Puerta America Madrid — беспрецедентный проект

Над проектом Puerta America Madrid работали более чем 20 архитекторов из 13 стран мира, благодаря чему был создан не отель в привычном понимании этого слова, а настоящий музей современного дизайна и архитектуры фото: RAFAEL VARGAS Этот беспрецедентный проект был профинансирован испанской сетью отелей Silken, которая принадлежит группе компаний Escampa и Grupo Hotelero Urvasco SA. Можно утверждать, что он стал одним из самых громких событий 2005 года в мировой архитектурной среде, когда владельцы сети предложили ведущим дизайнерам и архитекторам мира принять участие в оформлении интерьеров и экстерьеров новой гостиницы в столице Испании. В результате над проектом работали более чем 20 архитекторов из 13 стран мира. Каждый из 12 наземных и 2 подземных этажей отеля Puerta America Madrid создавался по проекту одного из выдающихся деятелей с мировым именем, среди которых — Заха Хадид, Норман Фостер, Жан Нувель, Арата Исозаки, Марк Ньюсон, Рон Арад и многие другие. Все архитекторы и дизайнеры работали в своей индивидуальной манере и в своем неповторимом стиле. В результате был создан не отель в привычном понимании этого слова, а настоящий музей современного дизайна и архитектуры. Все этажи разительно отличаются друг от друга. Стоит отметить, что некоторые гости отеля каждый день переезжают с этажа на этаж, выбирая новые интерьеры, — услуга переезда была предусмотрена владельцами гостиницы. Фасад гостиницы Puerta America Madrid расписан строками из поэмы Поля Элюара (Paul Eluard) «Свобода», переведенными на 19 языков фото: RAFAEL VARGAS Каждый архитектор использовал для реализации своего проекта не только собственную фантазию, но и передовые технологии и материалы: в интерьерах гостиницы можно увидеть обработанные сталь и алюминий, дорогие композитные материалы, дерево, кожу, натуральный камень и необычные системы освещения. Воплощение в жизнь идей и замыслов звездных творцов практически ничем не было ограничено. Инвестиции в проект составили 75 миллионов евро. В целом над проектом работало более 650 человек. Пятизвездочная гостиница Puerta America Madrid Месторасположение: Мадрид, Испания Владелец и заказчик: Hoteles Silken Общая площадь: более 34 000 м2 Номерной фонд: 342 (308 стандартных номеров, 22 полулюкса, 12 люксов) Начало строительства: 2005 год Введение в эксплуатацию: 2008 год Инвестиции: 75 миллионов евро. Отель Puerta America Madrid расположился на половине пути между центром Мадрида и аэропортом. Гостиница предлагает своим гостям 342 номера. Кроме собственно номеров Puerta America Madrid включает также полный комплекс услуг, соответствующий отелю категории «5 звезд»: бассейн, конференц-залы, паркинг, SPA, фитнес-центр, детская комната, рестораны, бары и многое другое. Штат отеля составляет около 140 сотрудников. Архитекторы проекта Паркинг: Тереза Сапей/Teresa Sapey (Италия) Фойе: Джон Пусон/John Pawson (Великобритания) Первый этаж: Заха Хадид/Zaha Hadid (Великобритания) Второй этаж: Норман Фостер/Norman Foster (Великобритания) Третий этаж: Дэвид Чипперфилд/David Chipperfield (Великобритания) Четвертый этаж: Ева Кастро/Eva Castro, Ольгер Кене/Holger Kehne (Plasma Studio, США) Пятый этаж: Victorio & Lucchino (Испания) Шестой этаж: Марк Ньюсон/Marc Newson (Австралия) Седьмой этаж: Рон Арад/Ron Arad (Израиль) Восьмой этаж: Кэтрин Финдли/Kathryn Findlay (Великобритания) Девятый этаж: Ричард Глакмен/Richard Gluckman (США) Десятый этаж: Арата Исозаки/Arata Isozaki (Япония) Одиннадцатый этаж: Хавьер Марискал/Javier Mariscal, Фернандо Салас/Fernando Salas (Испания) Двенадцатый этаж, пентхаус, фасад: Жан Нувель/Jean Nouvel (Франция) Ресторан: Кристиан Лиайгре/Christian Liaigre(Испания) Система освещения: Арнольд Чан/Arnold Chan (Isometrix Lighting and Design, Великобритания) Ландшафтный дизайн: Хэрриет Борн/Harriet Bourne, Джонатан Белл/Jonathan Bell (B+B, Великобритания) Скульптура в парке: Оскар Нимейер/Oscar Neimeyer (Бразилия). ЭКСТЕРЬЕР Жан Нувель Экстерьер отеля Puerta America Madrid был спроектирован французским архитектором Жаном Нувелем, известным своим нетрадиционным подходом к архитектуре общественных зданий. Фасад закрыт разноцветными