Обзор заседаний Архитектурно- градостроительного совета в Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды («ГЛАВКИЕВАРХИТЕКТУРА»)

Commercial Property №10 (14) октябрь 2004

15.09.2004 - ПРОЕКТ ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОГО МАССИВА ТЕРЕМКИ-3 В ГОЛОСЕЕВСКОМ РАЙОНЕ

Проектная организация: ОАО «Киевпроект», ДП «Институт Киевгенплан»

Заказчик: АОХК «Киевгорстрой»

ГАП: Белянин А.

Докладчик: Белянин А.

Рецензент: Лишанский Е. Ю.


Вниманию членов градостроительного совета была представлена идея создания нового современного жилого массива Теремки-3 в Голосеевском районе. На данном заседании рассматривался детальный план территории массива.

Жилой массив Теремки-3 находится вблизи существующих массивов Теремки-1 и Теремки-2. Застройку района площадью 150 гектаров планируют осуществлять поэтапно. В первую очередь предполагается освоить 85 гектаров территории. Внутренняя планировочная структура района, как прозвучало в докладе, была практически сохранена. Участок застройки подразделяется приблизительно на 8 микрорайонов площадью в среднем 10-15 гектаров каждый. Институт «Киевгенплан», разработавший детальный план территории, оценивает данный объем микрорайона как оптимальный. Авторы предусмотрели создание полной системы обслуживания групп жилых домов, которые будут иметь свой двор, общественную и зеленую зоны, школу, детский сад. Первая очередь строительства предполагает заселение района 29 тысячами жильцов (расчетная плотность населения составляет 450 человек на один гектар). После реализации второй очереди количество жителей возрастет еще на 40 тысяч человек. Вдоль Кольцевой дороги возможно создание зоны общественных сооружений с сетью магазинов, развлекательных и спортивных комплексов, а также коммунальной зоны. Проектом было активизировано строительство метрополитена в этом районе, предполагающее создание трех станций метро.

Одной из наиболее трудоемких и затратных задач освоения территории застройки является комплексное создание инженерной инфраструктуры. Для обеспечения водоснабжения создается гидроузел и система водопроводов. С помощью системы закрытых коллекторов и очистных сооружений будет осуществляться сток и очистка дождевых вод (однако, как отметил докладчик, санитарная зона очистных сооружений уже нарушена вследствие строительства на данной территории коттеджей). Организация теплообеспечения осуществляется путем реконструкции существующей теплоэнергетической станции. По приблизительным оценкам, затраты на инженерную подготовку территории составят около 50 миллионов гривен.

Проблемным вопросом освоения участка является наличие высоких грунтовых вод, что требует мероприятий по подсыпке территории и устройству дренажной системы.

Как было отмечено в выступлении, одна из важных общегородских проблем – нарушение зеленой зоны – в данном случае может быть решена следующим образом. В собственности «Киевзеленстроя» имеется участок площадью 1000 гектаров, который находится в 25-30 километрах от территории застройки и должен быть использован для этих целей.

Высокий профессиональный уровень разработки проекта детального планирования впечатлил членов совета и рецензента. Было отмечено, что данный проект позволяет объединить воедино разрозненные территории. Однако комиссия все же высказала ряд замечаний, которые должны быть учтены разработчиками на следующей стадии работ. Прежде всего, проект следует дополнить схемой организации пешеходных связей. Необходимо также очертить зеленые зоны, решить вопрос с размещением парковок (обеспечить строительство паркингов под домами), увеличить количество парковочных мест. Проектировщикам посоветовали разработать вариант застройки с высокой плотностью заселения жильцов, понизить этажность (до 9 этажей) с целью создания более комфортного жилья, сформировать квартальную застройку, в которой «иначе формируется социум». Уделять особое внимание архитектуре зданий пока не стоит из-за относительно длительных сроков реализации проекта (7-8 лет по оценкам членов совета, 5 лет по оценке заказчика). Анатолий Карминский, начальник Госэкспертизы, предупредил заказчика о предстоящей «войне» с землепользователями.

В целом проект ДПТ был согласован с учетом замечаний рецензента и членов совета.

