Commercial Property №5 (33) май 2006
На сегодняшний день в Украине все острее встает вопрос о необходимости демонтажа некоторых построек советской эпохи, чаще всего долгостроев, многие из которых уже невозможно реконструировать в соответствии с требованиями современности. Строительная индустрия Запада, значительно опередившая отечественную, уже давно столкнулась с проблемой сноса отживших свое объектов недвижимости и успешно ее решила. Наработан огромный арсенал технологий разрушения, создано большое количество специальной техники. Кроме того, разработаны машины для переработки строительного мусора. Например, бетон научились перерабатывать в щебень, который впоследствии используется при выполнении практически всех видов строительных работ. С недавнего времени этот опыт активно осваивается и в Украине. Рассказать о технологиях разрушения и утилизации в целом, а также о специфике работы на конкретном объекте мы попросили Романа Севостьянова, президента компаний «Техбудмеханика» и «Севитол».
Текст: Валентин Богданов
Строительный мусор служит сырьем для производства вторичных строительных материалов
фото: «Техбудмеханика»
CP: В чем особенность применяемого вами метода разрушения зданий?
Правильнее будет сказать не «метода», а «совокупности методов», так как мы подбираем оптимальные технологии либо их сочетание для каждого отдельного объекта. Это может быть или непосредственное обрушение, или алмазная резка, или механизированный демонтаж и ручная разборка. В результате, используемые технологии позволяют разрушать практически любые здания. Но этим их преимущества не ограничиваются. Такие методы позволяют решить и проблему утилизации отходов, которая осуществляется это с помощью замкнутого цикла: демонтаж – вывоз – переработка – производство вторичных материалов.
Профессиональный демонтаж и разрушение, объединенные в комплекс с утилизацией отходов, в том числе с переработкой бетона во вторичный щебень, решают важнейшие экологические и экономические задачи – потребители получают качественную услугу и строительный материал, при этом снижается вероятность появления стихийных несанкционированных свалок – мусор вывозится не в «лес», а на специальные полигоны, и большая его часть прямо на строительной площадке перерабатывается во вторичный щебень. На Западе, где такие технологии применяются уже давно, этот материал используется в основном для строительства дорог.
Стоит добавить, что, согласно заключению Донецкого ПромстройНИИпроекта, фракционированный (то есть разделенный на фракции после переработки) вторичный щебень соответствует ГОСТам при устройстве щебневых оснований промышленных полов и дорог, в бетоне, при производстве железобетонных изделий. Но, на мой взгляд, лучшее применение этого материала – устройство временных дорог, парковок, тротуаров. За счет разнофракционной структуры вторичный щебень отлично уплотняется и со временем как бы «спекается» под воздействием влаги и давления, превращаясь в хорошую, а самое главное – дешевую дорогу.
CP: Насколько широко используется вторичный щебень в Украине?
К сожалению, у нас в стране этот материал используется мало, так как мы пока единственная компания в Украине, которая применяет данную технологию.
CP: Каков зарубежный опыт переработки и дальнейшего использования строительных отходов?
За рубежом подавляющее количество отходов, как бытовых, так и строительных, подвергается переработке для вторичного использования. По данным Европейской Ассоциации по сносу зданий, ежегодно на нашей планете образуется около 2,5 миллиардов тонн строительных отходов, из них только в Европе – 180 миллионов тонн. Для Европы очевидно, что такие «горы мусора» не могут просто так складироваться или зарываться в землю, и чуть ли не основной способ их утилизации – это переработка. В результате не образуется полигонов с «марсианскими» пейзажами, а строительная отрасль получает качественный материал, пригодный для дальнейшего использования.
Роман Севостьянов, президент компаний «Техбудмеханика» и «Севитол»
фото: «Техбудмеханика»
Европейская Ассоциация по сносу зданий (European Demolition Association) действует с 1976 года. В настоящее время она объединяет более 50 фирм из 17 стран мира. Основные задачи и цели, которые ставит перед собой Ассоциация, – это обмен опытом в области сноса строений, переработки строительного мусора и донесение проблем и возможностей технологии переработки до правительства и общественности.
Многие страны Европы, например, Дания, Нидерланды, Швеция, достигшие уровня переработки строительных отходов, превышающего 90%, считают, что для полноценного развития технологических процессов необходимо мощное законодательство, при котором образование несанкционированных свалок жестко преследуется по закону, вывоз отходов на полигоны либо невыгоден либо вовсе запрещен. В этом случае переработка становится не только экологически выгодной, но и экономически эффективной. В частности, в Нидерландах с 1 января 1997 года запрещено свозить на полигоны строительные отходы, которые можно переработать. Многие другие страны при приеме отходов на полигоны требуют официальных доказательств того, что свозимый к ним мусор переработать невозможно.
Поэтому большая часть технологий разрушения родом именно из Европы. К примеру, столь любимые европейцами гравийные дорожки в основном сделаны из переработанного бетона.
CP: Какую технику применяют для выполнения таких работ?