оконными жалюзи и расписан строками из поэмы Поля Элюара (Paul Eluard) «Свобода», переведенными на 19 языков. Ландшафт вокруг отеля создавался Хэрриетом Борном и Джонатаном Беллом (английское бюро Bourne + Bell), которые предусмотрели возможность замены растительности в парке таким образом, чтобы цветение деревьев и кустов не прекращалось круглый год. ПАРКИНГ — ТЕРЕЗА САПЕЙ Верхний уровень паркинга выполнен в теплой палитре желтого, оранжевого и красного цветов фото: RAFAEL VARGAS Тереза Сапей Дизайн интерьеров двухуровневого подземного паркинга гостиницы доверили итальянскому архитектору Терезе Сапей. «Дизайн интерьера паркинга» – понятие нестандартное, поскольку обычно оформление данных помещений ограничивается индустриальным видом и безликостью. Терезе Сапей удалось перевернуть общепринятые представления, воплотив в жизнь достаточно смелое решение и создав уникальный интерьер паркинга в отеле Puerta America Madrid. Два уровня подземного паркинга гостиницы – это своеобразная игра ярких цветов и изображений, вдохновленных стихотворением Поля Элюара «Свобода», изображенным на фасаде отеля. фото: HOTELES SILKEN Каждый уровень помещения окрашен в разные цвета: нижний выполнен в холодных голубых оттенках, а верхний – в теплой палитре желтого, оранжевого и красного цветов. Игра красок и навигационных символов делает интерьер очень ярким. Как отметила Тереза Сапей, «я осталась очень довольной тем, что в 100-процентном функциональном пространстве раскрыта и его эмоциональная сторона». ФОЙЕ — ДЖОН ПУСОН Джон Пусон Известный английский архитектор Джон Пусон в своем творчестве проповедует строгий минимализм. Главенствующая идея его работ – отсечение всего лишнего, второстепенного, восхождение в степень самодостаточного аскетизма и пустоты, наполненной исключительно светом. Между тем его минималистичные интерьеры элегантны и роскошны, как, например, бутик Calvin Klein в Нью-Йорке или залы ожидания аэропорта Cathay Pacific в Гонконге. Джон Пусон был приглашен проектировать для Puerta America Madrid фойе со стойкой регистрации. Архитектор стремился разработать принципиально новую концепцию фойе отеля, отличающуюся от традиционной. В оформлении данного помещения главенствует древесина. Приверженец свободных пространств и простых форм, Пусон визуально придал небольшому помещению (всего 150 м2 по сравнению с 1200 м2, отведенными для каждого этажа) значительный объем, благодаря панорамным полукруглым окнам во всю стену. фото: RAFAEL VARGAS Еще одной целью, преследуемой при проектировании холла, стало стремление оградить постояльцев, находящихся в фойе, от суеты, царящей у стойки регистрации. Для этого Пусон сконструировал полукруглую стену, ограждающую несколько зон отдыха. ПЕРВЫЙ ЭТАЖ — ЗАХА ХАДИД Первый этаж отеля стал яркой реализацией идеи текучести и волнообразных линий фото: RAFAEL VARGAS Иранка по происхождению Заха Хадид – первая женщина, получившая премию Притцкера (аналог Нобелевской премии в области архитектуры, учрежденный в 1979 году владельцами сети отелей Hyatt), считается одним из самых неординарных современных архитекторов. Критики отмечают динамизм и нестандартность ее архитектурных решений; текучесть форм, заимствованных из органического мира; создание волнообразных линий, искривляющих пространство. Заха Хадид По словам госпожи Хадид, ей всегда хотелось воплотить в архитектуре внутреннюю и внешнюю форму потока воды. Проект первого этажа отеля Puerta America Madrid стал яркой реализацией идеи текучести и волнообразных линий. Здесь создано пространство, где невозможно увидеть границы стен, потолка, пола и мебели, – все это представляет собой одну непрерывную поверхность. Чистота плавных линий подчеркнута белым цветом. Монохромность пространства поддерживает образ единой структуры от пола до потолка, где все объемы и предметы органично перетекают друг в друга. Для того чтобы воплотить в жизнь интерьеры, созданные Захой Хадид, были сделаны трехмерные цифровые модели номеров, фойе и коридоров первого этажа, и только после этого начали создавать их реальные элементы, изготовленные из акрилового камня LG Hi-Macs – эластичного материала, при работе с которым практически незаметны стыковочные швы. Заха Хадид создала пространство, где невозможно увидеть границы стен, потолка, пола и мебели, – все это представляет собой одну непрерывную поверхность фото: RAFAEL VARGAS Интересным дизайнерским приемом этажа является освещение дверных проемов, выполняющее не только эстетическую, но и практическую функцию. Благодаря светодиодным полоскам и их управлению из номера на дверях номеров можно написать сообщение: «Не беспокоить», «Убрать комнату», «Заказать завтрак» и т.