15.09.2004 - ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ ПОД ОФИС И ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПО АДРЕСУ: УЛ. СОФИЕВСКАЯ, 21-23 В ШЕВЧЕНКОВСКОМ РАЙОНЕ

Заказчик: Генеральная дирекция по обслуживанию иностранных представительств

Проектная организация: ТАМ «Лосицкий»

1 ГАП: Лосицкий Ю. Г.

Докладчик: Лосицкий Ю. Г.

Проектная организация: НГИ «Проектреставрация»

2 ГАП: Антонюк Д. И.

Докладчик: Антонюк Д. И.

Проектная организация: Творческая архитектурная мастерская

3 ГАП: Анищенко Д. С.

Докладчик: Смирный Д. В.

Данный проект предполагает реконструкцию здания, расположенного на углу Софиевской площади и улицы Владимирской и находящегося сейчас в аварийном состоянии. В здании расположено консульство Ирландии, частная контора нотариуса, ресторан и апартаменты.

Как стало известно, ранее заказчиком был проведен конкурс на лучший проект реконструкции, в котором принимало участие 5 проектов. После обсуждения предпочтение было отдано одному из конкурсных проектов. На данном заседании градостроительного совета для повторного обсуждения было представлено 3 конкурсных проекта, достаточно разноплановых по своей концепции: от ориентации на историческую постройку до реализации современного архитектурного решения.

Данные проекты были неоднозначно восприняты и оценены архитекторами. Одни категорически высказывались против появления новых форм в исторической части города, где «нельзя кричать». Другие настаивали на необходимости внести нечто новое, деликатно относясь к тому, что уже создано. Во время обсуждения несколько раз было отмечено, что «здание должно говорить само за себя и о том, в каком веке оно построено». В данном контексте один из проектов был назван «тривиальной бутафорией, вроде бы вписанной в историческую постройку». Прозвучало мнение о том, что он не отвечает условиям конкурса, согласно которым следовало представить современное архитектурное решение.

В результате обсуждения было решено, что объект должен быть выполнен в современном стиле, не подражая архитектуре ХIХ века, чтобы избежать «движения вверх по лестнице, идущей вниз». С этой точки зрения архитекторы рассматривали две оставшиеся работы, предлагающие современное решение. Лариса Скорик поддержала проект здания с раскрывающимся углом (как необходимое условие для постройки в замкнутом пространстве), террасами и озеленением на верхних этажах, отмечая при этом необходимость снятия агрессии и понижения этажности. В целом архитекторы нашли положительные элементы в архитектуре обоих объектов. Таким образом, было выдвинуто предложение отдать предпочтение одному из двух проектов, предлагающих современное решение, используя при этом все продуктивное, что есть в каждом из них.

Василий Присяжнюк, главный архитектор города, отметил, что здание должно быть построено в границах существующей застройки (6 этажей), а при дальнейшем проектировании авторам следует придерживаться современных решений.

22.09.2004 - КОРРЕКТИРОВКА ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДОЛЬСКО-ВОСКРЕСЕНСКОГО МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДНЕПР

Проектная организация: АОЗТ «Киевсоюздорпроект»

Заказчик: Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений

ГАП: Фукс Г. Б.

Докладчик: Жежерин В. Б.


Как уже упоминалось, проект моста был разработан в 1994 году и затем представлен на рассмотрение Киевгосэкспертизы, заключение которой было получено в 1997 году. Технико-экономическое обоснование и архитектурное решение данного проекта были одобрены и согласованы на предыдущих градостроительных советах для дальнейшей разработки.

По словам докладчика, средства для реализации проекта, который ждет своей очереди более 10 лет, были выделены только сейчас. На данном заседании членам градсовета был представлен «реанимированный» проект мостового перехода, который отвечает современным потребностям города. В 1997 году стоимость объекта составляла $490 миллионов, на современном этапе она несколько возросла.

Во время работы над проектом рассматривалось несколько вариантов мостового перехода, а именно вантовый и арочный. Авторы работы остановились на последнем варианте как наиболее простом в технологическом плане, экономически выгодном и эстетически приемлемом. После согласования с флотом и портом было подтверждено, что отметка нижней части моста достаточна для прохода судов.

В проекте заложены принципы перспективного развития, предполагающие дальнейшее развитие улично-дорожной сети, создание в будущем подземного тоннеля (который будет представлен на одном из градостроительных советов) и трех станций метрополитена. Анатолий Карминский отметил, что реализация данного проекта может привести к градостроительной революции в столице.

