Обзор Архитектурно-градостроительных советов в Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды («ГЛАВКИЕВАРХИТЕКТУРА»)

Commercial Property №1 (1) сентябрь 2003

27.08.2003 - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАСТРОЙКИ НАБЕРЕЖНОЙ ПРАВОГО БЕРЕГА ДНЕПРА С РЕАБИЛИТАЦИЕЙ ПРИЛЕГАЮЩИХ СКЛОНОВ И ПАРКА

Проектная организация: АМ «Г. Духовичный», АБ «Юрий Бородкин», НСАУ

Докладчики: Духовичный Г.С., Бородкин Ю.Н., Воробьев В.В.

Заказчик: ДП со 100% иностранными инвестициями «Союзконтракт Инвестмент»

Рецензент: Лишанский Е.Ю.

На градостроительных советах вопрос реконструкции инфраструктуры и застройки набережной правого берега Днепра поднимался много раз даже в 1980-х. Но только теперь, кажется, есть серьезный инвестор, готовый довести задуманное ранее и ныне до конца. Если говорить об общей идее проекта, то он затрагивает территорию от Почтовой площади до пешеходного моста на Труханов остров и далее – до моста Метро. Сообразно киевской тенденции последних лет, вдоль ул. Набережно-Крещатицкой планируется ликвидация трамвайной линии, соединяющей Подол с левым берегом через мост Патона.

Днепровские склоны правобережья, вид на Подол
фото: Александр Микула

Саму же автомагистраль, возможно, даже несколько расширят, добавив по одной полосе движения в каждом направлении. Кроме того, частично на месте ликвидированной трамвайной линии будут созданы «островки» автомобильных парковок. Застройка набережной была обсуждена лишь в общих чертах, речь не шла об объектах конкретного функционального назначения, хотя всеми подразумевалась общая линия застройки зданиями небольшой этажности, в которых разместятся офисные, торговые и развлекательные объекты. Было также указано на необходимость создать большое количество «связующих звеньев» набережной с «верхним Киевом» – лестниц, дорожек или даже автомагистральных решений. Озабоченность архитекторов вызвало сохранение парковой зоны на склонах Днепра, вопрос, в какой мере можно допустить и нужно произвести вырубку, реализовать омоложение посадок и провести ландшафтную реконструкцию зеленых насаждений. В целом, проект был оценен положительно и признан необходимым городу, однако проработка конкретного проектного решения потребует от проектных организаций дальнейшего проведения больших объемов работ.

Особенно интересны также «субпроекты» крупномасштабной реконструкции набережной, рассмотренные градостроительным сообществом в контексте предыдущего начинания. Первый из них, затрагивающий район Почтовой площади, был представлен Смирновым В.П. (проектная организация: ООО «АБ «Смирнов и Ко», заказчики: ООО «Ярославов Вал» и ООО «Эпоха») и касался возможности постройки гостиницы по ул. Сагайдачного 15 и офисного центра по ул. Набережно-Крещатицкой 1-а. Строительство отеля выглядит логичным в продолжение строительных планов (возведение офисного центра по ул. Боричев Ток). Каков будет окончательный проект строительства отеля, пока сказать тяжело. Градостроительное сообщество в большинстве своем также выразило мнение о несостоятельности планов застройки парковых территорий на склонах возле фуникулера (в продолжение структуры архитектурных решений Боричевого Тока на нижних склонах Владимирской горки). Тем не менее, возможность постройки офисного центра по Набережно-Крещатицкой была признана возможной и реальной, однако требующей дальнейшей доработки.

НАДО – ПРОРУБИМ! ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРВОГО КИЕВСКОГО ТОННЕЛЯ

Второй проект, представленный скорее как общая концепция Владимиром Воробьёвым, куда более интересен с точки зрения «прорыва» в городской транспортной инфраструктуре. Речь идет о строительстве тоннеля под центральной частью Киева и рекой Днепр. Предварительно планируется создание гигантского инженерного сооружения длиной около 13,5-15 километров. Проект предусматривает создание подземной автомагистрали от Броварского проспекта в районе ст. м. Левобережная до площади Победы с несколькими выходами, скорее всего, на ул. Набережно-Крещатицкой, пл. Европейской, бул. Т. Шевченко в районе пл. Бессарабской. Даже беглого взгляда на векторы транспортных потоков столицы будет достаточно, дабы осознать необходимость подобного решения. Однако реализация проекта такого уровня требует создания очень серьезного технико-экономического обоснования; исследования геологических пластов, пород и процессов чуть ли не «по сантиметрам»; поиска целого ряда инвесторов, возможно, даже консорциума, готового вложить в проект огромные средства и не рассчитывать на быструю окупаемость вложений, в том числе и при введении платы за пользование тоннелем.

