Обзор заседаний архитектурно-градостроительного совета в Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды


23.11.2005 - ПРОЕКТ ДЕТАЛЬНОГО ПЛАНА ТЕРРИТОРИИ В ГРАНИЦАХ УЛИЦ ИЛЬИ ЭРЕНБУРГА, КОРОЛЕНКОВСКОЙ, БОЖЕНКО, БАЙКОВОЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ В ГОЛОСЕЕВСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ГО «Центр градостроительства и архитектуры»
Заказчик: Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды
ГАП: Логвиненко А.В.
Докладчик: Логвиненко А.В.



На месте промышленно-складской территории, которая сейчас является зоной экологического риска, предлагается создать общественную и жилую застройку. Территория проектирования ограничена улицами Ильи Эренбурга, Короленковской, Боженко и Байковой, а также железнодорожными путями. Также по территории протекает речка Лыбидь.
Данный проект разрабатывается в соответствии с программой Киевсовета. Согласно общей концепции, здесь разместят жилые дома, торговые центры, школы и детские сады, библиотеки, фельдшерско-акушерский пункт и поликлинику, физкультурно-оздоровительные помещения, клубы, центры отдыха и т.д.
В результате реализации этой работы статус территории будет изменен с промышленно-складской на культурно-общественную и жилую.
Центр градостроительства и архитектуры разработал три варианта освоения этой территории. В первом варианте предлагается гармоничное сочетание современной малоэтажной застройки и существующих на этой территории памятников архитектуры и истории. Жилая застройка в основном 5-9-этажная, за исключением нескольких высоток. На территории размещается полифункциональный многоэтажный общественный центр. Возле речки Лыбидь предполагается создание парковой зоны, возле которой разместится коттеджная застройка. Для обеспечения потребностей будущих жильцов (около 9 тысяч) на участке проектирования предусмотрен 5-этажный паркинг. Ориентировочная стоимость реализации этого варианта составляет 1,2 миллиарда гривен.
Во втором варианте освоение территории осуществляется по принципу квартальной застройки. Кроме большого количества жилья (361 тысяча м2), в этом варианте запроектированы офисные (66 тысяч м2) и гостиничные (81 тысяча м2) площади. В этом варианте озеленяется меньшее количество территории, а численность населения составит 10 тысяч человек. По словам Аллы Логвиненко, главного архитектора проекта, этот вариант освоения территории является наиболее выгодным с коммерческой точки зрения. Затраты на его реализацию предварительно составят 1,5 миллиарда гривен.
Третий вариант представляет собой создание урбанизированной среды. Многоэтажная жилая застройка формируется вдоль улиц Ильи Эренбурга, Короленковской и Боженко. На участке располагается 50-этажный гостиничный комплекс. Реализация этого варианта ориентировочно обойдется в 1,3 миллиарда гривен.
Во всех трех случаях предусмотрено создание магистрали городского значения от района Телички до ул. Бориспольской, реконструкция магистралей районного значения, создание улично-дорожных сетей и вынос с территории железнодорожной станции «Киев-Товарный».
Кроме того, все предложения объединяет идея воссоздания речки Лыбидь, что потребует значительных финансовых затрат. Авторы работы предусмотрели создание очистительных сооружений, хотя и отмечают, что восстановить речку в ее первоначальном виде уже невозможно.
Мнения членов градостроительного совета относительно того, возможна ли реализация подобных предложений, существенно разошлись. Анатоль Карминский, начальник «Киевгосэкспертизы», считает, что создавать на этой территории жилую застройку нельзя из-за ее загрязнения и размещения железнодорожных путей. Он рекомендовал заказчику разработать инженерное исследование всей территории.
Архитектор Лариса Скорик, наоборот, приветствовала эти предложения, отметив, что разговоры о восстановлении речки Лыбидь, наконец, воплотились в конкретную работу, и не согласилась с тем, что ничего из представленных вариантов нельзя воплотить в жизнь. На ее взгляд, движение поездов влияет на жизнь в соседних домах не более, чем движение автомобилей по магистралям, а в прибрежной зоне возле реки обязательно должно располагаться жилье.
Последующие выступления в основном носили одобрительный характер. Андрей Миргородский, член наблюдательного совета компании «XXI Век», высказался в поддержку урбанистического варианта и отметил, что освоение этой территории должно осуществляться за счет продажи городом инвестиционных проектов, а не земельных участков, как это было всегда. При этом он подчеркнул, что разрешение на реализацию отдельных коммерческих проектов инвесторам следует давать только после того, как они выполнят свою часть восстановительных работ на речке Лыбидь. Что касается других рекомендаций, то члены совета сошлись во мнении, что разработчикам следует предусмотреть очередность реализации проекта, начиная с инженерных работ.
В итоге совет принял решение поддержать идею создания ландшафтной зоны возле речки Лыбидь, рекомендовав разработчикам и заказчику четко определить зонирование территории, предусмотреть шумовую защиту в домах, расположенных возле железнодорожных путей, определить мероприятия по созданию инженерной инфраструктуры.


