Обзор рынка кинотеатров Украины


СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ


Кинотеатр IMAX в Валенсии, Испания
фото: IMAX

Первый кинотеатр в Украине, который получил название «Девятое Госкино» (сегодня это кинотеатр «Жовтень»ред.), был построен и открыт киевским отделом ВУФКа 8 ноября 1930 года в Киеве. Кинотеатр был рассчитан на 680 мест и имел 5 фойе общей площадью 408 м2.
Сегодня украинский рынок кинотеатров демонстрирует достаточно активное развитие: за последние 8 лет общее количество кинотеатров в Украине значительно увеличилось. По данным компании Cinema Analytics, по состоянию на конец 2007 года в Украине было представлено 145 кинотеатров, 245 кинозалов. До конца 2008 года эксперты прогнозируют увеличение этих показателей до 155 кинотеатров, 297 кинозалов. Свои сети развивают как местные операторы, так и иностранные, в том числе российские, однако пока еще рано говорить о конкуренции между ними. Скорее можно говорить о скрытой конкуренции между крупными игроками, которые в данный момент занимаются переделом сфер влияния, прежде всего, в региональных центрах.
Однако эксперты отмечают, что первая половина 2008 года продемонстрировала некоторое замедление выхода на украинских рынок международных операторов и приостановление деятельности вышедших, в первую очередь, в связи с необходимостью дублирования фильмов на украинский язык, которая привела к падению посещаемости и как следствие – увеличению срока окупаемости проектов.
Ситуацию с понижением посещаемости кинотеатров комментирует Оксана Кондрашова, директор компании Cinema Analytics: «Украинский дубляж был введен в феврале 2008 года. Сравнительная характеристика посещаемости кинотеатров в Украине состоянием на март 2007 года – 1 миллион 38 тысяч зрителей, на март 2008 года – 1 миллион 60 тысяч зрителей; апрель 2007 года – 1 миллион 837 тысяч зрителей, апрель 2008 года – 1 миллион 784 тысячи. Соответственно, при прогнозах увеличения этих показателей на 30%, роста практически не произошло. В мае падение остановилось и ситуация выровнялась, поскольку в обозначенный период в кинопрокате было представлено несколько «блокбастеров», которые смогли вытянуть уровень посещаемости. Эта ситуация касается первого полугодия 2008 года. На сегодняшний момент ситуация с посещаемостью немного выровнялась, однако прирост не наблюдается».
При этом эксперты отмечают, что, к примеру, во Львове и Киеве посещаемость не снизилась, поскольку и до принятия закона в этих регионах фильмы в подавляющем большинстве дублировались на украинский язык. Существенное падение уровня посещаемости наблюдалось в таких городах как Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Одесса. Как уже было отмечено экспертами выше, на начало второго полугодия 2008 года ситуация с посещаемостью выровнялась.