Как показывает практика самых опытных европейских тоннелестроителей, норвежцев, даже с использованием передовых технологий прокладка тоннеля длиной в 15 километров минимально займет около 3 лет. А если принять во внимание отсутствие у украинских строителей необходимого оборудования (метростроевцы вряд ли смогут помочь, поскольку их щиты не рассчитаны на формат магистрального автомобильного тоннеля с несколькими полосами движения в каждую сторону; нет надлежащих крепежных технологий) и большого опыта подобной деятельности, то проект кажется несколько призрачным. Привлечение же иностранного генерального подрядчика строительства с широким опытом работы в данной сфере также маловероятно, поскольку это взвинтит проектную стоимость на порядок.

Показательна аналогичная попытка в начале-средине 1990-х, когда при строительстве Сырецко-Печерской линии киевского метрополитена на Позняки-Осокорки тоннельный вариант прокладки путей под Днепром потерпел полное фиаско, в основном, по причине того, что строительство нового мостового перехода оказалось рентабельнее прокладки тоннеля. Хотя, в общем, идея очень прогрессивна, ее воплощение в жизнь в Киеве представляется революционным, пусть даже в среднесрочной перспективе. Если проект будет реализован, то в столице Украины появится тоннель, входящий в десятку длиннейших в Европе. Самый длинный тоннель Старого Света находится в западной Норвегии – Лэрдальский (23,5 километра), на несколько километров ему уступают субальпийские магистрали: Симплонский, Сен-Готардский тоннели.

03.09.2003 - ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОТЕЛЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ» ПО УЛ. Б.ХМЕЛЬНИЦКОГО 17/52 С РАСШИРЕНИЕМ ПОД ОФИСНО-ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС ПО УЛ. Б.ХМЕЛЬНИЦКОГО 17/52-19 В ШЕВЧЕНКОВСКОМ РАЙОНЕ

Заказчик: ООО «Ярославов Вал»

Проектная организация: ПТАМ «С. Бабушкин»

Докладчик: Кресальный Г.Н.

фото: Александр Гаврилов

История со строительством отеля «Театральный» длится уже 7 лет и, судя по всему, подходит к своему логическому завершению. Похоже, что новый девелопер объекта намерен перепрофилировать его под некую совокупность жилого, офисного и торгово-развлекательного комплекса. В рассмотренном эскизном проекте здания предусмотрено создание верхотурного элемента в виде облицованной стеклом сферы как ключевого акцента. Самым ярким аналогом эскиза в перспективе объема и восприятия нам представляется существующая конструкция главной спортивной арены Стокгольма – «Глобуса». Именно стеклянный шар в плане здания вызвал самые существенные споры. Некоторые архитекторы резонно заметили, что решение очень смело и экстравагантно, однако структуру сферы стоило бы «поднять на постамент», дабы она «не каталась как шарик по крыше». Проект отправлен на доработку.

03.09.2003 - ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ С ПРИСТРОЙКОЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ПОД БАНКОВСКО-ОФИСНЫЙ ЦЕНТР И СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДЗЕМНОГО ПАРКИНГА ПО УЛ. Б. ВАСИЛЬКОВСКОЙ 39 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ

Заказчик: ОАО АБ «Укргазбанк»

Проектная организация: КПТАМ «Я. Виг»

Докладчик: Виг Я.Я.

РецензентПашенько А.В.

Как стало известно, ОАО АБ «Укргазбанк» приобрел участок на вторичном рынке, не имея никаких обязательств сохранения профильной специализации строения на нем. Сам участок – неправильной формы, выходит на ул. Б.Васильковскую, но основная его масса расположена внутри двора. Главное здание участка было построено в 1970-х как республиканский дом моделей с сопутствующим фабричным производством. Место дислокации объекта хорошо известно по недавним публикациям СМИ: в соседнем, 37-м доме по ул. Б.Васильковской в августе произошло обрушение фасада. Как сообщили в ОАО АБ «Укргазбанк», эта финансово-кредитная организация также исследует возможность приобретения близлежащих зданий и заявила о намерении приобретения дома №37, в случае, если столичные власти примут решение о его сносе. Если сделка состоится, то, по некоторым данным, ОАО АБ «Укргазбанк» возведет на освободившемся земельном участке еще один офисный центр с объектами хай-стрит ритейл на первом и втором этажах. Таким образом, данная зона по ул. Б. Васильковской в будущем может превратиться в еще один киевский бизнес-сити.

