребованные качественные продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости. Торговая площадь – супермаркетов-мини – около 500 м2, ассортимент – до 8000 наименований, соотношение food/non food составляет 95% и 5%.
Формат супермаркет плюс (гипермаркет) компания развивает с 2002 года. Предлагаются продовольственные и непродовольственные товары с гарантией высокого качества, набор дополнительных услуг. Торговая площадь 4000 и 7000 м2, ассортимент – не менее 35 000 наименований, максимально представлена готовая кулинария, соотношение food/non food – 60% на 40%.
CP: Каковы ключевые позиции стратегической концепции развития ТД «Перекресток» относительно форматов, регионов (в том числе за пределами России) и темпов развития?
Планы расширения сети подчиняются коммерческим интересам. Все зависит от рентабельности конкретных проектов, которая просчитывается в соответствии с жесткими корпоративными стандартами. В учет берутся результаты маркетинговых исследований, уровень платежеспособности местного населения. Согласно стратегии развития, нам интересны города с населением от 500 тысяч, причем не только в России, но и других странах СНГ и, безусловно, в Украине. О конкретных сделках, если таковые будут, мы вас непременно проинформируем. Перспективы есть.
CP: В какой степени и каким образом вы используете механизм франчайзинга для расширения сети?
Франчайзинг всегда приемлем, если приносит выгоду. Но и ответственность высока: «Перекресток», где бы ни был, должен быть «Перекрестком» – супермаркетом с лучшим уровнем обслуживания и лучшим качеством товаров по доступным ценам. Это требует соответствующего уровня единой технологии и жесткого контроля за исполнением наших стандартов. Сейчас в сети «Перекресток» 4 магазина, работающих по договорам франчайзинга.
CP: Какие источники финансирования вы используете для развития?
Источники финансирования разные. Помимо собственно доходов компании, это и кредиты, и деньги наших акционеров. Торговый дом «Перекресток» – закрытое акционерное общество. Среди основных акционеров – компании, входящие в структуру консорциума «Альфа-Групп». На программу развития сети в целом в 2005 году направлено порядка $140 миллионов.
Кроме того, у нас давняя и весьма успешная финансовая история взаимодействия с крупными зарубежными и российскими банками. Недавний пример – предоставление в прошлом году синдицированного кредита в размере $75 миллионов, уникального для российской розницы по условиям и объемам. Свой первый зарубежный кредит в размере $42 миллионов «Перекресток» получил в 1996 году от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). У компании также существует кредитная линия от «Альфа-Банка». В дополнение, «Перекресток» выходит на рынки рублевых облигаций в России и рассматривает планы по размещению Еврооблигаций.
CP: Каковы ваши предпочтения относительно размещения торговых точек (обособленно или в структуре ТРЦ)? Чем определяется ваш выбор? Используете ли вы практику участия в инвестировании строительства ТРЦ с размещением в их структуре своих торговых точек?
Главный критерий при выборе места для размещения супермаркета «Перекресток» – экономическая оправданность. Ответ на вопрос, где именно выгодно разместить торговую точку, дают специальные маркетинговые исследования. Варианты могут быть различными, в том числе и участие в инвестировании строительства торгово-развлекательных центров (ТРЦ) с размещением там нашего супермаркета.
CP: Кто и на основе каких критериев осуществляет выбор месторасположения и разработку концепции при открытии торговых точек вашей сети?
Координирующая роль в этом процессе отводится департаменту развития ТД «Перекресток». Маркетинговые исследования проводят сотрудники департамента маркетинга. Главные критерии – рентабельность проекта и его соответствие корпоративным стандартам.
CP: Существует ли в рамках вашей компании отдельное подразделение, специализирующееся на коммерческой недвижимости? Каковы его функции?
У нас есть департамент управления недвижимостью. В его функции входит организация строительства объектов, сопровождение договоров, координация работы всех служб супермаркетов, а также решение всех проблем, связанных с управлением недвижимостью.
