Подъемное оборудование: работа в «тестовом» режиме

ПОДЪЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ Разработка эксклюзивных лифтовых систем требует большего времени на подготовку чертежей, проработку деталей, их согласование, а также на заказ необходимых материалов, что в конечном итоге существенно удорожает стоимость подъемного оборудования(на фото: лифтовая система Orona в Selenza Hotel & SPA, Малага, Испания) фото: «ФИНЛИФТ-К» Подъемное оборудование – лифты и эскалаторы – является неотъемлемым элементом любого крупного объекта недвижимости, обеспечивая сообщение между уровнями здания. Расположение, количество и параметры подъемного оборудования закладываются на стадии разработки концепции проекта. «Лифтовое оборудование как один из определяющих элементов будущего облика объекта должно планироваться на самых ранних этапах реализации проекта, – рассказывает Татьяна Галаган, руководитель отдела маркетинга и связей с общественностью компании ThyssenKrupp Elevator Ukraine. – Для этого инвестор должен определиться касательно двух вопросов – класса здания и его основных характеристик (этажность, площадь и др.). Ответ на первый вопрос позволит определить класс лифтов, уровень производителя, а также качество комфортности поездки. Ответ на второй вопрос даст предварительную оценку количества и характеристик лифтовых шахт, а также понимание размеров лифтового холла». Стоит отметить, что количество лифтов, а также их характеристики определяются на основании таких параметров, как количество потенциальных пользователей каждого этажа при заполнении или освобождении здания (пассажиропоток), интенсивность и характер перемещения людей внутри сооружения. «Ошибки в расчетах пассажиропотока, которые осуществляются на ранних этапах планирования проекта, в последующем очень дорого обходятся владельцам зданий», – говорит Татьяна Галаган. Проектируя размещение лифтовых групп в здании, необходимо также учитывать параметры других систем жизнеобеспечения здания, с которыми взаимодействует лифтовое оборудование. Это, в первую очередь, электроснабжение (подача электроэнергии в обычном и аварийном режимах), пожарные и охранные системы (ограничение доступа, видеонаблюдение в кабинах лифтов) и др. ДЕВЕЛОПЕРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ Лифт фирмы ThyssenKrupp Elevator Ukraine в БЦ «ПриZма», Днепропетровск фото: THYSSENKRUPP ELEVATOR UKRAINE Работа над установкой лифтовых групп начинается задолго до подписания контракта между девелопером и компанией-производителем или поставщиком оборудования, которые вначале часто выступают в качестве консультирующих организаций. Рассказывает Алексей Клетченков, директор компании «ФинЛифт-К»: «Требуется приложить много усилий, чтобы переговоры, которые иногда длятся годами, завершились подписанием договора. С другой стороны, в этом есть положительный момент для заказчика: за время «доконтрактного» сотрудничества можно определить уровень профессионализма потенциального поставщика, его способность координировать действия с другими подрядными организациями». Проектирование, покупка и инсталляция подъемного оборудования является одной из существенных статей затрат в процессе реализации проекта. По данным компании «К.А.Н. Девелопмент», покупка и установка лифтового и эскалаторного оборудования в процентном отношении к общему объему инвестиций в проект коммерческой недвижимости составляет около 5%, и, как отмечает Алексей Клетченков, эта цифра зависит от многих факторов. В случае смены поставщика лифтового оборудования уже в процессе строительства проекта стоимость оборудования может увеличиться на 20%, поскольку новой компании необходимо будет создать «эксклюзивный» лифт, который смог бы функционировать в уже построенной шахте. Кризис внес коррективы в отношения между заказчиками и поставщиками подъемного оборудования. Заказчик стал более требовательным