Пространство контрастов

Commercial Property №9 (147-148) ноябрь-декабрь 2015

КОВОРКИНГ МОЖНО ПО ПРАВУ НАЗВАТЬ ПРОСТРАНСТВОМ КОНТРАСТОВ: ОН ДОЛЖЕН СОЗДАВАТЬ РАБОЧУЮ ОБСТАНОВКУ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕ БЫТЬ СКУЧНЫМ ОФИСОМ, ОБЪЕДИНЯТЬ В ОТКРЫТОМ ПОМЕЩЕНИИ МЕСТА ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ, БЫТЬ НЕЙТРАЛЬНЫМ И ОДНОВРЕМЕННО ИМЕТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Текст: Оксана Бабенко


 

Пространство коворкинга разделяют, как правило, на три основных зоны: рабочую зону, зону отдыха, food-зону 
ФОТО: BENE AG 


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА 

К планировочным решениям коворкингов, которые в большинстве своем тяготеют к открытому пространству, выдвигается несколько основных требований. Во-первых, пространство должно быть разделено на зоны и максимально рационально спланировано, чтобы обеспечивать комфортные условия работы. Во-вторых, быть гибким, с возможностью быстрого изменения функции и трансформации под различные нужды и мероприятия. «Это не только позволит сделать коворкинг удобным для широкого круга работников, но и предоставит дополнительные возможности для его оператора, к примеру, возможность проводить разнообразные тренинги и семинары, которые будут дополнительным источником доходов», – отметила Ольга Ковальчук, менеджер по работе с корпоративными клиентами, Denza Workspace. 

Наиболее сложным с архитектурной точки зрения, но и наиболее интересным при создании, по словам Павла Меньшикова, директора компании Bene Kiev, является коворкинг, предназначенный для общественного использования. В целом, его пространство разделяют, как правило, на три основных зоны: рабочую зону, зону отдыха, food-зону. В то же время, необходимо понимать, на какую аудиторию будет рассчитано пространство – ведь от этого зависит набор дополнительных помещений, а также сервисов. 

В целом, коворкинги предполагают наличие следующих зон (обязательных или факультативных): 

– приемная для встречи гостей; 

– отдельные кабинеты или изолированные места (Dock-in-Bay) для уединенной работы, требующей концентрации, проведения собеседований, телефонных и конференц-звонков; 

– малые переговорные комнаты вместимостью до 8 человек для проведения презентаций и совещаний; 

– конференц-зал вместимостью 30-50 человек для проведения семинаров, презентаций, других мероприятий; 

– бизнес-гостиная для неформального общения и переговоров, а также для индивидуальной работы; 

– лаундж-зона – мягкая группа с кофе-баром для встреч в неформальной обстановке и отдыха; 

– помещение для локеров, сейфов, хранения персональных вещей; 

– служебные пространства для хранения канцелярии, запасной и вспомогательной мебели, др.; 

– детская комната или уголок; 

– туалетные комнаты. 

При этом Павел Меньшиков отмечает: «Если постояльцами коворкинга являются путешествующие бизнесмены или руководители небольших компаний, желающие иметь представительский офис в престижном месте, но не считающих целесообразным тратить деньги на его организацию, в этом случае структура пространства напоминает VIP-зону преуспевающей компании с атрибутами изысканного стиля и роскоши. Оно может включать комнаты для формальных и неформальных переговоров, помещения для сосредоточенной работы, места для отдыха и дружеского общения и даже туалетные комнаты с душевыми, чтобы арендатор мог привести себя в порядок после долгого пути или перед важной встречей». 

Ольга Ковальчук обращает внимание на необходимость постоянного совершенствования организации пространства. «Следует наблюдать за клиентами: обращать внимание на то, где они больше работают, а где общаются. Исходя из этих наблюдений, необходимо делать перестановку мебели и адаптировать зонирование пространства», – отметила эксперт. 

 

Стол с зонирующим экраном и монитором для проведения переговоров 
ФОТО: OFFICE SOLUTIONS 


ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА

Несмотря на то, что основная функция коворкинга – это предоставление необходимого минимума для выполнения рабочих заданий, он все же не является типичным офисным помещением. Его главная особенность заключается в атмосфере, ради которой люди приходят и за которую готовы платить. «Поэтому рабочее пространство коворкинга должно отличаться от скучных рядов столов, но в то же время сохранять все преимущества офиса, в частности, рабочую атмосферу», – рассказывает Ольга Ковальчук. «В таком проекте важно предусмотреть комфортные и привлекательные с точки зрения дизайна зоны отдыха и приема пищи, которые должны способствовать неформальному общению внутри помещения», – добавила Ольга Швед, дизайнер, студия дизайна и архитектуры Design Prof

В интерьере коворкингов часто используются преимущественно натуральные материалы (деревянные панели, озеленение), в цветовой гамме превалируют теплые оттенки, в декоре – картины, фотографии, статуэтки, полки с книгами, аудио- и видеотехникой. Однако дизайн коворкинга, как и планировочные решения, зависит от его типа. К примеру, «представительский» офис должен подчеркивать статус компании-арендатора. «Цветовая гамма и подбор материалов должен быть достаточно консервативен. Материалы должны быть натуральными, но при этом износостойкими», – рассказывает Павел Меньшиков. В то же время для более «массового» коворкинга характерны нейтральные тона. «Это очень существенно, если мы хотим охватить максимальное количество арендаторов, – отметил эксперт. – Яркие, кричащие детали в интерьере нравятся далеко не всем, поэтому могут прийтись по вкусу лишь единичным арендаторам. Конечно же, необходимо добавить «изюминку», но она должна касаться скорее технического оснащения и передовых технологий». Такой «изюминкой» может быть переговорная комната, выделенная с помощью стеклянных перегородок с регулируемой прозрачностью и повышенной звукоизоляцией.