Ежедневно сотрудники департамента решают массу разнообразных вопросов. Это – перепланировка торговых залов в супермаркетах, техническая подготовка магазинов к открытию, поддержание отношений с контролирующими государственными органами и т.д.
В функции департамента входит также сдача в аренду и в субаренду торговых площадей на территории магазинов «Перекресток».
CP: На основе каких критериев происходит выбор подрядчиков для строительства и оснащения ваших торговых точек?
Выбор подрядчиков осуществляется на тендерной основе. Критерий один – коммерческая привлекательность предложений подрядчиков и их надежность.
CP: Каким образом обеспечивается логистическое обслуживание ваших ритейл-структур? Каковы ваши предпочтения относительно поставщиков для торговых точек сети?
У торгового дома «Перекресток» есть автотранспортное предприятие и собственный распределительный центр. Распределительный центр, где производится обработка упакованных продуктов питания с длительным сроком хранения и непродовольственных товаров, находится в подмосковном поселке Павельцево. Для доставки овощей и фруктов Торговый дом пользуется услугами других логистических центров. Если это экономически оправданно, то поставщики используют для доставки товаров в магазины собственные логистические структуры.


Сегодня у ТД «Перекресток» свыше 1000 поставщиков и более 100 000 позиций по активной базе
фото: ТД «Перекресток»

Логистический комплекс в Павельцево был первым и самым современным распределительным комплексом в истории современных российских сетей. Он был открыт в 1998 году, когда сеть «Перекресток» состояла из тринадцати супермаркетов. Центр в Павельцево является одновременно и базой для оптовой торговли ТД «Перекресток».
В 2003 году площадь распределительного центра была увеличена с 10 до 17 тысяч м2. Экстенсивный метод развития сопровождается увеличением эффективности и интенсивности операций. Постоянно совершенствуются складские и логистические технологии. Сегодня срок выполнения заказов магазинов в среднем составляет 24 часа. Для супермаркетов московского региона применяется система централизованных заказов. В региональных супермаркетах заказы формируются самостоятельно, из-за специфики региональных ассортиментов. Внедряется система сток-менеджмента, подразумевающая планирование и управление товарными запасами в течение года во всех магазинах сети и в самом распределительном центре.
В прошлом году Торговый дом «Перекресток» совместно с компанией «i2 СНГ» разработал стратегию развития Supply Chain Management и на базе прежнего департамента логистики организовал в структуре компании новый департамент управления цепочками поставок. Cегодня Торговый дом охотно делится с поставщиками своими планами, чтобы те, в свою очередь, точнее могли рассчитать на перспективу собственные мощности и производственные циклы. В самое ближайшее время начнется пилотное внедрение программ по сквозному обмену текущей информацией между «Перекрестком» и поставщиками.
Предпочтения, касающиеся поставщиков, связаны только с коммерческой целесообразностью. В качестве примера можно сослаться на процедуру выбора поставщиков сыров для торговой сети «Перекресток». Поставщики наиболее востребованных сыров в магазинах сети выбираются на основе еженедельных тендеров. Такая процедура дает возможность выбирать для этой категории товаров «лучшую цену недели» и увеличивать прибыль торговой сети. Сегодня у торгового дома свыше 1 тысячи поставщиков и более 100 тысяч позиций по активной базе. Недостатка в желающих поставлять в сеть товары не наблюдается.
CP: Какой объем инвестиций необходим для открытия одной точки вашей сети (в рамках каждого из форматов)? Каков срок окупаемости?
Объемы инвестиций для открытия одного супермаркета отличаются порой в несколько раз. Все зависит от региона, ситуации на местном рынке недвижимости и массы других факторов. Где-то можно открыть магазин, инвестировав $300-500 тысяч, а где-то на это требуется несколько миллионов. Та же ситуация и со сроками окупаемости. Мы стремимся к максимальной рентабельности, но условия в разных регионах отличаются.
