Ритейл-бизнес: франчайзинг vs самостоятельное развитие

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: АРГУМЕНТЫ «ЗА» Самостоятельное развитие на новом рынке предполагает финансовые риски, которые бренды готовы частично переложить на плечи локальных партнеров – франчайзи ФОТО: «CP» В числе основных преимуществ самостоятельного развития зарубежных сетей на рынке эксперты называют более динамичное продвижение своего бренда, что «обусловлено доступным финансированием и едиными стандартами ведения бизнеса, принятыми материнской компанией», – поясняет Анна Чуботина, руководитель отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle в Киеве. Материнскими компаниями на украинском рынке представлены такие fashion-ритейлеры как Inditex Group (Испания), New Yorker (Германия), LPP Group (Польша), а также турецкие бренды LC Waikiki, Collezione, Suvari. Среди российских ритейлеров, материнскими компаниями представлены «Спортмастер», O’STIN, InCity, Gloria Jeans, Centro, Kari, Kira Plastinina. «Крупные мировые компании – Inditex Group, New Yorker, LC Waikiki – отдают предпочтение самостоятельному развитию, благодаря своему богатому бизнес-опыту, единым прочным стандартам работы и отработанной концепции, – комментирует Анна Чуботина. – В свою очередь причина, по которой самостоятельно на украинском рынке развиваются российские национальные бренды, – собственная стратегия, основанная на схожести российского и украинского рынков и почти аналогичных правилах ведения бизнеса». С качественным развитием украинского рынка торговой недвижимости и ритейл-индустрии ожидается переход некоторых операторов со схемы франчайзинга на самостоятельное развитие. Так, о желании открывать прямые магазины заявил ритейл-оператор Mango (Испания), который на данный момент развивается в Украине посредством франчайзинга. Процесс перехода ритейл-операторов на самостоятельное развитие происходит точечно на соседнем, российском рынке. Так, испанский оператор Grupo Cortefiel, собственник брендов Springfield и Women’Secret, выкупил у своего российского франчайзи – компании «Мэлон Фэшн Груп» – магазины данных сетей в России. В рамках сделки «Мэлон Фэшн Груп» передало Cortefiel Group бизнес «под ключ», а именно сеть из 79 магазинов в России (36 – Springfield, 43 – Women’Secret), с персоналом, оборудованием и товаром. Франшизой на развитие магазинов сети Gap в Украине владеет «ГАП Украина», созданная турецкой компанией Fiba Retail (на фото: магазин Gap по ул. Крещатик, 50 в Киеве) ФОТО: «CP» Следует отметить, что компания «Мэлон Фэшн Груп» подписала договор мастер-франчайзинга с Cortefiel Group в 2010 году. Договором предполагалось представление российской компанией марок Springfield и Women’Secret и приобретение 43 магазинов (22 – Springfield, 21 – Women’Secret) на территории России и 15 магазинов (7 – Springfield, 8 – Women’Secret) в Украине. Также в 2013 году состоялась сделка по продаже компанией «Мэлон Фэшн Груп» сетей Springfield и Women’Secret в Украине в количестве 13 магазинов эстонской компании KarKat Fashion Group. ФРАНЧАЙЗИНГ: В ПОМОЩЬ РИТЕЙЛ-ОПЕРАТОРУ В числе основных проблем, с которыми зарубежные ритейл-операторы неминуемо сталкиваются в Украине, – административные и бюрократические ограничения, усложняющие бизнес-процессы. Самостоятельное развитие на новом рынке предполагает финансовые риски (большие по объему инвестиции в аренду/приобретение торговых площадей, их отделку и оборудование, логистику, персонал и многое другое), которые бренды в силу многих причин готовы частично переложить на плечи локальных партнеров – франчайзи. «Законы экспансии брендов на рынке одинаковы для всех стран, поэтому очень важным является соответствие уровня развития страны требованиям международных операторов, которых они придерживаются при выходе на новый рынок, – рассказывает Анна Чуботина. – Главными необходимыми факторами являются высокий потребительский спрос, прозрачность ведения бизнеса, обеспеченность качественными торговыми площадями – полноформатными торговыми объектами с удачной локацией, профессиональным девелопером и управляющей компанией, грамотной и современной концепцией. Все вышеперечисленное свидетельствует о зрелости рынка, что повышает кредит доверия зарубежных сетевых ритейлеров к нему. Украина пока не достигла такой стадии зрелости, однако, по нашим прогнозам, если весь запланированный объем нового качественного предложения до 2015 года будет введен в эксплуатацию и макроэкономическая ситуация будет благоприятствовать, наша страна значительно возвысится в рейтинге привлекательности для развития иностранных операторов». Посредством франчайзинга на украинском рынке развивается немецкий оператор сети магазинов Jack Wolfskin (производитель функциональной одежды, обуви и снаряжения для активного отдыха). Франшиза торговой марки в Украине принадлежит компании Marathon, которая является владельцем сети магазинов «Марафон». В августе 2013 года в торгово-развлекательном центре «Караван» (ул. Луговая, 12, Киев) состоялось открытие первого в Украине монобрендового магазина немецкой сети Jack Wolfskin. Материнскими компаниями на украинском рынке представлены такие fashion-ритейлеры как Inditex Group (Испания), NewYorker (Германия), LPP Group (Польша), др. ФОТО: «CP» Стоит отметить, что выход немецкого бренда на украинский рынок произошел еще в 2007 году, когда был подписан договор о сотрудничестве с украинским фран-чайзи. Открытие магазина Jack Wolfskin состоялось в ТРЦ «Большевик» по ул. Вадима Гетьмана, 6 в Киеве, однако в связи с началом