Несмотря на формулировку «реконструкция», докладчик дал понять градостроительно-архитектурному сообществу, что речь идет, по сути, о строительстве «с нуля». По мнению Яноша Вига, существующая фундаментная плита (75 сантиметров), уровень износа конструкций, инженерных систем не представляет возможной реконструкцию данного объекта как таковую. Ныне существующее здание морально устарело. Это же мнение, по сути, подтвердил и рецензент. По словам докладчика, заказчик заинтересован в постройке объекта общей площадью более 20 тысяч м2 в самые сжатые сроки, вся необходимая документация для демонтажных работ и начала строительства уже готова.

Эскизный проект офисного центра
фото: Александр Гаврилов

Живую дискуссию вызвала высотность проекта – более 20 этажей. При обсуждении прозвучало несколько мнений, в том числе называлось неоправданное стремление к возведению «неокультовых сооружений» или склонность к «готике», но победил лейтмотив, что высотная архитектура к лицу столице. При обсуждении градостроительное сообщество обратило внимание на малое количество парковочных мест – 67. Удовлетворенность вызвала инфраструктура – главный подъезд к паркингу будет выполнен со стороны ул. Шота Руставели, со стороны ул. Б. Васильковской расположится въезд на небольшой гостевой паркинг (все параметры согласованы в ГАИ). В общем проект был одобрен.

03.09.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ ЗАСТРОЙКИ УЛ. ПРОТАСОВ ЯР В СОЛОМЕНСКОМ РАЙОНЕ

Проектная организация: ПБ ГО «Центр градостроения и архитектуры»

Докладчик: Егоров В.Х.

Заказчик: «Киевглавархитектура»

В урочище Протасов Яр в Соломенском районе Киева вскоре появится жилой район с населением 25 тысяч человек. Общая площадь зданий, согласно проектам застройки, составит порядка 450 тысяч м2. По словам докладчика, участок под застройку составляет 44 гектара, он протянулся вдоль северной стороны ул. Протасов Яр. Главным строительным акцентом является развитие жилой недвижимости, причем «террасным» способом – от высотной в глубине до 5-6 этажных «фасадных» зданий, выходящих на улицу. В начале и конце улицы будут построены торговые центры.

Что касается южной стороны ул. Протасов Яр, то здесь, как известно, находится лыжный спортивный комплекс. Предварительно было решено сохранить его и даже дать зеленый свет в развитии, запланировав создание других инфраструктурных объектов рекреационного типа (в т.ч. гостиницы, ритейл-объектов со спортивной товарной номенклатурой).

Представитель заказчика проектов застройки, первый заместитель начальника «Киевглавархитектуры» Андрей Миргородский в ходе обсуждения высказал мнение, что конкретный проект застройки ул. Протасов Яр будет осуществлен в самое ближайшее время. По его данным, проект может рассчитывать на всестороннюю поддержку киевского городского головы Александра Омельченко.

10.09.2003 - КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ РАССМОТРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ДВУХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПО УЛ. МЕЧНИКОВА 5-Б, ОФИСНОГО ЦЕНТРА ПО УЛ. МЕЧНИКОВА 1, И МЕДИЦИНСКОГО КОМПЛЕКСА ПО УЛ. ШЕЛКОВИЧНОЙ 39/1 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ

Проектная организация: ООО «Ардок»

Докладчик: Брыль А.В.

Заказчик: ООО «Промстройиндустрия»

На одном из последних заседаний архитектурно-градостроительного совета вокруг этого проекта разгорелись нешуточные страсти. Обсуждалась концепция новой застройки одного из кварталов Печерского района: на месте клиники им. академика Богомольца, прилегающего к ней парка и ряда ветхих построек авторы проекта предложили возвести жилые и офисные здания, а также новую поликлинику (в соотношении 70% и 30% соответственно).

фото: Наталия Лисняк

Дебаты, вызванные этим проектом, не случайны. Одним своим появлением он поднял на поверхность много вопросов, решение которых очень актуально для Киева. Среди них стоит назвать строительство нового здания для уникального в своем роде медицинского учреждения, помещения которого на сегодняшний день находятся в довольно плачевном состоянии, реставрацию исторической парковой зоны в центре города (парк им. Богомольца), ликвидацию хронических транспортных заторов на пересечении улиц Шелковичная и Мечникова, обустройство удобного спуска внутри квартала к станции метро «Кловская». Не менее важный акцент был сделан и на проблеме сохранения особенностей ландшафта района с террасообразным расположением домов.

В целом, проект, как одна из первых попыток комплексной реконструкции этой части Печерска, был принят одобрительно. Он отправлен на дальнейшую доработку с учетом всех высказанных пожеланий.