НАСЫЩЕННОСТЬ РЫНКА


Мультиплекс «Линия кино» в ТРЦ «Аладдин», Киев
фото: Олег Герасименко

В целом украинский рынок кинотеатров находится на этапе своего становления и отстает по насыщенности от других государств. Так, по словам Наталии Кравец, директора департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина), «показателем насыщенности рынка кинотеатров является количество кинозалов на 1 миллион жителей. На конец 2007 года в Украине этот показатель составлял 2,5 зала по сравнению, например, с 125 в США; 94 – Новой Зеландии; 60 – Италии, Германии и Великобритании; 40 – Китае; 10 – Индии и т.д. Однако необходимо принимать во внимание еще и показатель посещаемости кинотеатров, который, в свою очередь, зависит от уровня жизни населения и распределения доходов. В Украине большая часть дохода среднестатистической семьи тратится на нужды первой необходимости: продукты, товары для дома, одежду, обувь и т.д. И совсем небольшая часть остается на развлечения».
Хотя в целом, как международные, так и отечественные сети наиболее заинтересованы в киевском рынке, в последнее время они все активнее ведут работы по открытию кинотеатров в региональных центрах. Это связано, в том числе, с минимальным количеством новых торговых центров, вводящихся в эксплуатацию в Киеве в последнее время. При этом в региональных центрах выводится на рынок и заявлено к реализации большое количестве крупных ТРЦ. Даже, несмотря на то, что окупаемость кинотеатров в регионах ниже, чем в Киеве (эксперты называют сроки окупаемости от 5 лет для Киева и от 7 лет для крупных региональных центров), наличие площадей в новых ТРЦ и ненасыщенность региональных рынков делают их все более привлекательными как для локальных, так и для иностранных операторов.
В первую очередь, ненасыщенным является рынок небольших украинских городов. Однако сегодня сетевые операторы кинотеатров более охотно осваивают рынки крупных городов Украины (в первую очередь, это города-миллионники), в которых достаточное количество населения с покупательной способностью, позволяющей часто посещать кинотеатры. Соответственно, небольшие города остаются вне поля внимания основных игроков, сосредотачивающихся на крупных региональных центрах, что приводит к недостаточному развитию общего объема украинского рынка.
Виталий Бойко, директор «Украинской Торговой Гильдии», отмечает: «Сегодня освоение рынка начинается с тех городов, где есть гарантированный платежеспособный спрос на услуги кинотеатра. Иногда даже в областных центрах многозальный кинотеатр в строящемся ТРЦ – единственный в городе, и эта ситуация может оставаться неизменной еще длительное время. Это, в первую очередь, можно проиллюстрировать на примере наших проектов в Хмельницком, Житомире, Черкассах. Мы наблюдаем тенденцию, при которой операторы киносетей не хотят рисковать и медленно двигаются от столичного рынка по направлению в регионы».
Однако, говоря о ненасыщенности рынка, эксперты отмечают, что данная ситуация в различных регионах неравномерна. «В то время как недостаточная насыщенность рынка кинотеатров реально существует, даже учитывая уже введенные в эксплуатацию или заявленные к вводу в этом году проекты, отдельные города, например, Одесса, уже переступили порог насыщенности. Если же говорить о заявленных проектах строительства ТРЦ с декларируемым количеством залов, то можно сделать вывод о том, что рынок во многих регионах в ближайшие годы будет перенасыщен, т.е. заявленное количество залов превышает необходимую величину», – отмечает Виталий Бойко.


ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ, УРОВЕНЬ КОНКУРЕНЦИИ
На сегодняшний день украинский рынок кинотеатров представлен в основном отечественными сетями. Международные операторы только начинают освоение украинского рынка. Среди основных локальных игроков рынка стоит назвать сети мультиплексов «Линия Кино», «Мультиплекс-Холдинг», «Одесса-Кино», «Баттерфляй».
2007 – начало 2008 года ознаменовались для украинского рынка кинотеатров выходом международных операторов, что дало качественно новый толчок для развития данного сегмента. Выход крупнейшей международной сети IMAX, официально объявленный в 2007 году, является достаточно знаменательным событием для украинского рынка.
Ричард Л. Гелфонд, сопредседатель и управляющий директор корпорации IMAX, рассказывает: «Стратегия развития компании IMAX предполагает выход на новый рынок любой страны путем открытия одного крупного кинотеатра. Например, в Польше мы открыли кинотеатр в Варшаве, который оказался очень успешным. Это послужило толчком к вводу в эксплуатацию пяти кинотеатров в этой стране. Открытие кинотеатра IMAX в Москве также имело огромный успех: только за первый год его посетило более 300 тысяч зрителей. В Украине первый кинотеатр откроется в Киеве. В случае успеха мы планируем ввести в эксплуатацию в Украине 7-8 кинотеатров. Украинский рынок интересовал нас давно, но мы выходим на него только сейчас. Подтолкнул нас к этому шагу успех IMAX в Польше и России. Для реализации удачного проекта нам был необходим партнер, разделяющий наши взгляды, идеи, располагающий необходимыми ресурсами и связями. После продолжительных поисков такой партнер в Украине был найден – это компания «Триумф», с которой мы заключили сделку в 2006 году».
В соответствии с условиями контракта, подписанного с компанией «Триумф», до конца 2008 года в Украине должен открыться один кинотеатр IMAX, который будет размещаться в Киеве. Открытие первого кинотеатра IMAX в Украине планируется в структуре РТЦ «Блокбастер», ввод в эксплуатацию которого вначале был объявлен на конец 2007, однако перенесен на конец 2008 года. Кроме того, в планы компании входит открытие мультиплекса в Одессе в 2009 году и Харькове в 2011 году. Стратегия корпорации IMAX в Украине заключается, в первую очередь, в освоении рынков городов-миллионников.
Достаточно активно развивают свою деятельность в Украине российские операторы кинотеатров. В начале 2008 года о своем выходе на украинский рынок заявили два российских оператора: «Пять звезд» и «Кронверк Синема». Открытие кинотеатров сети «Пять звезд» планируется в Киеве (в составе ТРЦ «Днепровская пристань») и Запорожье. Общий объем инвестиций в реализацию двух проектов составит около $8 миллионов. В планах оператора на 2009-2010 годы – открытие трех мультиплексов сети «Пять Звезд» в Киеве, Одессе и Симферополе.
По информации представителей сети «Кронверк Синема», в 2008 году компания откроет три мультиплекса в Украине, два из которых – в Харькове, один – в Киеве. Общий объем инвестиций в реализацию трех проектов сети составит около $15 миллионов.
Еще две российские киносети, «Киномакс» и «Синема Парк», также находятся в процессе активного поиска помещений для размещения своих кинотеатров в Украине. В феврале 2007 года российский оператор «Синема-Парк» заявил о планах инвестировать около $40 миллионов в открытие мультиплексов на украинском рынке. К 2012 году планируется введение в эксплуатацию двух кинотеатров сети в Киеве и по одному в Одессе, Харькове и Днепропетровске.
Среди международных операторов стоит назвать польскую медиа-группу ITI, которая заявила о намерениях развивать в Украине сеть кинотеатров Multikino. Первый кинотеатр планируется открыть во Львове. Multikino – второй по величине оператор кинотеатров в Польше, входящий в медиа-группу ITI. В феврале 2008 года было объявлено о том, что медиа-группа ITI приобрела польскую сеть кинотеатров Silver Screens.
Компания Cinema City International (Cinema City), являющаяся крупнейшим оператором сети мультиплексов в Центральной и Восточной Европе, также рассматривает возможность выхода на украинский рынок.