экономического кризиса магазин был закрыт. Британский fashion-бренд TopShop развивается на украинском рынке также посредством франчайзинга. Франчайзи сети выступает компания «БНС ТРЭЙД» (входит в состав российской группы «БНС»). На данный момент сеть представлена двумя магазинами в Украине – в торгово-развлекательных центрах Ocean Plaza и SKY MALL (оба ТРЦ – Киев). Помимо бренда TopShop, компания «БНС ТРЭЙД» является официальным представителем брендов Calvin Klein, Calvin Klein Jeans, Pinko, Miss Selfridge на территории Украины. Развитием сети магазинов Gap (США) в нашей стране занимается компания «ГАП Украина», созданная турецкой компанией Fiba Retail (входит в крупный финансово-промышленный холдинг Fiba Group), которая владеет и управляет франчайзинговыми магазинами Gap и Banana Republic в Турции, России и Украине. Первый в Украине магазин американского бренда Gap открылся в июне 2011 года по ул. Крещатик, 50 в Киеве. На данный момент магазины Gap представлены также в ТРЦ «Караван», ТРЦ Ocean Plaza (оба – Киев) и в ТЦ «Пассаж» в Днепропетровске. ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ В числе немногочисленных зарубежных сетевых операторов продовольственного ритейла, представленных на украинском рынке, следует назвать немецкую сеть Billa (входит в состав немецкого концерна REWE Group), французскую сеть Auchan, сеть METRO Cash & Carry (Германия). Все три оператора развиваются в Украине материнскими компаниями. Самостоятельное развитие осуществляет также сеть Novus, инвестором которой выступает литовский холдинг BT Invest. Российский оператор X5 Retail Group, самостоятельно развивающий в Украине сеть супермаркетов «Перекресток», заявил о намерении вывести новую сеть на наш рынок – «Перекресток-Экспресс», которую он намерен развивать в Киеве и киевской области как самостоятельно, так и посредством франчайзинга. Дмитрий Смирнов, генеральный директор «Икс 5 Ритейл Груп Украина» (представительство российской X5 Retail Group), сообщил: «Данную сеть мы планируем развивать самостоятельно, но также готовы к сотрудничеству, поскольку имеем все необходимые инструменты для работы по франчайзингу и всегда открыты для диалога». Старт бизнеса на новом рынке ритейлеры предпочитают делать посредством франчайзинга, затем, в случае успешных результатов, продолжают самостоятельную экспансию (на фото: магазин сети JYSK) ФОТО: IS Украинские сетевые ритейл-операторы развиваются преимущественно самостоятельно: «Ритейл Групп» (супермаркеты «Велика Кишеня»), Fozzy Group (супермаркеты «Сільпо», гипермаркеты Fozzy, «магазины у дома» «Фора»), др. Однако некоторые сети начинают применять схему франчайзинга. Так, в нынешнем году национальная сеть супермаркетов «Фуршет» открыла свой первый магазин по системе франчайзинга. Открытие магазина состоялось в Евпатории по ул. Д. Ульянова, 1/2. Франчайзинговому партнеру компании «Фуршет» переданы право пользования брендом, бизнес-процессами и СТМ. Составляющей договора с франчайзи также стал пункт о праве выкупа ритейлером «Фуршет» операционного бизнеса, открытого по франшизе. Управляющая структура украинской сети супермаркетов «Наш Край» – компания «Наш Край-ЛЦ» – развивается по системе франчайзинга с 2004 года. На данный момент в сети представлено 119 франчайзинговых объектов, кроме того, ритейл-оператор проводит активную политику по привлечению к сотрудничеству новых франчайзи. ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА Датская компания JYSK (сеть магазинов товаров для дома), которая вышла на рынок Украины в 2004 году, изначально вела свое развитие по схеме франчайзинга. Однако в 2012 году оператор отказался от франчайзинга в пользу самостоятельного развития. «В Украине компания JYSK развивалась по схеме франчайзинга с 2004 года до 1 октября 2012 года, – рассказывает Евгений Иваница, исполнительный директор компании «ЮСК Украина». – За это время были достигнуты определенные результаты, открыто 10 магазинов в разных городах страны. В 2012 году оборот JYSK в Украине составил 200 миллионов гривен. К сожалению, скорость развития сети была недостаточно динамичной, и компания приняла логичное решение открыть свою дочернюю организацию». Причины изменения оператором схемы развития на украинском рынке комментирует Игорь Заболоцкий, директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International (Украина): «Востребованность формата JYSK на нашем рынке была очевидна и ранее, а массовому развитию сети препятствовали возможности партнера. После перехода магазинов под полный контроль материнской компании и ее готовности инвестировать в открытие новых магазинов JYSK, мы можем наблюдать активное развитие JYSK в Киеве и регионах». «На примере компании JYSK можно сделать вывод о том, что старт бизнеса на новом рынке ритейлеры предпочитают начинать посредством франчайзинга, таким образом, тестируя рынок, а затем, в случае успешных результатов, продолжают самостоятельную экспансию. И таких ритейлеров становится все больше», – отметила Анна Чуботина. По мнению экспертов, все больше глобальных сетевых ритейл-операторов будет выходить на украинский рынок напрямую, особенно если они ставят перед собой задачу открытия большого количества магазинов за короткий период времени. «Это будет происходить из-за проблем с привлечением банковского финансирования и ограниченного финансового ресурса у большинства франчайзинговых партнеров. Как результат, они оказываются не способны реализовать требования брендодержателя по темпам развития конкретной торговой марки в Украине», – прокомментировал Игорь Заболоцкий.