Ревизия землепользования в столице


В заключениях Госкомзема и КРУ указывается на то, что в Киеве остается нерешенным вопрос о создании единого органа земельных ресурсов, который должен выполнять функции по учету и контролю за использованием земель в столице. Напомним, что в городе одновременно функционируют Главное управление земельных ресурсов Киевской горадминистрации (Киевзема) и территориальный орган Госкомзема – Киевского городского управления земельных ресурсов.
«На сегодняшний день в структуре городского совета и горадминистрации, которые подчинены городскому голове, функционирует орган по вопросам земельных ресурсов местного самоуправления, который в нарушение законодательства взял на себя функции органа государственной власти, захватил имущество территориального органа Госкомзема в Киеве и информационную базу, которая является государственной собственностью. Следствием таких действий является то, что в Киеве не ведется государственный земельный кадастр, документы, которые свидетельствуют о праве собственности (пользования) землей, регистрируются и выдаются с нарушением требований законодательства», – говорится в заключении Госкомзема.
КРУ констатирует, что одновременное существование Главного управления земельных ресурсов Киевской горадминистрации и Киевского городского управления земельных ресурсов приводит к дополнительным затратам бюджетных средств на их содержание. В частности, в 2002-2003 годах эти затраты составили 1,1 миллиона и 5 миллионов гривен соответственно. В столице в 2003 году объемы продажи земель несельскохозяйственного назначения увеличились более, чем в три раза, по сравнению с 2002, – с 9,6 до 31,6 гектара. Всего по 88-и договорам купли-продажи без проведения конкурсов и земельных аукционов осуществлена продажа земельных участков общей площадью 32,7 гектара на сумму 149,7 миллиона гривен при отсутствии документов, подтверждающих право пользования этими территориями (государственных актов, договоров аренды). КРУ считает, что в случае продажи этих земель на аукционах дополнительные поступления в бюджет могли составить около 10 миллионов гривен.
Поступления от платы за аренду земельных участков составляли в 2002 году 56,4 миллиона гривен, в 2003 – 81,3 миллиона, то есть увеличились на 44%. Вместе с тем, учет расчетов по договорам аренды и контроль над правильностью начисления и полнотой оплаты арендных платежей никто не осуществляет. По данным КРУ, ориентировочная сумма недоимки по арендным платежам по состоянию на 1 января текущего года составила около 14 миллионов гривен.
Госкомзем отмечает, что в 2003 году в 758-и случаях после принятия решения Киевсоветом о предоставлении земельного участка в аренду заключение договора аренды затягивалось на срок свыше четырех месяцев. Общая площадь таких участков составляет около 725 гектаров, а неуплата аренды превышает 400 лет, что приводит к значительным утратам местного бюджета (в год эта сумма достигает 76,8 миллиона гривен). Кроме того, в 2003 году по 97 землепользователям завершился срок действия договоров аренды, а дальнейшее землепользование с Киевсоветом не согласовано.
В заключениях КРУ и Госкомзема указывается на нарушения, связанные с резервированием земельных участков. Так, КРУ отмечает, что введение в Киеве такого резервирования было направлено по своей сути на привлечение дополнительных средств в специальный фонд столичного бюджета. Однако «фактически это привело к тому, что большое число землепользователей эксплуатирует резервированные земельные участки и платит суммы меньшие, чем размер налога на землю и арендная плата». Госкомзем в свою очередь подчеркивает, что резервирование земельных участков не предусмотрено действующим земельным законодательством и «фактически является скрытым отходом от рынка земель». В соответствии с распоряжением Киевского городского головы от 17 августа 2000 года «О резервировании земельных участков в Киеве», по состоянию на 1 января 2004 года Киевсовет заключил 1189 договоров резервирования земельных участков общей площадью 786,7 гектара. Плата по договору резервирования устанавливается, как правило, в размере 0,5% денежной оценки участка, что значительно ниже размера налога на землю и арендной платы. Однако, ни один из зарезервированных земельных участков не был предложен Киевсоветом для продажи на аукционе.
В целом Госкомзем констатирует, что в Киеве фактически отсутствует рынок земли. Нормативно-правовые акты, изданные Киевсоветом и городским головой, которые должны обеспечивать реализацию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования и охраны земель на территории города, противоречат действующему законодательству. «Фактически городской совет заблокировал и не выполнил указы президента Украины «О создании единой системы государственных органов земельных ресурсов», «Об основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы», «О мерах по развитию и регулированию рынка земель населенных пунктов, других земель несельскохозяйтсвенного назначения», «О мерах по созданию единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них в составе государственного земельного кадастра», а также положения Земельного кодекса Украины», – говорится в заключении.
Госкомзем отмечает, что «несогласованность и несоответствие принятых в столице нормативных актов законодательным и нормативным актам Украины, бесконтрольность их выполнения спровоцировало многочисленные нарушения земельного законодательства: самовольное занятие участков и использование их без правовых документов; затягивание сроков по оформлению документов, свидетельствующих право пользования (собственности) на землю; недопоступление в бюджет средств от использования земельных участков; перетягивание и подмену функций государственной власти на органы местного самоуправления». В качестве примера самовольного занятия территорий Госкомзем приводит факты, имеющие место вблизи Национального историко-культурного археологического заповедника «Киево-Печерская Лавра», на землях водного фонда по улице Набережно-Крещатицкой, на островах Галерный и Жуков, на Русановской набережной.
