Прибрежные зоны – «водный фасад» городов

ВОДНЫЙ ФАСАД «ПО-КИЕВСКИ» Один из проектов застройки набережной правого берега Днепра в Киеве, 2004 год проект: «АРХИТЕКТУРНЫЙ СОЮЗ» Что касается масштабных прибрежных зон Киева, то градостроители так и не пришли к единогласному решению, как они должны выглядеть и развиваться. За несколько последних лет на рассмотрение градостроительного совета выносились как проекты освоения отдельных прибрежных территорий, так и комплексные проекты по реконструкции Днепровской набережной. Один из них, грандиозный по украинским меркам проект многофункционального рекреационного комплекса Dnipro Riverfront, был разработан в 2005 году. Общий объем инвестиций в его реализацию оценивался в более чем $300 миллионов. Комплекс Dnipro Riverfront проектировался на участке Днепровской набережной от моста метро до пешеходного моста общей протяженностью 3 километра. Концепция проекта предусматривала создание прогулочной зоны, вдоль которой планировалось размещение кафе, ресторанов, небольших кинотеатров, а также развлекательных объектов с культурно-образовательной нагрузкой (частные театры и музеи), объектов жилой, офисной и торговой недвижимости общей площадью порядка 300 тысяч м2. Градостроители Киева на данный момент не пришли к единогласному решению, как должны выглядеть и развиваться прибрежные зоны столицы фото: «CP» Развитием проекта занимались компании First Ukrainian Development, «XXI Век» и Kiev Investment Group. Ожидалось, что строительство объектов в рамках проекта завершится к 2015 году. Однако данным планам не суждено было воплотиться. Во-первых, для реализации проекта так и не удалось найти инвесторов, в поисках которых компании First Ukrainian Development, «XXI Век» и Kiev Investment Group посетили международные выставки MIPIM 2005, Barcelona Meeting Point 2005, где презентовали Dnipro Riverfront; во-вторых, оставался открытым вопрос аренды земли и др. Другой масштабный проект развития прибрежных зон из разряда «несбыточных» – многофункциональный комплекс «Золотой берег». В 2007 году «на суд» членов градостроительного совета Киева был представлен проект «Золотой берег», который объединил три разнофункциональных комплекса, размещенных на соседних участках по улице Никольско-Слободской. Первый объект – 43-этажное трехсекционное жилое здание премиум-класса общей площадью 240 тысяч м2 с офисными помещениями. Второй объект – офисный комплекс, состоящий из трех 50-этажных офисных башен, установленных на трехэтажной стилобатной платформе, с торговыми галереями, помещениями общественного питания, вестибюлями и котельной. Общая площадь двух объектов достигала 400 тысяч м2. Третий объект – офисно-гостиничный комплекс, состоящий из четырех 48-этажных башен, объединенных трехуровневой платформой-стилобатом. Проектом предусматривалось также создание новой Левобережной набережной вдоль Днепра, в основу которой положена транспортная магистраль от проспекта Ватутина до проспекта Бажана. Начало строительства многофункционального комплекса «Золотой берег» планировалось на 2008 год. Логично, что в кризисный период новых идей касательно застройки Днепровской набережной не возникало. К вопросу создания «водного фасада» Киева градостроители вернулись в 2010 году. Так, в марте нынешнего года градостроительный совет Киева одобрил концепцию застройки набережной Днепра (на четырех участках: возле моста имени Е.О. Патона, у подножия монумента «Родина-мать», возле станции метро «Днепр», в непосредственной близости от памятника Магдебургскому праву). Документ предполагает укрепление днепровских склонов, их фрагментарную малоэтажную застройку и возведение четырех многоуровневых транспортных развязок. Концепция застройки Днепровской набережной выполнена творческой архитектурной мастерской «Л. Скорик» по заказу Киевского инвестиционного агентства КГГА. Возведение зданий предложено на четырех участках, где склоны холмов подходят к магистрали не слишком близко. Конфигурация фасадной части объектов повторяет очертания подножия участка склона, а их задние стенки будут выполнять функцию подпорной стены. Общая площадь каждого комплекса составляет 15-17 тысяч м2. В них разместятся объекты торговли и развлекательные заведения. Не исключено появление офисных площадей и гостиниц. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Проект застройки набережной Putrajaya, Малайзия проект: STUDIO NICOLETTI ASSOCIATI В мире тенденция освоения прибрежных зон активно развивается, организация берегового пространства является частью долгосрочных генеральных планов городов. На примере нескольких проектов предлагаем проследить современные архитектурные веяния, последние тенденции в мире инновационных строительных технологий, использующихся при реконструкции и строительстве набережных. Застройка набережной Putrajaya Месторасположение: Путраджайя, Малайзия Архитектор: Studio Nicoletti Associati (Италия), Hijjas Kasturi Associates Sdn (Малайзия) Главный архитектор проекта: Люка Могери (Luca Maugeri) Генподрядчик: Putrajaya Holdings Ltd (Малайзия) Количество жилых зданий: 8 Этажность: 10-18 Консультанты по энергоснабжению: Hoare Lea (Великобритания) Фасады: Arup Facade Engineering (Сингапур) Начало строительства: январь 2009 года Дата реализации проекта: 2012 год Объем инвестиций: 184 миллиона евро Награды: Cityscape Dubai International Award 2008, Cityscape Asia Singapore International Award 2009. Жизнь «под парусами» Проект застройки набережной Putrajaya, Малайзия проект: STUDIO NICOLETTI ASSOCIATI Город Путраджайя, который с 2005 года является федеральной столицей государства Малайзия, расположен в 20 километрах к югу от Куала-Лумпура на берегу Южно-Китайского моря. Частью мастер-плана общей застройки города, охватывающего временной период с 1995 по 2012 год, является обустройство городской набережной с возведением строительных объектов различного функционального назначения. Так, в январе 2009 года приступили к реализации комплексного жилого проекта, автором которого является итальянское архитектурное бюро Studio Nicoletti Associati. Земельный участок, отведенный под строительство восьми жилых зданий, имеет округлую форму и напоминает островной, окруженный водой мыс. Генеральный подряд выполняет малазийская компания Putrajaya Holdings Ltd. Архитектурная концепция проекта основана на метафоре морских парусов. После завершения строительства силуэты зданий, напоминающие остроконечные купола исламских мечетей, будут ярко выделяться на фоне водной глади. Восемь жилых «парусов» одинаковой формы будут соединены изогнутым одноэтажным подиумом, в котором планируется разместить подземный паркинг, офисные помещения, ряд общественных зон (небольшие конференц-залы, кафе, рестораны, арт-галереи, бутики, детские комнаты, прачечную, зоны отдыха). Кроме того, в жилых зданиях будут отведены просторные помещения для спортзалов, бассейнов, прогулочных террас. Согласно проекту, на крышах «парусов» обустроят зеленые сады с панорамой на город и лагуну. Визуальную легкость и объемность высотных строений обеспечит фасадная конструкция от Arup Facade Engineering. Двойная биоклиматическая фасадная система с горизонтально расположенными светоотражающими элементами будет монтирована к вертикальным колоннам. Расстояние между элементами составит 60 сантиметров друг от друга. Такой «дышащий» фасад обеспечит защиту от солнечного воздействия и непогоды. Реализация проекта ориентирована на применение различных экологических технологий: энергосберегающих (освещение, системы нагрева воды), экономии водных ресурсов (вторичное использование дождевой воды, установка экономной бытовой техники), выбора экологических строительных материалов (натуральная древесина, приоритетная позиция материалов местного производства), управления системой отходов (сортирование, переработка и вторичное использование отходов в строительных целях). Набережная «Молодого города» Проект застройки набережной Young City, Гданьск, Польша проект: BPTO Летом 2008 года мэр польского города Гданьска подписал соглашение с датской инвестиционной компанией Baltic Property Trust Group о совместном строительстве прибрежного района на территории старого городского порта. Архитектурную концепцию проекта разработали специалисты польского бюро Ramboll совместно с инженерами городского архитектурного комитета. Район Young City («Молодой город») будет расположен на берегу Вислы, в семи минутах ходьбы от центрального железнодорожного вокзала и пятнадцати минутах ходьбы от Старого города Гданьска. Программа проекта предполагает обновление запущенной прибрежной портовой зоны, реконструкцию промышленных зданий и возведение современного городка с развитой инфраструктурой, общая площадь которого по завершению реализации проекта (ориентировочно – 2020 год) составит около 1 миллиона м2. Проект застройки набережной Young City, Гданьск, Польша проект: BPTO Архитектура городка будет представлена разнообразием современных зданий и реконструированных промышленных строений различного функционального назначения: офисные помещения; жилые апартаменты вдоль береговой