Кинотеатр российского оператора «Кронверк Синема» в ТРК «Родео Драйв» в Санкт-Петербурге
фото: «кронверк синема»

Конкуренция на украинском рынке на данном этапе развития как таковая отсутствует, но с выходом международных операторов уже начинают зарождаться предпосылки к ее появлению. Если сравнивать, к примеру, с российским рынком кинотеатров, то здесь конкуренция уже достаточно серьезная, и ее наличие является стимулом для дальнейшего качественного развития этого сегмента. «Безусловно, конкуренция на российском рынке существует, особенно в условиях жесткого кредитования проектов. Выигрывают обычно операторы, обладающие ярко выраженной концепцией и финансовыми мощностями. Необходимо отметить также переход операторов кинопроката от исключительно многозальных кинотеатров к крупным развлекательным центрам, которые включают в себя и киноцентр, и детский развлекательный центр, и зону игровых автоматов, и боулинг, и предприятия общепита. Для девелопера такой оператор более интересен, несмотря на ставку аренды, которая в таком случае существенно снижается. Крупный сетевой оператор имеет отработанные технологии, большой резерв финансовых возможностей и является более интересным для посетителя, так как представляет большой объем предложений в одной зоне», – рассказывает Илья Афраймович, директор по развитию компании Ross Group.
Что касается международных компаний, в качестве конкурентов для себя они видят скорее тех операторов, которые только выходят на украинский рынок, а не локальных игроков.


