Правовой анализ паркинга как объекта собственности




Наталия Доценко-Белоус, начальник юридического управления компании «Антал-Сервис»
фото: «Антал-Сервис»

Разрешение вопроса о статусе паркинга как имущества зависит от цели, которую преследует заинтересованное лицо. Так, чтобы упростить процедуру создания объекта, избежать строительства или ввода в эксплуатацию, прибегают к обустройству наземного паркинга как некапитального временного сооружения, не признаваемого объектом недвижимости и, соответственно, не предоставляющего преимущественных прав на земельный участок и на его выкуп. Паркинг же, как объект недвижимого имущества, является результатом строительства со всеми законодательно предусмотренными стадиями прохождения и позволяет застройщику закрепить права на земельный участок, избегая требований о его последующем освобождении.
В решение юридической дилеммы о статусе паркинга как имущества определенные ориентиры привнес ДБН В.2.3-15:2007 «Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей», утвержденный Указом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 07.02.2007 №44 и вступивший в силу с 01.08.2007. ДБН урегулировал вопросы проектирования новых и реконструкции существующих автостоянок и гаражей (на выделенном в установленном порядке участке).
Украинские законодатели избегают употребления в ДБН термина «паркинг» как иностранного заимствования и сводят парковочные объекты к двум разновидностям – автостоянкам и гаражам.
Автостоянка – специально оборудованная открытая площадка для постоянного или временного хранения легковых автомобилей и других мототранспортных средств.
К числу основных юридически значимых особенностей автостоянки можно отнести следующие:
1. Открытая площадка (не может состоять из нескольких этажей и быть подземной). Однако ДБН позволяет покрывать такую площадку навесами без нарушения ее функционального назначения.
2. Специально оборудованная площадка. К числу специального оборудования, которое является неотъемлемым атрибутом автостоянок для постоянного хранения автомобилей, относятся следующие объекты: помещения для дежурных и хранения инвентаря; соответствующие элементы инженерного оборудования и благоустройства, а также (при необходимости и технической возможности) посты ТО, ТР и мойки автомобилей, включая пункты-посты самообслуживания, смотровые ямы (эстакады), места чистки салона. Такие автостоянки могут быть оборудованы солнцезащитными навесами, ветрозащитными стенками, декоративным солнцезащитным и шумозащитным озеленением. Очень сложно представить себе помещение как открытую площадку, а состав специального оборудования, приведенный в пункте 5.1. ДБН, свидетельствует о том, что автостоянка, помимо открытой стоянки, содержит здания и сооружения, состоящие, по всей видимости, из некапитальных конструкций. На автостоянках временного хранения автомобилей при необходимости (определяется заказчиком) и технической возможности в специально отведенных местах устраиваются пункты самообслуживания, смотровые ямы (эстакады), устанавливается охранная сигнализация. Соответственно, такие автостоянки могут и не иметь вспомогательных обслуживающих помещений и объектов – они остаются исключительно открытыми площадками.
3. Площадка для временного или постоянного хранения автомобилей. Критерий временного или постоянного хранения автомобилей зависит от изначально определенной разбивки на машиноместа с целью их закрепления за определенными лицами. Постоянным называется длительное круглосуточное хранение автомототранспортных средств на постоянно закрепленных за конкретными владельцами машиноместах. Временное – хранение автомототранспортных средств на автостоянках и в гаражах у разного назначения объектов периодического или эпизодического посещения на незакрепленных за конкретными автовладельцами машиноместах.
Соответственно, в составе автостоянок для постоянного хранения автомобилей появляется новый юридически значимый объект – машиноместо, относительно которого у другого лица возникают вещные права.
1) Минимальная необходимая площадь конкретного участка (территории) для постоянного или временного хранения автомобилей на открытых автостоянках определяется исходя из нормы 25 м2 на расчетный автомобиль.
2) Автостоянки должны проектироваться с твердым покрытием (асфальто-бетонным, бетонным, гравийным, щебеночным). Такое покрытие у автостоянки является существенным признаком недвижимости, согласно статье 181 Гражданского кодекса Украины, позволяющее создать неразрывную связь с земельным участком и обусловить невозможность ее перенесения без изменения целевого использования.
На основании приведенных характеристик автостоянку для постоянного хранения автомобилей можно определить как объект недвижимости, имеющий в своем составе машиноместа. Что касается автостоянок для временного хранения автомобилей, то их довольно сложно отнести к недвижимому имуществу.
При этом вид автостоянки не дает возможности однозначно определиться с ее статусом, поэтому остается давать определение, исходя из обратного. То есть, любая автостоянка будет считаться объектом недвижимости, если она является результатом выполнения строительных работ, принята в эксплуатацию, подвергнута технической инвентаризации и зарегистрирована в БТИ.
Гараж как разновидность украинского паркинга представляет собой здание (сооружение), часть здания (сооружения) либо комплекс зданий (сооружений) с помещениями для постоянного либо временного хранения, а также элементами технического обслуживания легковых автомобилей и других мототранспортных средств.
В отличие от автостоянок, гаражи могут быть как наземные (здания, сооружения, в которых отметка пола основных помещений не ниже уровня спланированной поверхности земли), так и подземные (сооружения, в которых отметка потолка основных помещений ниже уровня спланированной поверхности земли). Промежуточным звеном между наземными и подземными гаражами являются гаражи в цокольных и подвальных этажах – сооружения, встроенные в здания другого назначения, где отметка пола основных помещений ниже уровня спланированной поверхности земли на высоту, соответственно, не более и более половины высоты помещений.
Особо актуальными в условиях столичной застройки являются подземные паркинги, которые могут размещаться (с учетом требований норм проектирования соответствующих зданий и сооружений):
– под общественными зданиями, кроме зданий здравоохранения, физкультуры, соцобеспечения, общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений, детских домов, учреждений культуры, искусства, общественного питания;
– под жилыми зданиями (только для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам). Странно, что законодатель забыл о юридических лицах, занимающих первый и второй нежилые этажи в многоквартирных жилых домах;
– под производственными зданиями не ниже II степени огнестойкости с категориями помещений В, Г и Д по пожарной опасности;
– на незастроенной территории – под проездами, дорогами, площадями, газонами и другими участками (при соответствующем обосновании).
Правовой статус гаража в строительных нормах можно охарактеризовать следующими особенностями:
1) Высота наземных гаражей может составлять не более 9 этажей, подземных – не более 5 этажей.
2) В гаражах, кроме помещений для хранения автомобилей, допускается организация:
– служебных (для дежурного и административно-обслуживающего персонала) и складских помещений;
– объектов и технических помещений для инженерного оборудования (трансформаторной подстанции, теплового пункта, насосных пожаротушения, очистных сооружений и т.д.);
– постов ТО, ТР и моек автомобилей, включая посты самообслуживания и места уборки (чистки) салона пылесосом.
3) Минимальные размеры мест хранения автомобилей должны составлять: длина места стоянки – 5 метров, ширина – 2,5 метра (для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, – 3,5 метра).
4) В гаражах с количеством этажей 6 и более допускается использование специальных подъемников (лифтов) при условии выполнения норм уровня допустимого шума.


фото: Олег Герасименко

5) По своим типам гаражи подразделяются на гаражи манежного (автомобили размещаются в общем зале с выездом на общий внутренний проезд), боксового (автомобили хранятся в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд), манежно-боксового типа (отдельные места для хранения автомобилей изолированы от общего проезда ограждающими перегородками или сетками).
Гаражи и их составляющие, то есть машиноместа, являются отдельными объектами недвижимого имущества, подлежащими государственной регистрации в БТИ.