д. ВТОРОЙ ЭТАЖ — НОРМАН ФОСТЕР Норман Фостер Сэр Норман Фостер, олицетворяющий элегантный английский стиль, создал на втором этаже отеля Puerta America Madrid роскошный и чувственный мир. Идеи для дизайна интерьеров архитектор черпал из творчества своего друга – баскского скульптора Эдуардо Чиллида (Eduardo Chillida), исследующего органические формы и материалы. В основе фостеровских интерьеров – контраст черного и белого цветов, использование высокотехнологичных материалов (стекла, стали) одновременно с теплыми и уютными покрытиями (ковролин, кожа). В основе интерьеров второго этажа, выполненных архитектором Норманом Фостером, – контраст черного и белого цветов фото: RAFAEL VARGAS Холл и коридор второго этажа – это гибкое, извилистое, технологичное пространство, стены которого обиты белой кожей. В гостиничных номерах преобладают простые, легкие линии. ТРЕТИЙ ЭТАЖ — ДЭВИД ЧИППЕРФИЛД Дэвид Чипперфилд Третий этаж отеля создан еще одним лондонским архитектором — Дэвидом Чипперфилдом. В основе его интерьеров – современная роскошь, выраженная в простоте линий и эксклюзивных предметах декора, в использовании белого и черного мрамора. Черное фойе третьего этажа украшено роскошной белой люстрой и белым кожаным пуфом. Из фойе к номерам ведет длинный коридор, напоминающий глубокий темный тоннель. В этих зонах этажа важную роль играет система освещения, поскольку именно блики от светильников придают пространству определенную форму, а также исполняют роль ориентиров. Черное фойе третьего этажа украшено роскошной белой люстрой и белым кожаным пуфом фото: RAFAEL VARGAS Основные цвета интерьеров гостиничных номеров – традиционные черный и белый. Характерной деталью является черная напольная плитка, выложенная в виде кирпичной кладки. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАЖ — PLASMA STUDIO Принцип интерьера четвертого этажа основан на идее преломления плоскости и игре с отражающими поверхностями фото: RAFAEL VARGAS Молодые американские архитекторы Ева Кастро и Ольгер Кёне из студии Plasma приняли участие в обустройстве отеля Puerta America Madrid после того, как выиграли конкурс. Целью их работы стало разрушение стереотипного восприятия гостиницы как пространства, не несущего смысловой нагрузки. Ева Кастро, Ольгер Кене Футуристический интерьер четвертого этажа ассоциируется с отсеками космического корабля из научно-фантастического фильма. «Принцип построения нашего интерьера основан на идее преломления плоскости и игре с отражающими поверхностями. Пространство представлено как средоточие большого количества поверхностей. Это удалось осуществить в холле у лифта и коридорах», – объясняют авторы проекта. Впечатление от упражнений в геометрии усиливают светильники — узкие полоски органического стекла со светодиодами, встроенные в швы между металлическими листами, формирующими объем помещений. В результате холл кажется трехмерным. Помещения не имеют четких границ, а мебель словно произрастает из стен. ПЯТЫЙ ЭТАЖ — VICTORIO & LUCCHINO Основная идея дизайна пятого этажа заключается в том, чтобы вызвать у гостей ощущение комфорта при встрече с теплыми и окутывающими текстурами и цветами фото: RAFAEL VARGAS Дизайнеры из Севильи Викторио и Луккино – создатели дома моды Victorio & Lucchino – известны не только в Испании, но и за ее пределами. В работу над интерьерами очередного этажа отеля дизайнеры привнесли свои наработки в области фэшн-индустрии. Victorio & Lucchino Главным отличием авторского почерка испанского дизайнерского дуэта является использование в оформлении интерьеров различных видов ткани (бархата, льна, хлопка). Например, черное ковровое покрытие на полу в коридоре контрастирует с бежевым бархатом на стенах. Комфорт и