CP: Как вы относитесь к инвестиционным сделкам по купле-продаже торговых сетей как инструменту развития?
На любой рынок мы входим, изучая возможные варианты и выгоды, и здесь все методы хороши: M&A, строительство. Все зависит от рентабельности конкретной операции по купле-продаже торгового объекта. Наша цель – не «набрать» больше площадей, а на основе достаточно жестких корпоративных стандартов просчитать рентабельность, эффективность объектов в случае их присоединения. При этом специалистами учитывается несколько факторов: трафик населения в районе, уровень его платежеспособности.
Используемый нами формат – супермаркет, отсюда и соответствующий комплекс требований, показателей, вплоть до высоты потолков, обязательно учитываются возможности нашей логистики. Причем никаких особенных требований именно к украинским условиям (или воронежским, нижегородским) быть не может. Стандарты качества товаров и услуг в сети супермаркетов «Перекресток» во всех регионах одинаково высоки.
CP: Привлекательны ли рынки России и Украины для зарубежных ритейл-сетей? Почему международные операторы за редким исключением пока осторожно относятся к этим достаточно перспективным рынкам?
У зарубежных ритейлеров основные инвестиции направлены, помимо освоенной Европы и Соединенных Штатов, в Китай, Индию. Пока они более интересны для них, чем Россия и Украина. Но в ближайшие годы стоит ждать активной политики и в отношении рынков наших с вами стран.
CP: Как вы считаете, в чем заключаются основные проблемы украинских и российских сетей? Смогут ли они выдержать конкурентную борьбу с зарубежными сетями, обладающими огромными финансовыми ресурсами и опытом?
Слабое место российского и украинского ритейла, как и всего бизнеса в целом, – неразвитость коммуникаций и инфраструктуры самих отечественных рынков.
Вместе с тем, рынок стран бывшего СССР очень привлекателен уже тем, что есть возможность, правильно выбрав нишу, развиваться практически без конкуренции в течение нескольких лет. Правда, через шесть-семь лет это закончится.
Размер финансовых ресурсов – понятие относительное. Вопрос в том, сколько конкретный ритейлер готов вложить в свое развитие на конкретном рынке. Опыт тоже относителен. Неудача Wal-Mart в Германии показывает, что нет общих рецептов. Необходимо знать специфику национального рынка. В этом смысле в нашей стране российские сети сильнее западных.
У нас другое позиционирование. Конкретный пример – продукция private label. На иностранных рынках, например в Европе, производство private label – элемент ценовых войн ритейлеров. В России это – важный элемент развития лояльности покупателей и дополнительная гарантия качества приобретаемой продукции. Пример – программа private label Торгового дома «Перекресток». Мы первыми в России внедряли программу продажи товаров под собственной маркой.
На сегодняшний день ассортимент private label «Перекресток» насчитывает более 300 позиций. Наши эксперты отбирают лучшие товары, инспектируют их производство, выверяют состав и рецептуру, создают удобную и экологичную упаковку. Под private label у нас выпускаются сейчас: минеральная вода, молоко, соки, пиво, пельмени, глазированные сырки, мясные деликатесы и другие продовольственные и непродовольственные товары. По результатам продаж за 2003-2004 годы, многие товары марки «Перекресток» вышли по товарообороту на лидирующие позиции в своих категориях. Это – показатель высокой лояльности наших покупателей.
Добавлю: больше половины – 51% всех покупателей «Перекрестка» – посещают магазины сети чаще, чем раз в неделю. Общее количество покупателей, обслуживаемых в сети «Перекресток» (по данным за 2004 год), составляет 1-1,1 миллиона человек. Не думаю, что приход на российский рынок какой-либо иностранной сети изменит предпочтения людей, выбравших «Перекресток». Если откроемся в Украине, то уверен, что и здесь наши покупатели будут довольны. Мы сумеем их привлечь высоким качеством товаров и услуг по доступным ценам, что всегда было, есть и будет основным нашим преимуществом.