КИНОТЕАТР КАК ЯКОРЬ В ТРЦ
Кинотеатр является одним из основных якорей и одним из важнейших элементов развлекательной составляющей ТРЦ, поскольку он способствует привлечению дополнительных потоков посетителей и формированию целостной концепции ТРЦ как центра досуга и приятного времяпрепровождения.
«Кинотеатр является своеобразным центром притяжения, так как поход в торговый центр становится не просто шоппингом, а проведением досуга. Зона развлечений и общественного питания позволяет удержать посетителя, удовлетворить не только потребности в совершении покупок, но и доставить удовольствие. Размещение больших развлекательных зон в торговых центрах оказывает влияние на доходность проекта, уменьшая среднюю ставку аренды, однако играет большую роль в его популярности и посещаемости», – отмечает Илья Афраймович.
Однако эксперты рынка сходятся во мнении, что кинотеатры скорее следует называть миниякорями, поскольку они аккумулируют ежедневно около 800-2500 посетителей, в том время как, к примеру, гипермаркет – 10 000-20 000 человек в день.
Существуют следующие положительные факторы размещения кинотеатра в структуре ТРЦ для девелоперов:
– привлечение дополнительного потока посетителей в ТРЦ;
– существенное увеличение времени пребывания посетителей в ТРЦ;
– известный оператор кинотеатра в структуре ТРЦ является показательным фактором для других арендаторов, принимающих решение об аренде помещений в данном объекте;
– формирование благоприятного имиджа и усиление конкурентоспособности торгового центра на рынке;
– готовность кинотеатра арендовать большие, труднодоступные площади на длительный срок;
– стабильность получаемого дохода (контракты с операторами кинотеатров, как правило, заключаются на долгосрочной основе).
Если говорить об отрицательных моментах, то девелоперы отмечают в некоторых случаях значительное увеличение стоимости строительных работ, связанное с индивидуальными требованиями операторов касательно конструктивных особенностей и инженерии в той части здания, где будет располагаться кинотеатр. «В большинстве случаев размещение в структуре ТРЦ кинотеатра приводит к удорожанию проекта на 20-25%. Однако, несмотря на это, девелоперы согласны идти на данные расходы, так как кинотеатры повышают привлекательность торгового центра, формируют большие, постоянные потоки посетителей, которые выгодны для ТРЦ», – комментирует Наталия Щербак, директор по развитию компании «Край Проперти».
Также девелопер должен учитывать, что срок отделочных работ у операторов кинотеатров, в отличие от торговой галереи, более длительный и составляет, как правило, 6-8 месяцев. Поэтому арендодатель должен предусматривать жесткие штрафные санкции в предварительном договоре касательно процедуры проведения ремонтных и отделочных работ, поскольку в это же время проводятся завершающие отделочные работы во всем торговом центре.


ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ КИНОТЕАТРОВ В СТРУКТУРЕ ТРЦ
Эксперты отмечают, что как локальные, так и иностранные операторы на площадях торговых центров в основном открывают мультиплексы с количеством залов от 3 до 7. При этом все операторы предлагают широкий спектр дополнительных услуг, используют современный дизайн и медийные технологии. Также большинство из них проводит масштабную маркетинговую политику. Что касается расположения, то, как правило, мультиплексы размещаются на верхних этажах ТРЦ или в конце пути покупательского потока. Менее удачным расположением является размещение в отдельном крыле здания или отдельно стоящем здании рядом с ТЦ. Обычно кинотеатры располагают в непосредственной близости от других развлекательных составляющих (боулинга, игровых залов), а также фуд-кортов. Наталия Кравец при этом отмечает, что «для операторов кинотеатров размещение рядом с фуд-кортом приносит некоторые минусы. Во-первых, у них всегда есть снэк-бары, где можно перекусить, а фуд-корт – это дополнительная конкуренция; во-вторых, часто посетители пытаются пройти в кинотеатр с едой, приобретенной в фуд-корте, и этим создают проблему дополнительного мусора, а также загрязнения кресел в залах, что мешает просмотру фильма другими зрителями».
Общая площадь кинотеатров в структуре ТРЦ может варьироваться от 5 до 10% арендуемых площадей в зависимости от формата и концепции ТРЦ. «Сегодня операторам кинотеатров предлагается площадь в среднем в объеме 2000 м2 под размещение многозального кинотеатра. Размеры залов и количество посадочных мест зависят от особенностей каждого конкретного проекта, месторасположения ТРЦ, целевой аудитории, конкурентной среды, ментальности жителей, концепции ТРЦ», – рассказывает Лилия Миненко, заместитель директора по коммерческим вопросам компании «Домус».
Если говорить о расходах на оборудование кинотеатров, Антон Пугач, генеральный директор «Мультиплекс-Холдинг», отмечает: «На рынке кинотеатров стоит говорить о расходах на оборудование одного зрительского кресла. В сети наших кинотеатров этот показатель составляет $2200, соответственно, объем расходов на строительство и оборудование одного зала составляет ориентировочно $500 000».
Что касается сотрудничества между девелоперами и операторами кинотеатров, то, как правило, кинотеатр является одним из первых арендаторов ТРЦ, с которым ведутся переговоры. Общение начинается на этапе проектирования, что связано, в первую очередь, с тем, что операторы выдвигают индивидуальные требования к архитектурной концепции и инженерным решениям проекта. К основным требованиям операторов, как правило, можно отнести конструктивные особенности помещений, допустимые нагрузки на пол и перекрытия, шаг колонн, дополнительные системы вентиляции и отопления.
Виталий Бойко также отмечает: «Площади под кинотеатр должны иметь так называемую наклонную плиту-«гребенку», на которую будут установлены сиденья зала-амфитеатра и помещение для кинопроекционной техники. Кроме того, в зале должны быть потолки высотой не менее 6-7 метров. Данные особенности девелопер должен предусмотреть в проекте всего здания, и расходы на строительство этой части объекта, естественно, несет девелопер. А вот все остальные работы по созданию кинотеатра – строительство основной магистрали, интерьер, подводку сетей, вентиляции и т.д. – осуществляет за свой счет и по своему проекту оператор».
 