30.11.2005 - ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИСТРОЙКИ К АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗДАНИЮ ПО АДРЕСУ: НАБЕРЕЖНОЕ ШОССЕ, 2 В ПОДОЛЬСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: УДНДПИ «Укрндипроектреставрация»
Заказчик: КП «Киевпастранс»
ГАП: Смирнов В.П.
Докладчик: Смирнов В.П.
Площадь участка: 0,19 гектара
Этажность: 7
Паркинг: 36 машиномест
Проектом предлагается строительство на участке возле станции метро «Почтовая площадь» 7-этажного офисного здания с торговыми помещениями и подземным паркингом на 36 машиномест.
Заказчик проекта еще не получил землеотвод и соответствующие документы, дающие право на строительство. Предполагается, что для размещения офисного объекта потребуется территория минимальной площадью 0,19 га. Данная работа – уже не первое предложение по освоению этого участка, однако все, что предлагалось ранее, так и не было реализовано.
В процессе обсуждения члены градсовета пришли к единому мнению, что нельзя рассматривать данный проект, не имея общей концепции Почтовой площади, которая сейчас находится на стадии разработки. Архитекторы подчеркнули, что проектируемое здание отвлекает от церкви Рождества, доминирующей на площади. Было отмечено, что городские власти согласны разрешить строительство на этом участке небольшой пристройки, которая закрыла бы неприглядный торец соседнего дома, но намерение реализовать здесь столь крупный проект подверглось резкой критике.
В результате совет единогласно решил рекомендовать проектантам отказаться от идеи создания на Почтовой площади доминирующего здания. Все, что здесь может быть построено, – лишь небольшая пристройка.


30.11.2005 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ЗДАНИЯ С ПОДЗЕМНЫМ ПАРКИНГОМ ПО АДРЕСУ: УЛ. БОРИЧЕВ ТОК, 4-А В ПОДОЛЬСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ООО «Крамалл Студио»
Заказчик: Служба безопасности Украины
ГАП: Александрович С.И.
Докладчик: Александрович С.И.
Рецензент: Лишанский Е.Ю.
Площадь участка: 0,26 гектара
Площадь застройки: 0,12 гектара
Количество квартир: 24
Паркинг: 39 машиномест



