Равнение на высокие технологии

Commercial Property №2 (2) октябрь 2003

Алексей Клетченков, директор ООО «ФинЛифт» (фирма является авторизированным дистрибьютором лифтов компании KONE в Украине), считает, что будущее лифтовых систем – только за высокотехнологичными решениями. Эксперт рассказывает о ситуации на рынке лифтовых систем Украины и мира, о том, что является самым важным в правильном выборе лифтового оборудования, о последних достижениях в технических решениях лифтовых систем.

Алексей Клетченков, директор ООО «ФинЛифт»
фото: Александр Гаврилов

CP: Как вы оцениваете конкурентную ситуацию на рынке лифтового оборудования в Украине?

Hi-tech лифтовое оборудование является неотъемлемым требованием для проектов коммерческой недвижимости высокого класса. Пока в Украине его могут себе позволить только те заказчики, за которыми стоят лучшие проекты. К примеру, многие административные здания и практически все отели Киева оборудованы лифтами фирмы KONE, за исключением разве что Premier Palace. Один из последних тендеров, выигранных нами, – установка лифтов в гостинице Radisson SAS на улице Ярославов Вал (по данным основного инвестора проекта, Raiffeisen Evolution, оперирующего средствами ЕБРР, объект будет полностью сдан в эксплуатацию в августе 2004 года – ред.). Что же касается сектора жилой недвижимости, то большинство заказчиков пока не могут себе позволить оборудование высокого класса, они пытаются максимально экономить на нем.

Однако, на сегодняшний день, нашими потенциальными клиентами являются такие девелоперы или застройщики как «Познякижилстрой», «Роден Плюс» и другие, занимающиеся элитными проектами; они, выставляя высокую продажную стоимость метра жилья, могут позволить установку оборудования наивысшего класса. Допустим, компании «Киевгорстрой», «Житло-інвест», «Монолитспецстрой» и другие такой возможности не имеют, поскольку у них сметная стоимость квадратного метра жилья вынуждает устанавливать лифты невысокого класса.

Должен заметить, что мы поставляем в Украину продукцию такого же качества, как и, например, в Европу, Японию, на американский континент. Мы не представляем ситуацию, при которой операторы лифтового рынка могут себе позволить поставлять в Украину морально устаревшее оборудование даже под известным брэндом. Некоторые наши коллеги пытаются продать свое оборудование любым способом, не экономя на средствах конкурентной борьбы. Мы же такой задачи перед собой не ставим.

В жилом секторе мы не являемся лидером рынка по объемам продаж, однако, когда речь идет о тендерах на поставку лифтового оборудования для гостиниц, административных и офисных зданий, то здесь речь можно вести о равноправной конкуренции среди компаний: KONE, OTIS, Schindler и Thyssen. Стоит также заметить, что заказчикам намного легче работать с компаниями, которые уже довольно долго присутствуют на украинском рынке, знают его специфику, требования и нормы Гостехнадзора. Скажем, поставить в Украину лифт, произведенный для рынка США, невозможно: в соответствии с местными нормами он не будет сертифицирован. Что касается таких фирм как Schindler и Thyssen, то у них своя политика. По нашим данным, эти компании имеют небольшое количество реализованных в Украине проектов, они пока мало участвуют в тендерах.

На рынке Украины представлено много небольших фирм-поставщиков лифтового оборудования, но сектор их продаж довольно незначителен. Кроме того, такие фирмы в большинстве случаев предлагают гидравлические лифты, которые мы уже не поставляем на рынок Украины как оборудование, которое в мировом масштабе признано устаревшим.

CP: В выборе оборудования для украинских девелоперов основным критерием, наверное, остается ценовой фактор?