10.09.2003 - КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ РАССМОТРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕУКРАИНСКОГО ПАРКА ПАМЯТИ БОРЦОВ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ В ДЕСНЯНСКОМ РАЙОНЕ КИЕВА (УЛ. БАЛЬЗАКА – ПР. ГЕНЕРАЛА ВАТУТИНА) С РАЗМЕЩЕНИЕМ ЖИЛЫХ МИКРОРАЙОНОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Проектная организация: ООО «ДПИК»

Докладчик: Магура Т.И.

Заказчик: КП «Ватутинскинвестстрой»

В недалеком будущем на Троещине может появиться новый, 27-й, микрорайон. Для его предполагаемого строительства отведен один из пока не освоенных участков – сразу за Московским мостом на берегу Десенки. На нем возведут порядка 48 тысяч м2 жилья и построят подземный паркинг на 300 машиномест. Как ни удивительно, отправной точкой в разработке проекта стал Указ Президента Украины о создании в этом месте парка памяти борцов за свободу и независимость Украины, изданный в 2000-м году. Тогда же произошла и торжественная закладка камня, обозначившая месторасположение парка. Но, так как облагораживание большой территории требует значительных за- трат, решили «совместить приятное с полезным» и инвестировать в этот участок деньги на строительство целого микрорайона элитного жилья со своей инфраструктурой, парковой и аквапарковой зонами.

На заседании градостроительного совета были представлены 3 варианта решений по застройке этого района, над которыми работали и отечественные, и западные специалисты. В этих вариантах, как в пасьянсе, перетасованы 5-6-этажные и высотные дома, парковая зона (порядка 40 гектаров), бассейн, торгово-развлекательный комплекс.

«Неприкосновенным» оставался только участок в 11-13 гектаров на самом берегу реки. Именно он достался московским подрядчикам в рамках строительного обмена между Киевом и Москвой.

Ни один из предложенных вариантов не был принят как окончательный. При обсуждении проекта высказывались самые разные мнения: от вопроса целесообразности размещения еще одной зоны отдыха рядом с уже существующей, огромным парком «Дружбы народов» до замораживания всяких архитектурных разработок этой территории лет так на 20. Была также озвучена мысль о том, что данный участок заслуживает проведения международного конкурса проектов.

Работа над проектом, по большому счету, только началась. Однако уже сейчас ясным становится то, что при грамотном, комплексном подходе этот новый микрорайон Троещины может стать одной из самых комфортабельных жилых зон Киева.

Рекламный PRорыв

Возможно, в скором времени в Киеве появится новый вид рекламных носителей. Речь идет о сити-лайтах (лайт-боксах), крепящихся на фонарных столбах вдоль проезжей части. Высота их расположения над землей – 4 метра. Смена рекламного плаката в одном лайт-боксе, при условии применения соответствующей техники, занимает около 20 минут. Этот вид рекламы уже давно используется в Москве. Среди его преимуществ: лайт-боксы не занимают места на тротуарах, а ночью служат дополнительным источником освещения на дорогах.

10.09.2003 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА УНИВЕРСАЛЬНОГО ТОРГОВОГО ЦЕНТРА НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ УЛ. МАЛИНОВСКОГО И ОБОЛОНСКОГО ПРОСПЕКТА В ОБОЛОНСКОМ РАЙОНЕ КИЕВА.

Проектная организация: ДПИ «Днепроверфь»

Докладчик: Царегородцев Ю.В.

Заказчик: ООО «Курени»

Рецензент: Лапоногов С.И.

фото: Наталия Лисняк

На обсуждение градостроительного совета был представлен проект оболонского торгово-развлекательного комплекса «Курени», строительство которого ведется с января 2003 года. Это трехэтажное здание с подземным паркингом на 165 мест. На первом этаже (высота 6,6 метра) расположится супермаркет, а также торговые залы с бытовой техникой. На втором этаже (4,2 метра) – торговые галереи с непродовольственными товарами, 2 ресторана и 4 кафе. На третьем (6 метров) – развлекательный центр (боулинг, бильярд, игровые автоматы, детская площадка, зона отдыха, фаст-фуд корты). Соединение между этажами будет осуществляться за счет открытой лестницы, эскалаторов, 4-х грузопассажирских лифтов и 4-х лифтов, обслуживающих хозяйственно-техническую часть. Вход в торгово-развлекательный комплекс планируется как с наземного уровня, так и непосредственно из подземного перехода ст. м. «Оболонь». В целом проект был одобрен. В качестве основного замечания прозвучало пожелание облагородить «тыльную» часть территории комплекса, выходящую на озеро Опечень, разместить там открытые кафе и площадки для отдыха.