 

Рабочее пространство коворкинга должно отличаться от скучных рядов столов, но в то же время сохранить все преимущества офиса 
ФОТО: WEWORK.COM 

Отдельное внимание необходимо уделять мебели – она должна быть удобной для работы, мобильной, качественной и износостойкой, а также соответствовать дизайну помещения. К примеру, удачными решениями для коворкинга эксперты считают стол с электрической регулировкой высоты и складывающийся стол. Последний, по словам представителей компании Office Solutions, мобилен, прост в обращении и многофункционален и может использоваться как рабочее место для одного либо нескольких человек (при необходимости – с применением зонирующих экранов), а из нескольких столов можно оборудовать место для переговоров на неограниченное количество людей. За ненадобностью, такой стол компактно складывается и прячется. Для переговоров также существует отдельное нестандартное решение – стол с зонирующим экраном и монитором, который даже в общем помещении коворкинга создает некую приватность. 


ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ 

Среди наиболее распространенных ошибок в реализации проектов коворкингов, а также вопросов, на которые стоит обращать внимание при разработке таких проектов с архитектурной и дизайнерской точек зрения, эксперты выделяют: 

– Несоответствие месторасположения типу коворкинга и наоборот. Так, по словам Павла Меньшикова, «представительский» коворкинг будет пользоваться спросом, если он расположен в престижном месте рядом с основными транспортными артериями, а «стандартный» коворкинг должен располагаться в бизнес- или торговом центре в деловой части города. 

– Отсутствие ориентации коворкинга на определенные профессии людей. 

– Непрофессиональный подход к планированию и дизайну пространства. «Это проявляется в неудобном расположении различных зон и неправильном соотношении их площадей, – рассказывает Ольга Ковальчук. – Также речь идет о непрофессионально подобранной цветовой гамме: наличие цветов, которые не нравятся клиентам, применение в рабочей зоне оттенков, которые, как правило, предназначены для расслабления и, соответственно, должны быть атрибутом зоны отдыха. Чрезмерная простота или перенасыщенность элементами декора – ко-воркинг должен привлекать своим дизайном, но при этом не должен отвлекать от работы». 

– Несоответствие инженерных сетей необходимым параметрам и недостаточное уделение внимания вопросам IT: некачественная система вентиляции и кондиционирования, нарушение температурного режима, недостаточное количество электрических и сетевых розеток, низкая скорость Интернета, др. «Главная задача в проектировании коворкинга с технической точки зрения и инженерного обеспечения – это оптимизация всех систем для общего пространства и общего удобства, для людей с различными требованиями к рабочему процессу», – говорит Ольга Швед. «В коворкинге необходима максимальная унификация IT-решений, – продолжает Павел Меньшиков. – Арендатор и его гости должны иметь возможность подключить оборудование в любом уголке коворкинга. Например, чтобы, начав работу с документом в офисе, можно было продолжить ее во время переговоров и завершить в бизнес-гостиной, а после – отправить секретарю коворкинга для печати».

– Неудобная мебель. «Это является довольно распространенной проблемой многих коворкингов: некоторые владельцы экономят на мебели и площадях. Это приводит к тому, что рабочая зона напоминает колл-центр, – рассказывает Ольга Ковальчук. – Если мебель не регулируется, то она не подходит для многих клиентов, поэтому важно, чтобы кресла имели как минимум регулировки высоты подлокотников и сиденья. Большим плюсом будет регулировка высоты столов». 

– Плохое шумопоглощение.

 

В коворкинге важно предусмотреть отдельные кабинеты или изолированные места для уединенной работы, требующей концентрации 
ФОТО: BENE AG 

Эксперты обращают внимание на еще один важный элемент в коворкинге – сервис. Речь идет не только об оперативной замене оборудования, решении технических вопросов, помощи в настройке медиа-систем и IT-инфраструктуры, др. Также важно предусмотреть рабочие места для постоянного персонала. «Вам потребуются, как минимум, секретари, чтобы встретить гостей и проводить в нужное помещение, бармены и кофе-леди, чтобы угостить арендаторов и их гостей, IT-специалисты и инженеры, чтобы все системы бесперебойно работали, – говорит Павел Меньшиков. – А в «представительском» коворкинге не обойтись без водителя, который встретит в аэропорту или доставит важного гостя на встречу с не менее важным арендатором».

Детальнее о развитии сегмента коворкингов в мире и Украине читайте в статье «Коворкинги набирают обороты» на стр. 52-53.