Компании, занимающиеся развитием объектов недвижимости, должны представлять, что лифт – это совсем непростое средство передвижения, в работе которого важен фактор безопасности и надежности, обеспечивающий стабильную работу и быстрое перемещение внутри здания без каких-либо эксцессов, в том числе поломок и отказов. Полагаем, что девелоперам жилой недвижимости стоит задуматься об этом аспекте. Приведу пример. Несколько лет назад по просьбе Гостехнадзора мы посетили Белую Церковь, где в различных зданиях были в свое время установлены 12 лифтов производства KONE. Они проработали несколько десятков лет и находились в плачевном состоянии. Но, несмотря на очевидные следы вандализма, они продолжали функционировать, они жили. Поэтому хотелось бы, чтобы строительные компании обращали больше внимания не только на цену, но и на то, что они получают за свои деньги. Рискну предположить, что уже в самом ближайшем будущем соотношение продаж лифтового оборудования, изготовленного на основе современных технологий, начнет изменяться и в секторе жилой недвижимости.

CP: А существует ли практика привлечения девелопером нескольких лифтовых компаний к работе над одним и тем же проектом?

Безусловно. Например, наибольшие мировые аэропорты (Схипхол в Амстердаме, Шарля де Голля в Париже, во Франкфурте-на-Майне и др.) практикуют установку и одновременную эксплуатацию лифтовых систем нескольких операторов. Как правило, для Европы это OTIS, KONE и Schindler. То же самое характерно и для офисных небоскребов. К примеру, в башне Гранд Арш в Париже установлены лифты фирмы KONE и OTIS одновременно. Что же касается Украины, то для любого крупного проекта, практически без исключений, проходит открытый тендер, в ходе которого у заказчика есть возможность сравнить предложения: какое оборудование, какого класса и комплектации, какой стоимости является наиболее оптимальным.

В большинстве случаев проектные бюро приходят к нам и предлагают поработать над проектом, а затем предложить готовый вариант заказчику. Мы составляем продуманную до мелочей программу потребности проекта в лифтовом оборудовании, с теми техническими характеристиками, которые наиболее полно будут соответствовать конкретному зданию. Бывают случаи, когда оператор лифтового оборудования тратит силы и ресурсы, бесплатно работая над проектированием и вычислениями общего решения проекта в технических вопросах, а затем эти подсчеты и наработки передаются заказчиком либо архитекторами нашим конкурентам и реализация проекта проходит с поставкой конкурентного оборудования.

CP: Не такая ли ситуация сложилась, в частности, с проектом «Эльсбург Плаза», строительство которого ведется на стыке бульвара Леси Украинки и улицы Мечникова?

Да, в принципе, там была такая ситуация. Компания KONE разработала техническую документацию, и по всем возникающим вопросам мы стремились предоставить заказчику наиболее подходящее решение, а также приемлемые условия сотрудничества. К сожалению, в дальнейшем проект перешел для работы в другую компанию.

СP: Известно, что у компании KONE есть 140 заводов в 40 странах мира. Оборудование и комплектующие каких из них поставляются в Украину?

Оборудование, поставляемое в Украину, комплектуется и собирается в Финляндии, а также на заводах компании в Европе. У нас нет заводов на территории Украины или России. Поэтому лифты и их системы для украинского рынка приходят в полной комплектации и предварительно протестированными. Что же касается эскалаторов, этот сегмент продаж на рынке Украине пока не очень большой. Тем не менее, фирме KONE принадлежит самый большой в мире эскалаторный завод в городе Хаттинген, Германия, который мы приобрели у компании O&K в 1996 году.

Планы по развитию производственных мощностей в странах СНГ у фирмы KONE есть. Рынок Украины рассматривается как чрезвычайно интересный и перспективный, поэтому фирма «ФинЛифт», предприятие с иностранными инвестициями, была основана для того, чтобы отойти от формата представительства и предоставить клиентам более широкий перечень услуг, а именно: продажу лифтового оборудования фирмы КОNЕ, его монтаж, наладку, модернизацию, гарантийное и послегарантийное обслуживание, поставку запасных частей и т.д. Пока тяжело сказать, когда мы придем к созданию собственного производственного цикла в Украине, но вероятность этого достаточно велика.

CP: На какие типы лифтового оборудования вы делаете ставку?

Это лифты как без машинного отделения, так и с ним: высокоскоростные, управляемые с помощью специальных компьютерных систем. Что же касается «специализированных» лифтов (кухонных, малогрузовых, больничных, автомобильных, панорамных и так далее), то здесь ограничений нет. Мы имеем большой опыт поставок лифтового оборудования даже для трансатлантических круизных лайнеров с учетом требований международного морского регистра, в частности, по долгосрочному контракту с норвежской судостроительной компанией Kvaerner. Мы готовы к нестандартным решениям и самым сложным заказам.

