От создателей Эйфелевой башни: самый высокий в мире мост





С момента формирования идеи строительства моста в 1987 году и до его завершения прошло более 17 лет исследовательских и строительных работ (непосредственно строительство заняло три года). 17 декабря 2004 года по виадуку Мийо (The Millau Viaduct, le Viaduc de Millau) проехали первые автомобили.
Открытие моста Мийо, получившего название близлежащего города, дало повод для очередного проявления национальной гордости Франции и значительно облегчило жизнь местным и международным автомобилистам. Потребность в его создании стала очевидной еще в конце 1980-х годов как жителям Мийо, задыхавшимся от многочисленных и частых автомобильных пробок, так и тем, кто путешествует через всю Францию на юг, в Испанию и Италию. Мост пролегает через долину реки Тарн, которую раньше автомобилистам приходилось огибать, делая огромный крюк. Теперь же путь стал значительно короче и дешевле.
Сейчас виадук Мийо служит лишь для транспортного обеспечения жителей одноименного города и прилегающих населенных пунктов. Однако после введения в строй второго моста, строящегося в 6-ти километрах от виадука Мийо, и создания подъездных путей общей протяженностью 40 километров ликвидируется одна из самых протяженных автомобильных пробок, возникающих в районе города Мийо, и трасса А75 существенно разгрузится. Это, по оценкам экспертов, обеспечит следующие ее преимущества для автомобилистов, по сравнению с поездкой по существующей рядом трассе Axe Rhodanien:
– на местном уровне – экономия как минимум 30 минут (как максимум – до 4 часов во время пробок);
– на государственном и региональном уровне экономия будет составлять:
– 45 минут и 34 евро дорожной платы (при поездке из Парижа в Перпиньян или Барселону);
– 40 минут и 14 евро дорожной платы (при поездке из Амстердама или Брюсселя в Перпиньян или Барселону).
По оценкам экспертов, ежедневно по мосту будут проезжать не менее 10 тысяч автомобилей. Летний сезон должен увеличить автомобильную нагрузку до 50 тысяч машин в день. Основная часть полученных от автомобилистов средств будет поступать в распоряжение компании Eiffage. Данная компания вложила в строительство виадука 400 миллионов евро собственных средств, что дало ей право получить мост в концессию сроком на 75 лет (до 31 декабря 2079 года). Поддерживая сооружение в рабочем состоянии, компания будет возмещать свои капитальные и текущие затраты путем взимания платы за проезд. После завершения данного срока мост, рассчитанный на 120 лет функционирования без капитального ремонта, будет передан государству.
Функции оператора виадука будет выполнять компания CEVM (Compaigne Eiffage du Millau Viaduct). Кроме того, данная компания выступает в роли концессионера строящегося платного моста в 6 километрах от моста Мийо, открытие которого запланировано на начало 2007 года (этот мост будет состоять из 14 полос: по 7 в каждом направлении). DDE (France's Infrastructure Authority) – структура при правительстве Франции – будет управлять и обслуживать 40 километров трассы, соединяющих мост Мийо с обеих сторон с трассой А75.


ХАРАКТЕРИСТИКИ МОСТА
Железобетонная конструкция моста имеет семь опор. Площадь основания каждой из опор превышает 200 м2, площадь поверхности соприкосновения с полотном моста составляет 30 м2. Фундамент опор спроектирован таким образом, что они могут выдерживать существенные землетрясения. Высота самой высокой опоры виадука P2 составляет 245 метров над уровнем земли, что делает этот мост самым высоким в мире. По подсчетам экспертов, расстояние от нижней точки ущелья до макушки несущих пилонов составляет 343 метра, что на 19 метров превышает высоту Эйфелевой башни. При строительстве ограждений и опор было использовано 85 000 м3 или 205 000 тонн бетона. Вес стальной платформы виадука составляет 36 000 тонн. Мост оборудован 18-ю видеокамерами, станцией мониторинга и контроля, 12-ю аварийными телефонами, расположенными через каждые 500 метров.
От внимания конструкторов, кажется, не ускользнула ни одна деталь, что позволило создать сооружение, предоставляющее уникальные возможности для быстрого и безопасного движения автомобильного транспорта. Как отметил на торжественном открытии моста Жак Ширак, президент Французской республики: «Виадук Мийо – шедевр инженерной мысли. Это символ новой Франции, динамичной, предприимчивой, инвестирующей в свое будущее и стоящей во главе мирового прогресса».


    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    

Виадук Мийо
Тип конструкцииАвтодорожный виадук – многоопорный вантовый мост
Длина2460 метров
Ширина4 полосы по 3,5 метра каждая (2 в каждом направлении)
УклонПриблизительно 3% (с севера на юг)
Высота несущих пилонов343 метра
Общий вес конструкции290 тысяч тонн
Высота мостового полотна над уровнем реки Тарн270 метров



УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Eiffage Group – инвестор и концессионер строительства. Данная холдинговая компания ведет свою историю с 1844 года, когда была основана компания Fougerolle, позднее поглотившая и слившаяся с большим количеством различных компаний. Основной сферой деятельности Eiffage Group является строительство крупных инфраструктурных сооружений: строительство крупных инженерных сооружений (Eiffage Construction), дорожное строительство (Appia), техническое оснащение объектов недвижимости (Forclum), строительство и монтаж металлоконструкций (Eiffel), а также концессионное управление автодорогами, паркингами, тоннелями (в этом направлении прежде всего стоит выделить тоннели Prado-Carenage во Франции и автостраду Norscut в Португалии). В целом, в Eiffage Group входит более 500 дочерних компаний.
Холдинговая компания Eiffage Group занимает третье место во Франции и пятое в Европе по объему капитала среди строительных компаний. Штат компании во Франции и по всему миру насчитывает 48 тысяч сотрудников (из которых в сфере дорожного строительства занято 31%, технического оснащения объектов недвижимости – 28%, гражданского строительства и сопутствующих сфер – 41%), более 90% из которых являются акционерами компании, владея в общей сумме 25% акций компании.
Вторым акционером по размеру пакета акций компании является банк BNP Paribas (Франция).
Доход компании в 2004 году составил около 7 миллиардов евро, 80% из которых поступили от проектов на территории Франции.
В процессе строительства принимали участие следующие компании, являющиеся структурными подразделениями Eiffage Group:
Eiffage Construction посредством дочерней структуры Eiffage TP осуществляла производство и монтаж колонн и ограждений моста. Является одной из крупнейших французских компаний, осуществляющих гражданское строительство. В 2003 году совокупный доход Eiffage Construction составил около 3,5 миллиарда евро. Штат компании включает около 18 тысяч человек, в том числе 2800 инженеров и менеджеров. Компания представлена во всех сегментах строительной сферы и имеет более 200 региональных подразделений на территории Франции и Бельгии. Принимала участие в строительстве таких масштабных проектов, как метро в Копенгагене (Дания), окружная дорога в Познани (Польша), плотина Pont-Ventoux (Италия), автострада Norscut в Португалии, тоннель по железной дороге между Перпиньяном и Фигуэросом (Испания-Франция).
Eiffel осуществляла производство металлоконструкций (покрытия и опор). Компания является ведущим во Франции поставщиком металлоконструкций. Совокупный доход в 2003 году составил 207 миллионов евро. Штат – около 1000 человек. Компания представлена четырьмя заводами во Франции, еще двумя в Великобритании и Германии.
Forclum осуществляла строительство и монтаж энергетического и IT-оснащения, светового и видеооборудования. Имеет более чем 100 лет опыта работы в данной сфере. Совокупный доход в 2003 году составил около 1,4 миллиарда евро. Штат – 12 500 человек. Компания имеет более 150 региональных подразделений на территории Франции, Испании, Бельгии, Италии и Германии.
Appia осуществляла асфальто- и бетонопокрытие моста. Крупнейшая французская компания в сфере строительства, эксплуатации и ремонта дорог (автомобильных, железных, взлетно-посадочных и т.п.). Совокупный доход в 2003 году составил около 2 миллиардов евро. Штат – более 15 000 сотрудников. Компания имеет более 150 региональных подразделений на территории Франции, Испании, Бельгии, Италии и Германии.
CEVM (Compaigne Eiffage du Millau Viaduct) – оператор и концессионер моста на срок 75 лет. Штат – 50 сотрудников. Размер активов – 36 миллионов евро. 100% акций компании принадлежит Eiffage Group.
Для обеспечения надлежащего качества строительства и эксплуатации была привлечена независимая инжиниринговая компания Setec TPI, в функции которой были включены: мониторинг, решение земельных вопросов, а также координация процесса строительства. Компания насчитывает более 1000 сотрудников, работающих в 15 отделениях во Франции и странах Европы.
Архитектурные решения: предварительный проект разрабатывало архитектурно-инжиниринговое бюро при правительстве Франции SETRA (Service d'Etudes Techniques des Routes et Autoroutes) во главе с Мишелем Вирлуа. Окончательный проект – британский архитектор Норман Фостер в сотрудничестве с группой французских архитектурных бюро Sogelerg, EEG и SERF.


    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    


    
    
    
    
    
    

Стоимость проезда по виадуку Мийо, евро (включая налоги)*
ПериодЛегковые автомобилиЛегковые автомобили с прицепомГрузовые автомобилиДлинномерные грузовые автомобили (длиной более 12 м)2-колесные механические транспортные средства
Лето (с 1 июля по 31 августа)6,59,717,924,33,2
Остальная часть года (с 1 сентября по 30 июня)4,97,317,924,33,2

* Формы оплаты: наличные (евро), чеки, банковские карточки


    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    

История строительства виадука Мийо
ДатаСобытие
1987Разработаны первые эскизные проекты моста через реку Тарн
1990Правительство Франции предлагает построить многоопорный мост длиной 2,5 километра
1991-1993Архитектурно-инжиниринговое бюро при правительстве Франции SETRA во главе с Мишелем Вирлуа, всемирно-известным инженером и архитектором дорог и мостов, проводит детальное исследование и разрабатывает предварительный проект виадука
1993-1994Проведение конкурса проектов моста, в котором приняло участие 15 проектов, разработанных 7 архитектурными и 8 инжиниринговыми компаниями
1996Победителем признан проект, разработанный британским архитектором Норманом Фостером в сотрудничестве с французскими архитектурными бюро Sogelerg, EEG и SERF
1996Трасса А75, частью которой является виадук Мийо, признана объектом государственного значения с принятием соответствующего постановления правительством Франции
1998Начата разработка условий тендера на определение концессионера виадука
2000Начато проведение тендера
Октябрь 2001Победителем в конкурсе на концессию признана компания Eiffage Group
14 декабря 2001Заложен первый камень в основу фундамента
14 декабря 2004Торжественное открытие виадука Мийо с участием президента Франции Жака Ширака
17 декабря 2004Открытие виадука для проезда (dead-line строительства, согласно договору концессии, был назначен на 10 января 2005 года)