Проект жилого дома по ул. Боричев Ток, 4-а был выставлен на градсовет повторно. На участке площадью 0,26 гектара предлагается построить трехсекционное здание, прилегающее к существующему 9-этажному дому. На первых двух этажах разместится кафе на 50 мест, фитнесс-центр, клиника семейного врача и салон красоты. Емкость жилой части – 24 квартиры. Проектом предусмотрено строительство подземного паркинга на 39 машиномест. Особенность проекта состоит в том, что из-за перепада рельефа дом имеет переменную этажность: на ул. Боричев Ток выходят 3 этажа и мансарда, на ул. Игоревскую – 5 этажей и мансарда. На предыдущем рассмотрении члены совета рекомендовали архитекторам проекта понизить высотность дома, строящегося в исторической части Киева. Однако, по словам докладчика и рецензента, проработав несколько вариантов, разработчики пришли к выводу, что самым приемлемым является изначально предложенная этажность. «В случае понижения этажности необходимо будет разрабатывать другой проект», – подчеркнул рецензент Евгений Лишанский.
Однако членов совета эти аргументы не убедили. Выступающие не раз отмечали, что проектанты не учли основную рекомендацию предыдущего заседания – понизить этажность. Выяснилось также, что, согласно разработанному историко-градостроительному обоснованию, на этом участке должна размещаться застройка до 3-х этажей.
Вопрос о согласовании данной работы повис в воздухе еще по одной причине: члены совета обратили внимание на окружающую застройку, судьба которой до сих пор не известна. «Мы критикуем фрагмент, а не знаем, что здесь будет в целом. Необходимо сделать единую концепцию застройки квартала», – заметила архитектор Лариса Скорик. Архитектор Янош Виг обратил внимание на то, что на соседнем участке проектируется здание банка: «Банк кардинально меняет ситуацию с постановкой здания. Не исключено, что здесь банка не должно быть, поэтому необходимо рассматривать территорию комплексно».
Неоднозначным оказался подход столичных градостроителей к вопросу о том, какой должна быть архитектура новых построек, возводимых в исторической части Киева.
Лариса Скорик высказала мнение, что на данной территории необходимо строить современное здание и категорически не согласилась с возможностью строительства здания с подобной архитектурой.
В то же время, у архитектуры проектируемого дома нашлось немало сторонников, в частности Руслан Кухаренко, начальник Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Киева, и Анатоль Карминский.
В итоге градостроительный совет столицы рекомендовал доработать проект и увязать его с проектируемыми и существующими на соседних участках объектами. В целом, члены совета высказались за то, чтобы выработать концепцию комплексной застройки этой территории.


07.12.2005 - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КИЕВА ДО 2020 ГОДА, СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЖИЛИЩНО-ОФИСНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ПОДЗЕМНЫМ ПАРКИНГОМ, ГОСТИНИЧНО-ОФИСНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ, ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА РЫБАЛЬСКОМ ОСТРОВЕ В ПОДОЛЬСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ВНМДИЦ Архитектурного наследия
Заказчик: ОАО «Ленинская кузня»
ГАП: Куровский Г.К.
Докладчик: Куровский Г.К.
Рецензент: Лишанский Е.Ю.
Общая площадь участка: 102 гектара



Основным землепользователем на территории Рыбальского острова является заказчик данного проекта – завод «Ленинская кузня», которому принадлежат 53 из 102 гектаров территории. Суть проектных предложений состоит в том, чтобы вместо промышленной территории создать здесь жилую, деловую, развлекательную и торговую зоны с развитой дорожно-транспортной системой. Для этого предлагается перенести с острова основные мощности завода, а также находящиеся там объекты Министерства обороны Украины.
По словам Георгия Куровского, главного архитектора проекта, Министерство обороны уже дало предварительное соглашение на вынос своих объектов. От остальных землепользователей четкого ответа пока не получено.
В авторском видении на территории острова можно разместить административные и бизнес-объекты, мощнейший в Украине торговый комплекс, апартаментное жилье, гостинично-офисный комплекс, развлекательные центры и т. д. Авторы предполагают, что сюда могут переехать административные здания, расположенные сегодня в центральной части столицы, в частности, КГГА. Деловой квартал на острове получит название Kiev City.
Из-за отсутствия соответствующих разрешений и согласований, авторский коллектив пока не занимался проектированием конкретных объектов. Сейчас основная задача разработчиков проекта состоит в том, чтобы внести изменения в Генеральный план развития Киева до 2020 года и изменить функциональное назначение территории острова с промышленной зоны на общественную и жилую.
По словам Георгия Куровского, в дальнейшем на каждый из объектов, которые могут быть построены на острове, будет проводиться конкурс с участием отечественных и зарубежных архитекторов. Для того, чтобы решить проблему с высокими грунтовыми водами, не позволяющими начинать здесь масштабное строительство, понадобится создать на территории острова искусственный рельеф (4-ярусную платформу, в которую будут включены все коммуникации).
По словам автора проекта, застройка острова будет осуществляться одновременно, без деления на очереди. Реализация подобного рода планов займет, согласно нормативам, не менее 10-12 лет. Первый этап по строительству платформы разработчики планируют завершить через 3-5 лет.
Члены совета не высказали существенных замечаний к представленным материалам. В итоге градостроительный совет согласовал изменение функционального назначения территории Рыбальского острова с промышленной на общественную и жилую. Заказчику рекомендовали официально обратиться в Киевсовет относительно намерений вести строительство на острове.


