«Похолодание» на рынке климатического оборудования

РЕАЛИИ РЫНКА Массовое сворачивание реализации проектов недвижимости, наблюдавшееся по всей территории Украины, привело к резкому сокращению заказов на поставку климатического оборудования фото: «CP» 2009 год стал одним из самых сложных для игроков украинского рынка климатического оборудования за последние несколько лет. Массовое сворачивание реализации проектов недвижимости, наблюдавшееся по всей территории Украины, привело к резкому сокращению заказов на поставку климатического оборудования. Контракты, подписанные с застройщиками на 2009 год, «зависли» на неопределенное время. Компании, прогнозировавшие разрешение кризисной ситуации в 2009 году, были вынуждены признать, что «потепления» в сегменте климатического оборудования не стоит ожидать ранее конца 2010 года. «Мы не были теми оптимистами, которые прогнозировали улучшение ситуации на климатическом рынке уже в конце 2009 – начале 2010 года, – говорит Владимир Степура, директор компании «Ликонд», официального торгового партнера Daikin в Украине. – Мы трезво оценивали ситуацию в сегменте кондиционирования, и сейчас можно сказать, что наши прогнозы были достаточно точными: если сравнивать с 2008 годом, то в 2009-м рынок кондиционерного оборудования в Украине сократился, по нашим оценкам, на 15-20%. В денежном выражении эта цифра еще больше». Арсений Максимец, генеральный директор компании «Три Океана», представляющей на территории Украины интересы японской компании SANYO, называет такие цифры: В результате кризиса список мелких игроков в сегменте климатического оборудования значительно сократился фото: «CP» «Учитывая тот факт, что рынок вентиляции и кондиционирования напрямую связан с рынком коммерческой недвижимости, можно со всей уверенностью утверждать, что снижение доли реализации оборудования составило приблизительно 60%». Эксперт также отмечает падение на уровне 50-80% в сегменте промышленных систем и объясняет это остановкой большинства строек, замораживанием ряда перспективных проектов, уходом некоторых строительных компаний с рынка, а также сворачиванием процесса переоснащения и модернизации функционирующих объектов. «Безусловно, имеются проекты в процессе реализации, но преимущественное большинство застройщиков и инвесторов заняло выжидательную позицию», – поясняет современную рыночную ситуацию Арсений Максимец. Елена Козий, руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «КиевКлимат», также отмечает существенный спад объемов продаж: «У одних компаний объем продаж упал на 20%, у других – на 80%. Продажи в высоком ценовом сегменте остались примерно на уровне 2008 года, в то время как продажи в среднем сегменте упали на 80%». В целом, основными тенденциями рынка климатического оборудования на данный момент являются: – снижение спроса, – обострение ценовой конкуренции, – перенасыщение складов нераспроданной техникой, – ужесточение планирования производства (на основании данных по объемам продаж, предоставляемых дистрибьюторами). БОРЬБА ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ По мнению экспертов, стабилизации ситуации в сегменте климатического оборудования следует ожидать уже во второй половине 2010 года фото: «CP» В связи с изменившейся рыночной ситуацией мнения экспертов касательно игроков рынка климатического оборудования и распределения долей между ними расходятся. Однако стоит отметить, что как таковых серьезных изменений в перечне крупнейших игроков не произошло, в то время как список мелких игроков значительно сократился. «О каких-то конкретных результатах перераспределения говорить рано», – считает Владимир Степура. Эксперт отмечает, что за прошедший год в отрасли не произошло громких банкротств и количество компаний, несмотря на тяжелую ситуацию, существенно не изменилось ввиду того, что операторы рынка по-разному приспособились к новым условиям: «Многие кондиционерные компании диверсифицировали свой бизнес, в первую очередь, переквалифицировались на смежные виды бизнеса – отопительный и вентиляционный, которые пострадали от кризиса в меньшей степени. В свою очередь слабые фирмы, прежде всего компании с неразвитой инфраструктурой, начали «отмирать» еще в конце 2008 года, как только появились первые признаки кризиса». По данным компании «КиевКлимат», в числе компаний-производителей, занимающих основную долю вентиляционного и кондиционерного оборудования в Украине, – Daikin. Mitsubishi Electric, Panasonic, Toshiba, Midea, Gree, LG Electronics, Samsung и др. ЦЕНА ВОПРОСА В нынешних условиях потребительские предпочтения касательно климатического оборудования, помимо цены, будут зависеть от его энергосберегающих характеристик фото: «CP» В 2009 году объемы продаж климатического оборудования сократились по всем направлениям – в масштабном коммерческом и частном. В секторе частного строительства важную роль сыграл снизившийся уровень дохода населения, дороговизна кредитных средств и другие факторы, ухудшившиеся под влиянием кризиса. По данным экспертов, в этом сегменте решающим аргументом в период кризиса оказалась цена. Потребители стали отдавать предпочтение более дешевым брэндам: «Для бытового сектора кондиционеры всегда были скорее предметом роскоши, чем предметом первой необходимости, поэтому с наступлением