    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    

Сравнительная характеристика и типичные условия по размещению в ТРЦ для зарубежных и отечественных операторов кинотеатров
Зарубежные операторы кинотеатровОтечественные операторы кинотеатров
Активно развиваются в Украине с 2007 годаНачали активно развиваться в Украине с 2002 года
Помещение передается девелопером в состоянии turn-to-key (без конечной отделки, с амфитеатрами, все системы жизнеобеспечения разведены согласно проекту оператора)Помещение передается девелопером в состоянии shell-in-core (без отделки, без разводки систем жизнеобеспечения, без амфитеатров)
Девелопером выделяется компенсация за отделочные работы (от $400/м2)Девелопером не выделяется компенсация за отделочные работы
Минимальная арендная ставка или процент от оборотаАрендная ставка с ежегодным повышением
Срок аренды – от 10 летСрок аренды – 7-10 лет
Операторы готовы оплачивать маркетинговые расходы в ТРЦОператоры часто не готовы оплачивать маркетинговые расходы в ТРЦ

По материалам Colliers International


ВЫБОР ПАРТНЕРА
При осуществлении выбора оператора, который разместит свой мультиплекс на площадях торгового центра, девелопер, в первую очередь, обращает внимание на надежность и репутацию потенциального партнера, узнаваемость брэнда.
По словам Наталии Щербак, ее компания при выборе оператора кинотеатра учитывает следующие факторы:
– количество открытых кинотеатров;
– профессионализм оператора;
– качество услуг, предоставляемых оператором;
– репутация оператора на рынке;
– узнаваемость брэнда и лояльность потребителей;
– рекламная политика оператора;
– опыт регионального развития;
– уровень арендных ставок, которые готов заплатить оператор, и гарантии соблюдения договорных отношений.
Украинские девелоперы на сегодняшний день в основном работают с локальными операторами, однако в то же время проявляют большой интерес к заключению контрактов с международными компаниями. Эксперты отмечают, что главными отличиями между локальными и иностранными операторами являются большой опыт работы российских и международных компаний, высокий уровень их профессионализма, применение современных мультимедийных технологий и дизайна, умение адаптироваться к конкретному проекту и городу.
Лилия Миненко отмечает: «К сожалению, в настоящее время на украинском развлекательном рынке представлено недостаточное количество международных операторов кинотеатров, особенно после ситуации с дублированием фильмов на украинский язык. Многие компании, заявлявшие о выходе на украинский рынок, приостановили свою работу в нашей стране. Конечно, нам было бы интересно посотрудничать с ведущими российскими или международными сетями, так как принцип работы таких компаний значительно отличается от работы наших национальных операторов».
Операторы, в свою очередь, также проводят маркетинговые исследования, прежде чем войти в какой-либо проект торгово-развлекательного центра. «Перед тем как вступить в переговоры по организации мультиплекса в ТРЦ, мы оцениваем потенциал города, месторасположение ТРЦ, его формат и успешность, конкурентное окружение, доступность и, конечно, коммерческие условия. Количество залов рассчитываем не только исходя из формата ТРЦ, но и потенциала города, района, конкретного места. Предпочитаем сами выходить с предложением по объему необходимой площади и количеству залов. Как правило, такой подход устраивает и девелопера, и оператора. Безусловно, при принятии решений мы руководствуемся стратегическими планами развития нашей компании», – рассказывает Ирина Заря, генеральный директор сети кинотеатров «Линия кино».
 


