Пора знакомиться: «ПАТЭРСОН»




Юрий Яковчик
фото: «ПАТЭРСОН»

CP: Почему именно Украина стала первой страной на пути международной экспансии вашей компании?
Выход в Украину – логичный процесс для российского бизнеса. С точки зрения территории Украина расположена достаточно близко к России. Кроме того, украинский рынок очень близок к российскому с позиции концентрации населения и капитала, здесь адекватная степень развития розничного рынка, налицо культура потребления.
CP: Почему зарубежные, в том числе и российские, операторы торговых сетей занимают выжидательную позицию относительно нашей страны и, за редким исключением в лице вашей компании, сетей Metro и Billa (Rewe), пока не выходят на украинский рынок?
Основное препятствие – отсутствие прозрачности. Сегодня украинский рынок еще не отрегулирован, культура ведения бизнеса находится в стадии становления. Официальная статистика крайне далека от реального положения вещей. Например, по официальной статистике средняя зарплата в Киеве в прошлом году составляла 100 долларов. В результате компании сталкиваются с большим количеством рисков.
CP: Чем, по вашему мнению, схожи и чем отличаются российский и украинский рынки ритейл?
Прежде всего, оговорю, что у нас очень сильно различаются рынки Москвы и практически всей остальной России. Украинский рынок ритейла более чувствителен к цене, чем московский. Потенциал данного рынка пока еще не использован. При этом конкуренция в украинской рознице достаточно высокая, во всяком случае, она сравнима с российскими регионами, где есть собственные отстроенные сети, определены форматы.
CP: Используете ли вы франчайзинг для расширения сети?
Пока нет. В настоящий момент мы отлаживаем процессы, связанные с предложением франшизы «Патэрсон». Готовится и пакет документов, формализующий наши требования к потенциальным держателям франшизы. Формат будет тот же, что и у основной сети – супермаркеты.
CP: При открытии универсама ваша компания самостоятельно осуществляет проведение маркетинговых исследований, выбор месторасположения, разработку концепции и архитектурного решения или использует услуги консультантов?
Мы максимально отдаем на аутсорсинг несвойственные нам услуги, в частности, маркетинговые исследования и архитектурные решения. Выбор месторасположения своих супермаркетов мы осуществляем самостоятельно, поскольку в нашем формате это важнейший фактор, определяющий успех проекта. Концепция у супермаркетов «Патэрсон» одна – удобный супермаркет по доступным ценам. Адаптацию этой концепции в привязке к конкретному месту мы также проводим сами.
CP: Вы предпочитаете аренду или приобретение зданий и помещений для универсамов? От чего зависит этот выбор?
В России мы используем оба способа получения помещений. Основной показатель, который определяет для нас начало нового проекта, – это скорость возврата инвестиций. Поэтому, если прогнозируемые сроки соответствуют нашим бизнес-планам, мы в том числе приобретаем помещения в собственность. В Украине на первых порах будет только аренда. Мы открываем здесь свой первый универсам, который поможет нам реально оценить рынок и его риски. Сначала необходимо получить результат.
CP: В каком формате торговли работают ваши универсамы? На чем основан этот выбор?
Мы работаем в одном формате – качественный удобный супермаркет по доступным ценам. Опыт других сетей, в том числе и западных, говорит о том, что супермаркет – самый устойчивый формат. И у дискаунтеров, и у гипермаркетов гораздо больше шансов потерпеть неудачу. А супермаркет-банкрот – явление достаточно редкое.
CP: Существуют ли в рамках вашей компании отдельные подразделения, специализирующиеся на коммерческой недвижимости? В чем заключаются их функции?
Коммерческой недвижимостью в сети «Патэрсон» занимается самостоятельное подразделение «Патэрсон-Инвест». Здесь решаются все вопросы, связанные с помещениями, начиная от их поиска и подбора, заключения договоров аренды и собственности, заканчивая ремонтом и установкой оборудования.
CP: На основе каких критериев происходит выбор генерального подрядчика и субподрядчиков при строительстве того или иного универсама вашей сети?
На сегодняшний день качество строительства, обеспечиваемое строительными компаниями, находится примерно на одном уровне, так что этап отбора мы проходим достаточно быстро. Основной тендер, который наш подрядчик должен выиграть, основан на цене. Именно цена является важнейшим для нас критерием.
CP: Какой объем инвестиций необходим для открытия универсама вашей сети? За какой срок они в среднем окупаются? Отличаются ли эти показатели для России от плановых по Украине?