По словам главного архитектора города, принципиально направление разработки мостового перехода было согласовано ранее. В качестве рекомендаций проектировщикам посоветовали учесть замечания членов совета. Доработка решения мостового перехода через реку Днепр будет продолжена.

22.09.2004 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛИЩНО-ОФИСНОГО КОМПЛЕКСА СО ВСТРОЕННО-ПРИСТРОЕННЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ И ПОДЗЕМНОЙ АВТОСТОЯНКОЙ ПО АДРЕСУ: УЛ. СОЛОМЕНСКАЯ, 15-А В СОЛОМЕНСКОМ РАЙОНЕ

Проектная организация: ООО «Институт современного проектирования»

Заказчик: ООО «Панорама-СВ»

ГАП: Ширяев В. Г.

Докладчик: Шеремет Ю. И.

Рецензент: Целовальник С. А.


Данный жилищно-офисный комплекс расположен между Соломенской площадью и Ленинградской улицей. В соответствии с основной идеей проекта – сохранить существующий проход в парковую зону – вход в парк был организован непосредственно через здание. С целью обеспечения общественной функции проектом предусмотрено создание встроенно-пристроенных помещений (кафе, ресторан, магазины, летние террасы). Жилая часть дома высотой в 27 этажей рассчитана на 175 квартир, подземный паркинг вмещает 174 машиноместа.

В процессе работы над проектом авторы разработали перспективное развитие участка, предусмотрели благоустройство окружающей территории, создание детских площадок, насыщение района парковыми зонами. Рецензент оценил данный проект как «удачно, профессионально выполненную работу». Серьезных замечаний к зданию высказано не было.

В процессе обсуждения была отмечена необходимость решения некоторых юридических вопросов. Идея организовать проход через дом нашла одобрение членов совета, которые, однако, высказались за необходимость ее дальнейшей проработки (поднятие прохода на один-два этажа). Некоторые замечания относились к архитектуре нижней части здания. Существует необходимость учесть потребности офисной части комплекса в парковочных местах, хотя в целом вопрос с подземным двухуровневым паркингом был решен удачно.

Данную работу одобрил и главный архитектор города Киева. Принципиально проект был согласован при условии доработки архитектурного решения фасадов и учета остальных замечаний членов совета. Предложение инвестора обустроить парк было воспринято положительно.

22.09.2004 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ЗДАНИЯ С ПОДЗЕМНЫМ ПАРКИНГОМ ПО АДРЕСУ: ПРОСП. ПРАВДЫ, 31-33; ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ЗДАНИЯ СО ВСТРОЕННЫМИ ТОРГОВО-ОФИСНЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ И СОВРЕМЕННЫМ ПОДЗЕМНЫМ ПАРКИНГОМ ПО АДРЕСУ: ПРОСП. ПРАВДЫ, 19 В ПОДОЛЬСКОМ РАЙОНЕ

Проектная организация: ОАО «Киевпроект», институт «Киевжилпроект»

Заказчик: АО ХК «Киевгорстрой»

ГАП: Кайлик Ю. И.

Докладчик: Кайлик Ю. И.


Данные проекты рассматривались на градсовете одновременно. Проектами предусматривается создание группы жилых домов с подземными паркингами, которые дополняются открытыми стоянками. В настоящее время на площадке застройки находятся гаражи и павильоны.

В целом рецензент и архитекторы отметили, что проекты разработаны на хорошем профессиональном уровне, однако общее неудовлетворение было высказано в адрес дома, расположенного по просп. Правды, 19 и выполненного в виде трилистных секций. Данное объемно-планировочное решение, вызванное желанием заказчика и автора получить больший выход жилья, назвали необоснованным и рекомендовали продолжить его дальнейшую проработку. Ряд замечаний высказали и к соединению секций в «трилистнике».

Подводя итоги обсуждения, глава комиссии принял решение согласовать здание по просп. Правды, 31-33 при условии создания встроенно-пристроенных помещений, помещений для обслуживания и паркингов. Здание по просп. Правды, 19 необходимо доработать, предусмотрев создание гостевой стоянки.

