Обзор заседаний Архитектурно- градостроительного совета в Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды («ГЛАВКИЕВАРХИТЕКТУРА»)


19.11.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОФИСНОГО ЦЕНТРА ПО БУЛ. ЛЕСИ УКРАИНКИ, 26 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: «ИCК «Васко», ПП «А.С.Ф.»
Докладчик: Юнаков С. Ф.
Заказчик: ИCК «Оптима»



Территория, на которой планируется строительство офисного центра, сегодня является настоящими задворками административных зданий, окружающих ее со всех сторон. По словам автора проекта, на самом участке находится недостроенное здание, выкупленное заказчиком, которое в результате обследования было решено снести. Однако его конфигурация (форма каре) диктует условия проектирования нового здания. В целом, в офисном центре запланированы 24 этажа (высота здания – 89 метров), из которых 16 займут непосредственно офисы, а 17-21 этажи будут отведены под гостиницу. На самых верхних этажах запланировано разместить зимний сад. Площадь каждого этажа составляет около 600 м2. В проект также включен подземный паркинг и наземная гостевая стоянка (общее количество машиномест – 250).
В процессе обсуждения проекта члены градостроительного совета высказали ряд пожеланий: сделать раздельные вестибюльные группы для офисов и гостиницы, продумать организацию проходов к центру, получить разрешение хозяев находящихся рядом административных зданий (среди которых «Гипроград» и ЗНИЭП) на облагораживание и благоустройство дворовой территории, а также увеличить высотность офисного центра, особенно в свете того, что нижняя его часть будет скрыта за фасадами стоящих по периметру квартала зданий. Было рекомендовано учесть существующие в данном районе транспортные проблемы и на следующем рассмотрении проекта предоставить проработанные транспортные схемы.


26.11.2003 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА ПО КЛОВСКОМУ СПУСКУ, 14-18 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО АБК «Жежерин»
Докладчик: Жежерин В. Б.
Заказчик: КП «Печерск-Инвест»
Рецензент: Целовальник С. А.



Строительство нового жилого комплекса запланировано на самом крутом отрезке Кловского спуска, находящегося на сегодняшний день в аварийном состоянии. По словам автора проекта, его реализация позволит не только укрепить склон (об установке на этом месте каскадных укреплений существует распоряжение КГГА), но и сделать эти дорогостоящие работы рентабельными. В проекте проработаны вопросы по укреплению склона, проведены необходимые инженерные расчеты. Известно также, что затраты на укрепление склона и организацию стилобатной части и подземных этажей соотносимы со стоимостью всего остального строения.
Сам жилой комплекс расположен по обе стороны проезжей части и представляет собой 2 здания из нескольких секций различной этажности (максимальная – 22-23 этажа), со стилобатной частью в 4 и 6 этажей соответственно (верхний уровень стилобата займут фитнесс-центр и офисы). Всего в комплексе запланированы 182 квартиры и предусмотрены 3 уровня подземного паркинга, рассчитанного более чем на 350 автомобилей. Довольно сложная конфигурация зданий обусловлена условиями выполнения всех требований инсталляции, а их террасообразная структура «привязана» к рельефу. Особенностью проекта является также то, что все жилье расположено на опорах над землей.
Среди замечаний, высказанных членами градостроительного совета были: нецелесообразность организации заезда на парковку со стороны крутого подъема, отсутствие «карманов» для машин скорой помощи, пожарных и такси, а также тот факт, что более 70% дворовой территории будет находиться под зданиями, расположенными на сваях. В процессе обсуждения также выяснилось, что Киевсовет выделил под строительство пока только треть (0,24 гектара) от необходимых 0,71 гектара. С учетом высказанных пожеланий и замечаний, а также выполнения требования рассмотрения проекта в контексте целого района (учитывая появление там в краткосрочной перспективе других высотных зданий) проект был отправлен на доработку.


26.11.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ КОРРЕКТИРОВАНИЯ ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА РЕКОНСТРУКЦИИ ПЛОЩАДИ ПЕРЕД НСК «ОЛИМПИЙСКИЙ» СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ТОРГОВО-ДЕЛОВОГО КОМПЛЕКСА ПО УЛ. Б. ВАСИЛЬКОВСКОЙ, 53-55 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО «Архитектурный союз»
Докладчик: Бабушкин С. В.
Заказчик: ООО «Юджин»