    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    

Основные сети мультиплексов Украины
Название сетиГорода размещенияКоличество кинотеатров
«Баттерфляй»Киев, Бровары4
«Линия кино»Киев, Ивано-Франковск4
«Мультиплекс-Холдинг»Киев, Николаев, Донецк, Кривой Рог, Полтава, Винница9
«Одесса-Кино»Днепропетровск, Киев, Одесса4

 


    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    


    
    


    
    
    


    
    
    


    
    

Примеры размещения кинотеатров в ТРЦ Киева
Название сетиТорговый центрКоличество залов
«Баттерфляй на Петровке»ТЦ «Мега Маркет»3
«Линия кино»ТРЦ «Аладдин»4
ТРЦ «Магелан»3
ТРЦ «Метрополис»3
«Мультиплекс-Холдинг»ТРЦ «Комод»4
«Одесса-Кино»ТРЦ «Караван»4
ТРЦ «Универмаг «Украина»5



АРЕНДНЫЕ СТАВКИ
В Украине на данный момент наиболее распространенной формой взаимоотношений между девелопером и оператором является аренда.
Зарекомендовавшая себя в Европе схема построения взаимоотношений между арендодателями площадей в ТРЦ и операторами кинотеатров на основе процента от оборота пока еще не распространена в Украине. «На украинском рынке такие прецеденты пока не зафиксированы, но переход на схему «минимальная арендная ставка + процент от оборота» произойдет в ближайшее время. Во всяком случае, те сети, с которыми мы ведем переговоры, выставляют это условие как принципиально важное», – отмечает Наталия Кравец.
На сегодняшний день, по данным компании Colliers International (Украина), существует чистая средняя арендная ставка для кинотеатров в Киеве, составляющая $12-18/м2/в месяц, и в регионах – $8-12/м2/в месяц. При этом размер ставки зависит от характеристик проекта (месторасположения, формата, размера, предполагаемой посещаемости), от площади помещения под кинотеатр, а также состояния передаваемого помещения. Последние 5 лет наблюдалось ежегодное повышение арендных ставок для кинотеатров на 5-10% в год.
Операторы отмечают, что ставки аренды для кинотеатров являются довольно высокими, и при этом девелоперы стараются переложить все расходы по капитальному строительству на оператора. Ирина Заря комментирует: «На сегодняшний день все девелоперы предлагают высокие арендные ставки, которые, как правило, в процессе переговоров меняются. Наша компания устанавливает для себя пороговую ставку, и если не удается договориться, мы не заходим в данный проект ТРЦ. К тому же, на сегодняшний день почти все девелоперы пытаются переложить на плечи операторов кинотеатра все расходы, связанные с капитальным строительством. Иногда возникает ситуация, когда девелопер предлагает площадь пятна застройки, а оператор выполняет все капитальные строительные, инженерные и прочие работы. Девелопер после этого сдает ему это помещение в аренду и зачастую по достаточно высокой арендной ставке. При этом договора более чем на 7-10 лет многие девелоперы просто не готовы заключать, что, соответственно, также создает много проблем для операторов. На Западе существует практика сдачи голого пятна под кинотеатр, однако арендная ставка при этом составляет $7/м2 и зафиксирована на 3-5 лет неизменной. Конечно же, такие условия приемлемы для операторов. В региональных центрах Украины ситуация не очень отличается от Киева, а инвестиции в организацию кинотеатра такие же, как и в крупных городах. Например, наша компания на практике столкнулась с ситуацией, когда во львовском ТРЦ арендные ставки были предложены изначально выше, чем в среднем по Киеву, и о снижении нам договориться не удалось».


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Эксперты сходятся во мнении, что у рынка кинотеатров Украины довольно хорошие перспективы развития. Они связаны, в первую очередь, с недостаточной насыщенностью рынка, строительством большого количества новых торговых центров, особенно в регионах, с возрастающим уровнем покупательной способности населения.
При этом эксперты отмечают, что ситуация с падением посещаемости в первой половине 2008 года негативно отразилась на развитии рынка. Показатели рентабельности существенно снизились, и многие операторы столкнулись с проблемой того, что в связи с достаточно высоким уровнем арендных ставок и низким уровнем посещаемости, они выходят практически на нулевую рентабельность. Однако в начале второго полугодия 2008 наметилось выравнивание ситуации с посещаемостью.
Однозначно можно сделать вывод, что действительно хорошие шансы удержаться и занять лидирующие позиции на рынке есть только у крупных кинотеатральных сетей, готовых вкладывать существенные инвестиции в развитие и продвижение своих кинотеатров. При этом международные операторы могут значительно потеснить локальных игроков, поскольку при принятии решения о размещении мультиплекса на площадях своего ТРЦ украинские девелоперы, имея уже сейчас широкий выбор операторов, будут склоняться к привлечению компаний, обладающих наибольшим опытом и новейшими технологиями.