линии; гостиницы; конференц-центры; культурные объекты; причал для круизных суден; учебные заведения; зоны отдыха; Европейский центр солидарности (European Solidarity Center), а также крупный многофункциональный комплекс с торговым центром, мультиплексом, офисной и двумя жилыми башнями. Ключевым транспортно-коммуникационным стержнем «Молодого города» станет улица New Walowa («Новый Вал») протяженностью 1200 м, предназначенная для быстрого и безопасного движения автомобильного транспорта, автобусов и трамваев. BPTO Gdansk Development несет ответственность за строительство так называемого «Малого кольца» (Small Loop) улицы New Walowa, а горадминистрация Гданьска возьмет на себя реализацию оставшегося участка транспортного соединения над железнодорожной линией вплоть до улицы Jana z Kolna. Масштабы проекта застройки прибрежного района Гданьска открывают широкие возможности для привлечения инвестиций (строительство дорог, развитие инфраструктуры, возведение объектов коммерческой, офисной и жилой недвижимости), потенциальных ритейлеров, гостиничных операторов. Набережная Young City Месторасположение: Гданьск, Польша Инвестор: Baltic Property Trust Group (Дания) Управление проектом: BPTO Gdansk Development A/S (Польша) Архитектор: Ramboll (Польша) Сроки реализации проекта: 2007-2020 годы Объем инвестиций: 1,2 миллиарда евро. У берега Онтарио Проект бульвара Queen’s Quay центральной набережной Торонто, Канада проект: WEST 8 В марте 2000 года правительство Канады и городская администрация города Торонто объявили о намерениях реконструировать прибрежную полосу города, включая обустройство пешеходных и парковых зон, возведение архитектурных объектов различного функционального назначения. Для реализации масштабного проекта осенью 2001 года была основана организация Waterfront Toronto, занимающаяся контролем, управлением и координированием реализации всех проектов набережной. В рамках работы над первой фазой проекта в 2006 году был проведен международный архитектурный конкурс на проект центрального участка прибрежной полосы – бульвара Queen’s Quay, победителем которого стало нидерландское бюро West 8. В финал конкурса вышли также архитекторы Foster and Partners (Великобритания), TWBTA (США), группа архитекторов WASAW, Snohetta (Норвегия). По мнению жюри, архитекторы West 8 предложили оригинальное видение набережной, ориентированное на нужды горожан (пешеходов и велосипедистов), которые будут отдыхать в этой рекреационной зоне. Согласно проекту, бульвар вдоль берега озера Онтарио протяженностью 3 километра, расположенный между улицами Bathurst и Parliament, будет превращен в пешеходную аллею, отделенную от города трамвайными путями. Проектом предусматривается сокращение проезжих частей с 4 до 2 и создание широкого бульвара для пеших прогулок. Над водой планируется выложить дощатый настил шириной 18 метров, от которого будут отходить деревянные причалы для яхт. План озеленения проекта предполагает добавление зеленых участков между дорожными полосами и высадку деревьев вдоль линии воды. Кроме того, на территории Queen’s Quay будет возведено несколько деревянных пешеходных мостиков асимметричной волнообразной формы. Некоторые элементы существующей дорожной инфраструктуры будут сохранены. Несмотря на то, что идея реконструкции прибрежной полосы города возникла 10 лет назад, к ее практической реализации пока еще не приступили. В частности, только в апреле 2010 года была согласована экологическая экспертиза пешеходного тротуара, а в октябре текущего года городской совет Торонто согласовал рекомендации компании Waterfront Toronto по реорганизации Queen’s Quay в большой бульвар посредствам перемещения двух транспортных линий. Проект реконструкции Queen’s Quay будет реализован в три стадии. Строительство первой фазы проекта – 800-метрового участка – должно стартовать в начале 2011 года. В частности, компания Waterfront Toronto уже выделила $48 миллионов, которые будут направлены на реконфигурацию всего 3-километрового бульвара и строительство первого участка, что займет около 18 месяцев. Строительство следующих фаз будет зависеть от финансирования. Бульвар Queen’s Quay центральной набережной Торонто Месторасположение: Торонто, Канада Заказчик: Waterfront Toronto (Канада) Архитектор: West 8 (Нидерланды) Региональный архитектор: Diamond + Schmitt Architects (Канада) Протяженность бульвара: 3 километра Инженеры: Halsall Associates (Канада) Консультанты: международная компания Arup Ландшафтная архитектура: Schollen & Company (Канада) Начало строительства: 2011 год.