Ритейл vs онлайн-торговля: выживают сильнейшие

ТРЦ Islazul, Мадрид, Испания. Ежегодно этот ТРЦ (GBA – 260 000 м 2, GLA – 90 000 м2) привлекает 10 миллионов посетителей. Он был приобретен компанией TIAA Henderson Real Estate в ноябре 2014 года за 232 миллиона евро ФОТО: IS 68% респондентов согласны с тем, что онлайн-торговля – самый важный фактор, влияющий на сектор торговой недвижимости. Оставшиеся 32% рассматривают рынок торговой недвижимости в качестве таких макрофакторов как изменение демографической ситуации, состояние экономики, энергоэффективность и глобализация. По мнению Джастина Тейлора, руководителя отдела торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield в регионе EMEA, «развитие онлайн-ритейла – не единственный фактор, влияющий на ритейлеров и торговую недвижимость, однако он уже стал частью каждого аспекта розничной торговли и трансформирует индустрию». Опрос показал, что с развитием онлайн-торговли среднеформатные торговые центры оказываются в большей зоне риска, чем крупноформатные и центры районного масштаба, которым будет легче противостоять и даже выигрывать конкурентную борьбу, особенно, если они имеют хорошее позиционирование и четкое уникальное предложение. ТЕХНОЛОГИИ ТРЦ Meadowhall, Великобритания. Четвертый по величине суперрегиональный ТРЦ в Великобритании (GBA – более 134 тысяч м2), который ежегодно привлекает более 25 миллионов посетителей. Объект входит в портфель компании British Land ФОТО: IS Примером использования цифровых технологий в работе торгового центра являются интерактивные панели. В качестве важных инструментов, постоянно набирающих обороты по степени важности, участники исследования указали веб-сайт ТЦ/ТРЦ, который позволяет делать онлайн-покупки, а также бесплатный WI-FI на территории центра. Интерактивные мобильные приложения, меппинг, «электронный кошелек» и все большая персонализация являются следующими шагами в усилении конкурентных преимуществ ТЦ/ТРЦ. Мобильные технологии станут катализатором изменений в ближайшее время, стимулируя открытие pop-up магазинов и бизнесов, построенных на мобильных технологиях. Чтобы занять уверенные позиции в конкурентной борьбе с онлайн-магазинами, владельцы и управляющие торговых центров своими приоритетами на ближайшую перспективу, помимо внедрения новых технологий, также видят улучшение дизайна ТЦ/ТРЦ, расширение предложения зоны фуд-корта и ресторанов, которые участвуют в создании особой атмосферы, изменения в наборе арендаторов, в частности, привлечение международных брендов и местных молодых дизайнеров. Отношения между арендаторами и арендодателями будут находиться под давлением, так как их точки зрения не всегда совпадают. В свою очередь, арендные договоры будут более гибкими и, возможно, их срок будет сокращаться. Существует достаточно распространенное среди респондентов мнение, что в дальнейшем владельцы будут стремиться учитывать в договоре аренды продажи, которые были осуществлены вне магазина. По мере роста объемов онлайн-торговли и снижения покупок в магазине, такой показатель как «процент от оборота» будет терять свою актуальность и релевантность. ТЦ Les Grands Hommes, Бордо, Франция. Этот небольшой по площади торговый центр (GLA – 4700 м2) располагается в престижном ритейл-районе Бордо и входит в портфель компании Eurocommercial ФОТО: IS Наблюдается разница во мнениях касательно структуры арендных платежей, сервисных платежей и размеров магазинов. В то же время назревает необходимость в совместной работе владельца торгового центра и арендатора, в большем спектре новых услуг предоставляемых арендатору, таких как вебхостинг и технологические решения. Опрошенные сошлись во мнении, что логистика – важная сфера для улучшения сервиса и эффективности, по мере того как ритейлеры переходят к многоканальной схеме торговли. Важность логистики в абсолютных цифрах и ее влияние на успех торгового центра будет только расти. Качество атмосферы в торговом центре и доступные в нем услуги будут улучшаться, и управляющие торговыми центрами и ритейлеры будут все больше и качественнее анализировать информацию по поведению покупателя, что приведет к внедрению более продвинутых и проактивных программ лояльности. Дэвид Хатчингс, руководитель направления инвестиционных стратегий компании Cushman & Wakefield, комментирует: «Крупные торговые центры, которые отвечают запросам всей семьи, всегда будут востребованы покупателями. Однако размер ТЦ/ТРЦ – не всегда самый важный показатель. Небольшие, хорошо спозиционированные центры, как, например, галереи и центры районного масштаба, выигрывают за счет удобства». Вопрос, какие ТЦ/ТРЦ будут популярными в будущем, прокомментировал Джастин Тайлор: «Несмотря на то, что необычные по концепции торговые центры, расположенные за пределами города, будут хорошо работать и в век цифровых технологий, будущее индустрии – за торговыми центрами, которые являются частью городской среды, имеют хорошую транспортную доступность. Их гибкость и способность к изменениям, а также функции социального хаба с дополнительными возможностями для проведения мероприятий и оказания услуг, позволит им играть главную роль в формировании урбанистического ландшафта». *«Выживают сильнейшие» – в оригинале – Survival of the Fittest – исследование компании Cushman & Wakefield, результаты которого были опубликованы в ноябре 2014 года. В исследовании приняло участие около 1500 торговых центров, что составляет около 20% европейского рынка. В числе опрошенных – представители компаний Aviva, British Land, Citycon Oyj, Eurocommercial, Immochan, Immofinanz, Inter IKEA, INTU, Lend Lease, Plaza Centres, Mercialys, Redevco, Rockspring, Sonae Sierra, TriGranit, др.