безмятежность – это два ключевых понятия, определяющих декораторскую работу пятого этажа. Основная идея дизайнеров заключалась в том, чтобы вызвать у гостей ощущение комфорта при встрече с теплыми и окутывающими текстурами и цветами. Стены фойе покрыты черным лаком; полы облицованы черным камнем; стены, кресла и основания настольных ламп в комнатах обиты бархатом. Округленные углы классической мебели, арт-объекты, живые цветы и свечи формируют атмосферу роскоши, романтики и максимального удобства. Насыщенные цвета (темно-красный, черный, шоколадно-коричневый, бежевый, серый) поглощают свет и смотрятся благородно и изысканно. Ни один элемент, будь то цветовая гамма или размещение мебели, не повторяется ни в одном из номеров. ШЕСТОЙ ЭТАЖ — МАРК НЬЮСОН Марк Ньюсон Работы Марка Ньюсона уже стали неотъемлемой частью современной поп-культуры. Собственно дизайном интерьеров он начал заниматься с 1990 года. Шестой этаж отеля Puerta America Madrid – это квинтэссенция простоты и комфорта. Марк Ньюсон стремился создать пространство, которое не довлело бы над посетителем. Это экстравагантно-современная атмосфера, приглашающая гостей к отдыху. Сам дизайнер отмечает, что работа в Puerta America Madrid дала возможность изменить к лучшему те вещи, которые ему самому никогда не нравились в оформлении гостиничных номеров. «Изюминкой» фойе и коридора шестого этажа являются красные лакированные стены и мебель. В основе концепции номеров – белый и серый цвета. Пространство комнат использовано максимально рационально: в изголовье кровати встроены тумбочки-столики, а одна из стен ванной заменена раздвижной дверью. «Изюминкой» фойе и коридора шестого этажа являются красные лакированные стены и мебель фото: RAFAEL VARGAS Еще одно помещение, созданное в отеле Марком Ньюсоном, – это коктейль-бар Marmo. Его главным элементом стала металлическая конструкция, состоящая из 400 тонких и очень длинных алюминиевых планок. Планки формируют вертикальную линию, задающую пространству ритм, а также увеличивающую длину и глубину бара. Серый мрамор на полу отполирован до зеркального блеска, что также создает визуальный эффект большого объема. Кресла и столики из акрилового камня со встроенной подсветкой похожи на соты. В противоположной стене (для ее создания использован кусок Карерского мрамора весом более 6 тонн и длиной более 8 метров) устроены ниши с белыми кожаными сиденьями, предназначенные для уединения. СЕДЬМОЙ ЭТАЖ — РОН АРАД Рон Арад Британец израильского происхождения Рон Арад – настоящий корифей современного искусства, чье творчество находится на стыке дизайна и архитектуры. Игра с формами, нестандартное использование материалов (например, преобразование листа металла в пластичный скульптурный стул), эксперименты с передовыми технологиями – черты его уникальной авторской манеры. Будучи профессором Королевского колледжа искусств в Лондоне, он вдохновил многих ведущих современных дизайнеров. Интерьеры седьмого этажа Puerta America Madrid, созданные Роном Арадом, вызывают ассоциации с высокотехнологичными помещениями будущего. Некоторые критики считают, что данную работу следует скорее отнести к индустриальному, нежели гостиничному дизайну. В номерах седьмого этажа разделителем пространства служит изогнутая стена фото: RAFAEL VARGAS В концепции преобладает округлая форма. Двери в коридоре полукруглые. В номерах разделителем пространства служит изогнутая стена. Здесь нет ни одной острой грани, граница между ванной комнатой и спальней практически стерта. Функциональные зоны спальни расположены по кругу, где центром служит круглая кровать Capellini, спинка которой встроена непосредственно в стену. Атмосфера технически сложного футуристического интерьера создается за счет использования синтетических материалов (LG Hi-Macs, стекловолокно, ультрамикроволо-конный текстиль) и современного оборудования (LCD-экраны). ВОСЬМОЙ ЭТАЖ — КЭТРИН ФИНДЛИ Кэтрин Финдлей Создавая пространство восьмого этажа Puerta America Madrid, архитектор и дизайнер Кэтрин Финдли (Великобритания) стремилась сформировать медитативную атмосферу, в которой гости смогли бы предаваться грезам. В основе концепции – создание интерактивной зоны путем объединения технологии