Что же касается панорамных лифтов, то пока в Украине много проектов, но мало заказов. Полагаем, что перспективы этого сегмента (индивидуальное и эксклюзивное оборудование, имеющее относительно высокую стоимость) достаточно велики. Причем здесь возможен вариант не только прозрачных стенок лифта, но и прозрачной шахты (самый яркий пример – аэропорт Вантаа, Хельсинки). Безусловно, количество заказов на панорамное оборудование будет расти, но, исходя из опыта Западной Европы, можно предположить, что заказчики все же будут стремиться к более экономичным и неэнергоемким системам.

В свое время KONE была лидером по поставкам также и гидравлических лифтов, но они на сегодняшний день уже являются технологически пройденным этапом в «лифтовой эволюции». В принципе, гидравлические лифты на данный момент уже не производятся в большинстве развитых стран, однако они все еще активно предлагаются некоторыми операторами лифтового оборудования в Украине. Мы прекратили любые поставки гидравлических лифтов в Украину, даже с учетом того, что эти лифты стоят на 10-15% дешевле электрических и могли бы быть конкурентоспособными еще некоторое время за счет ценового фактора. У гидравлических лифтов есть масса недостатков, которые тяжело устранить: низкая скорость, малая пропускная способность, существенное энергопотребление. В частности, энергопотребление у наилучших гидравлических лифтов в 3 раза выше, чем у новейших электрических решений. Для гидравлического оборудования показатель пусков равен порядка 30-40 в час, тогда как у электрического данный показатель может доходить до 180-240.

Сейчас в Киеве много примеров, когда заказчики отказываются даже от функционирующих гидравлических лифтов. К примеру, научно-производственная фирма «Реле», занимающаяся развитием проекта по ул. Большой Васильковской, 62 в свое время приобрела гидравлическое лифтовое оборудование итальянской фирмы, которое не прошло испытание временем. После короткого срока эксплуатации фирма была вынуждена произвести демонтаж и замену прежнего оборудования. Сейчас мы также ведем переговоры с представителями Citibank о замене гидравлического лифта греческого производителя, установленного в здании на ул. Дмитриевской.

CP: Какое скоростное оборудование вы готовы поставлять в Украину?

Последняя разработка фирмы KONE – лифтовое оборудование, работающее со скоростью 17 метров в секунду. Это наиболее быстрый лифт из существующих в мире. Сейчас мы его устанавливаем совместно со стратегическим партнером, японской фирмой Toshiba в Тайване, в самом высоком в мире здании – Финансовом центре Тайпея (высота здания – 508 метров, количество лифтов – 61, количество эскалаторов – 34). Альянс KONE и Toshiba был создан в 1998 году и, согласно его условиям, Toshiba производит и поставляет лифты, имеющие в своей основе технологию KONE MonoSpace без машинного отделения в Японию, Китай и Сингапур.

До настоящего момента в Украину поставок такого оборудования не было. Если говорить о постсоветском пространстве, то последний проект турецкой строительной компании ENKA – башня на Павелецкой в Москве, реализованный нашими российскими коллегами ЗАО «KONE ЛИФТС», был оснащен лифтовым оборудованием со скоростью работы 6 метров в секунду.

Что же касается Киева, то максимальная скорость нашего оборудования, находящегося в эксплуатации, пока ограничена показателями от 1 до 3,5 м/с, но мы готовы к поставкам в Украину оборудования и со скоростью работы 4-6 м/с. В настоящее время есть несколько интересных проектов с использованием таких систем для высотных зданий Киева, находящихся в процессе разработки в архитектурных мастерских. Однако, пока идет переговорный процесс, мы не хотели бы разглашать эти данные. Полагаем, что реализация новых, инновационных, смелых в техническом, архитектурном и дизайнерском отношении проектов еще впереди, но лифтовые компании уже сейчас готовы предложить свои новейшие разработки для их внедрения в Украине.