На сегодняшний день мы применяем различные гусеничные экскаваторы с итальянским навесным разрушающим оборудованием (гидромолотами и гидроножницами), а также австрийский дробильно-сортировочный комплекс для переработки бетона во вторичный щебень. На очереди у нас новая технология, которая очень распространена за рубежом, – демонтаж зданий и сооружений с помощью специального экскаватора с длинной стрелой, позволяющий использовать разрушающий навесной инструмент на высоте 20 метров. Отмечу, что вся техника, которая применяется для данных видов работ, весьма сложна в эксплуатации и дорогостояща.
CP: Насколько вопрос разрушения зданий и использования вторичного строительного материала актуален для Украины?
С увеличением темпов роста строительного рынка в Киеве и других городах нашей страны возросла потребность в свободных площадках под застройку. Одним из вариантов решения проблемы дефицита земли является высвобождение площадей за счет сноса старых зданий и сооружений. Кроме того, реализация множества крупных строительных проектов сопровождается образованием большого количества строительного мусора.
Большая часть отходов вывозится на городские свалки, загруженность которых приближается к критической. К сожалению, не все отходы достигают городских хранилищ, большое их количество по-прежнему сваливается на несанкционированных свалках, хотя площадь последних каждый год сокращается.
По оценкам экологов, в Киеве ежегодно образуется около 300 тысяч тонн строительных отходов, и это количество возрастает с каждым годом. В свете всех вышеперечисленных обстоятельств, переработка становится единственным экологически приемлемым способом утилизации строительных отходов.
CP: С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей деятельности?
Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся, – это консервативность строителей, но она стремительно уходит в прошлое. Внедрение новых технологий, появление усовершенствованной техники, доступность любой технической информации, рост престижности профессии строителя и, в связи с этим, омоложение персонала строительных компаний в корне меняют все вокруг.
CP: Недавно ваша компания закончила работы по разрушению недостроенной с советских времен гостиницы, расположенной в одной из курортных зон Украины. Расскажите о специфике работы по разрушению здания на конкретном примере.
Сложность сноса данного объекта была обусловлена несколькими факторами: большая этажность, высокая армированность монолитного каркаса, сложные неустойчивые грунты вокруг и отсутствие места для захоронения строительного мусора. Кроме того, здание обладало высокой сейсмической устойчивостью.
Помимо этого, было расположено вплотную с объектом функционирующее здание, что накладывало целый ряд ограничений: во-первых, работы необходимо было закончить до начала курортного сезона, а во-вторых, нельзя было допустить повреждения соседних строений. Специалисты, возводившие гостиницу 20 лет назад, считали, что здание разрушить невозможно. Поэтому задачу, поставленную перед нами, нельзя назвать простой.
CP: Какие этапы включал в себя процесс разрушения здания? Какую технику вы использовали?
После детального обследования объекта нами было принято решение разбить процесс разрушения на несколько этапов. Во время первого здание было разрезано при помощи технологии алмазной резки. Места для разрезов выбирались таким образом, чтобы максимально ослабить несущие элементы конструкции. Затем, нарушив опоры, мы осадили здание на 2 этажа и положили на бок. На этой высоте объект стал доступен для разрушения экскаваторами с гидромолотами и гидроножницами. Полученный бетонный лом впоследствии был переработан во вторичный щебень. Этот материал застройщик планирует использовать при дальнейшем строительстве на освобожденном месте. Металлическая арматура, оставшаяся после разрушения, была отделена и сдана в металлолом.
Отмечу, что для объекта, возводящегося на освобожденном месте, нужно было привезти около 25 тысяч кубов щебня. А в результате нашей работы заказчики получили практически нужное его количество и без затрат на перевозку.
CP: Как долго продолжались работы?
Снос монолитного 8-этажного здания длиной в 250 метров занял у нас полтора месяца, и еще приблизительно столько же потребовалось для переработки бетона во вторичный щебень.
СP: Насколько развит украинский рынок разрушения зданий? Какие компании на нем представлены и за счет чего они конкурируют?
В Украине рынок профессионального демонтажа зданий и сооружений только начинает зарождаться, специализированных фирм на нем очень немного, или же они малоизвестны.
Традиционно сносом ветхих и устаревших строений в нашей стране занимаются обычные строительно-монтажные организации, которые конкурируют между собой в основном за счет близости к генподрядчику и заказчику. Однако в последнее время поток заказов увеличивается в геометрической прогрессии, и все чаще мы сталкиваемся с очень сложными объектами. Заказчиков, в свою очередь, интересуют сроки, профессионализм и технологии, позволяющие снижать стоимость выполняемых работ.
CP: Как вы оцениваете перспективы развития рынка технологий для разрушения зданий в Украине?
Как я уже отмечал, в Украине данный сегмент рынка только начинает путь своего развития, но уже на данном этапе его ждут весьма большие перспективы. Уже ни для кого не секрет, что из-за дефицита строительных площадей застройщики все чаще прибегают к покупкам обветшавших строений заводов, промзон, жилых домов и т.д., и уже на их месте строят новые дома.
Помимо этого, широкое поле деятельности сейчас открывается на «индустриальных» просторах Украины, а процесс модернизации старых промышленных гигантов способен на долгие годы занять немало специализированных компаний.