07.12.2005 - ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКОГО И МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА «МИСТЕЦЬКИЙ АРСЕНАЛ» ПО АДРЕСУ: УЛ. ЯНВАРСКОГО ВОССТАНИЯ, 28-30 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: УДНДПИ «Укрндипроектреставрация»
Заказчик: КГГА
ГАП: Штуков С.
Докладчик: Антонюк А.Е.
Площадь участка: 9,8 гектара
Паркинг: 500 машиномест



Вопрос о приспособлении здания завода «Арсенал» под культурно-музейный комплекс рассматривался в присутствии представителей трех согласовательных советов столицы: наблюдательного совета при Президенте Украины, научно-методического совета при Главном управлении охраны культурного наследия столицы и Киевского архитектурно-градостроительного совета. По словам Анатолия Антонюка, одного из соавторов проекта, концепция комплекса «Мистецький Арсенал» была предварительно согласована на наблюдательном совете при Президенте Украины, однако официального утверждения еще не получила.
Согласно разработанной концепции, создание комплекса будет осуществляться в несколько этапов. В первую очередь проектанты работают над реконструкцией здания «Арсенала» и благоустройством окружающих территорию валов (общая площадь территории проектирования – 9,8 гектара). Реконструкция «Арсенала» предполагает организацию подземных этажей, усиление фундаментов, внешних стен и колонн.
Согласно представленной концепции, посетители комплекса смогут попасть в здание «Арсенала» с 4-х входов, основным из которых является северный. Из вестибюля с помощью лифтов можно спуститься в подземный этаж, где расположены гардеробы, зал временных выставок, кафе, буфеты и туалеты. Отсюда же можно попасть и в музейные помещения, занимающие два этажа. Предварительно предлагается расположить на двух этажах здания следующие музеи: истории Украины, древних цивилизаций, народного искусства. Кроме того, здесь разместят конференц-зал и зал временных выставок. Территория двора перед «Арсеналом» будет использована для масштабных экспозиций. Приведение в порядок территории двора предусматривает снос всех временных сооружений. Для тех, кто приезжает на автомобилях, разработчики запроектировали подземный паркинг вместительностью 500 машиномест.
На реализацию первого этапа потребуется около 4 лет. В его рамках не предусматривается строительство в комплексе больших наземных объектов. Финансирование этой части работ составит около 800 миллионов гривен. Разработкой второго этапа освоения территории, рассчитанного до 2014 года, архитекторы пока не занимались.
В процессе обсуждения данная работа была подвергнута серьезной критике. Пожалуй, самым важным моментом является невозможность создания под «Арсеналом» глубокого подземного паркинга. По словам специалистов, этот участок в плане гидрогеологии является одним из самых сложных в Киеве и серьезное подземное вмешательство может нанести непоправимый урон как самому «Арсеналу», так и расположенной рядом святыне – Киево-Печерской Лавре. Многие члены совета высказывались за разрешения вести на данной территории только реконструкционные работы, но не масштабное строительство.
Подводя итог осуждения, Василий Присяжнюк отметил, что градсовет принципиально поддерживает основную идею реставрации и приспособления памятника архитектуры к новой функции. Подземное пространство комплекса должно быть организовано с учетом гидрогеологических условий. Возможность создания нового фасадного покрытия здания и организации паркинга необходимо согласовать с памятнико-охранными органами. Отдельная работа предстоит по архитектурно-планировочным решениям комплекса.


