Reikartz Hotels & Resorts: «Пока иностранные гостиничные сети мешкают с выходом на украинский рынок, мы занимаем выигрышные позиции»

Стратегической целью Reikartz Hotels & Resorts является формирование крупнейшей в Украине сети отелей категории 3 и 4 звезды фото: REIKARTZ HOTELS & RESORTS Расскажите, пожалуйста, об истории выхода компании на украинский рынок. Чем было обусловлено решение развивать проекты гостиничного бизнеса именно на территории Украины? История выхода компании на украинский рынок началась с того, что три бельгийских архитектора, среди которых был Франсуа Рейкарц, приобрели здание во Львове на улице Друкарской с целью последующей его реконструкции под жилой дом. В процессе реконструкции инвесторы столкнулись со множеством бюрократических проблем и к 2007 году, когда здание было полностью реконструировано, хотели выйти из бизнеса, продав еще не сданный в эксплуатацию объект. Недострой заинтересовал эстонских инвесторов, которые заявили о себе на украинском гостиничном рынке немногим ранее, приобретя недостроенное здание отеля в Карпатах (поселок Ждениево) с целью его реконструкции. Убедившись в том, что на гостиничном рынке Украины практически отсутствуют сетевые отели, столь распространенные в Европе, эстонские предприниматели решили продолжить экспансию на украинском рынке. Так здание на Друкарской перешло в их собственность. Франсуа Рейкарц при этом остался в совете директоров компании в качестве главного архитектора проекта. С какими трудностями пришлось столкнуться при выходе на украинский рынок, каким образом удалось с ними совладать? Основная проблема украинского рынка – это бюрократические барьеры наряду с несовершенными законами и другими регламентирующими документами. Справиться с этим своими силами не представляется возможным, поэтому мы подстраиваемся под условия рынка. Также мы сталкиваемся с проблемой отсутствия квалифицированных кадров, особенно в областных городах и на курортах. Но в любом случае, мы предпочитаем преодолевать препятствия, придумывая нестандартные пути решения, а не рассуждать о них. Глобальный экономический кризис негативно сказался на гостиничном бизнесе, а как он повлиял на Ваши планы по экспансии на украинском рынке? Была ли компания вынуждена пересмотреть стратегию развитию гостиничной сети Reikartz Hotels & Resorts в связи с кризисом? Если да, то в чем заключалась ее коррекция? Нашей компании удалось войти в кризис без кредитов и других обязательств. Акционеры стремились к активному развитию, и такой случай представился только в кризис – в этом году мы приобрели четыре объекта и планируем до конца года заключить еще несколько сделок. По собственным прогнозам, в 2010 год мы войдем располагая десятью собственными объектами, из которых пять или шесть уже будут введены в эксплуатацию. Компании Reikartz Hotels & Resorts удалось купить несколько объектов в региональных центрах Украины за 30% от цены, заявленной продавцом до кризиса фото: REIKARTZ HOTELS & RESORTS Как кризис повлиял на заполняемость гостиниц сети Reikartz Hotels & Resorts в разных регионах страны? В каких регионах заполняемость упала больше всего? Как Вы считаете, почему? Конечно, уровень заполняемости гостиниц снизился. Особенно это было заметно летом, однако осенью наступило оживление, и показатели по нашим бизнес-отелям свидетельствуют о неплохом результате. Пересматривали ли Вы стоимость гостиничных номеров в гостиницах? Как изменилась цена номера? Стоимость гостиничных номеров в сторону уменьшения из-за кризиса мы не пересматривали. Кроме того, на время летнего сезона на курортах были установлены более высокие цены. Как изменилась доходность в расчете на один гостиничный номер в гостиницах, находящихся под Вашим управлением? Доходность в гривнах на один номер практически не изменилась, однако доходность в привязке к евро уменьшилась практически на размер девальвации гривны к евро. Какие меры Вы принимаете с целью восстановления и сохранения уровня продаж номеров? Как утверждают гуру бизнеса, в кризис нужно не экономить, а пытаться больше зарабатывать. Так поступили и мы – расширили отделы продаж, перешли на прямые контакты с корпоративными клиентами, увеличили рекламный бюджет. По прогнозам Reikartz Hotels & Resorts, к 2010 году компания введет в эксплуатацию 5-6 гостиниц в Украине (на фото – гостиница «Reikartz Карпаты», Ждениево, Украина) фото: REIKARTZ HOTELS & RESORTS В 2009 году сеть отелей Reikartz продолжила достаточно активно расширять свое присутствие в регионах Украины. Компания рассматривает варианты строительства бизнес-отелей в таких крупных региональных центрах, как Львов, Днепропетровск, Одесса. Чем можно объяснить Ваше стремление освоить в первую очередь регионы и отсутствие в этом списке Киева? Киев, как бизнес-регион, меньше всего почувствовал на себе влияние кризиса, поэтому столичные объекты недвижимости уменьшились в цене не более чем на 30%, тогда как объекты в регионах нам удавалось купить за 30% от цены, заявленной продавцом до