29.09.2004 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ОФИСНО-ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА ПО УЛ. ЩОРСА, 39 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ

Проектная организация: Печерская архитектурная мастерская

Заказчик: Противораковый фонд Святого Владимира

ГАП: Довгич В. Л.

Докладчик: Довгич В. Л.


Участок, отведенный для строительства офисно-жилого комплекса, расположен в квартале с существующей жилой и офисной застройкой. Общая площадь земельного участка составляет 0,26 гектара. Участок ограничен существующими проездами. При детальной проработке планировки здания было решено провести горизонтальное планирование. Под жилье была отдана наиболее благоприятная часть – юг, запад и восток. Общее количество квартир в доме – 90. Под землей будет построен паркинг вместимостью 90 машиномест. Офисная часть предполагает введение 13 700 м2 площадей. Этажность офисной части, проектируемая на данном этапе, составляет 27 этажей. При проектировании были учтены нормы инсоляции соседних зданий. Проект предусматривает комплексное благоустройство территории, в частности восстановление детских площадок.

Рецензент проекта отметил, что градостроительное обоснование не было утверждено и заказчику предстоит получить ряд согласований. В процессе обсуждения проекта было отмечено, что паркинги, находящиеся в 15 минутах ходьбы от объекта, следует разместить в непосредственной близости к зданию или же внутри него (на первых двух этажах).

В целом проект был одобрен для дальнейшей разработки с учетом всех высказанных замечаний.

29.09.2004 - ВАРИАНТ АРХИТЕКТУРНОГО РЕШЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-АВТОМОБИЛЬНОГО МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДНЕПР (С ПОДХОДАМИ) НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ УЧАСТКЕ КИЕВ-МОСКОВСКИЙ-ДАРНИЦА

Проектная организация: «Харьковдипротранс», «Метрогипротранс» (Москва)

Заказчик: «Юго-западная железная дорога», «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений»

ГАП: Шумаков Н. И.

Докладчик: Шумаков Н. И.


На одном из предыдущих градостроительных советов было согласовано решение железнодорожно-автомобильного перехода, представленное разработчиками из Москвы. Однако в результате детального анализа ценовых показателей оказалось, что стоимость реализации данного варианта в 3 раза превышает возможности государственного бюджета. В соответствии с рекомендацией министра транспорта, были рассмотрены возможности удешевления и упрощения проекта. Таким образом, с помощью специалистов из Санкт-Петербурга был разработан новый вариант мостового перехода, несколько напоминающий предыдущий, но значительно удешевленный. Во время разработки авторы руководствовались идеей о том, что новый мост не должен противоречить габаритам существующего, поэтому петербургские инженеры ориентировались на высотные параметры старого моста. Было решено, что когда мосты накладываются один на другой, должно создаваться впечатление единой конструкции. С этой точки зрения двухъярусный мост, ранее предложенный московскими разработчиками, не мог быть реализован.

Рассматриваемый на данном заседании градсовета мост шириной 40 метров разделен на три части: центральную железнодорожную часть и два боковых автодорожных проезда. Разница между железнодорожной и автодорожной частями составляет 1,5 метра.

Данный вариант находится в той же ценовой нише, что и предыдущий проект, предложенный Санкт-Петербургом. По последним подсчетам, стоимость проекта оценивается в 1 миллиард 90 миллионов гривен (согласно ТЭО – 1,5 миллиарда гривен), расход металла составит 18 тысяч тонн. Железнодорожная часть моста, а также арки выполнены из металла, автодорожная часть – из железобетона. Проектировщиками было разработано 3 варианта арок, один из которых по конструкциям напоминает уже существующие сегодня арки в Киеве; второй, предполагающий современное решение, наиболее близок к предыдущему московскому варианту, а третий предлагает пластичное арочное решение.

В перспективе развития моста предполагается создать подземный тоннель с выходом на улицу Гринченко. Стоимость автодорожной развязки, разработанной авторами проекта, составляет 600 миллионов гривен.

Предложенный вариант мостового перехода был неоднозначно оценен членами совета. С одной стороны, одобрение вызвала простота, лаконичность и тактичность решения мостового перехода, а также желание создать конструкцию, гармонирующую с существующим мостом. С другой стороны, был высказан ряд замечаний к архитектуре, касающихся, прежде всего, величины арок, различной частоты опор в разных частях моста, необходимости увязки арок и опор одним решением, то есть объединения двух элементов моста в единое целое. Янош Виг высказался в поддержку того, что новый мост следует делать таким же, как старый, поскольку изменение шага опор нового моста приведет к размыву опор существующего.

