Регистрация и правовая защита торговой марки и коммерческого наименования в Украине


ТОРГОВАЯ МАРКА


Тарас Кислый, юрист компании «Магистр & Партнеры»
фото: «Магистр & Партнеры»

Торговая марка (товарный знак, знак для товаров и/или услуг, логотип) – это слово, изображение или их комбинация, позволяющие отличить одни товары/услуги от других. Каждая торговая марка регистрируется для определенного перечня товаров и/или услуг.
Примером торговых марок в сфере коммерческой недвижимости могут служить METRO (сеть магазинов), «Форум» (офисные центры), Hyatt или Radisson (гостиничные сети) и т.д. Для удобства все возможные наименования внесены в Международную классификацию товаров и услуг (МКТУ), содержащую на данный момент 45 классов – 34 класса товаров и 11 классов услуг.
Идентичные торговые марки, предназначенные для разных товаров/услуг, могут беспрепятственно получить государственную регистрацию. Их существование не является нарушением чьих-либо прав.
Так, к примеру, торговая марка «Панорама» используется одной компанией как название офисного центра, а другой – как наименование программы скидок для авиапассажиров. Бывают и более спорные случаи использования схожих торговых марок разными лицами. Например, после долгих споров на имя разных лиц была зарегистрирована торговая марка «Биокон» – для лекарственных средств на имя одного лица и для сети аптек – на имя другого.
Вполне возможно, что торговая марка, которую вы планируете зарегистрировать, уже существует. Чтобы уточнить эту информацию, можно заказать так называемый патентный поиск, который проводится Украинским институтом промышленной собственности (Укрпатент). В течение одной-двух недель специалисты проверят наличие подобных торговых марок и предоставят официальный отчет. Стоимость такой услуги относительно невелика – от тысячи гривен и выше (зависит от того, по какому количеству классов товаров/услуг будет проводиться поиск).
На рынке патентных услуг предлагается также более ускоренный и дешевый неофициальный поиск, но его результаты не будут гарантированно точными, к тому же, их нельзя использовать при дальнейших процедурах государственной регистрации.
Кроме проведения поиска, целесообразной может быть проверка рынка, цель которой – установить, не использует ли конкурирующее предприятие торговую марку, которую вы хотите зарегистрировать. Если такое использование имеет место, в будущем вы не сможете заставить конкурента прекратить его, даже если он не регистрировал свою торговую марку. С другой стороны, после регистрации вашей торговой марки конкурент не сможет зарегистрировать или расширить бизнес.
Проверку рынка может провести компания, специализирующаяся на маркетинговых исследованиях, хотя в большинстве случаев специалисты, работающие в одной отрасли, хорошо знают, кто и какие названия использует. Такую информацию можно получить и при помощи поисковой Интернет-системы.


РЕГИСТРАЦИЯ ТОРГОВОЙ МАРКИ
Регистрация торговой марки может производиться по национальной либо по международной процедуре. Национальная предполагает обращение с заявкой в Укрпатент. Основной документ, регулирующий такую процедуру, – Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Стоимость подачи заявки относительно невысока: для украинских (и некоторых постсоветских) заявителей – от нескольких сотен гривен и выше; для заявителей из дальнего зарубежья эта сумма значительно больше.
Заявленную торговую марку проверяют на соответствие формальным требованиям (правильное оформление, платежки и т.д.), кроме того, она должна отличаться от других, уже охраняемых марок аналогичных товаров/услуг. С момента подачи заявки и до регистрации проходит в среднем до 2 лет.
Возможна также ускоренная регистрация. Это официальная услуга, предоставляемая Укрпатентом. При ее проведении может быть использован поиск, который заказывался в Укрпатенте до подачи заявки. Официальное ускорение обойдется в несколько тысяч гривен (зависит от количества классов товаров/услуг, для которых заявляется торговая марка). В этом случае процесс регистрации займет от 6 до 9 месяцев. На патентном рынке существуют фирмы, предоставляющие услуги еще более ускоренной регистрации (2-3 месяца).
Торговая марка регистрируется на 10 лет с возможностью продления еще на неограниченное количество раз.
Кроме национальной процедуры регистрации, существует также международная. Если у вас есть заявка или регистрация торговой марки за рубежом (в странах – членах Мадридских соглашений о международной регистрации знаков), вы можете через Всемирную организацию по защите интеллектуальной собственности (ВОИС) просить об охране вашей торговой марки в других странах – членах Мадридских соглашений, в том числе и в Украине. Всемирная организация направляет запрос о защите в такие государства, к которым принадлежит и Украина, где Укрпатент проверяет, нет ли сходных торговых марок для сходных товаров/услуг. Если их нет, охрана предоставляется в таком же объеме, как и торговой марке, зарегистрированной по национальной процедуре.
Закон не обязывает регистрировать торговые марки, но в случае отсутствия регистрации есть риск, что марку присвоит кто-нибудь другой.
Зарегистрированную торговую марку нужно использовать. В противном случае регистрация может быть досрочно прекращена по решению суда.
Собственник зарегистрированной торговой марки может использовать ее самостоятельно либо выдать лицензию. Кроме того, торговую марку можно продать.


ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОРГОВУЮ МАРКУ
Собственник торговой марки имеет исключительное право на ее использование, за нарушение которого виновные лица могут быть привлечены к административной (статьи 51-52 Кодекса об административных правонарушениях) или уголовной (статья 229 Уголовного кодекса) ответственности. Также, если в действиях нарушителя присутствуют признаки недобросовестной конкуренции, он может быть наказан Антимонопольным комитетом Украины (Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», Парижская конвенция об охране промышленной собственности и т.д.).
Наиболее действенным и распространенным способом является обращение в суд с иском о защите своих нарушенных прав. Нарушением прав считается использование/регистрация идентичного/сходного обозначения для идентичных/сходных товаров/услуг. Суд может своим решением обязать нарушителя прекратить использование торговой марки, признать недействительной ее государственную регистрацию, взыскать с нарушителя материальный, реже – моральный ущерб.


КОММЕРЧЕСКОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
Еще одним средством брэндинга, наряду с торговой маркой, является также коммерческое (фирменное) наименование – название предприятий, позволяющее отличить одно предприятие от другого.
Охране подлежит как полное (например, Общество с ограниченной ответственностью «Василек»), так и сокращенное коммерческое наименование (ООО «Василек»).
Следует отметить, что нормативное регулирование по коммерческому наименованию является неполным и противоречивым (статьи 8, 9 Парижской конвенции об охране промышленной собственности, глава 43 Гражданского кодекса, статья 159 Гражданского кодекса и др.). В результате имеем объект с довольно слабой правовой защитой.
Перед регистрацией коммерческого наименования следует проверить, не зарегистрирована ли уже компания с аналогичным названием. Это можно сделать, например, направив запрос в Государственный комитет статистики. Стоимость услуги составит до 100 гривен, срок – около рабочей недели.
Если такое наименование не будет обнаружено, вы можете его «забронировать», пока не соберете документы, необходимые для регистрации.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО НАИМЕНОВАНИЯ
Срок проведения государственной регистрации коммерческого наименования составляет обычно от недели до месяца.
Следует помнить, что коммерческие наименования охраняются и без регистрации, но их использование в таком случае будет несколько затруднено. Собственник коммерческого наименования может использовать его для идентификации своего предприятия всеми разумными способами (на бланках, вывесках, в рекламе, как в полном, так и в сокращенном виде).
Также важно отметить, что, в отличие от торговой марки, нельзя выдать лицензию на использование коммерческого наименования третьими лицами.


ЗАЩИТА ПРАВ НА КОММЕРЧЕСКОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
Нарушением является использование идентичных коммерческих наименований в одной сфере деятельности. Под идентичностью здесь подразумевается полное совпадение, вплоть до названия организационно-правовой формы. В случаях, если названия даже незначительно отличаются, практика идет разными путями.
Незаконное использование коммерческого наименования является основанием для привлечения нарушителя к административной либо уголовной ответственности.
Возможна также защита прав в порядке обращения с соответствующим иском в суд, который своим решением может обязать прекратить нарушение, взыскать материальные, реже – моральные, убытки.
Примером такой защиты может служить спор между ЗАО «Альфа Капитал Украина» и ООО УФК «Альфа Капитал», который возник несколько лет назад. В этом споре победило предприятие, созданное раньше, чем его оппонент. В то же время сейчас в реестре предприятий насчитываются сотни компаний, чье название содержит слово «Альфа», но это не мешает им мирно сосуществовать, поскольку они занимаются разным бизнесом – например, продажей стройматериалов и финансовыми услугами.
Если нарушение содержит признаки недобросовестной конкуренции, возможно вмешательство Антимонопольного Комитета Украины. Однако в большинстве случаев у последнего не хватает полномочий, чтобы эффективно расследовать и пресечь нарушение.


ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ И ПОЛЕЗНЫЕ МОДЕЛИ
Кроме торговых марок и коммерческих наименований, в брэндинге коммерческой недвижимости возможно использование более экзотических объектов, таких как промышленные образцы и полезные модели. На практике они используются скорее для «маневра» – как средство дополнительной защиты своего брэнда либо как средство нападения.
Промышленный образец, выражаясь языком нормативных актов, – это результат творческой деятельности в сфере художественного конструирования. Полезная модель – результат интеллектуальной деятельности в сфере технологий.
На практике в качестве такого образца или модели регистрируется, скажем, изображение вывески, бирки и т.д., повторяющее торговую марку либо коммерческое наименование. Если вы владелец таких «дублей», при определенных обстоятельствах это сможет расширить ваши возможности использования и защиты своего брэнда. Если владелец – ваш конкурент, это его козыри.
Одновременно преимуществом и недостатком промышленных образцов и полезных моделей является то, что они регистрируются по сокращенной процедуре, с минимальной проверкой. Это значит, что зарегистрировать можно практически все, а вот аннулирование такой регистрации в судебном порядке может занять около года и более.