кризиса. Рано или поздно настанет черед и киевского рынка, на который мы выйдем или со своим собственным объектом, или объектом в управлении. Мы выжидаем, пока здесь появится хорошее предложение, и, поверьте нам, его не упустим. В нынешнем году Reikartz Hotels & Resorts включила в свой состав отели в Закарпатской области и Кировограде. Чем Вы можете объяснить свой выбор в пользу данных гостиничных объектов? Какими факторами Вы руководствуетесь, приобретая в сеть тот или иной объект? В этом году мы приобрели четыре объекта – в с. Поляна Закарпатской области, во Львове, Кировограде и Одессе. Три из четырех объектов будут запущены в этом году, а отель в Одессе планируется построить в две очереди (на 50 и 80 номеров соответственно), первая из которых будет сдана в 2011 году. Наша основная цель сейчас – занять определенный объем рынка и войти в первую тройку гостиничных компаний Украины, поэтому при покупке рассматриваются любые объекты, которые могут генерировать доход. За счет каких средств приобретались данные объекты во времена всеобщего финансового затишья? Назовите основные источники финансирования сети в данный момент. Все объекты приобретались за счет средств акционеров. Какие стратегические задачи на ближайшее время остаются приоритетными для компании (собственное строительство, привлечение отелей в сеть и т.д.)? Как уже говорилось выше, нашей стратегической целью остается формирование крупнейшей в Украине сети отелей формата 4 и 3 звезды. Мы будем строить новые отели, приобретать существующие и предлагать управление отелями на рынке Украины. В компании Reikartz разработаны и внедряются собственные стандарты качества предоставления гостиничных услуг, а в следующем году мы планируем начать сертификацию системы менеджмента качества на соответствие стандарту ISO 9001. Гости любого нашего отеля должны быть уверены, что в сети Reikartz им рады, с удовольствием выполнят их пожелания и просьбы, что стандарты обслуживания везде одинаковы и соответствуют высокому уровню оказания гостиничных услуг. Большую часть архитектурной работы в процессе развития проектов гостиниц сети Reikartz Hotels & Resorts выполняют бельгийские специалисты фото: REIKARTZ HOTELS & RESORTS Планируете ли Вы осваивать рынки стран бывшего СНГ и/или ближнего зарубежья? Пока время для экспансии на соседние рынки еще не пришло, нужно достичь устойчивых позиций на рынке Украины, а потом можно двигаться и дальше. Какое количество функционирующих отелей и отелей на этапе проектирования/строительства под брэндом Reikartz Hotels & Resorts насчитывает портфель компании? На сегодняшний момент у сети Reikartz два функционирующих отеля. Еще два откроются к Новому году. Отель в Днепропетровске и второй отель во Львове будут запущены в следующем году, а первая очередь отеля в Одессе начнет свою работу в 2011 году. С кем из подрядчиков Вы сегодня активно сотрудничаете (консалтинговые компании, архитекторы, генподрядчики и т.д.)? Вы привлекаете, как правило, местные компании или зарубежных специалистов? Поскольку в совет директоров входит Франсуа Рейкарц, то большую часть проектной и архитектурной работы выполняют бельгийские специалисты. Ими спроектированы десятки отелей в Бельгии и их опыт нам очень полезен. Для выполнения строительных работ мы привлекаем местные региональные компании. Расскажите, пожалуйста, подробней об управляющей компании сети отелей, объединенной брэндом Reikartz Hotels & Resorts. Управляющая компания называется Reikartz Hotel Management, ее стратегической целью является создание и эффективное развитие конкурентоспособной гостиничной сети с высоким уровнем обслуживания, системным подходом к реконструкции и развитию отелей. Для этого используются все наши наработки по стандартам, эксплуатации, комплектации и, конечно, продажам и маркетингу. Также мы берем под надзор проекты, которые находятся в состоянии проектирования или строительства. Такого опыта проектирования, реконструкции и строительства гостиничных объектов нет ни у одной компании в Украине. Расскажите о форме/формах собственности компании – рассматриваете ли Вы, к примеру, возможность долевого участия в проектах партнеров из регионов? Да, долевое участие в проектах региональных партнеров также возможно, сейчас мы как раз ведем переговоры о двух таких проектах. Как Вы оцениваете современную ситуацию на украинском рынке гостиничной недвижимости? Когда, по Вашему мнению, стоит ожидать улучшения ситуации в гостиничном сегменте Украины? Существующая ситуация на гостиничном рынке очень благоприятна для экспансии и этим нужно пользоваться. Учитывая, что гостиничный рынок Англии (по населению коррелируется с Украиной) в 10 раз больше украинского, то невооруженным глазом видно возможности роста для многих компаний, которые сейчас могут проявить интерес к этому рынку. Конечно, наиболее опасны для нас в качестве конкурентов иностранные гостиничные сети, однако они не торопятся, благодаря чему мы выигрываем время, чтобы занять более выгодные позиции.