Работа над проектом реконструкции площади перед НСК «Олимпийский» длится уже более трех лет и на всем своем пути сопровождается горячими спорами. Изначально проект вело архитектурное бюро Александра Комаровского, человека, чьи работы находились в авангарде многих градостроительный свершений Киева (например, строительство первых высотных зданий, в частности, 34-этажных жилых домов на Троещине), а потому, как правило, шли в разрез с устоявшимися в Киеве стереотипами градостроения.
Этот проект предполагал реконструкцию Национального комплекса «Олимпийский» со строительством на площади перед стадионом высотного комплекса, влияние которого, по словам автора, должно было ощущаться вплоть до Бессарабского квартала. Тогда проект и его автор оказались в эпицентре разбушевавшихся споров и не жалеющей острых и резких слов критики.
Сегодня работы по строительству на предстадионной площади торгового комплекса «Олимпик Плаза» ведутся довольно активно, что, однако, не мешает архитекторам по ходу «корректировать эскизный проект». Над его последним вариантом совместно работали мастерские Александра Комаровского, Сергея Бабушкина, а также архитектурное агентство Benoy (Англия). И, несмотря на то, что изначально работы по завершению проекта «Олимпик Плаза» отталкивались от наработок Александра Комаровского, в окончательном варианте от них остался, пожалуй, лишь сам факт строительства комплекса на площади перед НСК «Олимпийский».
Кардинальное изменение, которое претерпел проект в процессе своей достаточно долгой эволюции – это отказ от строительства 45-этажной башни офисно-гостиничного назначения (более подробно читайте об этом на стр. 22-25 в интервью с Михаилом Ермоленко, руководителем проекта «Олимпик Плаза»). В последнем варианте «Олимпик Плаза» представляет собой строение, соотносимое по высоте с находящимися рядом зданиями. Общая площадь комплекса – 93 000 м2, из них приблизительно треть отведена под паркинг (1200-1300 машиномест), 4500 м2 займет огромный супермаркет. По краям комплекса запланировано размещение двух якорных универмагов с отдельными входами, верхние этажи займут кинокомплекс из 6 залов, рестораны и оздоровительный комплекс.
Сказать, что обсуждение проекта было бурным, означает не сказать ничего. Местами возникало ощущение присутствия при своеобразной градостроительной революции, лозунгом которой, если бы не присущий ему негативный налет, можно было бы определить всем известное: «мы старый мир разрушим, до основанья, а затем...». Такие высказывания как: «качественно новая архитектура в Киеве и в Украине», «абсолютно новый подход в архитектуре», «здание ХХI века» были лейтмотивами всего обсуждения. Это не удивительно, так как архитектурный стиль комплекса, по словам авторов проекта, перекликается «с новой волной международных дизайнов, которые заходят своими формами на 20-25 лет в будущее». Очень жаль только, что визуальная подача самого комплекса (макет и планшеты) была очень невыразительной и абстрактной. Составить конкретное впечатление о том, как же это все-таки будет выглядеть, можно было только при условии активного подключения воображения. Как заметил Осип Кривоглаз, «это фантазия, которую нужно привести в порядок».
В процессе обсуждения были высказаны самые различные мнения: от категорического «нет» («пристадионную площадь застраивать нельзя», «в проекте много градостроительных нарушений», «градостроительное преступление») до призыва все-таки дать возможность попробовать это сделать.
Основным камнем преткновения был тот факт, что появление здания принципиально нового для Киева типа архитектуры запланировано в центральной части города, что, безусловно, внесет деструктив и эпатаж в восприятие данного пространства. Будь строительство этого комплекса заявлено, например, на Левом берегу, то наверняка не вызвало бы такого количества споров.
Однако сторонников «встряхнуть провинциальную архитектуру» в зале оказалось большинство. Было ясно, что уже накоплена та критическая масса, которая позволяет не шарахаться от ультрасовременных архитектурных решений, а спокойно и взвешенно их воспринимать. Большинство присутствующих в зале выразили уверенность в том, что с реализацией этого проекта начнется новый отсчет в понимании архитектуры Киева.


