Реализация проекта: от концепции к маркетингу




Третий международный проектно-инвестиционный форум собрал более 80 участников
фото: Олег Герасименко

В работе форума принимали участие более 80 представителей государственных учреждений, девелоперских, консалтинговых и юридических компаний, различных финансовых структур, а также специализированные СМИ. Среди них: ASTERA, Colliers International (Украина), DTZ, Ernst & Young в Украине, Knight Frank (Россия), Jones Lang LaSalle, «Украинская Торговая Гильдия», «ХХІ век», «НЕСТ», «УБК», «АВЭК», «Алакор», «Эл Консалтинг», «Metro Cash & Carry Украина», «Ритейл Групп», «Миракс-Инвест», «Альфа-Инвест», «Райффайзен эволюшн проджект девелопмент», «Шевченко, Дидковский и Партнеры», InvestHouse, Pillar Estate, NG ConsultiNG, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и др.
Программа состояла из двух частей: теоретической – обсуждение вопросов, связанных с реализацией проектов в сфере коммерческой недвижимости Украины, и практической – презентация проектов.
В первой части форума присутствующие имели возможность прослушать три доклада: Филиппа Бертере, заместителя директора, отдел торговых площадей Jones Lang LaSalle; Андрея Назаренко, руководителя отдела консультаций по недвижимости компании Ernst & Young в Украине, и Андрея Патрушева, директора по связям с общественностью, отдел маркетинга и рекламы компании Knight Frank (Россия).
Филипп Бертере в своем докладе на тему «От концепции к открытию: как создать успешный торговый центр» детально изложил основные требования и структурные особенности всех этапов работы над проектом торгово-развлекательного комплекса. В частности, были оговорены такие моменты, как предварительный анализ местоположения будущего торгового центра, анализ рынка, конкурентной и потребительской среды, возможностей наилучшего использования площадей, работа над концепцией, сдача площадей в аренду и маркетинг. Во время выступления Филипп Бертере привел несколько примеров успешно реализуемых проектов компании Jones Lang LaSalle в Украине. Среди них: ТРЦ «Леополис» (Львов) с общей площадью 50 000 м2 и ТРЦ «Днепровская пристань» (Киев) с арендуемой площадью 45 000 м2.
В докладе Андрея Назаренко были освещены проблемы подготовительного и, вместе с тем, ключевого этапа реализации проекта – бизнес-планирования. Как отметил выступающий, именно в процессе составления плана проявляется профессионализм консультанта, поскольку от того, как продуман, написан и донесен до клиента «документ, представляющий собой систему доказательств успешности предполагаемого проекта», часто зависит его дальнейшая судьба. Структуру бизнес-плана можно разделить на такие составляющие, как: резюме, описание проекта, маркетинговый анализ, производственный, организационный и финансовый планы. Отдельным компонентом может быть анализ чувствительности (описание всех рисков, которые могут повлиять на финансовые показатели проекта). Главными принципами разработки бизнес-плана, как отметил Андрей Назаренко, являются соблюдение формата, объективность, комплексность, актуальность, анализ наилучшего использования и многовариантность (разработка нескольких сценариев). Целью подобного планирования, по словам эксперта, является определение финансовых показателей проекта для принятия внутренних управленческих решений и привлечение финансирования (банковский кредит, средства инвесторов).
В заключение первой части форума была представлена презентация Андрея Патрушева на тему «Маркетинг проекта: проблемы и решения». В ней были затронуты вопросы, связанные с позиционированием брэнда компании на рынке коммерческой недвижимости, рекламной и PR- акциями, спецификой работы со СМИ.
В рамках практической части форума присутствующие ознакомились с проектом гостиничного комплекса компании «Строитель» в Севастополе, о котором сообщил Дмитрий Ландау, заместитель директора по маркетингу и рекламе ООО «Строитель». Комплекс будет расположен в центральной части города напротив Древнего Херсонеса. Общая площадь участка составляет 0,9837 гектара, площадь участка под гостиничный комплекс – 0,4257 гектара. Помимо 70 жилых номеров, комплекс предполагает наличие конференц-зала, бильярдной, ресторана, паркинга, теннисных кортов, коттеджей и т.д. Стоимость строительства составляет около $9 миллионов. Начало работ запланировано на март 2007 года.