Онлайн-ритейл: продукты из Интернета

ОНЛАЙН-МАГАЗИНЫ: И ТОРГОВЛЯ, И РАЗВЛЕЧЕНИЯ На данный момент товарооборот онлайн-магазинов очень далек от товарооборота офлайн-сетей, однако эксперты прогнозируют постоянный рост первого показателя ФОТО: IS Сегодня все большее влияние на то, что, где и когда мы покупаем, оказывают телевизор, телефон и компьютер. При этом последние два гаджета (конечно же, при наличии доступа к сети Интернет) становятся своего рода посредниками между продавцом и покупателем. Выгоды подобного взаимодействия уже давно оценили международные ритейл-операторы продуктовой розницы, которые развивают онлайн-магазины. На данный момент товарооборот онлайн-магазинов очень далек от товарооборота офлайн-сетей, однако эксперты прогнозируют постоянный рост первого показателя. Так, по данным экспертов, доля Интернет-торговли в общем обороте британского ритейл-гиганта Tesco на данный момент составляет около 5%. В свою очередь, по неофициальным данным, доля онлайн-продаж в общем обороте французского ритейлера Сarrefour достигает около 7%. Практически все крупные зарубежные сетевые ритейл-операторы продуктов питания осуществляют онлайн-торговлю, площадкой для которой выступают их официальные сайты. Следует отметить, что сайт современного ритейл-оператора представляет собой многофункциональный ресурс, который по своим характеристикам напоминает торгово-развлекательный центр: попав на такой сайт, можно не только приобрести целевой товар – продукты питания, но также интересно провести время, например, поиграть в компьютерные игры (сайт сети Penny – www.penny.de/ aktionen-unterhaltung/penny-onlinespiel), отправить букет цветов (сайт сети Aldi www. aldi-blumenservice.de) или поздравительную открытку (сайт группы Tesco – www.tesco-cards.com), распечатать фотографии (сеть Lidl – www.lidl-druckservice.de) и многое другое. Посредством онлайн-магазинов у ритейл-операторов появляется возможность взаимодействовать с клиентами без ограничения по времени и, что самое важное – за пределами магазинов ФОТО: IS Преимущества онлайн-торговли для ритейл-операторов очевидны – у компаний появляется возможность взаимодействовать с клиентами без ограничения по времени и, что самое важное – за пределами магазинов. Чтобы стать клиентом онлайн-магазина продуктовой сети, необходимо на сайте оператора заполнить простой формуляр, который состоит, как правило, всего из нескольких позиций (e-mail адрес, пароль). Еще более широкие возможности для онлайн-покупок и в целом взаимодействия с оператором открываются для владельцев современных гаджетов. На официальных сайтах ритейл-операторов можно закачать специальные приложения для iPhone, iPad, смартфонов и планшетов на базе Android. Пользователи подобных программ получают информацию о специальных ценовых предложениях в офлайн- и онлайн-сетях магазинов, актуальных для текущей недели и конкретного дня, могут сортировать акционные предложения по рубрикам (по дате, цене и др.), создавать список покупок, находить ближайшие магазины операторов с информацией о времени их работы и многое другое. Посредством сайтов ритейл-операторы стремятся выйти за рамки своей непосредственной функции – продажи товаров. Они хотят стать нашими личными консультантами по здоровому питанию и готовы дать советы по выбору продуктов. На сайтах многих ритейлеров имеются рубрики, посвященные самым разнообразным кулинарным рецептам. Здесь можно спланировать свой будущий обед и сразу же заказать необходимые для его приготовления продукты. Интернет-торговлю французская группа Auchan начала в 2000 году, и на данный момент ее онлайн-сервисы представлены направлениями Auchandirect, Auchan.fr и GrosBill ФОТО: IS Такой сервис под названием Handy Meal Planner предлагает, например, сайт Tesco (www.realfood.tesco.com/meal-planner). Более того, на сайте оператора можно пролистать специальные электронные журналы, посвященные кулинарии, которые можно просмотреть, снова-таки, загрузив специальное приложение. Количество предложений и онлайн-магазинов на зарубежных рынках сегодня достигает критической точки. Для того, чтобы облегчить покупателю выбор продукции среди множества Интернет-магазинов, создаются дополнительные онлайн-сайты, независимые от ритейл-операторов (хотя, по мнению экспертов, большинство таких