к услугам поставщиков и чувствительным к стоимости оборудования. Основными критериями, на которые обращает внимание заказчик при выборе поставщика, являются стоимость, условия оплаты, качество оборудования, гарантии на эксплуатацию и наличие послепродажного сервиса. «Все больше украинских застройщиков руководствуются только критерием стоимости, – констатирует Татьяна Галаган. – На этапе строительства мало кто задумывается о будущих дополнительных расходах на эксплуатацию более дешевого и некачественного оборудования». В свою очередь Алексей Клетченков утверждает, что «в конечном итоге заказчик выбирает компанию, умеющую профессионально и качественно решать поставленные заказчиком задачи, честную в вопросах комплектации и поставок, с которой легко работать, поскольку ценовые параметры и окончательная стоимость проекта для заказчика напрямую зависят от этих факторов». По данным компании «К.А.Н. Девелопмент», основными критериями при выборе поставщика лифтового оборудования для БЦ 101 Tower в Киеве, в котором предусмотрено 14 лифтов, были соотношение цена-качество, наличие опыта монтажа и эксплуатации высотных скоростных лифтов соответствующего типа, а также гарантированное наличие запасных частей на складе в Киеве. Качество лифтового оборудования во многом определяет класс здания, а также является преимуществом в вопросе привлечения арендаторов, если речь идет, например, о бизнес-центре. В июне текущего года компания «Шиндлер» сообщила о подписании договора на полную модернизацию лифтовой системы бизнес-центра «Артем» по ул. Глыбочицкой, 4 в Киеве, который начал функционировать в 1997 году. Согласно договору, компания «Шиндлер» демонтирует старые лифты и установит новые с интеллектуальной системой контроля Schindler ID, позволяющей идентифицировать пассажиров. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЦ «Домосфера» (Киев) установлено лифтовое и эскалаторное оборудование торговой марки OTIS фото: «CP» «Во всем мире на первое место стал вопрос энергетической эффективности, а также сокращения выбросов CO2 при эксплуатации лифтов, – рассказывает Татьяна Галаган. – В Европе в рамках программ модернизации в кабинах лифтов заменяют обычные лампы на светодиодные, осуществляют управление уровнем освещения кабин и шахт в зависимости от времени суток и др. По скорости внедрения современных лифтовых технологий Украина, к сожалению, отстает от развитых стран». Тем не менее, примеры внедрения энергосберегающих технологий в объектах коммерческой недвижимости в Украине все же имеются. Так, по словам Натальи Кравец, управляющего директора ТЦ «Домосфера» (Киев), где установлено лифтовое и эскалаторное оборудование компании OTIS, «основными критериями при выборе поставщика технического обеспечения торгового центра стали широкое использование энергосберегающих технологий и внедрение автономной системы жизнеобеспечения, сокращение эксплуатационных и коммунальных затрат, эффективность контроля и управления комплексом, а также комфорт и безопасность для арендаторов и посетителей». Пока еще новинкой для украинского рынка является интеллектуализация лифтового оборудования, которая представляет собой интеллектуальное управление лифтовыми группами, системами доступа в лифты, а также инсталляция интерактивных мониторов в кабинах. Однако, по мнению экспертов, по мере стабилизации экономической ситуации и роста профессионализма девелоперских компаний, интеллектуализация будет внедряться в практику украинских девелоперских проектов. Отдельного внимания заслуживает эстетическая функция лифтов. На развитых зарубежных рынках архитектурные бюро включают лифты и эскалаторы в общую архитектурную концепцию проекта, «обыгрывая» их как органичный элемент интерьера. Дизайну лифтов уделено много внимания и в некоторых современных объектах коммерческой недвижимости Украины. По данным экспертов, разработка