14.12.2005 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПО АДРЕСУ: УЛ. ПОЛЗУНОВА В СОЛОМЕНСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ЧП «Творческая мастерская «С. Юнаков»
Заказчик: ООО «Соломенка»
– ГАП: Юнаков С.Ф.
Докладчик: Юнаков С.Ф.
Рецензент: Лапоногов С.И.
Этажность: 3-9-31
– Паркинг: 486 машиномест
Общая площадь комплекса: 105 000 м2



Предложения по строительству многофункционального комплекса напротив здания Южного вокзала являются частью общей концепции реконструкции Привокзальной площади, разработанной творческой архитектурной мастерской Сергея Юнакова. Участок, на котором ведется проектирование, расположен на месте существовавшего ранее рынка. Здесь предлагается построить комплекс, включающий офисные помещения, автосалон, банк и фитнесс-центр. Основная офисная башня состоит из 31 этажа, остальные офисные объемы насчитывают 9 этажей. Здание банка запроектировано 4-этажным, под помещения автосалона отдано 3 этажа, фитнесс-центра – 2 этажа, магазина – 1 этаж.
Общая площадь комплекса составит 105 000 м2.
В составе проекта авторы представили предложения по реконструкции транспортной развязки возле Привокзальной площади: в районе ул. Урицкого планируется создание тоннеля, возле Воздухофлотского проспекта развязка будет двухуровневой.
Рецензент проекта Сергей Лапоногов положительно отозвался о работе. По его словам, благодаря тому, что над зданием вокзала и над этим проектом работал один и тот же архитектор, постройки гармонируют в пространстве и не диссонируют.
Члены совета в целом приветствовали эту работу, высказав некоторые замечания к отдельным ее частям. В частности, градостроителям не понравилось архитектурно-пространственное решение малоэтажных объектов, входящих в комплекс. Критические замечания прозвучали и в адрес предложенной транспортной схемы.
Однако, в целом данный проект был согласован, с условием, что высказанные замечания будут учтены в процессе дальнейшей работы. В частности, архитекторам рекомендовали доработать решение транспортной развязки и пересмотреть архитектурно-пространственную композицию малоэтажной части многофункционального комплекса.


14.12.2005 - ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА С ПАРКИНГОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ СТАДИОНА ПО АДРЕСУ: УЛ. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО, 2 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ЧП «Архитектурное бюро «Ю. Бородкин»
Заказчик: Киевский национальный университет технологий и дизайна
ГАП: Бородкин Ю.М.
Докладчик: Бородкин Ю.М.
Площадь участка: 2 гектара



На территории, принадлежащей Киевскому национальному университету технологий и дизайна, предлагается построить многоэтажный жилой комплекс с паркингом и реконструировать находящийся рядом стадион. Общая площадь территории, на которой ведется проектирование этих объектов, составляет 2 гектара. По словам Юрия Бородкина, главного архитектора проекта, данная работа уже была согласована в ректорате университета и в Министерстве образования Украины. Целесообразность ее реализации авторы объясняют следующим образом: ВУЗу не хватает учебных площадей, поэтому обновление учебной части планируется осуществлять за счет средств, вырученных от строительства жилого комплекса. В связи с этим вниманию членов градсовета была представлена концепция развития материально-технической базы университета, согласно которой ВУЗ намерен реконструировать существующие учебные корпуса, находящиеся в аварийном состоянии. Концепцией предусмотрен снос более 70% учебных корпусов, расположенных рядом с участком, на котором проектируется жилой комплекс. Разработчики также запроектировали центральный вход на территорию университета, спортивный комплекс и парковки.
Члены совета неоднозначно отнеслись к представленным проработкам. Янош Виг поставил под сомнение логику размышлений авторов относительно развития университета: «Как можно говорить, что университету не хватает площадей, и все равно строить жилье?». Валентин Ежов усомнился в том, что за реализацией коммерческих объектов последует реконструкция учебной части университета. Подводя итоги обсуждения, Эдуард Лещенко, заместитель главного архитектора Киева, выразил уверенность в том, что останавливать развитие города на 20 лет нельзя и следует продолжать работу над этим проектом. Архитекторам рекомендовали продолжать разработку проекта с учетом высказанных замечаний. В частности было отмечено, что построить большой объем на этой территории не удасться.