кризиса первым «упал» именно бытовой сегмент, – объясняет ситуацию Арсений Максимец. – Объемы продаж в этой группе оборудования сократились в несколько раз у всех игроков рынка, а современные продажи осуществляются сегодня преимущественно за счет самых дешевых китайских брэндов. Некоторые брэнды избрали тактику демпинга, продавая оборудование на грани себестоимости, предоставляя конечному потребителю колоссальные скидки, которые до кризиса получал не каждый субдилер. Такие приемы быстро приведут к уходу с рынка мелких дилеров, их переориентацию на другие брэнды либо же к падению качества гарантийного сервиса. Кроме того, брэнд, резко ставший дешевым, «падает» в глазах конечного потребителя, подсознательно ассоциируясь с более низким качеством». Не менее важным вопрос цены является и в сегменте масштабного коммерческого строительства. На данный момент заказчики готовы сотрудничать с поставщиками, гибкими в вопросе цены. «Для покупателя сейчас самый жесткий фактор при выборе климатической техники – цена, – говорит Владимир Степура. – С другой стороны, больше потребителей стали считать расходы на обслуживание и эксплуатацию техники, а поэтому начали уделять внимание энергоэффективности и надежности оборудования и скрупулезно выбирать покупку, вникая в технические характеристики». Эксперт считает это позитивной тенденцией, поскольку клиент стал более информирован, что оставляет меньше шансов недобросовестным поставщикам некачественной продукции. Крупнейшими потребителями климатического оборудования в докризисный период выступали предприятия, где наличие и мощность такого оборудования регламентируется техническими условиями, СНиПами, – промышленные предприятия, дата-центры, серверные, др. «При строительстве подобных объектов отказаться от установки климатического оборудования невозможно даже в условиях кризиса. Подобные объекты, вводимые в эксплуатацию, в любом случае оснащены всем полагающимся по нормам оборудованием, – рассказывает Арсений Максимец. – Заказчик, пытаясь снизить себестоимость объекта, стал более скрупулезно подходить к цене оборудования, обращать внимание на экономические характеристики – соотношение цены и качества, энергоэффективность, стоимость обслуживания и возможность осуществления контроля по затратам на каждого потребителя. Поэтому продавцам дорогих и качественных брэндов приходится доказывать свое превосходство по вышеперечисленным параметрам, прилагать много усилий, отстаивая свои предложения, апеллируя к массе технических нюансов, гарантийным срокам и срокам эксплуатации оборудования». ПРОГНОЗЫ Некоторые брэнды в сегменте климатического оборудования избрали тактику демпинга, реализуя продукцию на грани себестоимости, предоставляя конечному потребителю колоссальные скидки, которые до кризиса получал не каждый субдилер фото: «CP» Прогнозы дальнейшего развития рынка климатического оборудования можно назвать более чем сдержанными. В нынешнем году эксперты не ожидают существенного роста объемов продаж, хотя говорят о начале стабилизации на рынке недвижимости Украины, которая впоследствии окажет позитивное влияние на бизнес в сфере климатического оборудования. По оценкам экспертов компании «Ликонд», кризис на украинском рынке климатического оборудования был более ощутим, чем в Европе, поэтому период стабилизации будет длиться дольше. «В начале 2010 года будет продолжаться падение объемов продаж на украинском рынке кондиционеров – приблизительно на уровне 12%, – делится прогнозами Владимир Степура. – Стабилизацию следует ожидать во второй половине 2010 года, а рост начнется уже в 2011 году, но он не будет столь стремительным, как до кризиса». Более оптимистично настроена Елена Козий: «По нашим прогнозам, в 2010 году ожидается некоторый подъем экономики в целом и рынка кондиционирования в частности, например в сегменте частного строительства. Несмотря на кризис, люди начинают или продолжают строиться, хотя, конечно, и не в таких объемах, как раньше». Эксперты говорят о том, что в нынешних условиях потребительские предпочтения, помимо цены, будут зависеть от энергосберегающих характеристик продукции. «Помимо стоимости капитальных вложений, большое влияние на объемы реализации оборудования будут оказывать инновационные продукты, позволяющие снизить стоимость эксплуатации оборудования и имеющие возможность регулировать и контролировать расходы в процессе эксплуатации, – говорит Арсений Максимец. – Например, оборудование Sanyo имеет возможность осуществлять расчет потребления электроэнергии на каждого арендатора. Работа всей системы может контролироваться и корректироваться через ПК, а также Интернет». Еще больше обострится ценовая конкуренция между игроками рынка климатического оборудования. На это будут влиять в том числе пожелания заказчика, требующего снижения цены. Несмотря на то, что эксперты ожидают стабилизации ситуации на рынке климатического оборудования уже в конце 2010 года, по мнению Олега Котика, директора Академии кондиционирования LG Electronics, «в 2011 году мы снова станем свидетелями спада объемов продаж, ведь наряду с уже реализующимися проектами в течение последних двух лет было анонсировано крайне незначительное количество новых проектов, которые могли бы стать предметом внимания для поставщиков оборудования».