эксклюзивных лифтовых систем требует большего времени на подготовку чертежей, проработку деталей, их согласование, а также на заказ необходимых материалов, что в конечном итоге существенно удорожает стоимость подъемного оборудования. РЕАЛИИ РЫНКА И ПРОГНОЗЫ Эскалаторы фирмы ThyssenKrupp Elevator Ukraine в ТЦ Plaza, Киев фото: THYSSENKRUPP ELEVATOR UKRAINE Несмотря на сложный экономический период, на украинском рынке подъемного оборудования не было зафиксировано банкротств и ухода компаний-производителей. Более того, финансовые проблемы стали стимулом для некоторых компаний в направлении развития бизнеса. Так, в 2010 году компания «ФинЛифт-К» заключила договор с испанским производителем подъемного оборудования Orona об эксклюзивной продаже продукции на территории Украины. Лифты Orona, позиционирующиеся в среднем ценовом сегменте, появились на украинском рынке в 2006 году, в свою очередь компания «ФинЛифт-К» намерена активизировать их продажи. «Компания «ФинЛифт-К» является инжиниринговой компанией, в сфере особого интереса которой – проекты, требующие нестандартного подхода и сложных технических решений. Не всегда продукция одной компании может решить все поставленные задачи, а наша цель – предоставить оптимальные решения для крупных проектов, – объясняет Алексей Клетченков. – Брэнд Orona, который принадлежит западноевропейской корпорации MONDRAGON, может обеспечить приемлемое соотношение качества и стоимости. Инженерные центры и производственные мощности корпорации расположены в Испании, и, в отличие от многих других производителей, более 80% комплектующих лифтов Orona изготавливается внутри корпорации, что обеспечивает высокий уровень качества при приемлемой стоимости». Эксперты прогнозируют, что в 2010 году не стоит ожидать существенных изменений на рынке лифтового оборудования. Однако уже сегодня имеются сигналы, свидетельствующие о стабилизации ситуации в сегменте. Например, компания «Шиндлер» расширила географию своих представительств на территории Украины с двух до пяти, открыв в апреле 2010 года представительства в Донецке, Одессе и Харькове. В ближайшем будущем компания планирует открытие еще нескольких украинских представительств. Большие надежды возлагаются игроками рынка на 2011 год. По мнению Алексея Клетченкова, в следующем году предполагается рост спроса на подъемное оборудование, а также выход на украинский рынок новых игроков, находящихся в поиске рынков сбыта. Произойдет некоторое перераспределение долей украинского рынка между игроками. При этом, по мнению эксперта, главенствующую роль на рынке займут компании с хорошим менеджментом, способные предоставить максимальный комплекс услуг.
Торговые марки подъемного оборудования, представленные в некоторых крупнейших объектах коммерческой недвижимости Украины (строящихся и введенных в эксплуатацию в 2009 - I квартале 2010 года)
Объект Расположение Девелопер Торговая марка подъемного оборудования
ТРЦ Riviera Shopping City Южная дорога, с. Фонтанка (Одесская область) Argo Real Estate Opportunities Fund KONE
ТОЦ Green Plaza Ул. Артема, 51-а,
Донецк
«Домус» KONE
ТЦ «Домосфера» Ул. Столичное шоссе, 101,
Киев
DeVision OTIS
БЦ 101 Tower Ул. Льва Толстого, 57,
Киев
«К.А.Н. Девелопмент» OTIS
ТРЦ SKY MALL Проспект Генерала Ватутина, 2, Киев «Астра Проперти» Schindler
Отель InterContinental Kyiv Ул. Большая Житомирская,
2-а, Киев
«Ярославов Вал» Schindler
ТЦ 4Room Ул. Петропавловская,
с. Петропавловская Борщаговка (Киевская область)
«Галена» Schindler
ТРЦ King Cross Leopolis Ул. Стрыйская, 30,
с. Сокольники
(Львовская область)
King Cross Group Schindler
Жилой комплекс
«Времена года»
Пересечение улиц Кудряшова и Механизаторов, Киев «НЕСТ» Schindler
Клубный дом
«Диамант»
Бульвар Тараса Шевченко,
27-б, Киев
Группа компаний «Планета» Schindler
ТРК «Эспланада» Спортивная площадь, 1, Киев «Три О» ThyssenKrupp
Источник: «Commercial Property»