сайтов создано именно под руководством ритейл-операторов). Примером таких сайтов являются сервисы Discounto (www. discounto.de), Lasoo (www.lasoo.com.au) и другие. Следует отметить, что сервис Lasoo был создан в 2007 году в Австралии. Он позволяет получать сообщения, когда изменяется цена на любимые продукты в онлайн- и офлайн-магазинах ритейл-операторов, а также применять всевозможные фильтры для просмотра каталога продукции разнообразных магазинов (по категориям, по цене, бренду, др.). ИНТЕРНЕТ-ИМПЕРИИ Большое значение развитию онлайн-торговли придает французская группа Auchan. Интернет-торговлю оператор начал еще в 2000 году, и на данный момент онлайн-сервисы группы представлены направлениями Auchandirect, Auchan.fr и GrosBill. Позже возникла необходимость в структуризации и выделении онлайн-торговли в отдельное подразделение, что и было сделано в 2010 году. Развитие онлайн-сервисов группа начала на родном, французском, рынке и сейчас развивает его на других рынках присутствия. Онлайн-магазин Auchandirect (www.auchandirect.fr) был создан в 2001 году и предлагает сегодня более чем 5500 наименований продовольственных товаров. Услуги магазина доступны жителям Франции (Париж, Лилль, Лион, Тулуза, Марсель) и Польши (Варшава). Онлайн-магазин Auchan.fr (www.auchan.fr) предлагает широкий спектр продовольственных и непродовольственных товаров с возможностью доставки на дом или услугой самовывоза. Онлайн-сервис GrosBill (www.grosbill.com) был запущен ритейл-оператором в 2006 году и предлагает электронику и бытовую технику. В 2000 году группа изобрела Drive-концепт, на базе которого позже был создан онлайн-сервис Auchan Drive (www. auchandrive.fr). Он представляет собой промежуточный вариант онлайн- и офлайн-торговли. Идея сервиса заключается в том, что клиент делает заказ товаров онлайн (продукты аналогичны ассортименту гипермаркета), затем едет в гипермаркет, где получает свой уже собранный заказ в течение 5 минут в машину. В 2012 году в российских СМИ появилась информация о том, что группа Auchan планирует уже в нынешнем году запустить формат Auchan Drive в России. Открытие первого подобного магазина ожидается в Москве. УКРАИНСКАЯ СПЕЦИФИКА Украинский рынок постепенно начинает приобщаться к мировой тенденции интернетизации торгового сектора, однако данный процесс происходит крайне медленно. Практически все крупнейшие украинские сетевые ритейл-операторы имеют собственные сайты, однако единицы используют их не только в презентационно-рекламных целях, но и в качестве площадки для онлайн-торговли. Примером сайта, который носит исключительно информационный характер, является сайт сети «Велика Кишеня»: он информирует покупателей о текущих акциях в магазинах, программах лояльности, собственном производстве, др. Следует отметить, что ритейл-оператор имеет страничку в сети Facebook, где размещается информация о «Товаре недели», предлагаются разнообразные кулинарные рецепты, полезные советы по питанию, обустройству дома, подводятся итоги акций, др. Тем не менее, на страничке содержится и бесполезная в контексте продовольственной розницы информация, например, заметки «Необычные мосты», «Самые впечатляющие бассейны». Возможно, таким образом оператор стремится привлечь как можно большую аудиторию клиентов с самыми разными интересами. В числе украинских операторов, развивающих онлайн-торговлю, – Novus, «Мега-Маркет», «Амстор». В 2013 году собственный Интернет-магазин запустил «Торговый дом «Амстор», развивающий сеть супермаркетов «Амстор» ФОТО: IS Так, онлайн-магазин сети супермаркетов Novus можно найти по адресу www. novus.zakaz.ua. Выбор онлайн-магазина представлен ассортиментом пяти супермаркетов Novus в Киеве, Борисполе и Севастополе. Цены в Интернет-магазине обновляются каждый день. Интернет-магазин предлагает три варианта доставки товара – плановая доставка, экспресс-доставка и самовывоз. Сеть гипермаркетов «МегаМаркет» осуществляет торговлю товарами посредством сайта www.megamarket.ua. В 2013 году собственный Интернет-магазин запустил «Торговый дом «Амстор», развивающий сеть супермаркетов «Амстор» (www.amstor.zakaz.ua). Интернет-магазин работает как совместный проект компании Zakaz.UA и «ТД «Амстор». Данная услуга работает в Киеве и Донецке. В Интернет-магазине доступно около 20 тысяч