и архитектуры. Так, в холле у лифта установлена светодиодная система с сенсорными датчиками, реагирующими на цвет одежды гостя: в зависимости от него светильники меняют оттенок. Точно так же реагирует на посетителя проходящая по полу вдоль стен «бегущая строка» светодиодов. В основе концепции восьмого этажа –создание интерактивной зоныпутем объединения технологии и архитектуры фото: RAFAEL VARGAS Главная особенность интерьеров комнат заключается в отсутствии перегородок и дверей – помещения изящно разделены с помощью белых занавесей. Дверцы отсутствуют даже в шкафах. В некоторых номерах интересно также расположение кровати: она установлена между стальными конструкциями, прикрепленными к потолку, и таким образом не касается пола. Спинка кровати может одновременно выполнять функцию стола. ДЕВЯТЫЙ ЭТАЖ — РИЧАРД ГЛАКМЕН Ричард Глакмен Основное направление деятельности американца Ричарда Глакмена – дизайн интерьеров. Именно в данной области в 2005 году он получил Национальную премию дизайна. Концепцией интерьеров в отеле Puerta America Madrid послужила идея «коробки в коробке», позволившая создать на небольших площадях многофункциональный интерьер с удивительно простой организацией пространства и отсутствием лишних элементов. Главной целью дизайнера было показать различие между пребыванием человека в отеле и дома. Оформление фойе, коридораи комнат девятого этажа выполненов индустриальном стиле фото: RAFAEL VARGAS Оформление фойе, коридора и комнат девятого этажа выполнено в индустриальном стиле. Для их отделки применялись такие материалы как метакрилат, волокнистый цемент, стекло, гранит и алюминий. «Изюминкой» гостиничного номера Ричарда Глакмена является двойная стена, декоративная поверхность которой представляет собой стекло с четырьмя разноцветными нишами-коробками из метакрилата. В самую большую, центральную, нишу встроен телевизор; другая используется как письменный стол, а в остальных находится телефон, импровизированный бар и место для хранения различных мелочей. Ванная комната выполнена в виде стеклянной коробки со скользящей дверью, отделяющей ее от спальни. ДЕСЯТЫЙ ЭТАЖ — АРАТА ИСОЗАКИ Арата Исозаки Выдающийся японский архитектор, классик современного мирового зодчества, обладатель множества международных наград семидесятипятилетний Арата Исозаки известен тем, что в его творчестве европейский постмодернизм органично сочетается с элементами традиционной японской культуры. Интерьеры десятого этажа Puerta America в исполнении Исозаки по-театральному декоративны благодаря оригинальному использованию национальных японских элементов и насыщенной цветовой гамме. Японская традиция оформления дома – подчеркнутый минимализм и атмосфера покоя – преобладает во внутреннем оформлении номеров. Среди национальных элементов можно назвать раздвижные деревянные панели на окнах, выполненные из мореного дуба и белого холста, которые напоминают перегородки сёдзи; телевизор с плоским экраном, установленный на стальную панель, похожую на алтарь в японском доме; изголовье кровати из черного дуба; традиционные ткани, используемые в качестве постельного белья и покрывал. Яркость и теплота интерьера ванной комнаты контрастируют с насыщенными темными цветами спальни, отделенной двумя стеклянными панелями. В интерьерах десятого этажа использованы национальные японские элементы, к примеру, раздвижные деревянные панели на окнах, а также традиционные ткани, применяемыев качестве постельного белья и покрывал, др. фото: RAFAEL VARGAS ОДИННАДЦАТЫЙ ЭТАЖ — ХАВЬЕР МАРИСКАЛ, ФЕРНАНДО САЛАС Хавьер Марискали, Фернандо Салас Проект одиннадцатого этажа разработал дуэт знаменитых испанцев — дизайнера, художника-графика Хавьера Марискала (известного, в частности, в качестве автора символики Олимпийских игр 1992 года в Барселоне) и архитектора Фернандо Саласа. Целью работы дуэта в Puerta America стало создание пространства для большого количества людей, чьи вкусы и потребности могут не совпадать. Поэтому интерьер должен провоцировать игру воображения и доставлять радость. Проект Марискала и Саласа – прежде всего графический, характеризующийся широкой колористической палитрой оформления. Яркие изобразительные элементы присутствуют