03.12.2003 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА ПО УЛ. АНТОНОВИЧА, 72 В ГОЛОСЕЕВСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО «Бюро инвестиционных проектов – проектный менеджмент»
Докладчик: Григорова Т. Г.
Заказчик: Институт электросварки им. Е.Патона НАН Украины
Рецензент: Лелеко О. Д.
В ходе доклада Татьяна Григорова сообщила, что в проекте жилого комплекса из трех секций высотой 12, 17 и 25 этажей планируется разместить 102 трех- и четырехкомнатные квартиры общей площадью 15,3 тысячи м2 (два последних этажа отведены под двухуровневые пентхаусы) и паркинг на 102 машиноместа на подземном уровне, а также офисные помещения площадью 1,6 тысячи м2 (два первых этажа). Площадь отведенного под строительство земельного участка – 0,37 гектара, площадь застройки – 0,17 гектара.
Данный проект вызвал среди членов градостроительного совета оживленную дискуссию. Так, по словам руководителя Киевской государственной экспертизы Анатолия Карминского, данный проект может быть назван «...издевательством над проектированием, архитектурой и градостроительством». Он отметил, что «Бюро Инвестиционных Проектов» лишь две недели назад обратилось в Управление охраны памятников с просьбой предоставить условия по проектированию, а через 14 дней уже выставляет проект на градостроительном совете. Ссылаясь на материал ноябрьского номера «Commercial Property» «Hafen City Гамбург. Из промзоны – город-сад», Анатолий Карминский также заметил, что коэффициент интенсивности застройки (plot ratio, около 7,3) в рассматриваемом проекте значительно превышает европейские стандарты. Столь плотная застройка, по мнению экспертов, неизбежно приведет к перегрузке социальной и транспортной инфраструктуры района.
В ходе обсуждения проекта Главный архитектор Киева Василий Присяжнюк сказал, что проекты застройки данной зоны по ул. Антоновича с четырьмя запланированными проектами не будут рассматриваться вообще, пока проектанты и заказчики не представят градостроительному совету макет всей застройки района в масштабе 1:2000. «В данном случае необходимо общее решение по нескольким проектам застройки по улицам Боженко, Б. Васильковской и Антоновича», – отметил Главный архитектор. Выступающие также порекомендовали всем архитекторам, разрабатывающим свои проекты в данном районе, работать друг с другом более плотно по согласованию своих решений и созданию единой архитектурной композиции.
В то же время, Андрей Миргородский, выражая мнение по данному проекту, подчеркнул, что «Бюро Инвестиционных Проектов» со своим объектом просто стремится получить максимальную прибыль. Но при этом он поддержал идею высотной застройки данного района. «Господа архитекторы, я призываю вас – делайте коммерчески интересные проекты, но сообразно с нормами. Стоит отметить, что костел уже давно не является архитектурной доминантой данного района: улицы Антоновича и Б. Васильковская могут и должны быть высотными. Кстати, мы с вами недавно согласовали высотный проект «Укргазбанка» по Б. Васильковской, 39», – заметил он.
Таким образом, идея высотного проекта жилой недвижимости по ул. Антоновича, согласно выражению одного из выступавших, «была жестко похоронена».


03.12.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА ТОРГОВО-ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА НА ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ КВАРТАЛА, ЗАНЯТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ДОМАМИ И СООРУЖЕНИЯМИ В РАМКАХ УЛИЦ ИЛЬИНСКОЙ, БОРИСОГЛЕБСКОЙ И БРАТСКОЙ В ПОДОЛЬСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО «Институт современного проектирования»
Докладчик: Ширяев В. Г.
Заказчик: ООО «Ласточка»


фото: Сергей Хитрый

По словам докладчика, идея организации на территории бывшей фабрики одежды «Ласточка» бизнес-сити с офисными и торговыми площадями является требованием времени, и возникла на основе анализа наиболее рационального использования земельных ресурсов в столь экономически привлекательной части Киева как Подол. Роман Файнберг, руководитель проектной организации «Институт современного проектирования» отметил, что общая площадь офисных и торговых площадей после реализации первой очереди проекта составит около 18 тысяч м2. Всего же в ходе реализации проекта в квартале, ограниченном улицами Ильинской, Борисоглебской и Братской планируется создать 50 тысяч м2 площадей, в том числе в реконструированных зданиях – 14,3 тысячи м2. Общая площадь новых объектов, которые построят внутри квартала, составит около 40 тысяч м2. Из них следует выделить проект 6-этажного офисного здания площадью 20 тысяч м2. В структуре «Ласточки» будет создана парковка на 193 машиноместа. В целом проект не вызвал существенной критики и был оценен позитивно.


10.12.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА ТОРГОВО-ОФИСНОГО ЦЕНТРА С ПАРКИНГОМ И ЖИЛОГО ДОМА НА ПЛ. СПОРТИВНАЯ, 1 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО «Архитектурный союз», ООО «БИП-ПМ»
Докладчик: Бабушкин С. В.
Заказчик: ООО «Три О»



Несмотря на то, что строительство торгово-офисного центра на Спортивной площади уже ведется, представленный на градостроительном совете откорректированный проект вызвал двухчасовую дискуссию. Как и во многих других случаях, предметом обсуждения явился вопрос целесообразности строительства в центре Киева высотных зданий (рядом с непосредственно офисно-торговым центром запланировано строительство 33-этажного жилого дома на 240 квартир, который авторы проекта называют апартаментами). Но даже сторонники появления в центральной части города высоток отметили, что сама композиция проекта еще нуждается в доработке. Также в адрес проекта были высказаны пожелания увеличить количество машиномест (проектом предусмотрен трехуровневый подземный паркинг на 700 машиномест), и направить усилия инвесторов на завершение формирования архитектурной композиции Спортивной площади.