В заключении Госкомзема подчеркнуто, что «закрытость деятельности Киевсовета и Киевзема КГГА, ограниченность доступа граждан и государства в лице органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов к информации и документации в сфере землепользования создают условия для злоупотреблений и коррупционных проявлений при распоряжении земельными ресурсами и средствами в Киеве, низкого уровня выполнения земельных работ».
Так, особенностью осуществления самоуправления в Киеве, определенного Законом «О столице – городе-герое Киеве», является неразделимость функций исполнительного органа местного самоуправления и органа государственной исполнительной власти (в Киеве функции исполкома Киевсовета выполняет Киевская горадминистрация). Поэтому созданный Киевсоветом Киевзем является одновременно органом местного самоуправления и государственной исполнительной власти. Это делает невозможным доступ государственных контролирующих органов к деятельности Киевсовета и горадминистрации, в том числе в сфере землепользования, что приводит к препятствованию в осуществлении государственной политики в области земельных отношений на территории столицы.
Госкомзем отмечает, что Киевзем уже в течение длительного времени предоставляет исключительное (монопольное) право проведения работ по оформлению документов, свидетельствующих о праве собственности (пользования) землей коммунальному предприятию «Киевский городской центр земельного кадастра и приватизации земли». Это приводило к тому, что в отдельных случаях выдача гражданам государственных актов права собственности на землю затягивалась на несколько лет. Кроме того, это содействовало «крайне неудовлетворительному выполнению работ по разработке технической документации, необоснованной и завышенной стоимости выполнения работ по оформлению и изготовлению государственных актов на право частной собственности на землю».
В заключении отмечается, что отсутствие в Киеве рыночных отношений в сфере земельных отношений и блокирование их со стороны Киевсовета привело к образованию в столице теневого рынка земли, а также монополизации пользования землей. Об этом свидетельствует выборочный мониторинг существующего вторичного рынка земли в Киеве. Так, Госкомзем установил, что право аренды земельных участков, переданных Киевсоветом юридическим лицам бесплатно в аренду, затем продается путем изменения учредителей юридического лица. На территории города имеет место и «целенаправленная монополизация по предоставлению земельных участков под многоэтажное жилье ограниченному кругу юридических лиц, которые на сегодня ведут интенсивное строительство на территории Киева, и лишения возможности получить земельные участки в собственность или аренду других юридических лиц, желающих строить». Это приводит к искусственному сдерживанию предложений на рынке жилья и, соответственно, к постоянному росту цен на него. В результате спрос на рынке жилья преобладает над предложением, и строительные организации получают сверхприбыли.
Проверки также свидетельствуют о фактах принятия Киевсоветом решений о предоставлении земельных участков с нарушением требований законов «Об охране культурного наследия», «О природно-заповедном фонде Украины» и Земельного кодекса Украины, что приводит к нанесению ущерба национальным интересам государства. В частности, имели место факты незаконного изъятия и предоставления земельных участков под застройку на территории Государственного историко-культурного заповедника «Стародавний Киев», государственного заповедного хозяйства «Феофания», парка-памятника садово-паркового искусства местного значения «Кинь-Грусть» в районе улицы Кобзарской и парка «Нивки», парка в районе улицы Вышгородской, участке зеленых насаждений в районе улицы Золочевской, на участке Столичное шоссе, 49, который расположен в охранной зоне регионального ландшафтного парка «Голосеевский». На территории Голосеевского парка имени М. Рыльского почти все объекты Минкультуры сданы в аренду с изменением целевого назначения под кафе, бары и т.д.
Общая сумма утрат бюджета от использования земельных участков парковых территорий не по целевому назначению только по фактам, установленным в ходе проверки, составляет 21,1 миллиона гривен.
В Киеве не разработан ни один проект землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и земель другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, водоохранных полос. Ни одно из пяти коммунальных лесохозяйственных предприятий города не оформило документы на пользование землей. В свою очередь, это привело к потребительской позиции со стороны Киевсовета в вопросах использования земельных ресурсов. Участки распределяются без учета экологических требований и интересов общества. Процессы распределения земельных ресурсов проходят непрозрачно, закрыто от общественности города.
Вследствие этого с территории лесопарковых хозяйств и земель лесного фонда изымаются участки для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства. За последние годы в столице территории с земельными насаждениями общего пользования уменьшились на 400 гектаров, площадь земель лесного фонда – на 16 гектаров.
Госкомзем также отмечает, что за короткое время Государственная инспекция по контролю за использованием и охраной земель провела в Киеве более 500 проверок соблюдения действующего законодательства, по результатам которых к административной ответственности было привлечено 198 юридических лиц. В Киевсовет было направлено 38 ходатайств о прекращении права пользования земельными участками, еще 39 представлений было направлено в органы прокуратуры. В органы Службы безопасности и Министерства внутренних дел Украины направлено 23 материала для дальнейшего реагирования. Проверки продолжаются.