Одной из наиболее сложных задач данного проекта является решение вопроса транспортной развязки. Во время разработки возникли трудности с подведением к объекту станции метрополитена. Как было отмечено во время обсуждения, «предложенные транспортные развязки – вещи наивные и сомнительные, над которыми еще необходимо работать». В результате обсуждения было принято решение согласовать предложенный вариант при условии доработки опор моста, решения вопроса его освещения и с учетом остальных замечаний членов совета.

29.09.2004 - ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И ЗАСТРОЙКЕ КВАРТАЛА, ОГРАНИЧЕННОГО УЛИЦАМИ ЯНВАРСКОГО ВОССТАНИЯ, МОСКОВСКОЙ, АНИЩЕНКО, АИСТОВА В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ

Проектная организация: ООО «Архитектурное бюро «Ежов»

Заказчик: КП «Печерск-Инвест»

ГАП: Ежов С. В.

Докладчик: Ежов С. В.

На данном заседании был представлен материал по решению комплекса жилых домов на Арсенальной площади и самой площади, которая на сегодняшний день, по словам докладчика, не представляет собой единой завершенной композиции. Таким образом, перед авторами проекта стояла задача запроектировать площадь как целостный ансамбль.

На архитектурное решение площади повлияло, прежде всего, наличие исторической застройки (например, завод «Арсенал»). Проектом предусмотрено создание в основном семиэтажных жилых домов, и только внутри квартала, в районе с застройкой аналогичной высотности, появятся восьми- и десятиэтажные здания. Внутри квартала создан акцент – жилая башня высотой в 16 этажей. Как отметил докладчик, она значительно ниже современных новостроек и выглядит достаточно скромно. Авторский коллектив предполагает запроектировать киевские внутренние дворики, которые войдут в контекст исторической застройки. Площадь земельного участка ориентировочно составляет 12 600 м2. Проектом предусмотрено возведение 9 жилых домов с 1-6-комнатными квартирами (с преобладанием трех- и четырехкомнатных). После реализации проекта (78 000 м2 жилья) население квартала, по приблизительным подсчетам, возрастет на 590 человек, в результате чего здесь будет проживать около 2300 жителей (плотность населения – 400 человек на один гектар).

Как было отмечено, в районе находится достаточное количество недоукомплектованных школ, лицеев, гимназий и детских садов, которые способны принять необходимый объем учащихся. Также будет создан подземный двухуровневый паркинг, рассчитанный на 400 машин (в среднем 2 машины на 1 квартиру), с несколькими въездами.

В процессе проектирования рассматривалось несколько вариантов застройки и формирования площади. Разрабатываемая на первом этапе идея создания гостиницы была вскоре отброшена из-за усложненного подъезда к данному объекту в жилом квартале. Кроме того, на формирование квартала повлияло наличие памятников архитектуры.

Одним из недостатков проекта было названо полное отсутствие развития торговой функции данной территории. По мнению архитекторов, в этом месте должна быть развитая торговля. Также было отмечено, что в данном районе следует создавать жилые помещения класса «элит», в то время как представленное на заседании жилье по многим параметрам «не дотягивает» до элитного. Кроме того, высотная часть, «посаженная» внутри квартала, приведет к проблемам с планировкой и инсоляцией.

Основным аргументом членов градсовета, выступавших с критикой проекта, была необходимость создания современной архитектуры, а не подражающей историческим мотивам. С другой стороны, было отмечено, что высотки в этом районе строить нельзя. В очередной раз прозвучало предложение запроектировать на данном участке гостиницу. Несмотря на то, что в выступлениях многих членов совета звучала неудовлетворенность предложенным решением, данный проект был признан первым шагом к созданию в Киеве еще одной площади. Подводя итоги обсуждения, Василий Присяжнюк отметил, что подходы к застройке исторических кварталов постепенно изменяются. В целом принципиальных замечаний к проекту он не высказал и рекомендовал согласовать его как основу для дальнейшей разработки с учетом всех рекомендаций.