наименований товаров. Цена товаров на сайте является такой же, как и в магазине. Помимо этого, доступны все акционные предложения и скидки, которые действуют в офлайн-супермаркетах сети. Как отметил Максим Панфилов, директор по развитию Интернет-проекта Zakaz.UA, основными клиентами онлайн-магазина являются женщины в возрасте 25+ лет. Онлайн-магазины украинских ритейл-операторов имеют разную стоимость услуг по доставке, которая колеблется в пределах от 30 до 60 гривен. Зарубежные сетевые ритейл-операторы, активно развивающие направление онлайн-торговли за рубежом, не спешат запускать подобные сервисы в Украине. Примером служат такие зарубежные сети на украинском рынке как Billa, Auchan, «Перекресток». Эксперты прогнозируют дальнейшее структурирование и расширение рынка онлайн-торговли в Украине. Со временем произойдет выход в Сеть крупнейших украинских ритейл-операторов продуктов питания. Они, в свою очередь, вытеснят с рынка мелких игроков. Основным полем для деятельности и расширения онлайн-магазинов станут города-миллионники и крупные украинские города, где клиенты будут готовы доплачивать за доставку товара. В свою очередь, в мелких городах вряд ли в ближайшей перспективе появится спрос на подобную услугу. НАШИ СТРАХИ Одна из проблем, с которой онлайн-ритейлерам приходится сталкиваться на украинском рынке, – недоверие со стороны покупателей. Неуверенность и страхи покупателей связаны с такими вопросами как возможность возврата товара (вернутся ли деньги, если товар мне не подойдет?), есть ли товар в наличии и как долго мне придется ждать заказанного товара, в каком состоянии он будет доставлен и др. Как показывают исследования, часто потенциальный покупатель пользуется Интернетом, знает сайты онлайн-магазинов и посещает их, однако боится сделать заказ. Многие пользователи Сети не до конца понимают, каким образом можно оплачивать товар, приобретенный в Интернет-магазине. Или, имея кредитную карту, боятся ею воспользоваться, поскольку наслышаны о мошенничестве в электронной коммерции. По мнению экспертов, чтобы подтолкнуть клиентов к совершению покупок в онлайн-магазинах, ритейл-операторы обязаны создавать комфортную среду: раскрывать всю информацию о товаре, продавце и его физическом местонахождении, гарантировать конфиденциальность информации, создание удобных и эффективных условий для покупки (сроки доставки, возможность возврата товара и денег, др.). РОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН-РЫНОК По мнению экспертов, чтобы подтолкнуть клиентов к совершению покупок в онлайн-магазинах, ритейл-операторы обязаны создавать удобные и эффективные условия для покупки касательно сроков доставки, возможности возврата товара и денег, др. ФОТО: IS Российский рынок онлайн-ритейла так же, как и украинский, находится в стадии развития и является довольно молодым направлением. Многие российские операторы не имеют онлайн-магазинов, однако не отрицают возможности запуска подобного сервиса уже в ближайшей перспективе. Выход некоторых крупнейших игроков ритейл-рынка России в Сеть состоялся совсем недавно. Так, в 2012 году компания X5 Retail Group – крупнейшая в России продовольственная розничная компания по объемам продаж, запустила Интернет-проект – стол заказов E5.RU (www.e5.ru). На сегодняшний день стол заказов предлагает более 1 800 000 наименований товаров. Преимущественная часть товаров - это книги, бытовая техника, товары для дома и дачи, подарки, сувениры и др. Незначительная часть товаров представлена бакалейной продукцией (чай, кофе, специи, мед, сухие завтраки, др.). Стол заказов не предлагает скоропортящиеся продукты. Товар можно выбрать и заказать в сети Интернет, получение и оплата осуществляется в ближайших магазинах сети «Пятерочка», «Перекресток», «Зеленый перекресток», «Перекресток-Экспресс» или «Карусель». По данным компании X5 Retail Group, за день сайт посещает более 150 000 человек. Одна из крупнейших российских муль-тиформатных розничных сетей – компания «Седьмой Континент» – предлагает услугу доставки продовольственных и непродовольственных товаров (www.7cont.ru). Компания предупреждает, что цены на овощи и фрукты в магазинах могут отличаться от заявленных на сайте; доставка товаров осуществляется из розничных магазинов сети ОАО «Седьмой Континент».