на разноцветной напольной плитке, пластиковых декоративных панелях, коврах, постельном белье. Особый акцент сделан на декор пола и стен. Основная идея одиннадцатого этажа – создание пространства для большого количества людей, чьи вкусы и потребности могут не совпадать фото: RAFAEL VARGAS Многоцветное пространство номеров визуально предваряет установленная в холле у лифта скульптура, напоминающая кактус, созданная Марискалем из кориана. Интерьер номеров пронизан духом функционализма 50-х годов XX века. При всей визуальной смелости его можно считать комфортабельным для гостей. Кроме того, в оформлении холлов и комнат одиннадцатого этажа отразилось влияние на творчество двух испанцев мавританского искусства и постмодернизма. Комнаты сочетаются с оформлением холлов и передают все буйство характера Апеннинского полуострова. ДВЕНАДЦАТЫЙ ЭТАЖ — ЖАН НУВЕЛЬ На двенадцатом этаже Жан Нувель спроектировал двенадцать номеров люкс, в которых архитектура сочетается с искусством фотографии фото: RAFAEL VARGAS Французского архитектора Жана Нувеля на родине считают национальным гением. Вице-президент Французского института архитектуры, почетный член Американского института архитекторов, Нувель признан одним из самых радикальных архитекторов конца XX века. Он – автор множества нашумевших проектов, осуществленных за последние двадцать лет в Европе. На двенадцатом этаже отеля Puerta America Madrid господин Нувель спроектировал двенадцать номеров люкс, в которых архитектура сочетается с искусством фотографии. Целью дизайнера было создание пространства, идеального для наслаждения красотой. Поэтому Жан Нувель превратил стены в демонстрационные стенды, на которых размещены фотографии фотохудожников Араки и Флейшера, в оригинальной манере изображающие женское тело и цветы. Особенностью комнат являются скользящие панели (раздвижные системы), позволяющие гостям организовать пространство по собственному желанию. Пентхаус, также созданный французским архитектором, включает террасу, бар, бассейн и SPA. Здесь основной «изюминкой» стали великолепные виды горного и городского пейзажа. Пол полукруглой террасы выполнен из стекла, поэтому находящиеся на ней люди могут видеть прямо под собой фасад отеля. РЕСТОРАН — КРИСТИАН ЛИАЙГРЕ Кристиан Лиайгре На первом этаже отеля находится ресторан, выполненный испанским дизайнером Кристианом Лиайгре. Одной из отличительных черт ресторана является огромный винный погреб вместимостью 4000 бутылок. В интерьере помещения интегрированы культурные элементы из различных регионов Испании, в частности, Андалусии, Каталонии и Галисии. Уютную и теплую атмосферу создает использование дерева и кожи. На первом этаже отеля находится ресторан,выполненный Кристианом Лиайгре фото: RAFAEL VARGAS СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ Разнородные и разностильные дизайнерские идеи при создании отеля были объединены работой одного свето-дизайнерского бюро. За всю световую концепцию огромного здания отвечал Арнольд Чан из лондонского бюро Isometrix Lighting and Design. В его обязанности входило координировать и поддерживать авторов проектов в области освещения. По словам господина Чана, основной задачей свето-дизайнеров было максимально подчеркнуть и раскрыть выразительные особенности каждого этажа. Световая концепция отеля основывается на использовании рассеянного света, который создается благодаря тому, что «техническая начинка» спрятана за той или иной поверхностью (стены, полы, мебель) фото: RAFAEL VARGAS При выключенном свете фантастические интерьеры отеля выглядят не такими интригующими, как в темное время суток. При этом почти нигде не видно самих светильников – вся техническая начинка скрыта от глаз. Свет используется по большей части рассеянный, спрятанный за той или иной поверхностью. Часто создается ощущение, что светятся сами стены, полы, мебель, и только в некоторых проектах встречаются «рудиментарные» торшеры и лампы. фото: RAFAEL VARGAS Наиболее ярко интеграцию архитектурных форм и света можно видеть в проектах Кэтрин Финдли, Захи Хадид и Plasma Studio. Здесь используется любая возможность для подсветки: мерцающие сообщения на дверях, светящиеся полки, столешницы и зеркала.