В среднем инвестиции в открытие одного универсама, в зависимости от площади объекта, составляют от 700 тысяч до 1,5 миллиона долларов. Период, в течение которого мы стремимся окупить универсам, составляет 2,5 года. Наши плановые показатели по Украине на сегодняшний день те же, что и в России.
CP: Какие источники финансирования вы используете? Будет ли финансирование развития сети на украинском рынке чем-то отличаться от практики, традиционной для России?
Источники финансирования те же, что и инвестиции на региональную экспансию по России. Это реинвестиции прибыли, средства акционеров и банковские кредиты.
CP: Как известно, первый универсам вашей сети в Украине откроется в ТРЦ «Курени» (Киев). Ориентируетесь ли вы в целом на ТРЦ как ключевого партнера или используете для этой цели отдельные здания? Чем определяется ваш выбор? Отличаются ли показатели работы универсамов в структуре ТРЦ от размещенных обособленно?
Наша общая стратегия состоит в том, чтобы открываться в тех местах, где мы сможем окупить инвестиции за 2,5 года. Соответственно, мы планируем открывать и как обособленные универсамы, так и супермаркеты в торговых центрах. Отличаются данные варианты размещения тем, что параметры отдельно стоящего магазина, как правило, лучше, чем супермаркета в ТЦ, – обороты примерно одинаковые, а арендная плата в ТЦ выше.
CP: Применяется ли вашей компанией практика участия на правах инвестора/девелопера в возведении ТРЦ с размещением в них универсамов вашей сети?
Да, если у нас есть интересные предложения, мы используем эту практику. Она дает нам возможность получения гарантированных площадей.
CP: При размещении универсама в структуре ТРЦ на каком этапе его возведения вы вступаете в контакт с девелопером? Принципиальным ли для вас является учет ваших пожеланий и особенностей торговли при строительстве и оборудовании торговых помещений ТРЦ?
Чаще всего мы начинаем работать с девелопером на стадии проектирования торгового центра. Безусловно, учет наших пожеланий при строительстве является принципиальным. Если владелец торгового центра учитывает только собственные затраты и игнорирует наши запросы, ценой такой ошибки будет низкая выручка. Имея за плечами большой опыт, мы можем очень точно спрогнозировать объемы покупательских потоков в зависимости от подхода к универсаму, тому, насколько он заметен в общей структуре ТЦ.
CP: Каковы ваши предпочтения относительно поставщиков для универсамов сети? Для рынка Украины ключевыми будут местные или российские компании?
Это будут компании, работающие на украинском рынке, при этом их национальная принадлежность не важна. При выборе поставщиков в Украине мы в первую очередь отдаем предпочтение компаниям-производителям. Для нас также существенным условием является, может ли поставщик гарантировать стабильность поставок и минимальные цены. Кроме того, обязательное требование – сопровождение поставок маркетинговыми бюджетами.
CP: Каким образом обеспечивается логистическое обслуживание универсамов вашей сети в России? Как данный спектр вопросов будет решаться на украинском рынке?
В России мы заключили договор аутсорсинга с логистической компанией. В Украине все вопросы логистики будем решать силами поставщиков.
CP: Назовите своих основных конкурентов на украинском ритейл-рынке. За счет чего вы планируете обеспечить устойчивое рыночное положение своей сети и ее рост?
Мы рассматриваем в качестве своих конкурентов все сети, работающие в Киеве, поскольку все они борются за покупателей. Ставку мы делаем на свое позиционирование – отобранный, подготовленный для покупателя ассортимент по справедливой цене. Собственно говоря, предложение, которое формирует «Патэрсон», и заключается в цене и в ассортименте. Наш ассортимент шире, чем в дисконтных магазинах, но уже, чем в закупочных центрах. А ценовое предложение находится на уровне дисконтных магазинов.
CP: Как вы считаете, в чем заключаются основные проблемы украинских и российских ритейл-сетей? Смогут ли они выдержать конкурентную борьбу с зарубежными сетями, обладающими огромными финансовыми ресурсами и опытом?
Основные проблемы украинских и российских сетей связаны как раз с отсутствием тех самых финансовых ресурсов и опыта, которыми обладают западные компании. Однако конкурентную борьбу они выдержат. Преимущество заключается в том, что еще есть время, чтобы опередить западников и занять лучшие места.
CP: Как вы оцениваете перспективы развития украинского торгового рынка?
Пока мы достаточно оптимистично смотрим на свои планы в Украине. Для того, чтобы реально оценить перспективы рынка, нам необходимо запустить первый объект. Любой новый проект – это риск. Мы рассчитываем, что проект «Патэрсон» в Украине будет удачным, так как для этого есть все предпосылки: и хорошее место расположения, и разумные арендные условия, и результаты договорной кампании.