10.12.2003 - ПЛОЩАДЬ НЕЗАВИСИМОСТИ. РЕКОНСТРУКЦИЯ. ДУБЛЬ ВТОРОЙ?
10 декабря в Киевпроекте состоялось расширенное заседание градостроительного совета, на котором присутствовали руководители КГГА во главе с Александром Омельченко и представители районных администраций. Причиной для «столь серьезного собрания» был проект детального плана территории Труханова острова. Однако, прежде чем приступить непосредственно к его рассмотрению, перед участниками заседания выступил Александр Омельченко. Он отметил, что подписал распоряжение об утверждении нового состава градостроительного совета, в который теперь входит 57 человек (в предыдущем составе было 60 человек). Эта цифра не является окончательной, так как в процессе заседания выяснилось, что в состав совета не входит ни один из главных архитекторов 10 районов Киева. Возможно, что в совет будет включен и Валерий Борисов, первый заместитель председателя КГГА, начальник Главного управления экономики и инвестиций.



Обращаясь к градостроительному совету, Александр Омельченко призвал рассматривать каждый проект в перспективе нескольких десятков лет, а также замечать, критиковать и исправлять ошибки непосредственно на заседаниях совета, а не после того, как проект пройдет госэкспертизу. В качестве примера, Александр Омельченко привел, вероятно, набившую всем оскомину, ситуацию с Площадью Независимости, все архитектурные просчеты которой приписываются мэру, тогда как окончательное решение о том, какой ей быть, принимали сами архитекторы.
Мало кто из киевлян знает, что вызывающее недоумение месторасположение на Площади Лядских ворот обусловлено требованием общественности, исходя из которого они были установлены в соответствии с «исторической правдой»: «сантиметр в сантиметр».
А теперь, по словам мэра, «...все говорят, что куда я с кривого глаза тыкнул пальцем, туда их и поставили». Александр Омельченко подчеркнул, что приписывать ему все градостроительные ошибки, которые имеют место в Киеве последние 5-7 лет, не совсем правильно, так как не он занимается разработкой и утверждением проектов. Основным пожеланием мэра в адрес градостроительного совета было принимать взвешенные и грамотные решения сообща, работать единым коллективом, и «не устраивать войну архитектурных мастерских». В отношении же Площади Независимости, Александр Омельченко поручил архитекторам подумать, как наиболее безболезненно можно там «все исправить».


10.12.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕТАЛЬНОГО ПЛАНА ТЕРРИТОРИИ ТРУХАНОВА ОСТРОВА В ДНЕПРОВСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ОАО «Киевпроект»
Докладчик: Холоша А. С.
Заказчик: КП «Труханов остров», ККО «Киевзеленстрой»


Труханов остров, база отдыха «Большевик»
фото: Сергей Хитрый

После принятия Генерального плана развития Киева еще в 1965 году это уже 6-я попытка работы с территорией Труханова острова. Впервые данный проект был показан на заседании градостроительного совета еще 11.06.2003 года.
В сравнении с первоначальным вариантом, в этом процент непосредственной застройки территории был значительно сокращен. Автор проекта несколько раз подчеркивал, что целью данной работы является не застройка, а благоустройство территории острова (500 гектаров земли). Перед проектировщиками стояла задача сохранить зеленые насаждения (образ природы был первоочередным), организовать условия для круглогодичного функционирования острова, провести расчеты по функциональной нагрузке.
Детальный план территории полностью соответствует разработкам, связанным с определением ценности каждого участка острова. Строительство объектов инфраструктуры будет проводиться на наименее ценных территориях. В целом, в плане весь остров был разбит на зоны, каждой из которых отведена определенная функция. Так, на острове запланирована организация зоны культурно-массовых мероприятий и зрелищ, тихого отдыха и прогулок, развлечения и аттракционов, отдыха детей, физкультурно-спортивная, зона отдыха на пляже и развлечений на воде (все пляжи значительно расширены), хозяйственная зона.
Передвижение по острову будет обеспечивать парковый электротранспорт. От Московского моста, при условии сохранения уже существующей, запланировано строительство еще одной дороги. Возможна организация движения по острову монорельсового транспорта, а также прорабатываются вопросы создания канатной дороги на Труханов остров от ст. м. «Арсенальная».
В процессе обсуждения проекта наиболее острыми оказались вопросы, связанные с сохранением экологии, фауны и флоры острова. Лариса Скорик отметила, что недавно были проведены исследования, показавшие, что Труханов остров – единственное место в Украине, где обитают, например, некоторые редкие виды птиц и любое вмешательство в эту территорию приведет к необратимым последствиям. Нуждаются в дополнительной проработке и многие другие моменты. В целом, при условии учета всех замечаний, проект был одобрен.